СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный творческий проект на тему "Амфибии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Амфибии являются необходимым звеном в нашей многообразной природе. Люди порой с отвращением и неприязнью относятся к земноводным, не понимая, что все формы жизни нужно уважать. В данном проекте мы хотим показать, какими удивительными и прекрасными могут быть эти животные.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный творческий проект на тему "Амфибии"»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении» города Магнитогорска

Творческий проект

Амфибии

Выполнила: ученица 7 «А» класса Пилихоц Анастасия

Наставник: учитель биологии Ветчинина Светлана Сергеевна

Магнитогорск, 2021



Оглавление

Введение 3

Глава I. Амфибии - удивительные животные 4

1.1 Приспособления амфибий к условиям окружающей среды. 4

1.2 Роль амфибий в природе. 6

1.3 Самые удивительные представители амфибий на нашей планете. 6

Глава II. Создание атласа 10

2.1 Создание иллюстрированного атласа. 10

Заключение 11

Приложение 13




Введение

Амфибии – это небольшая группа позвоночных животных, которая занимает положение между настоящими наземными хордовыми и рыбами. В зависимости от того, на какой стадии жизненного цикла находится амфибия, они обитают то на суше, то в воде. Поэтому земноводных ученые относят к полуназемным, полуводным хордовым животным. Данный класс имеет тесную связь с водной средой обитания [1].

Амфибии являются необходимым звеном в нашей многообразной природе. Люди порой с отвращением и неприязнью относятся к земноводным, не понимая, что все формы жизни нужно уважать. В нашем проекте мы хотим показать, какими удивительными и прекрасными могут быть эти животные.

Цель: создание иллюстрированного атласа «Эти удивительные амфибии».

Задачи:

  1. Изучить, используя литературу, внешнее строение земноводных и их приспособления к условиям окружающей среды.

  2. Выяснить роль амфибий в природе, их огромное значение в пищевых цепях.

  3. Выделить и описать из большого многообразия амфибий нашей планеты самых удивительных и интересных.

  4. Создать иллюстрированный атлас «Эти удивительные амфибии», используя свои художественные изображения, выполненные в технике акварельной живописи.


Глава I. Амфибии - удивительные животные

1.1 Приспособления амфибий к условиям окружающей среды. Земноводные появились на суше около 300 миллионов лет назад. Древние земноводные, как и многие другие существа, произошли от древних рыб, со своеобразным строением парных конечностей. Амфибии стали одними из первых хордовых животных, у которых в прошлом развились ноги, и они могли выйти на сушу. За много лет жизни на суше происходила некая эволюция, которая вызвала ряд изменений в их строении и приспособлениям к условиям окружающей среды. Земноводные отличались от водных созданий большой грудью, что способствовала развитию дыхательной системы. [2]

Смена водной среды обитания на сушу - чрезвычайно сложный процесс, поскольку условия суши и воды резко отличны. Эти отличия касаются всех факторов среды. Если колебания температуры в воде не превышают 25-30°, то на суше они достигают 120°. При этом здесь (если учитывать поверхность почвы) очень велика не только сезонная, но и суточная амплитуда, доходящая до 60° и более. Условия влажности, постоянные в водной среде, на суше резко колеблются, и на большей части земной поверхности влажность относительно невелика. Количество кислорода в воздухе более или менее постоянно и примерно в 10 раз больше, чем в воде. Концентрация углекислоты в атмосфере также значительно большая, чем в воде.

В водной среде не требуется почти никаких усилий для поддержания тела, в то время как с выходом на сушу эти усилия возрастают, поскольку удельный вес тела увеличивается во много раз. Кроме того, на суше точка опоры - земля располагается внизу, тогда как в воде плотная среда, на которую можно опереться, окружает животных со всех сторон. Совершенно иными в воздушной среде оказываются и законы распространения звука, света и т. п.

Таким образом, переход из одной среды в другую неминуемо сопровождается глубочайшей перестройкой всей организации животного.

Земноводные отличаются от рыб утратой органов боковой линии и изменением строения глаза и уха. Глаза земноводных приспособлены для рассматривания предметов в воздухе на более или менее далёком расстоянии. Приспособления эти выражаются преимущественно в выпуклой форме роговицы, в форме хрусталика, имеющего вид двояковыпуклой линзы, но и в присутствии подвижных век, защищающих глаз от высыхания и засорения. Аккомодация, как и у рыб, достигается лишь перемещением хрусталика, однако не при помощи серповидного отростка, а путём сокращения ресничной мышцы, характерной для наземных позвоночных.

Орган слуха земноводных ещё в большей степени, чем глаза, отличается от соответствующего органа рыб. Кроме внутреннего уха у земноводных имеется второй отдел среднее ухо, в котором помещается слуховая косточка. Таким образом, орган слуха приобретает значительно более сложное строение, приспособленное к восприятию звука в газообразной среде.

Однако особенности строения амфибий свидетельствуют не только о тех изменениях организации, которые связаны с наземным образом жизни, но и подчёркивают примитивность земноводных как обитателей суши. Примитивность строения костей земноводных заключается в том, что верхний их отдел располагается в горизонтальной плоскости по отношению к поверхности земли. Каждый, наблюдавший движения тритона на суше, легко заметит, как, благодаря такому положению конечностей, неуклюже и медленно двигается это животное по земле. Тот же характер движения, что и тритон, имели древние вымершие земноводные. Способ передвижения прыжками, свойственный лягушкам и жабам, появился гораздо позднее и более специализирован. Несовершенство лёгких влечёт за собой сохранение других примитивных особенностей. Так, дополнительным органом дыхания у земноводных является кожа, что унаследовано ими от рыб. Однако эта функция кожи у амфибий получила особенно сильное развитие. В связи с этим кожа у них голая, лишённая чешуи, и в ней развивается богатая сеть кровеносных сосудов, подходящих к самой поверхности. Поглощение кислорода через кожу может идти только в том случае, если кожа влажная. У земноводных её постоянно увлажняет слизь, выделяемая большим количеством кожных желез. При этом, чем больше сухость окружающего воздуха, тем скорее высыхает кожа, тем сильнее должны работать кожные железы, выделяя всё новые и новые порции влаги. В результате запас воды в организме может уменьшиться настолько, что животное гибнет. Однако амфибии могут терять большое количество влаги, оставаясь жизнеспособными.

Амфибии откладывают икру в воду. В ней и происходит развитие личинок. Они ведут исключительно водный образ жизни, при этом сохраняют все признаки водных животных. В частности, к таким признакам относятся: жаберное дыхание, наличие боковой линии, сердце двухкамерное, система кровообращения образует только один круг. Но строение земноводных как внешнее, так и внутреннее изменяется по мере роста личинок. Теряется часть признаков, присущих исключительно водным животным, а появляются особенности, присущие земным животным. Малая часть видов класса Амфибий способна рожать сформировавшееся потомство. Из-за этого этих животных считают полуводными-полуназемными [2].

1.2 Роль амфибий в природе. В наше время амфибии могут вызывать отвращение из-за своей непривлекательной внешности. Но на самом деле эти удивительные существа являются очень важным классом в природе. В той или иной степени, для человека полезно все многообразие земноводных. Их значение очень велико главным образом потому, что они питаются многими видами вредных беспозвоночных (насекомых и их личинок, включая комаров; моллюсков и др.). Эти и другие беспозвоночные повреждают лесные и сельскохозяйственные культуры. Кроме того, они могут быть переносчиками заболеваний домашних животных или человека.

Продолжая описывать многообразие и значение земноводных, отметим, что пищевые объекты у наземных амфибий обычно более разнообразны, чем у тех, которые ведут водный образ жизни. Часто земноводные поедают беспозвоночных, имеющих неприятный вкус или запах. Амфибии охотятся ночью и в сумерках (Рис. 4). Их полезная деятельность, однако, в целом невелика, поскольку лишь в немногочисленных местах они достигают достаточной численности. Головастики, икра и взрослые особи представителей земноводных, ведущих в основном водный образ жизни, являются пищей для многих промысловых рыб, цаплей, уток, а также других птиц. Амфибии, кроме того, составляют значительную часть рациона ряда пушных зверей (хорь, норка и др.) в летний период. А выдры и зимой питаются лягушками [3].

1.3 Самые удивительные представители амфибий на нашей планете. Природа позаботилась о создании на нашей планете многообразия флоры и фауны. Представители некоторых видов не вызывают каких-либо чувств, не выделяясь внешним видом или возможностями. Зато другие не перестают интересовать не только ученых, но и всех остальных людей. В первую очередь это относится к амфибиям, приспособившимся жить сразу в нескольких средах. Рассмотрим, чем уникальны удивительные земноводные и кого можно отнести к этой категории.

Красноглазая квакша обитает в Южной и Центральной Америке: в Гватемале, Мексике, Гондурасе, Сальвадоре, Коста-Рике, Колумбии, Никарагуа, Панаме и Колумбии. Красноглазые квакши - обладательницы множества достоинств (Приложение 1, Рис.1). Нежно-зеленое туловище с голубыми полосками, ярко-оранжевые лапки, желтое, как у цыпленка, брюшко и выразительные красные глаза делают красноглазую квакшу одной из самых привлекательных амфибий в мире [5]. Основными местами обитания этих квакш являются предгорные и низменные тропические леса, которые чаще всего растут на берегах водоемов. Эти квакши живут в среднем или верхнем ярусе леса, и поселяются там на лианах и листьях растений.

Квакши ведут ночной образ жизни, а в дневные часы спят на нижней части листьев, прячась от хищников. Когда квакша отдыхает, ее глаза прикрывает прозрачная мембрана, при этом лягушка может видеть. Если ей грозит опасность, она моментально открывает глаза и вводит хищника в замешательство своим ярко-красным окрасом. Этих секунд лягушке хватает на то, чтобы мгновенно скрыться.

Главными врагами красноглазых квакш являются змеи (в основном попугайные змеи), небольшие млекопитающие, птицы и древесные ящерицы. Средняя продолжительность жизни красноглазой квакши составляет 3-5 лет.

Ареал обитания южных мраморных тритонов относительно небольшой: южные районы Португалии и юго-западные районы Испании. Мраморный тритон - еще один необычный представитель амфибий (Приложение 1, Рис. 2). У него темно-коричневое или черное тело с ярким зеленым узором, состоящим из множества полосок и точек. Черное брюшко также украшено небольшими белыми пятнышками. На теле присутствует оранжевая полоса, идущая вдоль позвоночника [5]. Мраморный тритон населяет стоячие и медленно текущие проточные водоемы. Местами наблюдается быстрое сокращение численности мраморного тритона главным образом из-за нерегулируемого, довольно массового вылова взрослых особей террариумистами.

Древолаз Циммермана является одной из самых ядовитых лягушек в мире, не смотря на её размеры, которые составляют всего 20 м в длину (Приложение 1, Рис. 3). Её тельце окрашено в ярко-синий цвет, а лапки в кислотно-зеленый. На коже присутствуют большие черные пятна, словно кляксы. Этот очень выразительный окрас словно предупреждает об опасности [5]. Природной средой обитания и исторической родиной является Никарагуа, Перу, Панамские острова. Отличительной особенностью этих амфибий являются их кожные покровы, выполняющие защитную функцию, выделяя токсический яд, обладающий нервнопаралитическим действием. Таким образом, сама природа позаботилась о том, чтобы уберечь столь дивных существ, популяция которых неизменно сокращается от нападения хищников. Ведь их настолько яркая окраска привлекает всеобщее внимание, и замаскироваться, спрятаться от врага древолазу вряд ли удастся.

Альпийские тритоны имеют интересную и разнообразную окраску (Приложение 2, Рис. 4).Они имеют серо-коричневую спину, а иногда она может быть полностью чёрной. Имеются фиолетовые или темно-синие пятна по бокам и на лапках. Когда у самцов отрастает гребешок, то чаще всего он тоже бывает в пятнах. А брюшко очень яркое, огненно-оранжевое [5]. Обитает альпийский тритон, в основном, в лесах (тенистые и сырые места) и в горах до альпийского пояса (до 2700 м.). В водной фазе живет в озерах, водоемах, ручьях и болотах. Может жить в разной воде: стоячей, грязной и замерзшей. Ареал обитания охватывает Центральную Европу. На западе его границы доходят до Испании и Франции, а на юго-востоке до Греции и Балканского полуострова, а на востоке до западных регионов Украины.

Тигровая древесная лягушка, обитающая в джунглях Эквадора и Колумбии, считается одной из красивейших лягушек в мире и одной из самых редких (Приложенпие 2, Рис. 5). Тигровая древесная лягушка считается одной из красивейших лягушек в мире и одной из самых редких [5]. Любит водно-болотные угодья, луга, плантации. Встречается на высоте от 23 до 800 метров над уровнем моря. Активна ночью. Питается мелкими грызунами, небольшими змеями, молодыми земноводными, беспозвоночными.

Желтоточечная квакша – представительница семейства древесных лягушек, или квакш, вырастающая всего до 30-35 мм в длину (Приложение 2, Рис. 6). Эта миниатюрная обитательница тропических лесов Южной Америки известна своим умением менять цвет в зависимости от времени суток. Днем она зеленая в крапинку, а ночью ее спинка приобретает красноватый оттенок [5].

Достаточно посмотреть на лягушку снизу, и можно отчетливо увидеть желудок, печень, сердце, а иногда и икринки, которые вынашивает самка (Приложение 3, Рис. 7). Именно за такую прозрачность этих миниатюрных зеленоватых лягушек и называют стеклянными. В семейство стеклянных лягушек входит около шестидесяти видов таких же необычных амфибий [5].

Этот малоизученый вид поражает красотой своего гребня (Приложение 3, Рис. 8). Тритон имеет обронзово-оливковый цвет тела, которое покрывают тёмные пятна. Этот вид населяет горы и лесные склоны. Жизнь этих существ связана с водоёмом, а загрязнение и осушение приводит к резкому вымиранию малоазиатских тритонов [6].

Ярко-желтые червяги – безногие земноводные, живущие во влажной почве тропических лесов и кокосовых плантаций вдоль берегов Гвинейского залива (Приложение 3, Рис.9). Их узкое, похожее на дождевого червя, туловище покрыто мелкими округлыми чешуйками жёлтого цвета и разделено на большое число поперечных колец [5].

Итак, мы выяснили, что амфибии приспособились к обитанию в двух средах - наземно-воздушной и водной. Переход из одной среды в другую привёл к глубочайшей перестройке всей организации животного. Появились лёгкие, второй круг кровообращения. Произошло изменение в строении конечностей, глаз и слухового аппарата. Мы выяснили, что роль амфибий в природе не так уж мала. Они занимаю очень важное звено в цепях питания.

Мы рассмотрели самых удивительных представителей амфибий, их обитания и образ жизни. Конечно большинство земноводных не вызывают никакого удивления, но некоторые поражают своей необычной и яркой внешностью.


Глава II. Создание атласа

2.1 Создание иллюстрированного атласа. Для создания нашего иллюстрированного атласа потребовалось немало времени. В первую очередь, мы решили создать иллюстрации для продукта. Важную роль для изображения полноценной и реалистичной картины амфибий играет их строение и пропорции . Многие амфибии напоминают форму овала, нужно сделать три овала – туловище и две передние лапки, глаза – два круга, а лапки – два небольших прямоугольника. После стоит добавлять детали для большего сходства.

А сами рисунки мы решили выполнять на бумаге в формате А5. Из материалов мы использовали черную шариковую ручку для контура и акварель.

Следующим нашим шагом стал подбор информации для нарисованных существ. С помощью интернет ресурсов, энциклопедий и познавательных журналов это не составит большого труда. Не стоит забывать о дизайне нашего продукта. На обложке атласа используется иллюстрация, нарисованная в программе для рисования с помощью графического планшета и стилуса.


Заключение

Изучив литературу, мы выяснили, что амфибии приспособились к обитанию в двух средах: наземно-воздушной и водной. Переход из одной среды в другую привёл к глубочайшей перестройке всей организации животного. Произошли изменения как во внешнем облике, так и во внутреннем строении земноводных. Появились адаптации к обитанию в наземно-воздушной среде и остались признаки водных обитателей.

Мы рассмотрели самых удивительных представителей амфибий, их обитания и образ жизни. Конечно большинство земноводных не вызывают никакого удивления, но некоторые поражают своей необычной и яркой внешностью. Именно их изображения мы постарались перенести в наш атлас.

При изготовлении атласа, мы использовали изображения, сделанные в технике акварельной живописи. Данный атлас можно использовать на уроках биологии при изучении темы «Многообразие земноводных»


Литература

  1. Земноводные. В мире животных [Электронный ресурс]. URL: https://www.zoopicture.ru/ (дата обращения 19.02.2021)

  2. Значение амфибий [Электронный ресурс]. URL: https://kratkoe.com/znachenie-amfibiy/ (дата обращения 10.02.2021)

  3. Значение и многообразие земноводных в природе [Электронный ресурс]. UR.httpsHYPERLINK"https://fb.ru/article/220266/znachenie-i-mnogoobrazie-zemnovodnyih-v-prirode" (дата обращения 18.02.2021)

  4. Малоазиатский тритон // Наша флора и фауна. – М. Просвещение, 2013. - №3. – С. 84-85.

  5. Молис С. А. Книга для чтения по зоологии: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1981.-224 с.


Приложение 1

Рис. 1 Красноглазая квакша

Рис.2 Мраморный тритон

Рис. 3 Древолаз Циммермана



Приложение 2

Рис. 4 Альпийский тритон

Рис. 5 Тигровая древесная лягушка

Рис. 6 Желтоточечная квакша



14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!