СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный творческий проект «Холодный батик»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект подготовлен учащейся 10 класса. Реализуется в рамках учебного предмета «Технология» и дополнительного образования художественного отделения детской школы искусств. Проект включает в себя информационную, исследовательскую и практическую часть.  В проекте раскрыто содержание основных тем: ручная роспись тканей, подготовка ткани к росписи, горячий и холодный батик, узелковый батик, свободная роспись.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный творческий проект «Холодный батик»»

XVII открытая региональная научно-практическая конференция школьников «Эврика»






Секция Культурологии

Доклад

«Холодный батик»





Автор: Кунгурцева Алина

МКОУ «Посевнинская СОШ», 10 класс,

Черепановский район, р.п. Посевная

Научный руководитель:

Зиборова Юлия Борисовна,

учитель технологии

первой квалификационной категории

Контактный телефон руководителя:

8-923-127-62-60






Новосибирск, 2023

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………..…………………………………...……......3

ГЛАВА 1. БАТИК……………………………………………………………….....5

1.1. Историческая справка…………………………………………………..5

1.2. Виды батика………………………………………………………...…...6

1.3. Разработка идей………………………………………………………....9

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КАРТИНЫ В ТЕХНИКЕ ХОЛОДНОГО БАТИКА ………………………………………………………....10

2.1. Инструменты, материалы, приспособления…………………………10

2.2. Выбор красок для рисования в технике батик…………………….....11

2.3. Выбор ткани для рисования в технике батик…………………..……12

2.4. Технологическая последовательность изготовления картины в технике холодного батика…………………………………….…………..…...... 13

2.5. Экономическое обоснование……………………………………....….15

2.6. Презентация (реклама) серии картин в технике холодного батика……………………………………………………………………………....16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………….…………………….………….…….........18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….………..……………….19



















ВВЕДЕНИЕ


Тему для своего проекта я выбрала, потому что хочу создать изделие для украшения своей комнаты, поэтому и решила изготовить картину в технике холодного батика. Изделие, выполненное своими руками, всегда оригинально и неповторимо. Работа в технике батика даёт мне возможность воплотить в создаваемой картине мои творческие художественные способности.

Тема актуальна, так как сфера применения тканей, расписанных рукотворным способом так же безгранична, как неограничен полет человеческой фантазии. Пластика и фактура текстиля, бесконечные и неповторяемые вариации узоров и рисунков, сочетания разных способов нанесения краски на ткань позволяют применять батик в самых различных видах дизайна: от одежды до интерьера.

Батик традиционно часто применяется в элементах одежды. Платки, косынки, шали, шарфы, галстуки, купоны на платья из ткани ручной росписи хорошо известны, популярны, престижны, так как каждое такое изделие существует только в одном экземпляре.

Цель: формирование представления о холодном батике через создание серии картин в данной технике.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить необходимую литературу, интернет источники;

  2. Провести исследование свойств ткани, обозначить критерии выбора красок и разработать эскиз моего проектного изделия;

  3. Изучить технологию изготовления батика и согласно технологической последовательности создать картины в технике холодного батика.

Объект исследования: холодный батик

Предмет исследования: технология изготовления картины в технике холодного батика.

Методы исследования: эксперимент, наблюдение, сравнение, анализ.

Материал исследования: интернет сайты, литература по материаловедению, декоративно – прикладному творчеству, изобразительному искусству.

Практическая значимость исследования: в ходе работы над проектом мною будет создана картина в технике холодного батика, которая может быть использована как украшение интерьера моей комнаты или кабинета «Технология», «Изобразительное искусство». В дальнейшем я планирую участвовать в конкурсах и выставках по данной теме. Также картина может служить как наглядное пособие на уроках технологии и ИЗО. Планирую в скором будущем провести мастер классы, как в общеобразовательной школе, так и в детской школе искусств. Мое изделие – это прекрасный подарок для друзей или близких мне людей.

Гипотеза: считаю, что результат проделанной работы, меня порадует, потому что я старательно буду выполнять все необходимые операции в процессе изготовления картины.





















ГЛАВА 1. БАТИК


1.1. Историческая справка


Как только человек научился ткать и вязать полотна, тем самым практически сразу освоил умение расписывать ткань. Конечно же, батик - это искусство, а не бесполезная необходимость сделать быт разнообразным, причем оно может быть очень тонким и изящным, требующим от умельца большого мастерства работы в этой технике.

Как предполагают историки, зародилось искусство росписи тканей (батик) в Индонезии. Уже тогда в давние времена мастерицы стремились украшать одежду всевозможными элементами росписи. Конечно, это преследовало свои цели - подчеркнуть принадлежность к определенному роду конкретной цветовой гаммой и узорами.

В связи с закрытостью СССР от основной части мировых государств история батика в России прошла очень непростой путь. Да и появилось это искусство в России лишь в начале XX века, когда развивался стиль модерн - красивые расписные платки – шали в восточных мотивах, необычного кроя женские платья. К тому же этот стиль укоренился лишь в больших городах, остальным же эта новинка была практически неизвестна. Художникам по ткани, занимавшимся росписью в стиле батик, не предоставлялось возможности учиться этому интересному мастерству. Они часто шли путем «проб и ошибок», что мешало развитию популярности батика как возможности украсить и разнообразить свой быт.

Как вид искусства батик очень долгое время не мог развиваться в России по разным обстоятельствам. Но середина XX века стала точкой отсчета в возрождении этого вида росписи по ткани. В стране, которая восстанавливалась после тяжелой войны, были созданы и оборудованы мастерские, куда приглашали умельцев по батику и учеников, чтобы создавать для советских людей красивые вещи [Синеглазова, 2004: 16].

1.2. Виды батика


На данный момент существует несколько видов батика — горячий, холодный, свободная роспись. Друг от друга они отличаются лишь способом резервирования ткани. В российской традиции к батику также относят окрашивание связанной и скрученной ткани (тай-дай) (например, узелковый способ).

Горячий батик

Для резерва в горячем батике применяется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, который называется чантингом. Места, покрытые воском, не впитывают краску, а также не позволяют ей растекаться по ткани. Горячий батик называется так только потому, что воск применяется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ реализуется в основном для росписи по хлопчатобумажной ткани. По окончанию работы воск удаляется с поверхности ткани. Визуальный эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.

Холодный батик

Холодный батик, также называют европейским. В основном применяется при нанесении краски на шёлк, но есть возможность использовать и другие ткани. В технике холодного батика краски используют на основе анилина. При этом в качестве резерва применяется специальный материал, который можно приготовить в домашних условиях. Есть готовые резервы – густой (резиновый), и жидкий (на основе бензина), цветные и бесцветные. Холодный резерв наносят либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром (бензиновые), либо используют резервы в тюбиках (резиновые), которые оснащены удлинённым носиком. Холодный батик требует более аккуратной и тщательной работы над произведением, так как он создаётся «в один слой» (в отличие от многослойного горячего батика).


Свободная роспись

Свободная роспись – самый быстрый и простой способ создать необычную живописную работу. На загрунтованной ткани создают картину, как на бумаге. Краска сохраняет форму мазка, потому что грунт не дает расплываться. Этот способ является и самым сложным – он требует от мастера свободного обращения с тканью и красками, умение создавать композицию без карандашного наброска. Для этого необходимо соблюдать законы цветоведения и композиции. В этом виде росписи по ткани проявляется почерк мастера, его индивидуальный стиль и мастерство. Для свободной росписи подходят все виды шелка. Открываются большие возможности для совершенствования техники свободной росписи и художественных приемов. Суть заключается в том, что ткань пропитывается так называемой грунтовкой, в результате чего предотвращается растекание краски.

Свободная роспись с применением соляного раствора

Идея этого способа состоит в том, что натянутую на раму ткань, в зависимости от рисунка пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают. Либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введён раствор поваренной соли. Все это ограничивает растекаемость краски по ткани и даёт возможность создавать рисунки свободными мазками, изменяя форму и степень насыщенности цветом. Свободную роспись красками с введением в них солевого раствора можно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этого некоторые части рисунка выполняют свободной росписью с доработкой графическим рисунком, а фоновые перекрытия производят на участках, ограниченных резервирующим составом.

Техника сибори

«Сибори» — это складной батик. Результат достигается путём перевязывания и окрашивания ткани. Эта техника имеет японские корни.



Техника бандан

Батик в технике «бандан» - самый древний вид росписи тканей. Один из его видов — техника «планги» — был распространён в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками и крепко перевязывая нитью. Затем ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «Горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости» [Синеглазова, 2001: 5] .

Сейчас под узелковой росписью подразумевают более простые варианты. Например, узор в виде круга («солнышко») или нескольких кругов. При окрашивании сухой ткани можно получить более четкую границу красителя и неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошо отжатая) — более плавные границы перехода.

Техника бандан – это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает "обвяжи-окрась". Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Подобные узоры встречаются на древних фресках и скульптурах. Из таких тканей изготавливают свадебную и праздничную одежду.

В Европе узелковое крашение стало известным в начале XX века. Его использовали в одежде и интерьере. В 70-е годы возрождение интереса к Востоку вновь сделало узелковую технику модной, она широко применялась для украшения одежды в стили хиппи [Дворкина, 2008: 37].





1.3. Разработка идей


Таблица 1. Разработка и описание идей

Изображение

Описание идей

Узелковый батик - рисунок образуется благодаря простейшим операциям в результате завязывания, закручивания ткани перед окрашиванием.

Необычные эффекты и разные узоры можно создать при работе в этой технике.

Горячий батик – одна из разновидностей батика. Узор создается с помощью расплавленного воска или других подобных веществ.

Замечательная картина, насыщенная палитра красок, наблюдается воздушная перспектива, поэтому её очень сложно нарисовать, к тому же с техникой горячего батика я не совсем знакома.

Холодный батик

В этой технике росписи по ткани необходимо использовать специальный резервирующий состав холодным, в отличие от техники горячего батика. Контур придает картине графический характер.



Вывод: я выбираю холодный батик, так как я уже имею опыт работы с этой техникой.



ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КАРТИНЫ В ТЕХНИКЕ ХОЛОДНОГО БАТИКА


2.1. Инструменты, материалы, приспособления


Для выполнения работы мне потребуется:                            

1. Для росписи ткани мне потребуется деревянный подрамник. Он должен обеспечивать тугое натяжение ткани. Существуют специальные батичные рамы различных размеров и раздвижных ступенчатых конструкций. Недостатком такой рамы является то, что платки с обработанными краями не всегда подходят к ним по размеру. Рамы без ступенчатой раздвижки можно подогнать под любой размер. Прежде чем натягивать ткань на раму необходимо обмотать ее скотчем, это предохранит от окрашивания не только само дерево, но и последующие работы.

2. Кнопки и булавки с головкой необходимы для натягивания шелка на раму. Кнопки лучше всего применять для натягивания шелка с необработанными краями, а для готовых платков и шарфов лучше использовать тонкие и легкие булавки, поскольку после их удаления остаются лишь маленькие проколы.

3. Кисти колонковые или беличьи – главный рабочий инструмент для росписи шелка. Номера 4-10 применяют для окрашивания больших площадей и номер 2 – для прорисовки деталей.

4. Тонкая стеклянная трубочка необходима для легкого и аккуратного выполнения линий и контуров.

5. Мягкий карандаш использую для перенесения эскиза на ткань.

6. Прочные хлопчатобумажные нитки разной толщины.

7. Краски можно взять и анилиновые, акриловые и даже жидко разведенные масляные.

8. Палитра.

9. Пипетки. С их помощью намного легче делать забор краски из флаконов, а также их смешивание. Пригодится несколько обыкновенных пипеток.

10. Ветошь.

11. Пустые емкости небольшого объема для разбавления и смешивания красителей.

12. Фен ускоряет процесс высыхания краски. С его помощью можно добиваться довольно интересных эффектов.

13. Соль мелкого и крупного помола посыпают на влажную ткань. Благодаря свойству соли притягивать краску можно получать весьма необычные результаты.

14. Утюг нужен для закрепления краски на ткани.

15. Газеты пригодятся при проглаживании готовой работы.

16. Ножницы и стаканы.

17. Ткань для росписи по ткани можно брать любую: бязь, шелк, вискозу, шифон, атлас, хлопок, лен, шерсть… Важно помнить, что от сорта ткани во многом зависит способ закрепления рисунка [Гильман, 2004: 9].


2.2. Выбор красок для рисования в технике батик


Таблица 2. Критерии выбора красок для рисования в технике холодный батик

Критерий для выбора красок

Масляные

Набор красок для батика

Цветная гуашь

экологичность

+

+

+

яркость

+

+

-

растекаемость

-

+

+

мягкость

-

+

-

Сравнив достоинства и недостатки всех красок, я решила, что для моей работы больше всего подходит набор красок для батика. Работу я выполняла мягкими беличьими и колонковыми кистями. Краски для батика яркие и обладают способностью растекаться, а в моей работе это большой плюс, так как я могу получить различные переходы красок одной в другую. Набор красок для батика в наше время весьма доступен, т.е. имеется в продаже.


2.3. Выбор ткани для рисования в технике батик


В своей работе росписи по ткани я предпочтение отдала не очень плотной ткани, без крупной фактуры, без узелков и утолщений. Больше всего подходят следующие ткани:

Таблица 3. Выбор и свойства ткани

Выбор ткани

Свойства ткани

Шифон

Прозрачный и легкий шелк, растягивается по утку. Растекаемость краски средняя. Хорошая насыщенность цвета и яркость краски. Средний расход.


Натуральный шелк

Очень мягкий креповый шелк, немного растягивается по утку и основе, при стирке новой ткани дает усадку.

Воспринимаемость и растекаемость краски очень хорошая. Средний расход и яркость краски.

Хлопок

Тонкая хлопчато – бумажная ткань с полотняным плетением. Средняя растекаемость краски. Хорошая яркость, средний расход [Перелёшина, 2007: 44].

Таким образом, наиболее подходящей тканью по свойствам является шелк, он прозрачен для картины и для меня удобен в работе.



2.4. Технологическая последовательность изготовления картины в технике холодного батика


Таблица 4. Технологическая последовательность изготовления картины в технике холодного батика

№ № п/п

Название операции

Графическое изображение

Инструменты, материалы и приспособления

11

Натянуть ткань на рамку.

Рамка, ткань, кнопки.

22

Перевести рисунок на ткань.

Эскиз, карандаш, подрамник, ткань, кнопки.

33

Обвести резервом контуры рисунка на ткани.

Эскиз, подрамник, ткань, кнопки, резерв, стеклянная трубочка.

44

Намочить плоскость ткани водой и расписать композицию.

Подрамник, ткань, кнопки, кисти, краски для батика по ткани, вода.

55

Нанести краску.

Подрамник, ткань, кнопки, кисти, краски для батика по ткани, вода.

66

Вставить работу в рамку.

Готовое изделие


Холодный батик основан на замкнутой контурной обводке всех форм рисунка (резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку.

Для нанесения на ткань контура рисунка используют стеклянные трубочки. Наиболее распространенная и удобная в работе трубочка с загнутым тонким концом и резервуаром, расположенным ближе к ее рабочей части. После того как контур наведен, рисунку дают просохнуть.

Заливка рисунка краской осуществляется ватными тампонами, кистями или трубочками. При заливке необходимо учитывать то, чтобы большие и малые участки рисунка получали одинаковое насыщение краской, в противном случае они все будут разной светлоты или на них появятся ореолы и разводы [Давыдов, 2005: 71].

После того, как я завершила свою работу, ткань необходимо высушить, снять воск с поверхности ткани - прогладить работу между несколькими газетами разогретым утюгом, меняя газеты по мере необходимости. Повторяла данную операцию до тех пор, пока воск полностью не сошёл






2.5. Экономическое обоснование


Затраты на этот вид рукоделия во многом зависят от качества материалов. Начинающие могут использовать самые дешёвые ткани и красители. Позже можно покупать более дорогие материалы.

Затраты на электроэнергию не учитываю, т.к. работы проводились в дневное время.

Таблица 5. Себестоимость картины в технике холодного батика

№ п/п

Используемые  

материал

Цена (руб.)

Расход

Затраты (руб.)

1

Ткань шелк

160 руб/м при ширине 150 см

50см

80 руб.

2

Красители, резерв

300руб. (набор)

1\10 часть

30 руб.

3

Рама 40х60см

300руб.

1 шт.

300руб.

4

Кисти

130 руб., 60 руб.

2шт.

190 руб.

5

Кнопки (100 шт.)

50 руб.

25 шт.

12руб.50коп.

6

Подрамник

200руб.

1шт.

200руб

Итого: 812,5 руб.


Сп = Мз + Роп,   где

Сп  - полная себестоимость;

Мз – материальные затраты;

Мз = 80+30+300+190+ 12, 5+200 = 812 руб. 50 коп.

Роп Расчет оплаты труда.

1час моей работы я оцениваю в 50 руб. На всю работу я затратила 6 часов.

Роп = 50 руб. /ч. х 6ч. = 300руб.

Полный расчет оплаты труда составил 300 рублей.

Сп =  812,5+300 = 1112 руб.50коп.

Вывод: себестоимость моего изделия составляет 1112 рублей 50копеек.


2.6. Презентация (реклама) серии картин в технике холодного батика


ДЕРЗАЙТЕ!

ТВОРИТЕ!

СТРЕМИТЕСЬ ВПЕРЁД!

ВЕДЬ ТОЛЬКО УПОРСТВО К УСПЕХУ


Вывод: когда я начинала работу, мне казалось, что она займет много времени и будет очень кропотлива. Но все трудности в изготовлении были сразу забыты, увидев, что все у меня получилось. Проанализировав выполненную работу, я сделала вывод, что вещь, сделанная своими руками дороже, чем купленная в магазине, потому что в нее вложена моя любовь и умения.











ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Батик во многом связан с изобразительным искусством. Необходимо обладать умением графического рисунка (для работы резервом), живописными навыками (для работы красителями). Но самое главное необходимо владеть основами композиции. Без этого не создашь оригинальный эскиз будущего изделия. Сама же технология батика, его приёмы доступны каждому.

Именно технология холодного батика пользуется сегодня огромной популярностью среди художников профессионалов и любителей, так как данный метод прост, безопасен и доступен.

Цель моей работы достигнута. В ходе реализации проекта я решила все поставленные задачи:

1. Изучила необходимую литературу, интернет источники;

2. Провела исследование и разработала эскиз моего проектного изделия;

3. Изучила технологию изготовления батика и согласно технологической последовательности создала картину в технике холодного батика.

Родные были в восторге от панно. Поэтому считаю, что изделие выполнено хорошо, а сам процесс создания картины мне доставил огромное удовольствие, предоставил возможность выразить себя, проявить творческую фантазию. Панно выполнено аккуратно, соответствует эстетическому вкусу, может вписаться в любой интерьер.

Моя гипотеза подтвердилась, так как результат проделанной работы меня радует. Мною уже выполнены несколько работ в технике холодного батика. В дальнейшем буду выполнять более сложные и объёмные работы.






СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Гильман Р. А. Художественная роспись тканей. — М.: Владос, 2004.

2. Давыдов C. Батик: техника, приемы, изделия. — М.: АСТ-Пресс, 2005.

3.Дворкина И. А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. — М.: Радуга, 2008.

4.Перелёшина И. А. Батик. От основ к импровизации. — СПб.: Паритет, 2007.

5.Синеглазова М. О. Батик. — М.: МСП, 2004.

6.Синеглазова М. О. Распишем ткань сами. — М.: Профиздат, 2001.









13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!