Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мало-Вяземская средняя общеобразовательная школа
Индивидуальный проект
по технологии
Тема: обучающий набор «Мой первый календарь»
| Автор: Дубяга Федор Владимирович, обучающегося 11 класса МБОУ Мало-Вязёмской СОШ Руководитель: Дашкова Ирина Викторовна, учитель технологии МБОУ Мало-Вяземской СОШ |
Малые Вяземы
2021 год
Оглавление:
Основная часть……………………………………………………..…..…...3
Теоретическая часть………………………………………………………..4
Вариативность изделия……….………………………………...………….4
Подбор материалов………………………………………………………....4
Расчета себестоимости производства изделия……………………..……..5
Экологическая экспертиза……..………………………………………..…5
Техника безопасности……..…………………………………………….....5
Заключение………………………………………………………………....6
Список использованной литературы……………………………………..6
Приложение №1.Анкетирование………………………………………….7
Приложение №2.Технические требования к изделию…………………..7
Приложение №3. Выбор материалов…………………………….……….8
Приложение №4. Технологическая карта………………………………..10
Приложение №5. Расчет себестоимости…………………………………11
Приложение №. Сравнительная характеристика материалов………...12
Введение.
Я хотел изготовить календарь, который мог бы быть полезным и интересным для детей в школе. Я решил внести свой вклад в обучение учеников начальной школы, создав интересное изделие в виде обучающего набора. Сегодня любую необходимую вещь можно купить в магазине, но все более популярными становятся предметы, сделанные своими руками. Причина этого состоит в том, что покупные вещи могут быть более высокого качества, но они не отражают индивидуальности его создателя. Созданные же самостоятельно несут в себе элементы творчества и фантазии, поэтому их очень интересно конструировать.
Актуальность проекта
Многие дети не умеют пользоваться календарём, согласно анкетированию (см. приложение 1) Поэтому создание обучающего набора поможет научить детей пользоваться календарём и запомнить месяца и дни недели,
Цели и задачи.
Я поставил перед собой цель:
При работе над проектом мной решались следующие задачи:
разработать технологичное, симпатичное, а главное полезное изделие из фанеры;
разработать несложный технологический процесс изготовления изделия с применением инструментов и приспособлений, имеющихся в школьной мастерской.
Объект исследования: умение детей пользоваться календарём
Предмет исследования: знание детей о календарях
Методы исследования: опрос (см. приложение 1),анализ, изготовление обучающего набора.
Теоретическая часть
Вообще что такое календарь? С этим вопрос я полез в интернет, чтобы понять откуда пошло это понятие и что оно означает
Календарь (лат. calendarium — долговая книжка: в Древнем Риме должники платили проценты в дни календ, первых чисел месяца) — система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел: Солнца — в солнечных календарях, Луны — в лунных календарях и одновременно Солнца и Луны в лунно-солнечных календарях. Также календарём называется список дней года с разделением на недели и месяцы и обозначением праздников и периодическое справочное издание с последовательным перечнем дней, недель, месяцев данного года, а также другими сведениями различного характера. Первые календари появились как насущная необходимость в условиях цикличных и предсказуемых изменений погоды.(см. список литературы 1)
Вариативность изделия.
Как-то быстро затянуло нас общество потребителей в свои сети, и уже привычные некогда сувениры, перестали устраивать нас. С эстетической точки зрения с ними просто беда.
Я решил выбрать вариант, который будет вдохновлять меня, не потребуется много затрат, такой предмет, который не каждый день встретишь.
Рассмотрев различные варианты, я остановился на модели календаря с различными вставками. Мне понравилось, что этот календарь может показывать не только дни недели, но и время года, погоду (смотри приложение №2)
Подбор материалов для изделия.
Перед началом работы над календарём, необходимо определить из какого материала он будет изготовлен. Изучив и оценив возможные варианты, пришел к выводу (смотри приложение №3).
Вывод:
Наиболее доступным, подходящим и экологически-чистым материалом для изготовления календаря является фанера.
Практическая часть.
Смотреть приложение№4.
Расчёт себестоимости.
По окончанию всех работ необходимо выполнить полные расчёты по изготовлению обучающего набора (смотри приложение №5)
Себестоимость изделия составила 104 рубля 30 копеек.
Стоимость сувениров в розничной продаже – от 400 рублей.
Вывод: Изготовление изделия своими руками выгодно и экономически оправдано.
Экологическая экспертиза.
Древесина является одним из самых красивых и экологически чистых материалов. Изготовление календаря из древесины позволяет минимизировать утилизацию отходов, что положительно сказывается на экологической обстановке и на более экономном расходовании энергии. Даже самые маленькие отходы деревообрабатывающего производства можно использовать для изготовления подобных изделий.
В ходе выпиливания, получившиеся опилки можно было бы использовать, например, как подстилку для животных; осенью - для утепления грядок, а весной – для сохранения влаги и их защиты с посевами от возможного растрескивания земли после полива.
На основании вышеизложенного считаю, что изготовление и использование карандашницы не влечет за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека (смотри приложение №6).
Техника безопасности.
Что же вызывает травматизм при работе с ручным инструментом?
Основные причины – это разрушение инструмента и несоблюдение правил техники безопасности. Согласно правилам, запрещено работать инструментом с поврежденными рабочими кромками.(см, список литературы 5)
При работе с лобзиком запрещено направлять режущую кромку рукой или пальцем, деталь необходимо расположить на устойчивой поверхности (нельзя работать на весу или располагать деталь на коленях). Правильное хранение инструмента – залог безопасной работы.
При работе надо соблюдать особую осторожность:
остерегаться травм пальцев рук режущей кромкой лобзика; делать перерывы в работе;
нельзя выполнять выпиливание на весу;
разрешается работать только исправным инструментом, обеспечивающим надежное и правильное закрепление пилки.
Нельзя сдувать опилки.
Окрашивание изделия производить в сухом проветриваемом помещении или на свежем воздухе избегая воспламеняющих веществ.
Заключение
Изготовленный мною календарь получился очень оригинальным и очень дешевым. При работе были использованы доступные материалы, а также оказался полезным для обучающихся начальных классов. Знаний, полученных на уроках технологии достаточно для проектирования и изготовления изделия, которое может изготовить каждый желающий. В процессе работы над изделием пришлось самостоятельно ознакомиться с множеством вариантов изготовления. Во время работы не возникло никаких трудностей и поэтому не пришлось изменять технологии изготовления или конструкцию изделия.
Такую вещь можно использовать в любом классе начальной школы или даже в садике, а также использовать дома. Мое изделие отличает оригинальность и практичность применения.
Процесс выпиливания захватывает, так как в каждую деталь вложен личный труд, и готовое изделие оценивается как собственное произведение.
При работе над проектом решены все поставленные задачи:
Разработан обучающий набор;
на основе изученных технологий обработки древесины разработан несложный технологический процесс изготовления изделия;
согласно разработанной технической документации изделие изготовлено в установленный срок;
итог работы показал достаточно хорошую эстетичность изделия.
Поэтому считаю, что цель по разработке и изготовлению из фанеры красивого и недорогого изделия достигнута.
Список используемой литературы:
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/
2. Серия «Сделай сам». Обработка дерева. – М.: ВНЕШСИГМА АСТ, 2000. – 31 с., ил.
3. Симоненко В. Д. Технология. Трудовое обучение. 7 кл. – М.: Вентана-Граф,.
4. 365 советов юному мастеру. http://ochumelye.ru/book/7/page/20/
5.Техника безопасности при работе с ручным инструментом.
http://savelman.ru/?p=10876
Приложение №1
диаграмма
Приложение №2
Технические требования к изделию.
Обучающий календарь |
Аккуратно выполнен |
Качественно изготовлен |
Возможность многократного использования |
Будет полезен для обучения детей |
Оригинален в своём исполнении |
Экологически безвреден |
Достаточно красив |
Выполнен собственными руками |
Приложение№3.
Выбор материалов.
Оценка различных материалов
ДСП (древесностружечная плита) | Не используется потому, что хрупкая и большая, а также не отвечает требованиям эстетичности. |
Доска берёзовая, необрезная | Относительная дороговизна материала и громоздкость |
Картон | Не используется потому, что не отвечает эстетическим требованиям изделия и быстро изнашивается |
Фанера | Используется из-за своей технологичности |
Приложение №4.
Технологическая карта изготовления
«Изделие. Обучающий календарь».
|
№ п/п | Наименование операций и переходов | Эскиз операций и переходов | Инструмент и приспособления |
| Выбор материала | - | Фанера 4 мм. |
| Разметка на листе фанеры частей изделия | | Карандаш, линейка |
| Разметка букв и цифр | | Карандаш, линейка |
| Выпиливание элементов изделия | | Лобзик, тиски столярные Фанера 4 мм |
| Шлифовка составных частей изделия | - | Наждачная бумага |
| Просушка изделия. | - | Тиски |
Приложение №5.
Таблица расчёта себестоимости
производства изделия
«Подставка под пакетированный чай»
№ | Наименование | Кол-во | Розничная цена | стоимость материала |
1 | Фанера | 0,09 м2 | 270 р./м2 | 24 р. 30 к. |
2 | Клей | 10 г | 300 р./кг | 3 р. 00 к. |
3 | Наждачная бумага | 0,06 м2 | 866 р./ м2 | 52 р. 00 к. |
4 | Пилки для лобзика | 5штук | 100р/ 20 штук | 25р,00к. |
| Итого | 104р.30к. |
Приложение №6.
Сравнительная характеристика материалов.
Название (наименование материала) | Качественная характеристика |
Достоинства | Недостатки |
Фанера | Экологично, хорошие прочностные характеристики, эстетично. | Недостатки только эстетического характера. |
Клей ПВА | Экологичен, прост в использовании, технологичен, обеспечивает прочное склеивание деревянных деталей. | Большое время высыхания – до суток. |
12