СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный проект «История одной картины. И.Е.Репин»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальный проект «История одной картины. И.Е.Репин» 

Творческое наследие Репина очень велико. Популярность художника в мире с годами не ослабевает, так как оно всегда близко и понятно людям.

В проекте проведена поискова работа по одной из картин Ильи Ефимовича «Иван Грозный убивает своего сына», в ходе исследования выяснил, что у картины есть другое, официальное название «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Картина имеет очень интересную мистическую и трагическую историю.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный проект «История одной картины. И.Е.Репин»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Жемчужинская средняя общеобразовательная школа-детский сад» Нижнегорского района Республики Крым







Индивидуальный проект

«История одной картины. И.Е.Репин»


по искусству
















ученика _9_класса

Павлюкова Радиона Александровича

Руководитель проекта: Владыкина Людмила Михайловна учитель ИЗО










с.Жемчужина

2020 г.

Введение

Значительный вклад в историю русской культуры внес художник Илья Ефимович Репин.(Приложение 1) Художник принадлежит к числу выдающихся русских художников второй половины 19 века. Его творчество олицетворяет собой высшие достижения живописи передвижников, стремившихся сделать искусство понятным и близким народу, актуальным, отражающим основные закономерности жизни.

Творческое наследие Репина очень велико. Популярность художника в мире с годами не ослабевает, так как оно всегда близко и понятно людям.

Меня заинтересовала одна из картин Ильи Ефимовича «Иван Грозный убивает своего сына», в ходе исследования выяснил, что у картины есть другое, официальное название «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Картина имеет очень интересную мистическую и трагическую историю.

Цель работы – изучить историю создания и проследить дальнейшую судьбу художественного произведения И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

Данная цель определяет задачи – ознакомиться с жизнью и творчеством великого русского художника, анализ реалистичности на примере картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» И.Е. Репина.

В ходе исследования определил такие главы:

Введение

Биография И.Е.Репина

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

Судьба картины

Заключение

















Биография И. Е. Репина

Илья Ефимович Репин родился 24 июля (5 августа) 1844 года в городе Чугуеве Харьковской губернии, в семье отставного солдата, который перегонял лошадей на продажу, скопил небольшую сумму денег и построил дом на берегу Северного Донца.

Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня. Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанцев и голландцев XVII века до Александра Иванова и современных французских  импрессионистов. (Приложение 2)

Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Он создаёт галерею  портретов  современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен. В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации. Стихией художника была современность, и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина — «энциклопедия пореформенной России». Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».

Как педагог воспитал целую плеяду прославленных художников:  Б. М. Кустодиев,  И. Э. Грабарь,  И. С. Куликов,  Ф. А. Малявин,  А. П. Остроумова-Лебедева, Н. И. Фешин, В. А. Серов.

Репин скончался 29 сентября 1930 года и был похоронен в парке усадьбы Пенаты. (Приложение 3)

В одном из последних писем друзьям художник успел попрощаться со всеми:

«Прощайте, прощайте, милые друзья! Мне много было отпущено счастья на земле: мне так незаслуженно везло в жизни. Я, кажется, вовсе не стою моей славы, но я о ней не хлопотал, и теперь, распростёртый в прахе, благодарю, благодарю, совершенно растроганный добрым миром, так щедро всегда меня прославлявшим.»1


«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

Высшего накала страстей достигает Репин в самой известнейшей своей работе на исторический сюжет, в работе «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885).


Вот как сам художник рассказывает о возникновении ее замысла: «Как-то в Москве, в 1881 г., я слышал новую вещь Римского-Корсакова «Месть». Она произвела на меня неотразимое впечатление. Эти звуки зав­ладели мною, и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создалось у меня под влиянием этой музыки. Я вспомнил о царе Иване. Это было в 1881 г. Кровавое событие 1-го марта (день убийства на­родовольцами царя Александра II) всех взволновало. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год (участники покушения на царя были приговорены к смерти.) Я работал завороженный. Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Но что-то гнало меня к этой картине, и я работал над ней».2 (Приложение 4)

Работа началась с выбора натуры. Репин искал нужные лица везде — всматривался в прохожих на улицах, обращался к знакомым. Образ Ивана Грозного, по мнению Ильи Ефимовича, в чём-то совпадал с типажом живописца Григория Мясоедова (Приложение 5), который, наряду со случайным человеком, встреченным на рынке, согласился позировать для новой картины. Прообразами царевича стали несколько человек, в том числе пейзажист Владимир Менк и писатель Всеволод Гаршин (Приложение 6). Отвечая на вопросы о том, почему при написании профиля царевича выбор пал именно на Всеволода Михайловича, Репин отмечал: «В лице Гаршина меня поразила обречённость: у него было лицо человека, обречённого погибнуть. Это было то, что мне нужно для моего царевича.»3

Картина была завершена в 1885 году и показана на 13-й выставке передвижников. Трактовка исторического сюжета вызвала недовольство Александра III: император «высочайше повелеть соизволил картину Репина „Иван Грозный и сын его Иван“ не допускать до выставок и вообще не дозволять распространения её публике». В защиту полотна выступили многие деятели культуры; благодаря их хлопотам, а также стараниям художника Алексея Боголюбова запрет был снят.

Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душев­ного потрясения. На смену безудержному, слепому гневу, в припадке ко­торого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, пришло сознание непоправимости содеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние. Жалко и одновременно страшно в своей потерянности и отчаянии стар­ческое лицо царя с застывшими, обострившимися чертами. По сравнению с ним лицо умирающего царевича выглядит гораздо более одухотворенным, человечным, живым. Таким оно становится благодаря переполняющим ца­ревича чувствам — жалости к отцу и прощения. Они очищают его душу, возвышают ее над всеми мелкими, недостойными человека страстями, по­служившими причиной его гибели. (Приложение7)

Момент прозрения и осознания содеянного предстает перед зрителем во всем трагизме. Царь в панике, перед нами не самодержавный властитель, а обезумевший от горя и ужаса старик. Крепко вцепившись в мертвое тело сына он пытается закрыть рану на его виске, из которой еще бежит алая кровь. Он отчаянно пытается поправить непоправимое.

Они противопоставлены друг другу - фигуры мертвого сына и живого царя. Композиционно картина выстроена так, что поначалу внимание приковывает мертвое тело, еще секунду назад полное сил, энергии, жизни. Затем зритель видит безумные глаза отца-убийцы. Костлявые руки, трупная желтизна лица грозного царя говорят о мертвой духовной сути. Они словно поменялись местами: мертвый Иван-сын и пока живой Иван-отец. (Приложение 8)

Атмосферу липкого ужаса довершает обстановка царских покоев: красные ковры, опрокинутое кресло, орудие убийства (царский посох), красные стены. Создается впечатление, что кровь везде. Едва заметна тень свидетеля преступления в дверном проеме. Еще мгновение и в покоях появятся люди, чтобы скрыть все следы убийства.
Интересная деталь - рама на стене. Художник предоставляет зрителю самостоятельно додумать назначение этой рамы. В сумерках покоев ее разглядеть невозможно. Картина? Зеркало? Икона? Скорее зеркало, которое не отражает происходящего. Поскольку в зеркале не отражается нежить - в это верили славяне с незапамятных времен .




















Судьба картины

10 февраля в петербургском доме князя Юсупова на Невском проспекте открылась выставка, на которой и была представлена картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Успех ее был просто ошеломляющий. «Как написано. Боже, как написано! — восторгался репинским полотном И. Крамской. — В самом деле, вообразите, — тьма крови, а вы о ней и не думаете, и она на вас не действует, потому что в картине есть страшное, шумно выраженное отцовское горе и его громкий крик, а в руках у него сын — сын, которого он убил!»

Но чуть ли не в первые же дни выставки начались разговоры о запрещении экспонирования картины, правда, административных мер И. Репину на этот раз удалось избежать. Зато они настигли его в Москве. В апреле 1885 года по представлению оберпрокурора Синода К. П. Победоносцева картина была снята с выставки. Купивший ее П.М. Третьяков получил предписание хранить ее в недоступном для посетителей месте. Правда, через три месяца, по ходатайству художника А. П. Боголюбова, близкого ко двору, запрет был снят. Но «Ивану Грозному и сыну его Ивану» предстояло еще одно испытание, случившееся почти через 30 лет.

В январе 1913 года Третьяковскую галерею посетил иконописец из старообрядцев Абрам Балашов. Постояв недолго около суриковской «Боярыни Морозовой», он внезапно метнулся к картине И. Репина и с криком «Довольно крови!» нанес полотну три удара ножом, заранее припрятанным за голенищем сапога. Удары пришлись по лицам Ивана Грозного и царевича Ивана. (Приложение 9)

Восстановить живопись должен был сам И.Е. Репин, специально для этого приехавший из Куоккалы. Но со времени создания картины прошло уже почти три десятилетия, за это время изменились и художественная манера И. Репина, и трактовка им цвета. Художник ничего не стал восстанавливать, а заново написал голову царя в манере, свойственной ему к 1913 году. Кусок новой репинской живописи заплатой лег на старую картину. Через несколько часов Игорь Грабарь, возглавлявший Третьяковскую галерею, увидел на полотне свежие еще краски. Его решение по своей смелости было просто дерзким. И. Грабарь насухо стер положенные И. Репиным краски (художник к тому времени уже уехал) и «заправил», как выражаются специалисты, потерянные места акварелью, покрыв их потом лаком. Через несколько месяцев И.Е. Репин вновь оказался в Третьяковской галерее, долго стоял перед своей картиной, но так ничего и не заметил.

Газета «Петербургский листок» отметила, что в течение 10 дней в Петербурге были раскуплены все открытки с репродукцией картины Репина, а оптовые торговцы открытками были завалены заказами из провинции по двойной цене.4

Второй акт вандализма

25 мая 2018 года в 20:55, за 5 минут до окончания работы Третьяковской галереи, мужчина из числа последних посетителей прорвался в уже пустой зал И. Е. Репина сквозь группу сотрудников музея, проводивших плановый обход залов перед их закрытием, и, схватив металлическую стойку ограждения, сделал несколько ударов по картине. Толстое стекло, защищавшее работу от колебаний температурно-влажностного режима, было разбито; холст прорван в трёх местах в центральной части работы на фигуре царевича; лица и руки изображённых не пострадали. Падающее стекло серьёзно повредило авторскую художественную раму. (Приложение 10)

Вандалом оказался человек по имени Игорь Подпорин, 37-летний безработный, прописанный в Воронежской области. Свои действия он объяснил тем, что картина оскорбляет чувства верующих и является исторически недостоверной.

Материальный ущерб от действий Подпорина составляет не менее 30 миллионов рублей. 30 апреля 2019 года Игорь Подпорин был приговорён к 2,5 годам колонии.5

Картина находится в процессе реставрации. На юбилейной ретроспективной выставке Репина, проходившей с 16 марта по 18 августа 2019 года в Третьяковской галерее, картину символизировало специально оформленное пространство, встречавшее посетителей на входе; также были подготовлены мультимедийная программа и издание в серии «История одного шедевра», посвящённые повреждённой картине.

Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Репина называют мистическим художником. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Данные, когда Репин занедужил, расходятся, однако точно известно, что с 1900 года он начал писать левой рукой, использовал подвесную палитру. В конце концов, Репину изменило зрение, видимый спектр мистическим образом изменился, и все его последние портреты были написаны в неестественной фиолетовой гамме. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие, и из-за этого был проклят. Между тем, когда эту картину выставили, в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.


Заключение

Репин прожил долгую жизнь. И каждая минута ее была отдана твор­честву. К старости он так перетрудил свою правую руку, что она начала сохнуть. Тогда Репин научился держать кисть в левой руке — жить и не писать он не мог. Замыслы все новых и новых картин не покидали его, жиз­ненная энергия не иссякала.

Творческое наследие Репина очень велико. Популярность художника в мире с годами не ослабевает, так как оно всегда близко и понятно людям. В результате исследования творчества И.Репина выяснил, что картины оказывают удивительное воздействие на внутренний мир человека, они способны проникнуть в самые потаенные уголки сознания и посеять зерно истинных ценностей. Более того, создавая уникальные произведения изобразительного искусства, человек выражает собственные переживания и делится со всем миром своим видением окружающей действительности.

Репин – выдающийся мастер портретного искусства. Его портреты представителей разных сословий – простого народа и аристократии, интеллигенции и царских сановников – своеобразная летопись целой эпохи России в лицах.

На примере одной картины я поражен как художник раскрывает остроту сюжета, как достоверно передаёт чувства отца, потерявшего единственного сына.

У картины в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Кто- то считает это мистикой, я думаю, что это та сила искусства, которая так может влиять на человека, и этой силой обладал великий русский художник Илья Ефимович Репин.















Приложения

Приложение 1 Автопортрет 1887 г

Приложение 2 Фотография. И.Е.Репин 1909 г.

Приложение 3 Могила И. Е. Репина в Пенатах

Приложение 4 Эскизы 1882 г.

Приложение 5 Этюд. Мясников 1883

Приложение 6 Этюд. Гаршин 1883 г.

Приложение 7 И. Е. Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». 1885

Приложение 8 Фрагмент картины. И. Е. Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».

Приложение 9 Исполосованные лица Ивана Грозного и царевича Ивана. 1913 год

Приложение 10 Последствия вандализма 25 мая 2018 года

Ссылки

1 Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. — Л.: Художник РСФСР, 1980. — С. 239—269. — 475 с.

2 Фёдоров-Давыдов А. А. Илья Ефимович Репин. — М.: Искусство, 1989. — ISBN 5-210-00014-1

3 Пророкова С. А. Репин. — М.: Молодая гвардия, 1960. — 416 с. — (Жизнь замечательных людей)

4 Петербургский листок: газета. — 1913. — 13 февраля.

5 lenta.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.

Электронные источники:

https://allpainters.ru/repin-ilja.html#top3

http://cvetamira.ru/repin-ilya-efimovich-1844-1930)

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D0%BD,_%D0%98%D0%BB%D1%8C%D1%8F_%D0%95%D1%84%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

https://politua.org/2018/05/30/43914/








Приложение 1






Автопортрет 1887 г

Приложение 2




Фотография. И.Е.Репин 1909 г.

Приложение 3















Могила И. Е. Репина в Пенатах

Дата смерти: 29 сентября 1930 г. (86 лет)

Место смерти: Куоккала, Выборгская губерния, Республика Финляндия

Приложение 4

Эскизы 1882 г.

Приложение 5



Этюд. Мясников 1883

Приложение 6



Этюд. Гаршин 1883 г.

Приложение 7















И. Е. Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». 1885

Приложение 8

















Фрагмент картины. И. Е. Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».

Приложение 9



Исполосованные лица Ивана Грозного и царевича Ивана. 1913 год

Приложение 10



Последствия вандализма 25 мая 2018 года


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!