СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный проект

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговый индивидуальный проект учащегося 9 класса в соответствии с ФГОС ООО.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный проект»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дашковская средняя общеобразовательная школа»






Индивидуальный итоговый проект

по обществознанию

«Банковские карты»



Выполнила:

Кровлина Мария Александровна,

учащаяся 9б класса.

Руководитель проекта:

Сорокина Марина Викторовна,

учитель истории и обществознания









г.о. Серпухов, 2021



Оглавление

Введение 3

1. Банковские карты и способы их использования 4

1.1. История появления пластиковых карт 4

1.2. Что такое банковская карта и счёт? 6

1.3. Виды банковских карт. 8

1.4. Правила пользования банковской картой. 9

1.5. Карта и банкомат. Трудности контакта. 11

2. Практическая работа. 13

Заключение 14

Источники и литература 15

Приложения 16










Введение

В настоящее время безналичные расчеты и платежи посредством банковских карточек получили такое широкое распространение, что трудно себе представить сферу обслуживания, в которой бы они не использовались, магазины, билетные кассы, гостиницы, всех стран мира готовы обслужить клиентов, приняв пластиковую карточку, как средство оплаты. И в тоже время мы задаемся вопросом, карту какого банка лучше выбрать? Для всех, кто обращается к услугам Банка умение пользоваться банкоматами и картами крайне важно.

Актуальность исследования: Система использования банковских карт как способа получения услуг является социально важным явлением в жизни любого человека в современном обществе.

Я считаю, что овладеть техникой пользования банкоматом и банковскими картами – задача, доступная каждому, в том числе и подростку.

Цель проекта: создать буклет для учащихся и взрослых, содержание которого поможет разобраться в системе пользования банковскими картами и банкоматами.

Задачи:

  1. Подобрать ряд вопросов, адресованных учащимся для проведения анкетирования.

  2. Изучить литературные источники с нужной информацией.

  3. Подобрать иллюстративный ряд, соответствующий характеру и содержанию отобранных литературных источников.

  4. Создать анкету после просмотра презентации.

Объект исследования: пластиковые карты разных банков, их виды.

Предмет исследования: пластиковые карты- как средство переводов и безналичных расчетов.

Этапы работы:

  • Подготовительный.

  • Работа с руководителем проекта.

  • Подготовка необходимых ресурсов для создания презентации.

  • Основной. Разработка и оформление буклета.

  • Практический. Представление проекта учащимся

  • Заключительный. Художественное оформление презентации.

Методы исследования

- анализ интернет-источников, текстов научных статей;

- обобщение и систематизация материала по данной теме;

-опросно-диагностические методы (интервьюирование, беседы и анкетирование).

 Практическая значимость работы:

Материалы данного проекта могут использоваться в качестве пособия на классных часах при обсуждении данной темы, на уроках обществознания.

  1. Банковские карты и способы их использования
    1. История появления пластиковых карт

Первые банковские карты появились в Америке. Это были кредитки, но они не являлись банковскими и подтверждали только кредитоспособность владельца вне его банка. Их изготавливали из картона. В 1914 году некоторые магазины и рестораны стали выдавать богатым клиентам такие карточки для использования в качестве документа при оформлении сделки. Таким образом, магазины стремились «привязать» к себе клиента, что впоследствии назвали программой лояльности клиентов (loyalty programs). В 1920-х годах карты из «чистых» магазинов и ресторанов перешли на «грязные» бензоколонки (так появилось название «бензиновые карты»). Надо было менять материал, и в 1928 году бостонская компания Farrington Manufacturing выпустила первые металлические карты. На них выдавливались (эмбоссировались) идентификационные данные, что позволило в некоторой степени автоматизировать процедуру приема карты. При оформлении покупки продавцом на специальном прессе (импринтере) делался отпечаток этих данных на торговом чеке-квитанции (слипе). Такая технология приема карт, несмотря на внушительные современные технические достижения в этой области, сохранилась и поныне. А название фирмы было даже отражено в международном стандарте ИСО 7811-3, посвященном пластиковым картам: шрифт, который описан в нем, используется для тиснения карточек, он так и называется – Farrington 7B. Начало банковским кредитным картам положил Джон С. Биггинс, один из специалистов по потребительскому кредиту из Национального банка Flatbush в Бруклине. В 1946 году он организовал работу по кредитной схеме Charge-it, которая предусматривала расписки, принимавшиеся местными магазинами от клиентов за мелкие покупки. По совершении покупки магазин сдавал эти расписки в банк, который оплачивал их со счетов покупателей. Первой массовой платежной карточной системой была созданная в 1949 году компания Diners Club. Главным отличием ее от предыдущих систем было то, что между клиентами и коммерческими компаниями существовал посредник, который берет на себя проведение расчетов. Именно это позволило Diners Club стать первой и очень массовой универсальной картой. Идея создания такой карты родилась в центре Манхэттэна, а именно в ресторане Major’s Cabin Grill. Там встретились Алфред Блумингдейл, внук основателя одного из самых крупных американских универмагов, его давний друг Фрэнсис Макнамару, возглавлявший на тот момент финансовую компанию Hamilton Credit Corp., и юрист Фрэнсиса - Ральф Снайдер. В процессе обеда разговор зашел об одном клиенте Макнамары в Бронксе. Этот предприниматель позволял соседям пользоваться своим банковским счетом за проценты. Продавцы магазинов звонили ему по телефону и, получив разрешение, записывали стоимость покупок на его счет. В такой сделке новшеством являлось наличие посредника, который, используя свою кредитоспособность, предоставлял ссуду людям, не имеющим возможность получить ее по-другому. Эта финансовая схема им очень понравилась. Изъян они увидели лишь в кредитовании людей, не имеющих в магазине кредитной линии. Ведь чаще всего именно с ними возникают проблемы. Поэтому ресторан показался им самым удачным местом для развития нового бизнеса. Подозвав владельца ресторана, они поинтересовались у него, сколько он намерен платить за новых клиентов, которых они собираются к нему присылать. Владелец незамедлительно ответил: «Семь процентов». Так появилась ставка, которая установилась на десятилетия в области кредитных карт. Немного позднее, когда их бизнес начал процветать, они задали вопрос тому же хозяину ресторана, откуда он взял эти известные «семь процентов». «Агент по путешествиям потребовал бы десять», - был ответ. Использовать в качестве идентификации клиентов соучредители решили эмбоссированные пластинки, которые к тому времени уже были довольно распространены и применялись во многих магазинах и бензиновых компаниях. К программе было привлечено 10–12 близлежащих ресторанов города. За первый месяц оборот составил 2 тыс. долларов, но уже через четыре месяца – 250 тыс. Для развития бизнеса срочно требовались кредитные средства, и партнеры принимают решение об объединении своих компаний. Новая компания получает название Diners Club. Уже через год 285 торгово-сервисных организаций обслуживали 35 тыс. держателей карт компании. Diners Club регулярно взимала со своих клиентов плату за годовое обслуживание карты в размере 3 долларов. К концу 1951 года компания принесла владельцам прибыль в размере 61 222 доллара с оборота в 6,2 млн. Далее вместе с развитием рынка Соединенных Штатов Америки операции с картами стали внедряться повсеместно появились такие известные платежные системы, как Visa, MasterCard и American Express.

    1. Что такое банковская карта и счёт?

Банковская карта - это выпущенная банком пластиковая карта, привязанная к банковскому счету. Счет - это безналичный «кошелек», который банк предоставляет клиенту. Банковские карты имеют разновидности: могут быть дебетовыми или кредитными. С помощью банковской карты можно осуществить электронный платеж.

Использование электронных средств платежа осуществляется на основании договора об использовании электронного средства платежа, заключенного оператором по переводу денежных средств с клиентом, а также договоров, заключенных между операторами по переводу денежных средств. Дополнение. При выдаче банковской карты, совершении операций с использованием банковской карты кредитная организация обязана идентифицировать её держателя в соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Банковская пластиковая карточка – универсальный платежный инструмент, являющийся ключом доступа к управлению банковским счетом. В настоящее время безналичные расчеты посредством банковских карточек получили такое широкое распространение, что трудно себе представить сферу обслуживания, в которой бы они не использовались, магазины, билетные кассы, гостиницы, всех стран мира готовы обслужить клиентов, приняв пластиковую карточку, как средство оплаты. Расчеты с использованием наличных денег чрезвычайно дорого обходятся государственным и коммерческим финансовым структурам. Выпуск в обращение новых купюр, обмен старых, содержание большого персонала, неудобства и большие потери времени рядовых клиентов — все это тяжелым бременем ложится на экономику страны. В России, например, около 20 % стоимости каждого рубля уходит на поддержание его же собственного обращения. Один из возможных и самых перспективных способов разрешения проблемы наличного оборота — создание эффективной автоматизированной системы безналичных расчетов, с помощью банковских карт. Банковские карты позволяют сократить объем наличного денежного обращения, снизить расходы, связанные с осуществлением кассовых операций, хранением и транспортировкой наличных денежных средств и существенно ускорить безналичные расчеты. Национальная платежная карта Мир одноименной российской платёжной системы стала выпускаться с 2015 года банками РФ, обеспечив её держателям независимость от работы международных платёжных систем (МПС). Как известно, МПС Visa и MasterCard в 2014 году «отличились» тем, что прекратили обслуживать карты ряда российских банков, лишив клиентов возможности расплачиваться с их помощью за товары и услуги, и снимать наличные в банкоматах. В настоящее время банковская карточка Мир имеет такую же функциональность, как и карты вышеназванных МПС, а за возможность приёма карт в различных торговых точках особо беспокоиться не стоит, так как на законодательном уровне закреплено, что все банки должны обеспечить приём национальных платёжных инструментов уже с 1 июля 2017 года.

    1. Виды банковских карт.

Расчётная (дебетовая) карта - это финансовый инструмент управления счетом, на котором лежат собственные деньги клиента. Как правило, дебетовые карты привязаны к счетам, на которые поступают регулярные платежи: пенсии, стипендии, зарплаты. В последнем случае их называют зарплатными. Данный вид карт используется как электронное средство платежа для совершения операций её держателем в пределах расходного лимита - суммы денежных средств клиента, находящихся на его банковском счёте.

Овердрафтная карта – это карта, благодаря которой владельца есть возможность расплатиться по счету, даже если у него не хватает денег. Банк, выпустивший карточку, разрешает своему клиенту потратить больше, с условием возврата средств под определенный процент. Кредитная карта - это инструмент управления банковским счетом, средства с которого можно расходовать в пределах кредитного лимита. Расплачиваться такой картой - значит брать у банка кредит.

Данный вид карт также используется как электронное средство платежа для совершения операций её держателем, но за счёт денежных средств, предоставленных кредитной организацией-эмитентом клиенту в пределах расходного лимита в соответствии с условиями кредитного договора. Лимит кредитования определяется банком каждому владельцу карты на его счёте. Следует заметить, что, клиент обязан вернуть банковский кредит в конкретные сроки. В случае задержки возврата банк вправе взимать заранее оговоренные с клиентом проценты за каждый день просрочки.

    1. Правила пользования банковской картой.

Обязательно подключите CMC-оповещения и интернет-банка

Управлять некоторыми действиям с картой можно с помощью мобильного телефона или через интернет. Банки предоставляют разные услуги такого рода: блокировка карты, перевод денег, пополнение счета, обязательные платежи. Но самой важной для всех пользователей является услуга CMC-оповещения всех действий по карте (или услуга «мобильный банк»).

Вы всегда будете в курсе, какие операции происходят с вашей картой, сколько денег снял магазин, какой остаток на счете, дошли ли деньги, которые вы положили на карту, как изменился баланс. И самое главное, вы всегда вовремя отреагируете, если увидите, что кто-то без вашего ведома пытается совершить покупку с вашего счета, зайти в интернет банк или снять наличные. На ваш телефон придет CMC, и вы сможете быстро блокировать операцию, позвонив в банк.

Что делать если карта потерялась?

Карта - это собственность банка, но на ней лежат ваши деньги. Карту и данные о ней (ПИН-код и номер) нужно беречь и аккуратно с ними обращаться.

Особенно остерегайтесь потери данных о карте в интернете:

  • Никогда не вводите ПИН-код в интернете.

  • Не пользуйтесь картой на «сомнительных» сайтах.

  • Старайтесь не расплачиваться основной картой (например, на которую вам пере­числяют зарплату) в интернет-магазинах, имейте для этого отдельную карту.

  • Установите на своем компьютере антивирус и регулярно обновляйте его.

Если вы потеряли карту, или вам кажется, что она скомпрометирована (т.е. информация о реквизитах карты (номере и ПИН-коде) могла стать доступной третьим лицам), иливам пришло CMC-сообщение, что кто-то уже пытается снять деньги/расплатиться кар­той - срочно блокируйте карту! Для этого нужно позвонить в отделение банка - номер всегда есть на карте, памятке клиента, договоре, сайте банка. Ваши деньги уже никто не снимет и не переведет. Сами снять наличные без карты вы сможете в вашем отделении банка по паспорту.

Приостановка, временная блокировка действия карты в случае утраты карты в любом банке - бесплатно.

Восстановление карты будет происходить путем замены на новую карту с новым ПИН-кодом. За досрочное изготовление карты банк может взять оплату. Если старая, «уте­рянная» карта впоследствии найдется, ее обязательно нужно сдать в банк.

Блокировка карты случается совершенно неожиданно. Ее восстановление займет время. А если карта у вас только одна и все деньги на ней? А если вы в поездке? Разумный вы­ход - не держите все деньги на одной карте, распределите по нескольким.

Если же карта только одна и ее блокировка застала вас в поездке, свяжитесь со своим банком и объяс­ните ситуацию - как правило, банки по возможности помогают клиенту выйти из сложной ситуации (например, можно оговорить короткий промежуток времени, на который карта будет временно разблокирована, и предоставлена возможность снять необходимую сумму).

Нужно иметь в виду: для всех операций по карте через банковского служащего по телефону вам нужно будет сообщить определенную информацию, по которой банк удостоверится в том, что вы хозяин карты - попросят вас назвать кодовое слово, а возможно, и другие данные, например, номер паспорта, дату и место рождения и т. п.

Контролируйте вашу карту - приход/расход, остаток, срок действия, подпись на карте!

Если вы обнаружили незапланированный «недостаток» средств - посмотрите выписку по счету, позвоните в банк и выясните причину.

Если вы подозреваете мошенничество - заблокируйте карту и подайте заявление в банк о возврате средств.

Для дополнительного контроля состояния счета и операций по карте, сохраняйте все чеки.

Следите за сроком карты!

Карта без подписи владельца считается недействительной!

Карта, которую вы больше никогда не планируете использовать, подлежит уничтожению!

    1. Карта и банкомат. Трудности контакта.

Получать наличные с карты и вносить наличные на карту, совершать различные платежи можно с помощью банкоматов.

Выгоднее использовать банкоматы того банка, в котором выпущена карта. Важно помнить, что при использовании банкоматов другого банка могут возникнуть неожиданные расходы (комиссии) за проведение операций (снятие наличных, перевод с карты на карту и т.п.).

Пользуйтесь «проверенными» банкоматами, желательно расположенными в отделениях банков или крупных магазинов/торгово-офисных центров/государственных учрежде­ний. Если банкомат кажется вам подозрительным - воздержитесь от его использования. Соблюдайте правила личной безопасности: не используйте банкоматы, стоя­щие в безлюдных местах, не снимайте в одиночку крупные суммы.

Если вы едете за границу - уточните в банке возможные ограничения и дополнительные расходы при пользовании вашей картой в стране вашего предполагаемого пребывания. Это касается не только использования банкоматами, но и безналичной оплаты в торго­вых организациях.

При взаимодействии с банкоматом могут возникнуть следующие непредвиденные ситуации:

При снятии денег банкомат «съел» (заблокировал) карту.

Банкомат с функцией приема наличных купюр не зачислил деньги на счет.

В процессе перевода денег с помощью банкомата деньги пропали.

В таких ситуациях нужно срочно сообщить о проблеме банку и получить инструкцию от сотрудника банка. Через некоторое время получить ответ банка о решении проблемы и возврате денег на счет (возможно с помощью CMC).

Что делать если с карты списались деньги?

Карта - это платежный инструмент, позволяющий пользоваться банковским счетом на расстоянии. При пользовании любым техническим средством могут случиться сбои и ошибки. Это особенно обидно, когда в результате тратятся ваши деньги. Еще обиднее, когда доступом к счету завладели мошенники.

Изучите инструкцию банка по пользованию картой внимательно и запомните правила поведения в экстренных ситуациях.

Если со счета пропали деньги (в том числе при использовании онлайн-банка) необходимо:

  • Получить CMC-уведомление банка о списании средств без согласия клиента.

  • Заявить об этом в банк в течение суток.

  • Получить подтверждение банка о блокировке карты.

  • Получить равнозначную компенсацию за утраченные средства

  • Получить ответ о выпуске новой карты.

  • Получить новую карту в банке, активировать карту, создать собственный ПИН-код.

Банк в соответствии с законом несет обязанность в полном объеме возместить заемщи­ку убытки, возникшие вследствие неправомерного несанкционированного) списания денежных средств. Бремя доказывания обстоятельств, освобождающих банк от ответ­ственности, лежит на банке как исполнителе услуг.

Если прошла двойная оплата одной покупки в магазине необходимо:

  • Получить CMC-уведомление банка о двойном списании средств за одну покупку.

  • Подать заявление в банк об отмене первой операции списания.

  • Получить подтверждение банка о возврате средств на счет.

Если при оплате покупки магазин снял дополнительную сумму (комиссию) необходимо:

  • Получить CMC-уведомление банка о дополнительном списании средств за покупку.

  • Подать заявление в магазин о возврате комиссии. Данное заявление можно подать и через банк.

При обращении в банк по телефону, чтобы зафиксировать факт блокировки карты или иного заявления, следует обязательно выяснить номер обращения и имя со­трудника его принявшего. В этом случае банк будет нести ответственность перед клиентом за несвоевременную блокировку карты и совершение с ней несанкционированных действий.

Если банк отказывается нести ответственность за несвоевременную блокировку карты и совершение с ней несанкционированных действий, обращайтесь в суд.

  1. Практическая работа.

Изучив теоретический материал, я решила провести исследование среди одноклассников. Мне стало интересно узнать, насколько хорошо ребята осведомлены о банковских картах, их разновидностях, тонкостях использования и возможных трудностей при платежах и опасностях со стороны мошенников.

В результате исследования (приложение 1) выяснилось, что 95% опрошенных старшеклассников не знают, что такое мультикарта. Многие не знают различие дебетовой и кредитной карты. Кроме того, выяснилось, что чаще всего у нас пользуются картами Сбербанка и ВТБ. Среди платежных систем почти 100% называли Visa и MasterCard и только 7% назвали МИР. Тогда я решила помочь ребятам разобраться в мире банковских карт и подготовила для них буклет (приложение 2).


Заключение

В ходе проектной деятельности я помогла многим учащимся и взрослым узнать на сколько важны банковские карты, как правильно уберечь их и свои сбережения.

Я провела анкетирование, которое показало, что многие в данной сфере информированы не так хорошо, как хотелось бы. Для того, чтобы это исправить я создала своё личное пособие по банковским картам. В нём я рассказала, как правильно пользоваться банкоматом и какие виды карт существуют. Так же подготовила задание для выполнения, с которым, после прочтения, все справились.

Я считаю, что провела хорошую работу, в ходе которой и сама узнала много нового и интересного.



Источники и литература

Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платёжной системе»,

Положении Банка России от 24.12.2004 № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях совершаемых с использованием платёжных карт»;

Письма Банка России

- от 02.10.2009 № 120-Т О памятке "О мерах безопасного использования банковских карт",

- от 22.11.2010 № 154-Т «О рекомендациях по раскрытию информации об основных условиях использования банковской карты и о порядке урегулирования конфликтных ситуаций, связанных с её использованием»,

- от 24.03.2011 № 39-Т «Об организации деятельности кредитными организациями по информированию держателей платёжных карт о комиссионном вознаграждении»,

- от 01.08.2011 № 112-Т «О возврате денежных средств за товар (услугу), ранее оплаченный с использованием платёжной карты»,

- от 08.06.2011 № 85-Т «О рекомендациях кредитным организациям, осуществляющим переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета в зарубежные страны, в том числе через системы денежных переводов»,

- от 01.03.2013 № 34-Т «О рекомендациях по повышению уровня безопасности при использовании банкоматов и платёжных терминалов»








Приложения

Приложение 1

Анкета

1) Что такое мультикарта?

2) Есть ли у вас своя банковская карта? Если есть, то какого банка?

3) Карты какого банка используют в вашей семье?

4) Знаете ли отличие дебетовой карты от кредитной? Что такое оверрафт?

5) Какие платежные системы знаете?


Приложение 2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!