СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный план профессионального развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык считается одним из трудных школьных предметов в начальной школе. Основа грамотности учащихся - это усвоение правил написания, т.е. орфографических норм. В современной начальной школе программой по русскому языку для каждого класса предусматривается обязательное усвоение ряда слов, правописание которых правилами не проверяется. Эти слова называются словарными. Прочное усвоение их написания достигается путем частого включения этих слов в различные упражнения, задания, выполняемые на всех этапах урока. И одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. От того, насколько полно и правильно будут сформированы навыки правописания в начальной школе, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный план профессионального развития»


Индивидуальный план профессионального развития

Пояснительная записка.

Методическая проблема, над которой работает учитель:

«Виды словарной работы на уроках русского языка»

Срок реализации проблемы - 4 года

Русский язык считается одним из трудных школьных предметов в начальной школе. Основа грамотности учащихся - это усвоение правил написания, т.е. орфографических норм. В современной начальной школе программой по русскому языку для каждого класса предусматривается обязательное усвоение ряда слов, правописание которых правилами не проверяется. Эти слова называются словарными. Прочное усвоение их написания достигается путем частого включения этих слов в различные упражнения, задания, выполняемые на всех этапах урока. И одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. От того, насколько полно и правильно будут сформированы навыки правописания в начальной школе, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность.

Сделать процесс усвоения слов с непроверяемыми написаниями более эффективным - задача сложная и трудоемкая, требующая от современного учителя большой творческой работы. И чтобы научиться решать такие орфографические задачи необходимо не только знать правила, но и уметь его применять на письме. Для лучшего усвоения словарных слов должна быть организована целенаправленная систематическая работа, которая включает в себя не только знакомство с новым словом и его написанием, но и систему упражнений, рассчитанных на зрительно-моторное запоминание. В своей работе при обучении письму словарных слов применяю следующие методы и приемы:

- Метод языкового анализа, который включает приемы звуко-буквенного анализа слов, фонетического разбора, комментирования орфограмм, устного проговаривания;

- Приемы зрительного запоминания- это зрительный диктант, списывание с различными заданиями, проверка слов по словарику;

- Использованиетаблиц, карточек, перфокарт;

- Выделение орфограмм цветным мелом или стержнем на доске и в тетрадях;

- Различныевидыслуховыхдиктантов;

- Составление словосочетаний и предложений с трудными словами, включая их в письменные и устные творческие работы;

- Занимательные формы работы(загадки, ребусы, игры, шарады, кроссворды) ученики решают их или сами составляют.

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

В настоящее время основным приёмом проведения словарно- орфографической работы в школе является механическое запоминание графического облика слова. Но этот приём не активизирует мыслительную деятельность учащихся и потому он малоэффективен. Учащиеся совершают ошибки в "трудных" словах и в начальной, и в средней школе. Сделать процесс усвоения слов с непроверяемыми написаниями более эффективным - задача сложная и трудоёмкая, требующая от современного учителя большой творческой работы.

На каждом уроке русского языка учитель отводит время. Одной из основных образовательных задач школьного курса русского языка является обучение орфографии, т.к. орфографическая грамотность - показатель культуры письменной речи. По общему признанию ученых, соблюдение единых норм орфографии помогает письменному общению и облегчает его. В качестве основных орфографических умений и навыков выделяют следующие: 1) нахождение в словах орфограмм; 2) написание слов с изученными видами орфограмм, в том числе слов с непроверяемыми написаниями; 3) обоснование орфограмм; 4) нахождение и исправление орфографических ошибок.

В числе перечисленных орфографических умений важнейшим является нахождение орфограмм в словах на «словарную» работу. Однако, как показывают контрольные работы, это не всегда даёт желаемые результаты. В учебниках русского языка «словарных слов» очень много, но все они даются разрозненно, бессистемно. При изучении, таким образом написание слов у учеников в памяти не остаётся, при повторении ребёнок затрудняется вспомнить, какую же букву надо писать. Поэтому все слова надо давать не по отдельности, а группами, связанными по значению слов, или по темам, или по графическому сходству, контрасту, или по грамматическим темам. И изучать одну группу слов необходимо каждый день в течение учебной недели.

Словарные слова разделяю на несколько групп:

а) школьные принадлежности;

б)прилагательные, глагол, наречие,

в) растения, животные, птицы и т.д.

г) слова на правила: парные согласные, непроизносимые согласные , удвоенные согласные.

д) вежливые слова.

е) устные упражнения в отыскивании в словарике слов, названных учителем, в нахождении в них "опасного" при письме места.

Постоянное обращение к словарю способствует созданию навыка быстро схватывать и запоминать правильное написание слов. Словарь является постоянным спутником ученика в повседневной работе на уроках. Учителя начальной школы знают, как трудно дается младшим его школьникам освоение этих слов, учащиеся моего класса не являются исключением, они так же допускают много ошибок при написании словарных, поэтому тема методической разработки мной выбрана не случайно.

Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна. Поэтому я на ряду с традиционными приемами работы со словарными словами использую новые более сложные упражнения направленные на активизацию словесно -логического мышления, усиление речевого действия учащихся, осуществление умственных операций на основе интуиции и более напряженного внимания Языковой материал по каждому слову включает такие разделы:

        1. Толкование слова;

        2. К истокам слова;

        3. Однокоренные слова;

        4. Сочетаемость слов;

        5. Синонимы, антонимы;

        6. Когда так говорят - фразеологизмы;

        7. Практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения и тексты.

        8. Разгадывание ребусов, кроссвордов.

Главный критерий отбора словарей на урок - словарь должен соответствовать возрасту - т.е. это учебные словари, изданные специально для начальной школы. В начальной школе учащиеся должны знакомиться со следующими словарями:

          1. разгадывание слова с непроверяемыми буквами.- по наборам рисунков и по их первым буквам "Словарь русского языка" С. И. Ожегова;

          2. "Орфографический словарик" П. А. Грушникова;

          3. "Словарик синонимов и антонимов" М. Р. Львова;

          4. Фразеологический словарик "Учусь понимать образные выражения" Г. М. Ставской;

          5. Толковый словарь "Что это? Кто это?" в 2-х частях А. А. Бондаренко, И. В. Гурковой;

          6. "Школьный словообразовательный словарь русского языка" А. Н Тихонова и др























Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки реализации


Профессиональное

1. Изучить программы и учебники, уяснить их особенности и требования: Русский язык

- Примерная программа по русскому языку. Начальное общее образование, размещённой на сайте Минобрнауки России http://www. Mon.gov.ru. -Авторская программа общеобразовательных учреждений по русскому языку для 1 -4 классов -ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (в ред. приказов Минобрнауки России от

  1. № 1241, от

  1. №2357)

Сентябрь

Октябрь

+

2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

Текущий учебный год

+

Психолого- педагогические

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

Текущий учебный год


Методические

1 .Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся.

Текущий учебный год


2.Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.

Регулярно


3.Принимать активное участие в работе школьного МО и районного МО.

Текущий учебный год


4. организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в конкурсах творческих работ, олимпиадах.

Текущий учебный год


5. посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

Регулярно


6. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

Текущий учебный год

+

7. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.

Текущий учебный год


8. Выступить с докладами на тему «Виды словарной работы на уроках русского языка» на заседаниях МО.

Текущий учебный год


Информационно– коммуникативные технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

Регулярно



2. Обзор в Интернете информации по русскому языку.

Текущий учебный год


3.Создать библиотеку электронных и Интернет- ресурсов, используемых в работе.



Охрана здоровья

Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

Регулярно



Этапы самообразования

Этапы

Мероприятия

Сроки

Диагностический

1.Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2.Посещение заседаний районного МО учителей начальных классов.

3.Изучение литературы (поиск в интернете)


Прогностический

  1. Разработка пакета материалов для использования.

  2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.


Практический

  1. Систематически пополнять картотеку с использованием различных технологий.

  2. Разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем.

  3. Комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы).

  4. Разработать методику по развитию орфографической зоркости учащихся.

  5. Применение компьютерных технологий на уроках русского языка.

6. Участие детей в олимпиадах, конкурсах разного уровня.


Обобщающий

1 .Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

3. Выступление на заседании ШМО по теме самообразования.



Направления самообразования

Разработка уроков и мероприятий:

Название, тема

Срок выполнения

Отметка о выполнении

1.

Оформление папки «Из опыта работы»

Весь год


2

Оформление материала «Изучении правописания словарных слов» для 1-4 кл.

Весь год


3.

Материал об использовании орфографической пятиминутки в работе

апрель


4.

Сбор материала для библиотеки Интернет- ресурсов

Весь год


5.

Подборка и оформление материала по теме «К истокам слова»

Апрель-май



Ожидаемые результаты:

Учитель:

- повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета,

- повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

- разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплекта педагогических разработок;

- разработка и проведение открытых уроков, обобщение опыта по исследуемой теме;

- доклады, выступления на заседаниях педагогических советов Учащиеся:

- приобретение дополнительной возможности для самореализации, -развитие уровня социальной и иноязычной коммуникативной компетенции.

- развитие личностных качеств.

Практическая значимость моей работы заключается в том, что собранный и обобщенный материал можно использовать как на уроках русского языка при проведении словарной работы, так и на внеклассных мероприятиях, которые проводятся на уровне начальных классов.

Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.

Необходима определённая система работы при изучении правописания словарных слов, которая позволит учителю интересно и доступно преподнести данные слова, а ученику - легко и прочно их усвоить.

Несмотря на то, что накоплен и предложен столь богатый и обширный материал для усвоения детьми словарных слов, проблема их правописания всё же остаётся нерешённой, преодоление недостаточной грамотности учащихся остаётся одной из важнейших задач начальной школы. В практике школьного обучения есть недостатки, препятствующие успешному усвоению словарных слов. Одним из таких упущений является однообразная работа

над словарным словом. К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со словарными словами ребёнку отводится пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащимся предлагается лишь списать и заучить его.

Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку. Столь же неэффективно и выписывание слов.

Кроме того, ребёнок в младшем школьном возрасте ещё не овладел приёмами смыслового запоминания, его логическая память еще не достаточно сформирована.

Таким образом, процесс запоминания у младших школьников должен быть специально организован, поэтому необходимо искать такой материал и формы работы, которые бы привлекли внимание учеников, развивали интерес, вызывали удивление и желание понять явление, будили мысль.

Поскольку игра ещё занимает ведущее место в жизни младших школьников, то и процесс усвоения необходимо строить так, чтобы процесс запоминания проходил в игре, прибегать к ярким, эмоционально- разнообразным видам работ для активизации внимания детей, что будет в свою очередь способствовать более глубинному усвоению и прочному запоминанию. Одним из вариантов решения проблемы является использование занимательных заданий. Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями не становятся полезными.

Занимательность на уроке - это не развлекательность, а напряжённый труд и постоянный поиск. Следовательно, "занимательные задания" - "то, что назначено для выполнения, способное занять внимание, воображение" Но и занимательность без строгой научной системы преподавания не всегда может привести к успеху. Поэтому нужно заставить науку работать на завтрашний день.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!