Направления коррекционной работы | Задачи коррекционной работы | I период (сентябрь, октябрь, ноябрь) | II период (декабрь, январь, февраль) | III период (март, апрель, май) |
Формирование коммуникативной деятельности и коррекция ее недостатков | формирование речевой мотивации; познавательной активности; самостоятельности; произвольности деятельности (удержание инструкции; умение действовать по правилу; распределение внимания по ряду признаков одновременно); развитие умения выполнять заданное, доводить выполнение задания до конца: по наглядному образцу; по словесной инструкции. | постоянно | постоянно | постоянно |
Развитие общей моторики | нормализация мышечного тонуса, развитие статической выносливости, упорядочение темпа движений, вырабатывание синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание последовательности выполнения действий, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции | постоянно | постоянно | постоянно |
Развитие мелких движений кистей рук и пальцев | укрепление мышц кистей рук; развитие подвижности, силы и гибкости пальцев и запястья; развитие координации движений пальцев рук: статической координации движений; динамической координации движений; ритмической координации движений, переключаемости; развитие навыков одновременного выполнения движений пальцами и кистями обеих рук; | постоянно | постоянно | постоянно |
Развитие просодической стороны речи | развитие ритма, темпа, силы и модуляции голоса, речевого дыхания; формирование восприятия и воспроизведения основных интонационных типов; развитие эмоциональной отзывчивости ребенка и умения передавать с помощью интонации определенные чувства и настроения. | постоянно | постоянно | постоянно |
Развитие подвижности артикуляционного аппарата | упражнения, направленные на развитие подвижности губ; упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка; комбинированные упражнения для языка и нижней челюсти. | сентябрь октябрь ноябрь | декабрь | |
Знакомство с артикуляцией звука, постановка звука | показ артикуляции перед зеркалом показ профиля данного звука показ положения языка кистью руки наглядная демонстрация вибрации языка закрепление артикуляционных упражнений работа с профилями гласных звуков | | | |
Формирование правильного произношения звуков | Нарушено произношение звуков: _________________________________________________________ Постановка звуков Автоматизация звуков в слогах: открытом, закрытом, в звукосочетаниях в словах: в начале, в середине, в конце, в сочетаниях с гласными в предложениях в тексте в пословицах, поговорках, стихах в скороговорках введение звука в самостоятельную речь дифференциация звуков | | | |
Формирование фонематического восприятия | различение слов, начинающихся с фонем, далеких друг от друга; различение слов, начинающихся с оппозиционных фонем; различение слов, с разными гласными звуками; различение слов, отличающихся последней согласной фонемой; различение слов, отличающихся согласной фонемой в середине. | сентябрь октябрь ноябрь | | |
Звуковой анализ и синтез | Звуковой анализ выделение первого, последнего ударного гласного звука; выделение первого, последнего безударного гласного звука; определение общего звука в словах; выделение последнего согласного звука; выделение первого согласного звука в словах со стечением и без стечения согласных; определение места звука в слове (начало, конец, середина); определение последовательности звуков в слове; определение количества звуков в слове; добавление звука к слову; замена звука в слове. Звуковой синтез составление слова из звуков, данных в правильной последовательности; составление слова из звуков, данных в нарушенной последовательности. | | декабрь январь февраль | март |
Формирование фонематических представлений | повторение слогов с оппозиционными звуками из 2-3 слогов; дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении; дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении; отбор картинок, названия которых содержат заданный звук; подбор слов, содержащих определенный звук; выделение слов с заданным звуком из текста. | | | апрель май |
Формирование лексико-грамматичес-кого строя речи | образование и употребление уменьшительно-ласкательных форм существительных, множественного числа существительных, родительного падежа множественного числа существительных, глаголов совершенного и несовершенного вида, глаголов с разными приставками, от прилагательных, существительных, качественных, относительных и притяжательных прилагательных, сложных прилагательных, сравнительной степени прилагательных, образование однокоренных слов; согласование существительных с местоимениями, глаголами, числительными, прилагательными; подбор антонимов, синонимов, употребление простых и сложных предлогов; расширение и активизация словаря существительных, глаголов, прилагательных | постоянно | постоянно | постоянно |
Развитие связной речи | составление предложений по выполняемым действиям, по опорным словам, с однородными членами, с союзами а, и, потому что, но, когда, чтобы, по сюжетной картине, сравнительных конструкций; распространение предложений; пересказ коротких текстов по вопросам, плану-схеме, с опорой на образец, опорную схему, предметные (сюжетные) картины; составление рассказа-описания по образцу, вопросам, плану-схеме; составление рассказов по сюжетной картине, по серии картин по вопросам, по образцу. | постоянно | постоянно | постоянно |
Развитие неречевых психических функций | развитие зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти; наглядно-образного и логического мышления; воображения. | постоянно | постоянно | постоянно |