СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Индивидуальный образовательный маршрут учащихся как средство подготовки к ОГЭ и ЕГЭ»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Индивидуальный образовательный маршрут учащихся как средство подготовки к ОГЭ и ЕГЭ»  

Просмотр содержимого документа
««Индивидуальный образовательный маршрут учащихся как средство подготовки к ОГЭ и ЕГЭ»»



«Индивидуальный образовательный маршрут
учащихся как средство подготовки к ОГЭ и ЕГЭ»


Пояснительная записка

Методические материалы «Индивидуальный образовательный маршрут по подготовке к Государственной итоговой аттестации» могут использоваться как при подготовке к ОГЭ, так и к ЕГЭ. Разработаны мною, Демьянович Е.В., прошли апробацию в МБОУ СОШ №2 г. Югорск в 2014-2015 учебном году.

Индивидуальный образовательный маршрут
как средство подготовки к ОГЭ (ЕГЭ)

Для достижения любой цели человек должен точно представлять для чего это ему нужно, что для этого надо делать и как это делать. Не исключением является и школьный экзамен. Индивидуальный образовательный маршрут – это инструмент, который может ученику в этом помочь.

Индивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, учитывающая образовательные запросы, склонности, интересы, способности и познавательные возможности обучающихся.

Речь пойдёт о более узком понимании этого определения, а именно об ИОМ как средстве подготовки к ОГЭ.

Структура любого индивидуального образовательного маршрута должна содержать следующие компоненты:

Все они неразрывно связаны между собой. Рассмотрим, как конкретно каждый компонент работает в ИОМ по подготовке к ОГЭ.

  1. Целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребнос­тей ученика при получении образования)

В нашем случае это: сдать экзамен и получить аттестат. И вот тут возникает главный вопрос: для чего? Варианты могут быть следующие:

  • Поступление в среднее профессиональное учебное заведение с гуманитарным уклоном;

  • Поступление в среднее профессиональное учебное заведение с техническим уклоном;

  • В 10 класс гуманитарного профиля;

  • В 10 класс физико-математического профиля;

  • Лицей, ФМШ.

Главный аспект в реализации этого компонента – осознанность. Ребёнок должен четко представлять, каким будет его дальнейшее образование в соответствии со своими потребностями и учебными возможностями и в зависимости от этого осуществлять подготовку к экзамену, планировать свой результат. На этом этапе осуществляется самооценка и постановка целей.

Со стороны педагога необходимо взаимодействие с психологическими службами, серьёзная работа с родителями, потому что, к сожалению, не все адекватно оценивают реальные учебные возможности своих детей и 10 класс – это обязательное условие дальнейшего образования их ребёнка. Необходимо познакомить родителей с результатами диагностики, проводимой на начало учебного года. Совместно со всеми участниками образовательного процесса решить, на каком уровне будет осуществляться подготовка к экзамену и каких результатов ожидать.

  1. Содержательный (изучение структуры и содержания экзаменационной работы, отбор тем, их систематизация и группировка, в соответствии с потребностями учащегося, его уровнем подготовки, установление меж­предметных и внутрипредметных связей).

На этом этапе осуществляется определение уровня выполняемой работы, отбор предполагаемых заданий, планируется результат экзаменационной работы. Ребёнок знакомится со структурой и содержанием экзаменационной работы.

Ни для кого не секрет, что к 9 классу формируются группы учащихся, отличающиеся по уровню математической подготовки. И выбор заданий для подготовки будет у них различным. Ученику, которому достаточно удовлетворительного результата совершенно нет необходимости тратить время на решение заданий второй части, вместе с тем ученику с высоким уровнем подготовки нет необходимости постоянно упражняться в решении заданий базового уровня. Есть дети, для которых и минимальный балл набрать сложно, и им необходимо сосредоточить свои усилия на работе с теми заданиями, которые им как-то под силу.

Для того, чтобы помочь детям определиться с выбором заданий, я разработала таблицу, позволяющую наглядно спланировать свои действия, проанализировать уровень заданий (приложение 1) . В первой таблице «Планируемый результат» учащиеся определяют предполагаемый уровень работы. В таблице «Соотнесение заданий с требованиями к математической подготовке выпускника в соответствии с «Спецификацией контрольных измерительных материалов для проведения в 2015 году основного государственного экзамена по математике» ученики отмечают те задания, которые предполагают выполнять для достижения планируемого результата, соотнося их с КИМ: которые получаются, которые «знакомы» и можно доработать, в которых необходимо досконально разобраться (2 часть для учащихся ВУО) и т.д. Осуществляется анализ и классификация заданий по темам курса математики. Колонка «причины затруднений» на этом этапе может остаться пустой, потому что ребёнку сложно определить, в чем причина его затруднений. Именно в этом он и должен разобраться впоследствии.

Это первая часть ИОМ, главный вопрос которой – что делать? На этом же этапе реализуется и «Результативный компонент» - формулирование ожидаемых результатов.

  1. Технологический компонент (определение используемых педагогических техноло­гий, методов, методик, систем обучения и воспитания) – это основной компонент, который включает в себя все остальные (диагностический, организационно-педагогический), и призван ответить на вопрос: как делать?

Каждый из педагогов при подготовке детей к экзаменам проводит тренировочные тесты и отслеживает результаты достижений (продвижений) учащихся (приложение 2). При работе с ИОМ эти тестирования должны быть действительно тренировочными и оценка по результатам тестирования должна выставляться только по желанию ребёнка. Иначе дети будут работать не на свой результат, а на оценку. Работая с ИОМ, дети выполняют только те задания, которые они сами наметили, анализируют свои ошибки и выявляют причины затруднений. На этом этапе им поможет таблица элементов (приложение 3).

Рассмотрим на конкретных примерах, как это работает. Предположим, ребёнок выбрал для тренировки тему «Решение уравнений» (в ОГЭ задание №4), потому что у него это хорошо получается, он уверен, что на экзамене он с этим заданием справится. У него в «Карте результативности» (приложение 2) стоит несколько «+» за это задание и в какой-то момент ребёнок с ним не справляется. Почему? Он обращается к карте элементов (приложение 3). Остановимся на линейных уравнениях: Х+3=5 – это уравнение умеют решать все, и с ними он всегда справлялся, но тут появились скобки или числа стали дробными – элемент из-за которого ребёнок допустил ошибку нужно определить и сосредоточить свои усилия именно на отработке этого элемента.

В этот момент ученик определяет границы «знания» и «незнания», анализирует математическую задачу, ищет пути ликвидации «незнания», составляет план самоподготовки (приложение 4). Учитель, при необходимости, помогает ученику выявить причины затруднений, дает свои рекомендации по устранению «незнания» (источники, учебники, тренировочные упражнения и т.д), консультирует ребенка (сам или можно поручить это сделать ученику, хорошо усвоившему данную тему). Тут работает организационно-педагогический компонент.

Как правило, дети достаточного уровня обученности, претендующие на оценку 4 (или хорошую 3) имеют пробелы в знаниях из-за пропусков, лени или каких либо других причин и легко их восстанавливают при целенаправленной работе. Отработав нужный элемент, возвращаются к тренировочным тестам и выявляют новую проблему. На экзамене им достаточно выполнить первую часть, может быть ещё 1-2 задания из второй части повышенного уровня (что они и планируют в первой таблице). Сложнее обстоят дела с учащимися низкого и высокого уровня обученности.

Ребенку низкого уровня обученности сложно подобрать задания, на которых нужно сосредоточить усилия, «не знаю всё», и из всех «зол» нужно помочь ему выбрать «меньшее». Раз ребёнок доучился до 9 класса, значит какими-то навыками он всё равно обладает, о каких-то заданиях, представленных в КИМ, имеет представление. Вот тут отбирается самый минимум (с учетом минимального балла ОГЭ + по 1 заданию к каждому разделу), отрабатывается не задание, а каждый элемент отдельно, и пока ребёнок не достигнет желаемого результата, к следующему элементу он не приступает.

Дети высокого уровня пытаются охватить всё и сразу. Их работу тоже нужно регулировать и направлять. Если ребёнок не собирается в специализированные учебные заведения (Лицей, ФМШ), ему нет необходимости ломать голову над задачей №26 и лучше сосредоточить сои усилия над отработкой заданий №21, 22, 24, 25. Если же уровень математической подготовки нужен более высокий, можно рекомендовать ребёнку (если он не справляется самостоятельно) поискать решение сложных задач в интернете. Как правило, там приводится несколько вариантов решения, «примерить» одно из них на себя, подробно разобрать, представить в классе группе учеников ВУО.

Таким образом, в результате работы над ИОМ по подготовке к ОГЭ роли ученика и педагога распределяются следующим образом:

Педагог осуществляет:

  • Структурирование педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);

  • Сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);

  • Регулирование (обеспечение реализации индивидуального образователь­ного маршрута через использование адекватных форм деятельности).

Ученик:

  • Концентрируется на выполнении конкретной поставленной задачи;

  • Выбирает источники и способы реализации ИОМ;

  • Приобретает навыки самоподготовки и самообразования.

ИОМ должен постоянно корректироваться с учетом продвижения учащегося и постановкой новых задач и представляет собой непрерывный цикл



Методические материалы содержат

  • Непосредственно сам индивидуальный образовательный маршрут по подготовке к ОГЭ (ЕГЭ) (приложения 1,3,4, приложение 2 «Карта результативности выполнения тренировочных тестов»)

  • Презентацию






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!