Индивидуальный образовательный маршрут
и персонализированная программа наставничества.
Форма наставничества: «Учитель – учитель»
Ролевая модель: «Опытный учитель – молодой специалист».
Цель: разносторонняя поддержка для успешного закрепления на месте работы молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня и поддержка нового сотрудника при смене его места работы, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне
Задачи:
Способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности.
Развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса.
Ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности.
Прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации.
Ускорить процесс профессионального становления педагога
Ожидаемый результат:
Высокий уровень включенности молодых специалистов и новых педагогов в педагогическую работу и культурную жизнь образовательной организации.
Усиление уверенности в собственных силах и развитие личного творческого и педагогического потенциала.
Улучшение психологического климата в образовательной организации.
Повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния специалистов.
Рост числа специалистов, желающих продолжить свою работу в данном коллективе образовательного учреждения.
Качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных наставляемых классах и группах.
Сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами.
Рост числа собственных профессиональных работ (статей, исследований, методических практик молодого специалиста и т. д.)
Основные нормативные правовые акты, которые могут быть разработаны образовательной организацией:
Приказ «Об утверждении положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации»
Приказ о закреплении наставнических пар с письменного согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с наставнической деятельностью.
Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества
Информационно-методическое обеспечение системы (целевой модели) наставничества реализуется с помощью:
официального сайта образовательной организации;
участия педагогов в сетевых предметных сообществах;
организации доступа в виртуальные библиотеки, в том числе библиотеки методической литературы;
сетевого взаимодействия образовательных организаций и других субъектов в рамках организации единого пространства наставничества, продвижения педагогических и наставнических практик и опыта.
Срок реализации 1 год.
Режим работы: онлайн, очный, смешанный.
Дорожная карта по работе наставника с наставляемым
№ п/п | Проект, задание | Срок | Планируемый результат | Фактический результат |
1. Анализ профессиональных трудностей и способы их преодоления |
1.1 | Провести самодиагностику на предмет определения приоритетных направлений профессионального развития | До 20.09. 2023 | Определен перечень дефицитных компетенций, требующих развития | Результат достигнут в полной мере |
1.2 | Провести диагностическую/развивающую беседу с наставником для уточнения зон развития | До 20.09. 2023 | Сформулирован перечень тем консультаций с наставником | Результат достигнут в полной мере |
1.3 | Разработать меры по преодолению трудностей (в учебе, развитии личностных компетенций, достижении спортивных результатов, подготовки и реализации проекта и др.) с учетом тем мероприятия раздела 2 | До 20.09. 2023 | Разработаны меры по преодолению профессиональных трудностей | Результат достигнут в полной мере |
Раздел 2. Вхождение в должность |
2.1 | Познакомиться с ОО, ее особенностями, направлениями работы, Программой развития. Изучить структуру управления ОО | До 20.09. 2023 | Осуществлено знакомство с особенностями и направлениями работы ОО в области применения ЭОР на уроках и во внеурочной деятельности. Изучена структура управления школой и функции органов управления. Изучена Программа развития | Результат достигнут в полной мере |
2.2 | Изучить помещения ОО (основные помещения, правила использования и пр.): учебные кабинеты, физкультурный зал, библиотека, столовая и пр. | До 20.09. 2023 | Хорошая ориентация в здании и помещениях школы. Знание путей эвакуации и аварийных выходов | Результат достигнут в полной мере |
2.3 | Изучить локальные нормативные акты ОО: Правила внутреннего трудового распорядка; положения, регулирующие образовательную деятельность, и др. | До 20.09. 2023 | Изучены Правила внутреннего трудового распорядка. Изучено положение о текущей и промежуточной аттестации, положение о системе оценивания в ОО | Результат достигнут в полной мере |
2.4 | Познакомиться с коллективом и наладить взаимодействие с ним: руководство ОО, педагоги-предметники. | До 01.10.2023 | Совместно с наставником осуществлены визиты-знакомства к руководителям МО, педагогу-психологу, в библиотеку. Во время визитов обсуждены порядок взаимодействия и направления сотрудничества | Результат достигнут в полной мере |
2.5 | Изучить официальный сайт ОО, странички ОО в социальных сетях, правила размещения информации в сети интернет о деятельности ОО | До 01.10.2023 | Изучены правила размещения информации в сети интернет | Результат достигнут в полной мере |
2.6 | Изучить нормативные документы, регулирующие деятельность педагога: трудовой договор, положение об оплате труда, должностную инструкцию, Положение о ВСОКО | До 01.10.2023 | Изучено содержание нормативных документов, регулирующих деятельность педагога: трудовой договор, положение об оплате труда, должностная инструкция, Положение о ВСОКО | Результат достигнут в полной мере |
2.7 | Изучить Кодекс этики и служебного поведения сотрудника ОО. Освоить правила поведения с родителями, коллегами, учащимися | До 15.10.2023 | Учитель осуществляет деятельность в соответствии с Кодексом этики и служебного поведения сотрудника ОО | Результат достигнут в полной мере |
2.8 | Сформировать понимание о правилах безопасности и охраны труда при выполнении должностных обязанностей | До 20.09. 2023 | Учитель соблюдает правила безопасности и охраны труда при выполнении должностных обязанностей | Результат достигнут в полной мере |
2.9 | Изучить методику построения и организации результативного учебного процесса | До 20.05.2024 | Организован результативный учебный процесс по предмету «Информатика» Организован результативный учебный процесс по учебному курсу «Основы финансовой грамотности» | Результат достигнут в полной мере |
2.10 | Научиться анализировать результаты своей профессиональной деятельности | До 15.04.2024 | Изучены методы самоанализа урока. Представлены пять самоанализов урока | Результат достигнут в полной мере |
3. Направления профессионального развития педагогического работника |
3.1 | Изучить психологические и возрастные особенности учащихся 7–9-х классов | До 01.10.2023 | Изучены психологические и возрастные особенности учащихся 7–9-х классов, которые учитываются при подготовке к занятиям | Результат достигнут в полной мере |
3.2 | Освоить эффективные подходы к планированию деятельности учителя | До 15.10.2023 | Освоен подход SMART-целеполагание | Результат достигнут в полной мере |
3.3 | Познакомиться с успешным опытом организации внеклассной деятельности по повышению финансовой грамотности учащихся | До 15.10.2023 | Изучен опыт организации тематических квестов по финансовой грамотности | Результат достигнут в полной мере |
3.4 | Изучить успешный опыт работы с родителями. Изучить методику подготовки и проведения родительских собраний. Освоить приемы вовлечения родителей во внеурочную деятельность | До 01.11.2023 | Совместно с наставником подготовлены и проведены два родительских собрания в 9 классе. Проведен классный час с привлечением родителей «Психологическая поддержка участников ОГЭ» | Результат достигнут в полной мере |
3.5 | Освоить методику составления технологических карт урока | До 15.10.2023 | Составлены технологические карты уроков и поурочные планы по предмету «Информатика» для 7 класса | Результат достигнут в полной мере |
3.6 | Изучить методику организации проектной и исследовательской деятельности учащихся | До 20.12. 2023 | Подготовить три проекта для представления на школьной научно-практической конференции | Результат достигнут в полной мере |
3.7 | Изучить положение об электронном журнале и дневнике. Изучить технологию работы в электронном журнале | До 20.09.2023 | Изучен интерфейс, основные функции и инструменты электронного журнала | Результат достигнут в полной мере |
3.8 | Изучить систему профессионального развития педагога в районе. Узнать возможности использования ресурсов методических центров, стажировочных площадок | До 15.10.2023 | Выбраны формы собственного профессионального развития на 2023/24 учебный год: стажировка по теме «Подготовка обучающихся к интеллектуальным соревнованиям» | Результат достигнут в полной мере |
3.9 | Изучить алгоритм поведения педагога при возникновении конфликтных ситуаций с родителями, коллегами. Освоить способы урегулирования и профилактики конфликтов | До 01.11.2023 | Изучен алгоритм поведения педагога при возникновении конфликтной ситуации в классе, связанной с буллингом учащегося | Результат достигнут в полной мере |
3.10 | Изучить лучшие практики изучения финансовой грамотности на уроках информатики | До 15.12.2023 | Изучена практика разработки и организации обучающих игр по финансовой грамотности (по теме ЭТ) | Результат достигнут в полной мере |
3.11 | Подготовить публикацию для альманаха работ молодых педагогов | До 15.05.2024 | Подготовлена статья на тему «Игры по финансовой грамотности на уроках информатики в 9-м классе» | Результат достигнут в полной мере |
Анкета для участников (до начала работы) формы наставничества «Учитель– учитель»
Анкета наставляемого
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
2. Если да, то где? _____________________________________________
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.
3.Ожидаемая эффективность программы наставничества. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4. Оцените ожидаемый уровень комфорта при участии в программе наставничества? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5. Ожидаемое качество организационных мероприятий (знакомство с коллективом, рабочим местом, должностными обязанностями и квалификационными требованиями) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
6. Ожидаемая полезность программы профессиональной и должностной адаптации. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
7. Ожидаемая польза организованных для Вас мероприятий по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах). | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
8. Ожидаемое качество передачи Вам необходимых теоретических знаний. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
9. Ожидаемое качество передачи Вам необходимых практических навыков. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
10. Ожидаемое качество программы профессиональной адаптации. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11. Насколько Вам важно ощущение поддержки от наставника? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
12. Насколько Вам важно, чтобы Вы остались довольны совместной работой? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
3. Что Вы ожидаете от программы и своей роли?
_____________________________________________________________
14. Что особенно ценно для Вас в программе?
_____________________________________________________________
15. Как часто Вы ожидаете проведение мероприятий по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах)? | Очень часто | Часто | Редко | 1-2 раза | Никогда |
16. Рады ли Вы участвовать в программе? [да/нет]
Анкета наставника
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
2. Если да, то где? _____________________________________________
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.
3.Ожидаемая эффективность программы наставничества | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4. Ожидаемый комфорт от работы в программе наставничества? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5. Насколько эффективно Вы сможете организовать мероприятия (знакомство с коллективом, рабочим местом, должностными обязанностями и квалификационными требованиями) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
6. Ожидаемая эффективность программы профессиональной и должностной адаптации | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
7. Как Вы думаете, как хорошо с Вашей помощью наставляемый овладеет необходимыми теоретическими знаниями? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
8. Как Вы думаете, как хорошо с Вашей помощью наставляемый овладеет необходимыми практическими навыками? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
9. Ожидаемое качество разработанной Вами программы профессиональной адаптации. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
10. Ожидаемая включенность наставляемого в процесс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11. Ожидаемый уровень удовлетворения совместной работой | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
12. Что Вы ожидаете от программы и своей роли?
_____________________________________________________________
13. Что особенно ценно для Вас в программе?
_____________________________________________________________
14. Как часто Вы собираетесь проводить мероприятия по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах). | Очень часто | Часто | Редко | 1-2 раза | Никогда |
15. Рады ли Вы участвовать в программе наставничества? [да/нет]
Анкета для участников (по завершению работы) формы наставничества
«Учитель – Учитель».
Анкета наставляемого
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
2. Если да, то где? _____________________________________________
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.
3. Эффективность программы наставничества | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4. Насколько комфортно было работать в программе наставничества? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5. Качество организационных мероприятий (знакомство с коллективом, рабочим местом, должностными обязанностями и квалификационными требованиями) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
6. Полезность программы профессиональной и должностной адаптации | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
7. Организованные для Вас мероприятия по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
8. Качество передачи Вам необходимых теоретических знаний | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
9. Качество передачи Вам необходимых практических навыков | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
10. Качество программы профессиональной адаптации | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11. Ощущение поддержки от наставника | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
12. Насколько Вы довольны вашей совместной работой? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
13. Что Вы ожидали от программы и своей роли?
_____________________________________________________________
14. Насколько оправдались Ваши ожидания? | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
15. Что особенно ценно для Вас было в программе?
_____________________________________________________________
16. Чего Вам не хватило в программе/что хотелось бы изменить?
_____________________________________________________________
17. Как часто проводились мероприятия по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах) | | | Очень часто | Часто | Редко | 1-2 раза | Никогда |
18. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]
19. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]
Анкета наставника
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
2. Если да, то где? _____________________________________________
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий
3.Эффективность программы наставничества | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4. Насколько комфортно было работать в программе наставничества? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5. Насколько эффективно удалось организовать мероприятия (знакомство с коллективом, рабочим местом, должностными обязанностями и квалификационными требованиями) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
6. Эффективность программы профессиональной и должностной адаптации | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
7. Насколько наставляемый овладел необходимыми теоретическими знаниями | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
8. Насколько наставляемый овладел необходимыми практическими навыками | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
9.Качество программы профессиональной адаптации | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
10. Включенность наставляемого в процесс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11.Насколько Вы довольны вашей совместной работой? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
12. Что Вы ожидали от программы и своей роли?
_____________________________________________________________
13. Насколько оправдались Ваши ожидания? | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
14. Что особенно ценно для Вас было в программе? _____________________________________________________________
15. Чего Вам не хватило в программе/что хотелось бы изменить?
_____________________________________________________________
16. Как часто проводились мероприятия по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах). | | | | Очень часто | Часто | Редко | 1-2 раза | Никогда |
17. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]
18. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]
Примерная форма чек-листа оценивания выполненного задания варианта 2:
№ п/п | Параметр оценки составления дорожной карты | Отметка о выполнении |
1. | В дорожной карте учтены все структурные элементы | |
2. | В каждом разделе, предусматривающем работу наставника и наставляемого, прописаны цели и задачи | |
3. | Указаны возможные риски при реализации | |
4. | Указаны мероприятия по предотвращению/устранению возможных рисков | |
5. | Запланированы мероприятия по отчету руководству о ходе программы наставничества и ее результатах | |
6. | Сформулированы планируемые (ожидаемые) результаты и эффекты от реализации программы (поэтапно) | |
Критерии оценивания
Качество выполненного задания:
Учтены все параметры чек-листа | 6 баллов |
Отсутствует позиция чек-листа 5 | 5 баллов |
Отсутствует позиция чек-листа 6 | 4 балла |
Отсутствуют позиции чек-листа 3, 4, 5 | 3 балла |