БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж»
Индивидуальный маршрут для учащихся 2 класса
Мариченко Дарьи (ДЦП)
Подготовила:
Студентка 2 курса, 22гр.,
Специальности 44.02.05
Обучающиеся по профессии:
«Коррекционная педагогика
В начальном образовании»
Трещева Н. А.
Преподаватель: Озерова Л. В.
Плещеево, 2021
Возраст: 8 лет
Направленность: ДЦП
Цель: Развитие индивидуальных возможностей ребенка для достижения максимального образования, достижения максимальной адаптации и социализации, повышение уровня психического развития ребенка: интеллектуального, эмоционального и социального.
Задачи:
Развитие когнитивных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания
Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательных и тонких двигательных координаций.
Снижение эмоционального и мышечного напряжения. Эмоциональное развитие. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
Развитие пространственных представлений у детей с детским церебральным параличом.
Оказание психологической помощи и поддержки родителям, воспитывающих детей с ДЦП.
Срок реализации маршрута: 1 год
Количество занятий в неделю: 1 раз в неделю
Пояснительная записка
Мариченко Дарья Сергеевна, родилась 04.07.2013 года, в городе Орёл..
Рождение ребенка сопутствовалось с рождение еще двоих детей (т.е. тройней). Девочка родилась с патологией «гипоксическая ишемическая поражение ЦНР».
Девочке присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесным инструкциям. Затруднения проявляются при удержании равновесия (возникает общее напряжение, покачивание туловища, балансирование и схождение с места). Наблюдается низкое качество выполнения движений, нарушение их порядка и количества.
У Даши недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у ребёнка проявляется в слабом развитии навыков самообслуживания (застёгивание и расстёгивание малых пуговиц, крючков, застёжек, развязывание и завязывание шнурков, пользование столовыми приборами, вырезывание ножницами, раскрашивании, не выходя за границы). То есть наблюдается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность в одной позе.
Низкий уровень познавательной активности, низкий объём представлений об окружающем, трудности установления причинно-следственных связей, недостаточная концентрация внимания. То есть у ребёнка недостаточно сформированы внимание и восприятие.
Речевое развитие: низкий уровень – ребёнок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощи взрослого.
Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа. В творческом рассказывании недостаточно самостоятелен. Словарный запас беден. Ребёнок затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью-доказательством. Допускает грамматические ошибки.
Учебный план
№ | Дата, время | Тема, кол-во часов | Используемые технологии, формы и методы | Другие специалисты |
1 | 15.01.2021 14:00 | Стимулирование смеха в ответ на эмоциональное обращение. (1ч.) | Игра | Психолог |
2 | 21.01.2021 14:00 | Развитие внимания (1ч) | Упражнения | - |
3 | 08.02.2021 14:15 | Грамматический строй речи (1ч.) | Индивидуальное занятие | Логопед |
4 | 16.02.2021 14:15 | Развитие мелкой моторики (1ч.) | Индивидуальное занятие | - |
5 | 27.02.2021 14:30 | Грамматический строй речи (1ч.) | Индивидуальное занятие | Логопед |
6 | 03.03.2021 14:00 | Развитие внимания (2ч.) | Упражнения | Психолог |
7 | 10.03.2021 14:00 | Пространственное восприятие (1ч.) | Индивидуальное занятие | Психолог |
8 | 17.03.2021 14:15 | Грамматический строй речи (1ч.) | Индивидуальное занятие | Логопед |
9 | 24.03.2021 14:30 | Развитие и совершенствование двигательной активности (1ч.) | Индивидуальное занятие | Учитель физической культуры |
10 | 31.03.2021 14:30 | Слуховое восприятие (1ч.) | Игра | Логопед |
Реализация индивидуального образовательного маршрута
№ | Дата, время | Тема, кол-во часов | Краткое содержания занятия | Результаты изменения |
1 | 15.01.2021 14:00 | Стимулирование смеха в ответ на эмоциональное обращение. (1ч.) | Поддерживание «комплекса оживления», эмоциональное общение. | Развитие эмоциональной сферы |
2 | 21.01.2021 14:00 | Развитие внимания (2ч.) | Направлено на развитие сосредоточенного внимания | Умеет внимательно слушать требования учителя и успешно выполняет его задания |
3 | 08.02.2021 14:15 | Грамматический строй речи (1ч.) | Развивать грамматические категории , понимание форм ед. и мн. числа существительных , понимание форм ед. и мн. числа глаголов | Развиты грамматические конструкции |
4 | 16.02.2021 14:15 | Развитие мелкой моторики (1ч.) | Пальчиковая гимнастика | Улучшение мелкой моторики |
5 | 27.02.2021 14:30 | Грамматический строй речи (1ч.) | Развивать грамматические категории , понимание форм ед. и мн. числа существительных , понимание форм ед. и мн. числа глаголов | Развиты грамматические конструкции |
6 | 03.03.2021 14:00 | Развитие внимания (2ч.) | Направлено на развитие сосредоточенного внимания | Умеет внимательно слушать требования учителя и успешно выполняет его задания |
7 | 10.03.2021 14:00 | Пространственное восприятие (1ч.) | Развивать тактильное восприятие , восприятие пространства (высоко – низко, далеко – близко) ,пространство времени | Развито тактильное восприятие , восприятие пространства, пространство времени |
8 | 17.03.2021 14:15 | Грамматический строй речи (1ч.) | Развивать грамматические категории , понимание форм ед. и мн. числа существительных , понимание форм ед. и мн. числа глаголов | Развиты грамматические конструкции |
9 | 24.03.2021 14:30 | Развитие и совершенствование двигательной активности (1ч.) | Релаксационные и дыхательные упражнения | Умеет расслабиться |
10 | 31.03.2021 14:30 | Слуховое восприятие (1ч.) | Развивать слуховое восприятие | Развито слуховое восприятие |
Способы оценки успехов воспитанника
Для оценки интеллекта и интеллектуальных функций при ДЦП могут быть использованы:
— тест Векслера;
— графические тесты;
— тесты классификации;
— методика исключения предметов;
— тест интеллекта Амтхауэра;
— тесты школьной зрелости;
— индивидуальный тест интеллекта и др.
При диагностике нарушений восприятия и внимания кроме методов наблюдения используют патопсихологические тесты: корректурная проба (с 5 лет), тест «Недостающие детали» (с 5 лет). Распространенной методикой исследования внимания являются таблицы Шульте, а для исследования работоспособности и утомляемости методики Крепелина, Ландольта.
Различные виды памяти (слуховая, зрительная, логическая и т. п.) оценивают с помощью специальных методик (тесты Бентона и Мейли, пробы на заучивание слов, слогов, цифр, рассказов, пиктограмм и т. д.). Кроме того, целесообразно использование субтестов для оценки памяти, которые входят в психодиагностические тесты интеллекта (Векслер, Амтхауэр и д р.).
Оценку особенностей личности и эмоционально-мотивационной сферы производят с помощью теста Розенцвейга, патохарактерологического опросника, личностного опросника Айзенка, теста тематической апперцепции, личностного вопросника Кеттелла, теста Люшера, теста животных Заззо, теста семейных установок, .методики Рене Жиля и т. д.
Рекомендации родителям
Учитывать его индивидуальность.
Организовать активный отдых, помочь научиться вовремя переключаться с одного вида деятельности на другой.
Время занятий должно быть твердо закреплено за конкретным часом в режиме дня. Системность дисциплинирует ребенка, помогает лучше усваивать знания.
Используйте яркие наглядные и интерактивные материалы.
Уделяйте внимание не скорости, а качеству выполнения задания.
Получив задание, убедитесь, что вам все понятно. Это важно, чтобы не запутать малыша при выполнении
Не требуйте с малыша то, чего она еще не знает.
Периодически проводите закрепление нового материала во время прогулок или игр в виде простых вопросов в формате диалогов.
Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.