Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Абакана «Лицей»
Индивидуальный итоговый проект:
«Цветопись в поэзии Сергея Есенина и Анатолия Кыштымова»
Выполнила: ученица 10 «В» класса Кириллова Ангелина
Руководитель: учитель русского языка и литературы Лыхина Анна Анатольевна
Абакан, 2020
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….3
Основная часть........................................................................................5
Сравнительный анализ………………………………………………….5
Идейно-смысловой анализ цветовой гаммы.......................................7
Голубой, синий………………………………………………………….. 7
Желтый…………………………………………………………….......... 8
Белый, седой......................................................................................... 8
Красный................................................................................................. 8
Зеленый.....................................................................................................9
Черный......................................................................................................9
Средства поэтической выразительности................................................10
Эпитеты......................................................................................................10
Метафоры...................................................................................................12
Неологизмы................................................................................................13
Прямое значение слова..............................................................................14
Практическая часть.......................................................................................15
Заключение.....................................................................................................20
Список использованной литературы.........................................................21
ВВЕДЕНИЕ
Есенин в своих стихотворениях создал мир, где живое равноправно. В его мире одинаковую ценность имеет любая жизнь: животного, растения, человека. Однажды о своем понимании мира поэт сказал так: «Все мы яблони и вишни одного голубого сада», «Все от дерева». Есенинская поэзия обращена к прекрасному. Поэт умеет находить в природе, человеке, истории по-настоящему красивые, самобытные, чарующие своей поэтичностью и неповторимостью. При этом он может так сопрягать эти разные начала бытия, что они взаимопроникают друг в друга. Поэтому Есенин природу очеловечивает, а личность уподобляет образом родного ландшафта. Певцом «голубой Руси», поэтом «золотой деревенской избы», «алых зорь» называют Есенина. И действительно, мир поэзии Есенина многоцветен. Цветопись помогает глубже понять смысл стихотворений, погрузиться в мир эмоций автора. Всеми цветами радуги играют и переливаются есенинские пейзажи, живописные образы людей, животных, птиц.
Проблема: проблема цвета сопровождает человека всю жизнь. Классификация цвета основана на филологическом, историческом, культурном, художественном принципах. Цветообразы одна из категорий поэтики, по которой можно судить о работе автора над выбором образа и его роли.
Актуальность: поэзия Есенина всегда привлекала внимание не только любителей поэзии и почитателей его творчества, но и людей далеких от литературы, своей лиричностью, простотой и красочностью. Анатолия Кыштымова называют хакасским Есениным. Творческая манера выражения, а также употребление цвета Кыштымова поражают своим сходством с творчеством С. Есенина.
Объект исследования: стихотворения С.А. Есенина и А.П. Кыштымова.
Предмет исследования: стихотворения С.А. Есенина и А.П. Кыштымова разных творческих периодов.
Цель исследования: выявить черты сходства и различия между поэзией С. Есенина и А. Кыштымова.
Задачи исследования:
проанализировать стихотворения С.А. Есенина и А.П. Кыштымова, выделить семантические особенности изображения цвета;
сравнить использование цветовой гаммы в стихотворениях Есенина и Кыштымова в разные периоды творчества;
определить значение цвета в раскрытии разных тем поэтического творчества;
выяснить, какое значение имеет цветовая гамма в поэтических средствах выразительности;
определить частотность употребления цвета в стихотворениях Есенина и Кыштымова, сравнить их.
Методы исследования:
практический: прочтение стихотворений С.А. Есенина и А.П. Кыштымова; сравнение их стихотворений;
теоретический: изучение семантики цвета; анализ содержания стихотворений Есенина и Кыштымова, обобщение и систематизация.
Практическая значимость: данную работу можно использоваться на уроках литературы.
Этапы работы над проектом:
Выбор тем проекта.
Нахождение информации, материала по теме проекта.
Обработка собранного материала по теме проекта.
Оформление (написание) проекта.
Презентация проекта.
Защита проекта.
Сведения о поэтах:
Факт | Есенин | Кыштымов |
Дата рождения | 3 октября 1895 год | 10 февраля 1953 год |
Место рождения | Село Константиново, Рязанская губерния | Село Московское Усть-Абаканского района |
Происхождение | Крестьянское | Крестьянское |
Образование | Среднее, высшее | Среднее, высшее |
Периоды творчества | 1910-1915 и 1920-1925 | 1970-1975 и 1975-1980 |
Темы творчества | природа, любовь, размышления о смысле жизни | природа, любовь, размышления о смысле жизни |
Уход из жизни | Самоубийство, в возрасте 30 лет | Самоубийство, в возрасте 29 лет |
Вывод о сходствах жизненного пути поэтов.
У Есенина и Кыштымова были похожие жизненные пути. Они оба происходили из крестьянской семьи, родились в селе, окончили школу, а потом высшее учебное заведение. Тематика их стихотворений схожа. Кыштымова даже называли «хакасским Есениным». Оба поэта имели необыкновенную открытую душу, с чистым сердцем, оба писали о природе, о любви, размышляли о смысле жизни, о Родине. Кыштымов любил и уважал творчество Есенина, его портрет висел у Кыштымова на стене.
Закончили свою жизнь поэты тоже одинаково. Оба совершили самоубийство.
[https://ru.wikipedia.org/wiki/Есенин-Сергей-Александрович]
[https://nbdrx.ru/chit/lm/souz/souz51.as]
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Сравнительный анализ
Мы проанализировали более пятидесяти стихотворений Есенина по двум периодам его творчества 1910-1915 годы и 1920-1925 годы. Подсчитали количество стихотворений, в которых присутствуют цвета.
1910-1915 годы – из 30 стихотворений цвет встречается в 12.
1920-1925 годы – из 30 стихотворений цвет присутствует в 14.
А также мы проанализировали более пятидесяти стихотворений Кыштымова тоже по двум периодам его творчества 1970-1975 годы (студенческий период) и 1975-1980 годы (послеинститутский период). Подсчитали количество стихотворений, в которых присутствуют цвета.
1970-1975 годы – из 25 стихотворений цвет встречается в 13.
1975-1980 годы – из 25 стихотворений цвет присутствует в 12.
(Приложение – сравнительная таблица №1)
Из представленной выше таблицы делаем вывод о поэзии Есенина:
Из 30 стихотворений, написанных в период 1910-1915 гг. цвет был употреблен в 12 стихотворениях. Из них 10 слова были написаны в прямом значении, 18 слов – в переносном значении.
Из 30 стихотворений, написанных в период 1920-1925 гг. цвет был употреблен в 14 стихотворениях. Из них 9 слова были написаны в прямом значении, 17 слов – в переносном значении.
Из представленной выше таблицы делаем вывод о поэзии Кыштымова:
Из 25 стихотворений, написанных в период 1970-1975 гг. цвет был употреблен в 13 стихотворениях. Из них 10 слова были написаны в прямом значении, 20 слов – в переносном значении.
Из 25 стихотворений, написанных в период 1975-1980 гг. цвет был употреблен в 12 стихотворениях. Из них 8 слова были написаны в прямом значении, 15 слов – в переносном значении.
Список некоторых стихотворений Есенина, в которых нет использования цвета:
1910-1915
«В хате»
«Край ты мой заброшенный»
«Молитва матери»
«Сиротка. Русская сказка»
«Заждалась сына дряхлая вдовица»
1920-1925
«В этом мире я только прохожий»
«Мелколесье. Степь и дали»
«Ты меня не любишь, не жалеешь»
«Письмо женщине»
«До свидания, друг мой, до свидания»
Список некоторых стихотворений Кыштымова, в которых нет использования цвета:
1970-1975
«Победа»
«Воспоминание о дождях»
1975-1980
«Когда мне будет больно»
«С теплушек свесив ноги»
В эти стихотворениях не используется цвет, потому что в них представлена конкретная жизненная ситуация, картина.
В основном во всех стихотворениях Кыштымова употреблен цвет.
Мы подсчитали количество слов, обозначающих определенный цвет в указанные периоды. Из каждого цветоряда мы выделили как основные цвета «желтый», «красный», «белый, «черный», «синий», «зеленый».
Частотность употребления цвета в поэзии Есенина и Кыштымова представлена в таблице №2 (Приложение №2)
Таким образом, сравнивая количество употребления цвета в период 1910-1915 гг. и период 1920-1925 гг., приходим к выводам о том, что у Есенина:
Количество употребления в периоде 1920-1925 годы уменьшается;
В 1910-1915 годы главенствующую роль играют синий и желтый;
В 1920-1925 годы объем стихотворений и использование цветов меняется (увеличивается или уменьшается). Главенствующая роль остается у желтого и синего. Несмотря на то, что употребление желтого и синего остается прежним, эти цвета приобретают оттенок грусти и тоски поэта по родным местам.
В периоды 1910-1915 и 1920-1925 количество употребления цвета в прямом значении меньше, чем в переносном.
В 1920-1925 годы количество употребления цвета в переносном значении сокращается, но все равно остается больше количества употребления цвета в прямом значении.
Таким образом, сравнивая количество употребления цвета в период 1970-1975 гг. и период 1975-1980 гг., приходим к выводам о том, что у Кыштымова:
Количество употребления в периоде 1975-1980 годы уменьшается;
В 1970-1975 годы главенствующую роль играют желтый и зелёный;
В 1975-1980 годы объем стихотворений и использование цветов меняется (увеличивается или уменьшается). Главенствующая роль остается у желтого и зелёного.
В периоды 1975-1980 и 1975-1980 количество употребления цвета в прямом значении меньше, чем в переносном.
В 1975-1980 годы количество употребления цвета в переносном значении сокращается, но все равно остается больше количества употребления цвета в прямом значении.
Таким образом, сравнивая количество употребления цвета Есенина и Кыштымова, приходим к выводам о том, что:
Употребление желтого, зеленого и белого цветов в поэзии Есенина и Кыштымова практически одинаково;
Красного, синего и черного цветов в поэзии Есенина больше, чем в поэзии Кыштымова;
Употребления цвета в переносном значении больше, чем употребление цвета в прямом значении у обоих поэтов в оба периода их творчества.
Идейно-смысловой анализ цветовой гаммы
Синий
Синий цвет – цвет удачи, символ вечности и неба, верности и чести, целомудрия и доброты. Любимые цвета Есенина – синий и голубой. Поэт их считает не бытовыми, а символическими, означающими «божественность». Есенин считает, что в самом имени «Россия» спрятано «синее что-то». Однажды он сказал поэту В. Рождественскому: «Россия! Какое хорошее слово…» И «роса», и «сила», и «синее что-то!» Кыштымов также в своих стихотворениях часто использует синий цвет и, введённое в русский язык Сергеем Есениным слово - «синь» - «Где синь небес, в тени ветвей…» Эти цвета у поэтов имеют огромное множество значений, они используют синий и голубой цвета, чтобы подчеркнуть:
необъятность России, сравнивая ее с небом. Они усиливают ощущение безграничности просторов Родины: «голубая ласкова страна», «в синих далях плоскогорий», «опять ты вновь заголубела, моя родимая земля», «солнца струганные дранки загораживают синь»;
атмосферу светлой радости бытия: «в летний вечер голубой», «гарь в небесном коромысле», «синее счастье! Лунные ночи!», «в голубом сиянье дня»;
чувства нежности, любви: «голубая кофта, синие глаза», «ой ты, парень синеглазый», «голубизна презримой гущи».
Значение синего цвета не меняется со временем. В основном цветообразы синего Есениным и Кыштымовым применяются в связи с положительными эмоциями, мыслями о Родине, восхищением миром природы. Однако, в поздний период синий цвет омрачается тоской, грустью, меланхолией. Это объясняется тоской поэтов по родной деревне.
Желтый
Желтый цвет – цвет солнца, тепла, радости и оптимизма. Желтый – это цвет, который встречается довольно часто в поэзии Есенина и Кыштымова. Он имеет как положительное, так и отрицательное значение.
На раннем этапе творчества Есенина желтый и все его оттенки особенно золотой имеют значение необычного восхищения природой: «горят снежинки в золотом огне», «задремали звезды золотистые», «звени, звени, златая Русь», «На позднем же этапе употребление желтого связано с мотивом увядания, изображением увядающей природы: «роща золотая отговорила милым языком», «золотеющая осень листвою плачет на песок».
У Кыштымова - «усталое золото тихо горит», «давай, сворожу на кудрях их, огненно-рыжих», «листозвон золотой», «здравствуй, здравствуй, золотая. Здравствуй, золото земли!..»
Белый, седой
Белый цвет – цвет чистоты, невинности и радости. Белый – это простой земной цвет. Цвет добра, удачи, очищения, добродетели.
Белым цветом Есенин раскрашивал месяц над крышей, гладь реки, лунный луч: «в хворосте белые веки луны», «распускает крылья белая лебедушка», «белых яблонь дым», «белая роща». Образ «белой березы» вызывает ощущение радости, сияющего цвета, частоты, начала новой жизни. Белый цвет используется поэтом в первую очередь для характеристики предметов и явлений с позиции частоты, радости, праздничности, обновления, характеризуя образы зимы, весеннее цветение, окрас животных. Так, у Есенина снег «ложиться белой пеленой», «распустились кисти белой бахромой». У Кыштымова «за свинцовым ровным прудом», «этот белый ковер-самолет»
Седой же цвет, имеющий схожее значение добавляет пейзажам необычности: «седины пасмурного дня», «седых журавлей», «к седому небу», «седые вербы».
Красный
Красный цвет - символизирует энергию, страсть к чему-либо, ассоциируется с любовью, является цветом мужчин. Красный цвет и его оттенки выражены в творчестве Есенина очень ярко. Поэт вводит красный цвет, когда пейзаж становится чересчур однообразным. У Есенина красный цвет обозначает зарю, рождение нового дня, появление света. Так поэт ярко показывает красочность лета: «в кустах багряных», «полей малиновая ширь», «в саду горит костер рябины красной», «красной водой поливает восход».
Так же красный цвет имеет значение красивый: «погадала красна девица в семик», «у нее губы краснее малины». На позднем этапе творчества Есенин красный цвет намного больше. У Кыштымова красный цвет практически не встречается.
Зеленый
Зеленый цвет – цвет жизни, энергии роста, развития, спокойствия и гармонии. Есенин и Кыштымов как поэты жизни используют в своей лирике этот цвет довольно часто.
Главное значение этого цвета – растительность, весна, пробуждение, надежда, молодость, обновление: «зелень озер», «охнул лес зеленый», «шелестят зеленые сережки», «в холмах зеленых табуны коней», Кыштымов писал - «бывшей зелени листвы», «сплелись в большой зеленый ком», «Под саженцем – зеленый дым». Его употребление в тексте вносит спокойствие, умиротворение, свежесть.
Однако в поздние годы этот цвет у Есенина приобретает негативное значение: «зеленая тоска», «в зеленый вечер под окном на рукаве своем повешусь».
Черный
Черный цвет – символ траура, горя, беды и несчастья. Символика черного цвета негативна. В черном небе, в глубине пещер, ям, в глубокой тени скрывает нечто опасное. В стихах раннего периода черный не несет отрицательного значение: «кудри черные», «черные косы», «черное покрывало», «черная потом пропахшая выть».
В стихах позднего периода это цвет гибели, мрачного восприятия и даже отрицания жизни: «черная жуть», «черная гибель», «черная судьба». Наиболее ярко это демонстрируется в поэме «Черный человек», где все страшное, беспощадное, злое отношение к душевному миру человека, его переживаниям олицетворяется в черном дьявольском подобии человека.
В поэзии Кыштымова черный цвет практически не встречается: «как рама иконы — деревья чернеют».
Средства поэтической выразительности
Мы проанализировали употребление цвета в поэтических средствах выразительности. Мы исследовали употребление цветоряда стихотворениях С.А. Есенина и А.П. Кыштымова (см. таблица №2).
Эпитеты
1910-1915 гг.
Синий цвет употребляется в роли эпитетов 27 раз.
Желтый цвет употребляется в роли эпитетов 20 раз.
Красный цвет употребляется в роли эпитетов 16 раз.
Белый цвет употребляется в роли эпитетов 11 раз.
Черный цвет употребляется в роли эпитетов 14 раз.
Например,
«Синим мраком»
«Желтые поводья»
«Красной глиною»
«Белой бахромой»
«Черная выть»
«Зеленая прическа»
1920-1925 гг.
Синий цвет употребляется в роли эпитетов 14 раз.
Желтый цвет употребляется в роли эпитетов 18 раз.
Красный цвет употребляется в роли эпитетов 8 раз.
Белый цвет употребляется в роли эпитетов 8 раз.
Черный цвет употребляется в роли эпитетов 9 раз.
Например,
«Синий туман»
«Роща золотая»
«Костер рябины красной»
«Седых журавлей»
«Черная чадра
«Зеленокосая береза»
1970-1975 гг.
Синий цвет употребляется в роли эпитетов 20 раз.
Желтый цвет употребляется в роли эпитетов 25 раз.
Красный цвет употребляется в роли эпитетов 10 раз.
Белый цвет употребляется в роли эпитетов 15 раз.
Черный цвет употребляется в роли эпитетов 5 раз.
Например,
«Крышей синей»
«Листозвон золотой»
«Так докрасна кусты накалены»
«Белый ковер-самолет»»
«Деревья чернеют»
«Среди травы, резной, густо-зеленой»
1975-1980 гг.
Синий цвет употребляется в роли эпитетов 15 раз.
Желтый цвет употребляется в роли эпитетов 20 раз.
Красный цвет употребляется в роли эпитетов 10 раз.
Белый цвет употребляется в роли эпитетов 15 раз.
Черный цвет употребляется в роли эпитетов 10 раз.
Например,
«Тонки, как небо у земли»
«Огненные георгины»»
«Рубиновые цветы»
«За свинцовым ровным прудом»
«В темном небе»
«Зеленый дым»
Метафоры
Есенин
«Льется дней моих розовых купол в сердце снова золотых сума»
«И мне в окошко постучал сентябрь багряной веткой ивы»
«Там, где капустные грядки
Красной водой поливали восход
Кленёночек маленькой матке
Зелёное вымя сосет»
«Желтый хвост упал в метель пожаром»
«На бугре береза-свечка в лунных перьях серебра»
Кыштымов
«И звезды повисли, как будто снежинки,
Как будто цветы в темном небе цветут.»
«Усталое золото тихо горит...»
«А листья желтые – огни»
«Я приду туда крышей синей»
«Жарки качаются кострами,
Где синь небес, в тени ветвей…»
Неологизмы
Есенин
«Есть тоска веселая в алостях зари»
«Покрывала златотканого»
«Я вижу – в просиничном плате
Идет возлюбленная мати»
«Я молюсь на алы зори»
«Как снежинка белая, в просини я таю»
Кыштымов
«Уж вовсю листолип!»
«Таращатся бельма войны»
«Все краски Палеха пылают тут»
Прямое значение цвета
Есть много стихотворений, в которых цвет употребляется в прямом значении. Мы разбили их на 2 темы:
Описание внешности человека у Есенина:
«Я смотрел из окошка на синий платок кудри черные змейно трепал ветерок»
«Мне хотелось… с алых губ твоих… сорвать поцелуй»
«Красной рюшкою по белу сарафан на подоле»
Описание природы у Есенина:
«Снежинка белая»
«Белая лебедь»
«Небеса уже голубые».
Описание внешности человека у Кыштымова:
«Под детским желтеньким ботинком»
«Волосы белые»
«Раззолоченный нимб»
Описание природы у Кыштымова:
«Зеленый ком»
«Травы густо-зеленой»
«Синь небес»
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В ходе работы учащимся 10-го класса мы предложили принять участие в опросе. Они должны были определить кому из поэтом принадлежат следующие стихотворные строчки.
Пришла художница.
Раскинула холсты.
Достала охру.
Обмакнула кисти...
Мазок!..
Еще!..
И потрясенный, ты
Стоишь в молчании,
И кружат, кружат листья...
(А.П. Кыштымов)
Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень, рыжая кобыла, чешет гривы.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным.
(С.А. Есенин)
Мы получили следующие результаты:
7 человек – затруднились ответить;
5 человек – правильно определили, кому принадлежал стихотворные строки;
8 человек – неправильно определили, кому принадлежал стихотворные строки.
Таким образом, делаем вывод о том, что:
Часть учащихся не знает о таком поэте, как Кыштымов, поэтому затруднились ответить.
Часть учащихся перепутали творчество поэтом между собой, поэтому ответили неправильно.
Следовательно, творчество поэтов похоже.
Также, я посетила музей имени А.П. Кыштымова, который находится в СОШ №11 г. Абакана. Мне провели экскурсию, я сделала много фотографий, узнала много нового, пообщалась с женой Анатолия Кыштымова – Людмилой Фёдоровной Шушпановой. Людмила Фёдоровна рассказала мне о жизни поэта, показала его сборники. Я с удовольствие прочитала и проанализировала стихотворения в сборниках и использовала их для выполнения проекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя исследование цветовой гаммы в поэзии С.А. Есенина и А.П. Кыштымова, мы пришли к выводу, что использование цвета является важным средством выражения мыслей, чувств, эмоции, и по палитре используемых цветов, можно воссоздать внутреннее самоощущение поэтов. Открытие поэтов состояло в том, что цветовой образ может вбирать в себя сложное определение мысли. С помощью слов, соответствующих краскам, они сумели передать тончайшие эмоциональные оттенки. Цветовая гамма способствует передаче различный настроений, придает свежесть образам. Сочетание красок в стихах самые разнообразные: гармоничные, контрастные, редкостные. Многие цветные образы их поэзии проходят через все их творчество.
В ходе исследований было рассмотрено и проанализировано более ста стихотворений двух поэтов. Мы пришли к следующим выводам:
В Хакасии есть поэты такие же талантливые, как и Есенин;
Творчество Кыштымова схоже с творчеством Есенина;
Мир поэзии, созданный ими, - мир многоцветный, раскрашенный в живые и чистые краски. Цвет в их поэзии присутствует всегда;
Кыштымов использует такие же цветовые образы, как и Есенин;
Цветопись занимает важное место в поэтической образности С.А. Есенина и А.П. Кыштымова;
Количество цветов, используемых поэтами в лирике, огромно, но наиболее часто встречающиеся цветовые лексемы: «голубой», «синий», «золотой» у Есенина, «золотой», «зеленый», «белый» у Кыштымова.
Семантика цвета в лирике С.А. Есенина А.П. Кыштымова претерпевает изменения в зависимости от тематики и периода написания стихотворения.
Проведенное исследование приобщило нас к образам выразительной и образной речи. Также, изучение творчества поэтов своей малой Родины актуально для школьников и для всех людей, живущих в Хакасии. Изучение творчества Кыштымова помогло мне расширить кругозор, узнать много нового и интересного о Хакасии и ее талантливых поэтов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
http://tashtyp3.ru/?module=articles&action=view&id=5791
http://www.yugzone.ru/psy/colors.htm
https://knigogid.ru/books/98143-stihi
https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9A/kishtimov-anatolij-petrovich/stihi
https://nbdrx.ru/chit/lm/souz/souz51.asp
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0
https://www.6lib.ru/books/read/stihi-173423
https://www.metod-kopilka.ru/anatoliy_kyshtymov.zhizn_i_tvorchestvo-36526.htm
Бельская Л.Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство Сергея Есенина. М., 1990
Галкина-Федорук Е.М. О стиле поэзии Сергея Есенина. М., 1965
Е 82 Половодье : (стихотворения, поэмы) / Сергей Есенин. – СПб. : Амфора. ТИД Амфора ; М. : ИД Комсомольская правда, 2012. – 238 с. :ил. – (Серия «Великие поэты».
Жарки растут в твои ладони...: [сборник стихотворений: 16+] / А. Кыштымов; [составитель и автор предисловия: Л. Катаева]. - Абакан: Бригантина, 2014. - 149 с.: ил., портр.
Захаров А.П. Поэтика Есенина. М., 1995
Звёздное: стихи /А. Кыштымов. – Абакан: Бригантина, 2007. – 72 с.
Избранное: Стихотворения / Сост. Л.П. Катаева. - Абакан: Роса, 1998. - 104 с.
Листозвон золотой: Избр. стихотворения / Сост. и предисл. Л.Катаевой. - Абакан, 2000. - 216 с.: ил. - (Б-ка журн. "Абакан лит.")
Литература Хакасии. Учебн. хрестоматия для 11 кл. авт.-составитель А.Г. Кызласова. – Абакан, Хакасское кн. изд-во, 1996. – 224 с.
Марченко А.М. Поэтический мир Есенина. М., 1972
Собрание сочинений: В 2 т. Т. 1. Стихотворения. Поэмы/ Слово о поэте Ю.В. Бондарева; Сост., ветуп. ст. и коммент. Ю.Л. Прокушева. – М.: Сов. Россия: Современник, 1990. – 480 с., портр.
Я не прощаюсь…: Сб. стихов. - Абакан: Хакас. кн. изд-во, 1993. - 96 с.
1