СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный итоговый проект по биологии «Факторы окружающей среды, повреждающие геном человека»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Факторы окружающей среды, повреждающие геном человека

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный итоговый проект по биологии «Факторы окружающей среды, повреждающие геном человека»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Гончаровская средняя общеобразовательная школа»

Суджанского района Курской области












ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ

по предмету «Биология»

на тему:

«Факторы окружающей среды, повреждающие геном человека»















Выполнил:

учащийся 9 класса

Хардиков Антон Андреевич

Руководитель проекта:

учитель биологии

Степанова Наталья Ивановна





г. Суджа

2022- 2023 учебный год

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретическая часть……………………………………………………...4

1.1 Факторы окружающей среды…………………………………………………….5

1.1.1 Химические факторы…………………………………………………………...5

1.1.2 Физические факторы……………………………………………………………6

1.2 Влияние экологических факторов на геном человека…………………………..7

1.2.1 Классификация…………………………………………………………………..8

1.2.2 Физические мутагены…………………………………………………………...9

1.2.3 Химические мутагены…………………………………………………………..10

1.2.4 Биологические мутагены……………………………………………………….11

Глава II. Практическая часть ……………………………………………………..12

2.1 Викторина………………………………………………………………………….13

Заключение……………………………………………………………………………15

Список литературы…………………………………………………………………...16



























Введение

Актуальность:

За последние 100 лет многие ученые внесли большой вклад в развитие науки и общества своими изобретениями и технологиями. Но для производства этих вещей необходимы заводы. Но кроме полезных вещей в нашей жизни появились новые факторы окружающей среды, способные вредить здоровью человека. К этим факторам могут относиться разные вещества, явления, и даже мельчайшие микроорганизмы.

К настоящему времени известно очень много факторов окружающей среды, а также вред, который они могут нанести геному и здоровью человека.

Тема проекта: “Факторы окружающей среды, повреждающие геном человека”.

Проблема проекта: в наше время существует большое количество факторов окружающей среды, и многие люди не знают, как обезопасить своё здоровье, а некоторые считают, что эти факторы им не вредят.

Цель проекта: узнать как можно больше о факторах окружающей среды, и о том, как они влияют на геном человека.

Задачи проекта:

1. Изучение научной литературы в разных источниках по теме проекта.

2. Узнать какой вред факторы окружающей среды способны наносить

человеку.

3. Рассмотреть полученную информацию и выбрать подходящую.

4. Обобщить полученные знания и оформить проектный продукт.

Предмет исследования: факторы окружающей среды, способные воздействовать на геном человека и изменять его.

Объект исследования: геном человека.

Гипотеза: опасно ли воздействие химических, физических и биотических факторов на геном человека?

Проектный продукт: викторина, составленная по теме проекта.

Практическая значимость работы: расширение кругозора слушателей, багаж знаний, для новых, интересных уроков по биологии. Создание презентации, которая наглядно познакомит окружающих с проблемой проекта.

Время реализации проекта: октябрь – декабрь 2022г.

Глава I. Теоретическая часть

1.1Факторы окружающей среды

Факторы окружающей среды или экологические факторы — свойства среды обитания, определяющие условия метаболизма организма и биогеоценоза (экосистемы) в целом. Например, наличие углекислого газа, доступ кислорода, влажность и рыхлость почвы и другое. Индифферентные элементы среды, например инертные газы являются экологическими факторами, но их роль крайне ограничена.

Практически все экологические факторы отличаются значительной изменчивостью во времени и пространстве. Например, температура сильно варьирует на поверхности суши, но почти постоянна на дне океана или в глубине пещер.

Один и тот же фактор среды может иметь разное значение в жизни совместно обитающих организмов. Например, солевой режим почвы играет первостепенную роль при минеральном питании растений, но почти безразличен для большинства наземных животных. Интенсивность освещения и спектральный состав света исключительно важны в жизни фототрофных организмов (большинство растений и фотосинтезирующие бактерии), а в жизни гетеротрофных организмов (грибы, животные, значительная часть микроорганизмов) свет не оказывает заметного влияния на их метаболизм.

Экологические факторы могут выступать как раздражители, вызывающие адаптивные изменения физиологических процессов; как ограничители, обусловливающие невозможность существования тех или иных организмов в данных условиях; как модификаторы, определяющие морфо-анатомически и физиологические изменения организмов.

Организмы, как и биогеоценозы (экосистемы) в целом более приспособлены к стабильным условиям метаболизма. Они меньше испытывают воздействие статичных (неизменных) экологических факторов, а больше, влияние их режимов — последовательных временных изменений. На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Расход невозобновимых видов сырья повышается, все больше пахотных земель выбывает из экономики, так как на них строятся города и заводы. Человеку приходится всё больше вмешиваться в хозяйство биосферы-той части нашей планеты, в которой существует жизнь.

Экологические факторы бывают.

Абиотические — это факторы неживой природы, например:

климатические: годовая сумма температур, среднегодовая температура, влажность, давление воздуха;

орографические: рельеф, высота над уровнем моря, крутизна и экспозиция склона;

химические: газовый состав воздуха, солевой состав воды, концентрация, кислотность;

физические: шум, магнитные поля, теплопроводность и теплоёмкость, радиоактивность, интенсивность солнечного излучения.

Биотические - это факторы связанные с деятельностью живых организмов, их делят на фитогенные, микогенные, зоогенные и микробиогенные:

фитогенные — влияние растений;

микогенные — влияние грибов;

зоогенные — влияние животных;

микробиогенные — влияние микроорганизмов.

Антропогенные – изменения в природе, которые происходят в результате деятельности человека. Осваивая природу и адаптируя ее к своим потребностям, люди воздействуют на флору и фауну, преобразовывая среду обитания. Влияние может быть косвенное, прямое или условное:

косвенное антропогенное воздействие — опосредствованное вмешательство человека в живую природу путем трансформации среды обитания (например, климатические изменения, нарушение физического или химического состава атмосферы, воды, почв и т.п.);

прямое антропогенное воздействие — проявляется непосредственным влиянием людей на основные компоненты экологической системы (вырубка лесов, охота на животных, сбор растений или грибов и т.п.);

условное антропогенное воздействие — влияния факторов живой и неживой природы, которые были нарушены в результате человеческой деятельности.

Среди всех этих факторов, только химические, физические и биотические способны воздействовать на геном человека и изменять его. Но перед тем, как рассматривать, какие изменения и вред они наносят геному, надо узнать о них как можно больше.

1.1.1 Химические факторы

Химический фактор - это разнообразные вредные вещества: пары, газы, жидкости, аэрозоли, соединения, смеси, которые при контакте с организмом человека могут вызывать химические ожоги, заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обна­руживаемые современными методами исследования как в про­цессе контакта с ним, так и в отдаленные сроки жизни настояще­го и последующих поколений.

В настоящее время известно около 7 млн. химических ве­ществ и соединений, из которых 60 тыс. находят применение в деятельности человека: 5500 - в виде пищевых добавок, 4000 - лекарств, 1500 - препаратов бытовой химии. На международном рынке ежегодно появляется от 500 до 1000 новых химических со­единений и смесей.

Большинство вредных для здоровья воздействий, исходящих от загрязненной окружающей среды, создается пылью, дымами, газами, жидкостями, туманами или парами. Химические препараты могут быть крайне опасными при работе с ними или когда они присутствуют в воздухе в высокой концентрации. При работе с химикатами надо постоянно соблюдать меры предосторожности – пользуясь защитной одеждой, вентиляцией, дистанционными манипуляторами и т.д., – поскольку даже малое количество опасного химиката может нанести вред.

Характер воздействия химиката на организм зависит от:

- природы вещества (очевидно, что кислота опаснее для человека, чем вода); - интенсивности и времени воздействия;

- температуры и физического состояния вредного вещества;

- от полноценности питания и состояния здоровья работника.

Химикаты представляют потенциальную опасность для людей и материальных ценностей, когда они химически активны, нестабильны, воспламеняемы либо летучи или когда они разлагаются.

К опасным химикатам относятся:

- взрывчатые вещества;

- коррозионно-активные вещества, в т.ч. сильные кислоты и щелочи;

- воспламеняющиеся жидкости, в частности некоторые топлива, токсичные препараты, например соединения, содержащие цианогруппу;

- окисляющие материалы и некоторые газы.

Химикаты проникают в организм при вдыхании, глотании или путем впитывания. При вдыхании химикаты могут вызвать воспаление верхних дыхательных путей и легких. Реакция организма может быть немедленной и острой. После вдыхания токсичное вещество быстро попадает из легких в кровь и с нею в мозг; именно по этой причине вдыхание некоторых химикатов является крайне опасным.

Случаи заглатывания происходят при приеме пищи с попавшими в нее химикатами. После заглатывания токсичные химикаты переносятся из пищеварительной системы в кровь.

Путем впитывания в организм обычно попадают жидкие химикаты. Впитывание происходит через кожу или слизистые оболочки, особенно в носу и горле, и может вызвать сыпь на коже и повреждение внутренних органов.

1.1.2 Физические факторы

Физические факторы - это те, источником которых служит физическое состояние или явление (механическое, волновое и др.).

Комплексное воздействие физических факторов среды оказывает непосредственное влияние на процессы происходящие в организме, а следовательно и на здоровье человека. Воздействие этих факторов носит массовый характер и непосредственно сказывается на здоровье населения.

Шум должен рассматриваться как один из наиболее важных физических факторов среды, и это не потому, что он оказывает самое большое воздействие, а потому, что человек воспринимает шум, серьезно недооценивая возможные дозы шума, которые могут иметь серьезные последствия для здоровья человека. Шум может служить источником раздражения в широких пределах уровня своего воздействия, а также может вызывать и такие отрицательные последствия для здоровья, как нарушение покоя и сна, стресс, повышенное кровяное давление и ишемическую болезнь сердца.

Вывод: меры профилактики должны быть направлены на снижение возможного контакта человека с неблагоприятным фактором среды с одной стороны и снижение воздействия данного фактора с другой стороны.

1.2 Влияние экологических факторов на геном человека

Мутагены - химические и физические факторы, вызывающие наследственные изменения - мутации. Впервые искусственные мутации получены в 1925 г Г. А. Надсоном и Г. С. Филипповым у дрожжей действием радиоактивного излучения радия. В 1927 году Г. Мёллер получил мутации у дрозофилы действием рентгеновских лучей. Способность химических веществ вызывать мутации (действием иода на дрозофилы)открыта  И. А. Рапопортом. У особей мух, развившихся из этих личинок, частота мутаций оказалась в несколько раз выше, чем у контрольных насекомых.

Мутаген - это фактор, который может быть разным по своему происхождению и может отличаться интенсивностью воздействия. Своим отрицательным воздействием они наносят вред людям и экологии в окружающей среде. Но человек смог использовать их свойства во благо в различных сферах жизнедеятельности.

Каждый человек имеет свое представление о том, что такое мутаген. Но на самом деле мутаген – это фактор, который вызывает стойкую модификацию в организации живого существа. Такие изменения, в свою очередь, передаются по наследству последующим поколениям.

Кислоты, различные соединения, препараты и даже определенные типы излучений являются мутагенами. Вирусы также способны выполнить такую роль .

Мутаген – это универсальное определение факторов, которые способны вызывать мутацию у совершенно любого организма, как у человека и животного, так бактерий и растений. Дозировка имеет решающее значение.

Общие свойства мутагенов:

• спонтанность мутаций (ненаправленность);

• отсутствие нижнего порога действия – способность вызывать мутации даже в очень малых дозах;

• универсальность – способность вызывать мутации во всех живых организмах.

1.2.1 Классификация

Мутагенами могут быть различные факторы, вызывающие изменения в структуре генов, структуре и количестве хромосом. По происхождению мутагены классифицируют на эндогенные, образующиеся в процессе жизнедеятельности организма и экзогенные — все прочие факторы, в том числе и условия окружающей среды.

По природе возникновения мутагены классифицируют на физические, химические и биологические:

      1. Физические мутагены

- электромагнитное излучение (ультрафиолетовое, в некоторых случаях - видимый свет);

- радиоактивный распад;

- ионизирующее излучение (рентгеновское и гамма-излучения);

В настоящее время известно множество самых разнообразных мутагенов.  К физическим мутагенам относятся: все виды ионизирующее излучение (альфа-, бета-, гамма-, нейтронное и рентгеновское излучение, протоны, нейтроны и др.), коротковолновое ультрафиолетовое излучение, СВЧ - излучение, действие экстремальных температур.

Действие ионизирующего излучения основано на ионизации компонентов цитоплазмы и ядерного матрикса. При ионизации возникают высокоактивные химические вещества (например, свободные радикалы), которые различным образом действуют на клеточные структуры. Рассмотрим наиболее изученные механизмы мутагенного воздействия ионизирующего излучения.

Непосредственное воздействие частиц с высокой энергией на ДНК, которое приводит к ее разрывам: одиночным (под воздействием гамма-квантов, рентгеновских лучей) или множественных (под воздействием альфа-частиц, нейтронного излучения). Это универсальный механизм возникновения хромосомных перестроек на всех стадиях клеточного цикла, но он действует очень грубо,  обычно клетки теряют способность к нормальному делению и погибают. К разрывам ДНК приводит и ультрафиолетовое облучение.

Опосредованное воздействие ионизирующих факторов связано с нарушением структуры ферментов, контролирующих репликацию, репарацию и рекомбинацию ДНК. Этот механизм наиболее эффективно действует на синтетической стадии интерфазы. При больших дозах мутагенов клетки погибают. (Поскольку раковые клетки делятся непрерывно, то облучение является универсальным средством подавления развития метастазов при онкологических заболеваниях - непрерывно делящиеся раковые клетки более уязвимы, чем медленно пролиферирующие или непролиферирующие нормальные клетки.)

Особенности мутагенного действия ультрафиолетовых лучей. Ультрафиолетовый свет - это сравнительно мягкий мутаген, поэтому его широко используют в селекции растений, облучая проростки.

Особенности мутагенного действия экстремальных температур. Собственный мутагенный эффект экстремальных температур не доказан. Однако очень низкие или очень высокие температуры нарушают деление клетки (возникают геномные мутации). Экстремальные температуры усиливают действие других мутагенов, поскольку снижают ферментативную активность репарационных систем.

1.2.3 Химические мутагены

Химические мутагены являются самыми распространёнными в группе. К ним относятся следующие группы соединений:

- некоторые алкалоиды: колхицин — один из самых распространённых в селекции мутагенов, винкамин, подофиллотоксин;

- окислители и восстановители (нитраты, азотистая кислота и её соли — нитриты, активные формы кислорода);

- алкилирующие агенты (йодацетамид, эпоксибензантрацен);

- нитропроизводные мочевины: нитрозометилмочевина, 

нитрозоэтилмочевина, нитрозодиметилмочевина — часто применяются в сельском хозяйстве;

- этиленимин, этилметансульфонат, диметилсульфат, 1,4-бисдиазоацетилбутан (известный как ДАБ);

- некоторые пестициды (пестициды группы альдрина, гексахлоран);

- некоторые пищевые добавки (например, ароматические углеводороды (бензол и т.п.), цикламаты);

- продукты переработки нефти;

- органические растворители;

- лекарственные препараты (например, цитостатики, препараты ртути,

иммунодепрессанты).

- диоксины

К химическим мутагенам условно можно отнести и ряд вирусов (мутагенным фактором вирусов являются их нуклеиновые кислоты — ДНК или РНК).

Пестициды

Известно, что пестициды нанесли немалый вред здоровью людей - как участвовавших в их применении, так и не имевших к этому ни малейшего отношения.

Поскольку все пестициды являются мутагенами и в опытах на животных, в том числе млекопитающих, доказана их высокая мутагенная активность, нет сомнения, что кроме непосредственных и быстро улавливаемых последствий их воздействия, должны быть и долгосрочные генетические эффекты.

Длительность накопления у человека много больше, чем у подопытных животных, на которых показана мутагенная активность пестицидов. Не нужно быть пророком, чтобы с уверенностью предсказать всплеск наследственных нарушений во всех сельскохозяйственных районах мира с интенсивным использованием пестицидов. По мере отказа от использования пестицидов в мире, последствия пестицидного удара по генофонду человека будут приобретать все большее значение.

Диоксины

Диоксины — это глобальные экотоксиканты, обладающие мощным мутагенным, иммунодепрессантным, канцерогенным, тератогенным и эмбриотоксическим действием. Диоксины остаются одной из главных опасностей угрожающих нашему и будущим поколениям. Многочисленные исследования показывают, что чрезвычайно ядовитые и стойкие хлорорганические яды, к которым относятся и диоксины, обнаруживаются повсеместно - в воде, воздухе, почве, пище, человеческом организме.

Диоксины и диоксиноподобные вещества - это незаметные, но опаснейшие враги. Сила их воздействия на человека такова, что на повестке дня уже стоит вопрос о сохранении на Земле жизни в целом. По уровню токсичности диоксины превосходят такие известные яды как кураре, стрихнин, синильная кислота. Эти соединения не разлагаются в окружающей среде в течение десятков лет и попадают в организм человека в основном с пищей, водой и воздухом.

Диоксиновое поражения провоцируют злокачественные опухоли; передаваясь с молоком матери, приводят к таким врожденным дефектам, как анэнцефалия (отсутствие мозга), "заячья губа", и другим. Среди более отдаленных последствий диоксинов - потеря способности к воспроизводству потомства. У мужчин наблюдается импотенция и уменьшение количества сперматозоидов, у женщин - повышенная частота выкидышей.

Действие диоксинов на человека обусловлено их влиянием на рецепторы клеток, ответственных за работу гормональных систем. При этом возникают эндокринные и гормональные расстройства, изменяется содержание половых гормонов, гормонов щитовидной и поджелудочной желез, что увеличивает риск развития сахарного диабета, нарушаются процессы полового созревания и развития плода. Дети отстают в развитии, их обучение затрудняется, у молодых людей появляются заболевания, свойственные старческому возрасту. В целом повышается вероятность бесплодия, самопроизвольного прерывания беременности, врожденных пороков и прочих аномалий. Изменяется также иммунный ответ, а значит, увеличивается восприимчивость организма к инфекциям, возрастает частота аллергических реакций, онкологических заболеваний.

Главная опасность диоксинов (из-за чего они и получили название суперэкотоксикантов) в их влиянии на имунно-ферментную систему человека и всех дышащих воздухом существ. Воздействие диоксинов сходно с действием поражающей радиации. По определению американских ученых, диоксины играют роль чужеродного гормона, подавляя иммунную систему и усиливая действие радиации, аллергенов, токсинов и т.д. Так провоцируется развитие онкологических заболеваний, болезней крови и кроветворной системы, эндокринной системы, возникают врожденные уродства. Изменения передаются по наследству, действие диоксинов распространяется на несколько поколений. Особенно подвержены поражающему действию диоксинов женщины и дети: у женщин нарушаются все репродуктивные функции, у детей появляется иммунодефицит (пониженный иммунитет).

      1. Биологические мутагены

Биологическими мутагенами являются вирусы, ряд растений и генномо-дифицированные организмы и вещества.

- специфические последовательности ДНК  — транспозоны -

- некоторые вирусы (вирус кори, краснухи, гриппа);

- продукты обмена веществ (продукты окисления липидов);

- антигены некоторых микроорганизмов.

Наука давно нашла применение мутагенов на благо общества, например, селекционеры широко ими пользуются.

Их отрицательное влияние гораздо сильнее. Человек подвергает себя воздействию, мутагенов приобретая многие препараты, продукты, бытовые приборы, чистящие средства, тем самым нанося вред организму. Проявляется данное воздействие лишь в следующем поколении. К сожалению, уже сегодня контакт с подобными веществами вызывает новые заболевания, хронические аллергические реакции и опухоли.

В современном мире в продуктовой промышленности есть возможность использовать некоторых продукты, которые содержат компоненты генетически модифицированной кукурузы, сои и масличных культур. Именно эти основы применяются в больших объемах для производства многих продуктов, начиная с печенья, детского питания, колбасы и заканчивая соусами. Их можно встретить в масле, муке, крахмале, сиропах. Скорее всего, на себе мы не заметим генетических перемен, вызванных подобным питанием, но их, очевидно, ощутят наши потомки.

В лабораториях всего мира продолжают проводиться опыты с животными, которые подвергаются влиянию этих мутагенов. Результаты исследований показывают, что со временем развивается бесплодие, а частота мутаций в следующих поколениях увеличивается в сотни раз. Также стоит отметить, что мутагены могут образоваться в некоторых испорченных продуктах. Например, в несвежей сметане, масле, яйцах образуются соединения, превращающиеся в мутаген. Если мясо готовится в собственном соку, также происходит этот процесс.

Транспозоны

Транспозоны — участки ДНК организмов, способные к передвижению (транспозиции) и размножению в пределах генома. Транспозоны также известны под названием «прыгающие гены» и являются примерами мобильных генетических элементов.

Транспозоны формально относятся к так называемой некодирующей части генома — той, которая в последовательности пар оснований ДНК не несёт информацию об аминокислотных последовательностях белков, хотя некоторые классы мобильных элементов содержат в своей последовательности информацию о ферментах, транскрибируются и катализируют передвижения

По состоянию на 2012 год задокументировано 96 различных заболеваний человека, причиной которых является de novo внедрение мобильных генетических элементов. Alu-повторы часто вызывают хромосомные аберрации и являются причиной 50 разновидностей заболеваний. Так, у нейрофиброматоза I типа было найдено 18 случаев встроенных ретротранспозонов, 6 из которых происходят в 3 специфических местах. Активность мобильных элементов ДДП-1 в соматических тканях зафиксирована у пациентов с раком легких.

Если транспозиция, которая вызывает заболевания, происходит в гаметах, то следующие поколения наследуют болезни. Так, гемофилия может возникать из-за встраивания ретротранспозона ДДП-1 в участок ДНК, кодирующий ген VIII фактора свертывания крови. У мышей были зафиксированы случаи онкогенеза, остановки развития и стерильность в связи со встраиванием мобильных элементов генома.

Глава 2. Практическая часть

Продуктом своего проекта я решил сделать – викторину. Ее можно будет использовать на разных мероприятиях, на уроках биологии. Она поможет повторить и систематизировать изученный материал. А также повысить интерес людей к факторам окружающей среды.

  1. Факторы окружающей среды – это:

  • свойства среды обитания, определяющие условия метаболизма организма и биогеоценоза (экосистемы) в целом;

  • движущие силы, вызывающие и закрепляющие изменения в генетической структуре популяций;

  • свойства организма передавать свои признаки и особенности развития потомству;

  • стойкое изменение генома;

  1. Абиотические факторы – это:

  • факторы связанные с деятельностью живых организмов;

  • изменения в природе, которые происходят в результате деятельности человека;

  • факторы неживой природы;

  • совокупность наследственного материала, заключённого в клетке организма;

  1. Геном – это:

  • совокупность наследственного материала, заключённого в клетке организма;

  • совокупность генов данного организма;

  •  наследственный фактор, который несёт информацию об определённом признаке или функции организма;

  • химические, физические и биологические факторы, вызывающие наследственные изменения — мутации;

  1. К физическим факторам относится:

  • шум, магнитные поля, теплопроводность и теплоёмкость, радиоактивность, интенсивность солнечного излучения;

  • годовая сумма температур, среднегодовая температура, влажность, давление воздуха;

  • газовый состав воздуха, солевой состав воды, концентрация, кислотность;

  • рельеф, высота над уровнем моря, крутизна и экспозиция склона;

  1. Мутагены - это:

  • химические, физические и биологические факторы, вызывающие наследственные изменения — мутации;

  • глобальные эко-токсины, обладающие иммунодепрессантными, канцерогенным, тератогенным и эмбриотоксическим действием;

  • участки ДНК организмов, способные к передвижению и размножению в пределах генома;

  • факторы неживой природы;

  1. К биологическим мутагенам относятся:

  • некоторые алколоиды, пестициды, пищевые добавки;

  • вирусы, транспозоны, антигены некоторых микроорганизмов;

  • бактерии, простейшие, органические растворители;

  • продукты переработки нефти, диоксины, лекарственные препараты;

  1. Участок ДНК организмов, способный к передвижению (транспозиции) и размножению в пределах генома, это:

  • мутаген;

  • транспозон;

  • геном;

  • генетический эмент.

  1. Соединения, не разлагающиеся в окружающей среде в течение десятков лет и попадающие в организм человека в основном с пищей, водой и воздухом, называютcя:

  • пестициды;

  • диоксины и диоксиноподобные вещества;

  • токсины;

  • некоторые пищевые добавки;

9. На какую систему человека влияет диоксины (из-за чего они и получили

название суперэкотоксикантов):

  • на эндокринную систему;

  • на имунно-ферментную систему;

  • на дыхательную систему;

  • на нервную систему;

10. Сравнительно мягким мутагеном, который широко используют в селекции растений, облучая проростки, является:

  • радиоактивный распад;

  • ионизирующее излучение;

  • электромагнитное излучение;

  • ультрафиолетовый свет;



























Заключение

Закончив свой проект, я могу сказать, что все из того, что было задумано, получилось, например, делая свой проект, я узнал много нового о факторах окружающей среды, сделал проектный продукт, выполнил цель и задачи проекта.

Это произошло, потому что я ответственно подошел к работе: изучил много литературы и сайтов, выбирал только интересную информацию, сделал продукт, по выбранной теме, сделал хорошую презентацию.

Я думаю, что решил проблему проекта, так как люди, которые воспользуются моим продуктом, скорей всего, заинтересуются темой проекта и решат его прочитать. В результате они узнают много нового о факторах окружающей среды и будут знать, какие факторы способны навредить их здоровью.

В начале, я хотел сделать проектным продуктом кроссворд, но передумал и решил сделать викторину. Потому что мне показалось, что кроссворд было бы сложно решить, а викторина имеет варианты ответов, и ее было бы легче и интереснее решать.

В ходе работы я столкнулся с некоторыми проблемами. Информацию по теме моего проекта было сложно найти, поэтому я использовал несколько книг, а также некоторые интернет ресурсы.

Самым сложным для меня в работе было создание презентации. Потому что я очень редко пользуюсь программой ‘Microsoft Power Point’ и многого не знал. Но несмотря на это, я смог ее сделать.

Легче всего для меня было делать продут проекта. Потому что за все время работы, я хорошо изучил информацию и, благодаря этому, смог правильно составить вопросы для викторины и ответы на них.

Работа над проектом показала мне, как сложно искать нужную информацию. Также работая над проектом, я научился работать в таких программах, как ‘Microsoft Word’ и ‘Microsoft Power Point’.

Если бы я начал работу заново, то использовал другие интернет ресурсы, прочитал больше литературы, поставил бы другие задачи проекта, возможно бы изменил проектный продукт.

В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы узнать много нового по этой теме, а также потому, что мне очень сильно нравится предмет биология.


Список литературы
  1. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология для поступающих в вузы – 3 издание. - М.: Оникс, 2008.

  2. Рис Дж., Урри Л., Вассерман С. Биология Campbell в трех томах. – СПБ.: Диалектика, 2021.

  3. Тэйлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология в 3-х томах. - 13 издание. – М.: Лаборатория знаний, 2021.

Интернет ресурсы:

  1. https://natworld.info/nauki-o-prirode

  2. https://ru.wikipedia.org
















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!