СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный итоговый проект: «Образ героя в русском и хакасском героическом эпосе»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальный итоговый проект:

«Образ героя в русском и хакасском героическом эпосе»

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный итоговый проект: «Образ героя в русском и хакасском героическом эпосе»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Абакана «Лицей»







Индивидуальный итоговый проект:

«Образ героя в русском и хакасском героическом эпосе»





Автор: Панфилова Екатерина,

ученица 10Б класса

Руководитель: Лыхина А. А., учитель русского языка и литературы






2019



Оглавление

  1. Введение………………………………………………………………3

  2. Актуальность………………………………………………………….4

  1. Объект и предмет исследования……………………………………..5

  2. Гипотеза……………………………………………………………….6

  3. Цель и задачи………………………………………………………….7

  4. Методы исследования…………………………………………….......8

  5. Практическая направленность……………………………………….9

  6. Глава I…………………………………………………………..…....10

  1. Понятие героический эпос…………………………………………..10

  2. Исторические основы возникновения эпоса……………………….13

  1. Глава II……………………………………………………………….14

  1. Сравнительная характеристика героев. Черты сходства………….14

  2. Сравнительная характеристика героев. Черты различия………….17

10. Заключение……………………………………………………….....19

11. Список используемой литературы……………………………….....20

12. Использованные Интернет-ресурсы………………………………..21

  1. Приложение 1………………………………………………………...22

  2. Приложение 2………………………………………………………...23

  3. Приложение 3.1………………………………………………………24

  4. Приложение 3.2………………………………………………………26

  5. Приложение 4 (Социологические опросы)………………………....27

  6. Приложение 5 (Анкета)……………………………………………...31



Введение

История национальной литературы начинается с эпоса, а герои и сюжеты произведений восходят обычно к устно-поэтическим образцам этого жанра. Известный исследователь мировой литературы Е. Мелетинский поэтично называл фольклор «колыбелью словесного искусства». [1, 3]. Выяснение художественных особенностей того или иного эпического памятника позволяет полнее понять национальную литературу в целом, характер и менталитет народа. Именно в этом плане в настоящей работе рассматриваются древнейшие герои эпических памятников русского и хакасского народов.

В хакасской народной терминологии сказки и сказания именуются одним понятием нымах, но героические сказания имеют уточняющее определение алыптыг 'героические', или чапыг 'повествующие о воинских подвигах богатырей'. Классической формой исполнения эпоса является хай 'горловое пение' в сочетании с речитативной декламацией от начала и до конца под аккомпанемент хомыса или чатхана - щипковых народных инструментов.

Героический эпос - алыптых нымах является вершинным достижением устного поэтического творчества народа. Он представляет собой драгоценное наследие традиционной культуры народа, до сих пор несущее в себе большое воспитательное, познавательное и эстетическое значение. Героические сказания отличает монументальность, широкий охват жизненных коллизий, этико-культурологическая значимость. В общей системе творчества народов мира хакасский героический эпос занимает свое конкретное место, что позволяет рассматривать его в контексте мировой культуры.



Актуальность


Актуальность темы исследования диктуется, в первую очередь, необходимостью многоаспектного подхода к изучению эпического наследия хакасов. 



Объект исследования

Произведения русского и хакасского героического эпоса.


Предмет анализа

Образы эпических героев и важнейшие эпические темы русского и хакасского героического эпоса.



Гипотеза

Мы предполагаем, что русский и хакасский героический эпос схожи друг с другом.




Цель и задачи

Цель работы:

провести сравнительную характеристику героев русского и хакасского эпоса, выявить черты сходства и различия.

Задачи:

1) изучить научную литературу по проблеме исследования;

2) обобщить и систематизировать изученный материал;

3) изучить произведения героического эпоса русского и хакасского народов и провести анализ образной системы легенд «Халдама» и «Еренак»;

4) теоретически обосновать результаты исследования, подготовить доклад и презентацию для выступления по проблеме исследования.



Методы исследования:

  1. образно-концептуальный анализ художественного текста;

  2. сопоставить описание;

  3. статистический метод.



Теоретическая и практическая направленность.

В теоретическом аспекте мы кратко рассматриваем определение понятия героического эпоса и исторические основы его возникновения. В практическом аспекте представляем сравнительную характеристику героев русского и хакасского героического эпоса.



Глава I

Понятие героический эпос


В. В. Даль считал, что «героический эпос - поэма степенного важного содержанья. Эпическое стихотворенье, героическое или вообще повествовательное, сказательное, противоположное, драматическое и лирическое».1 Литературный энциклопедический словарь объясняет понятие героический эпос следующим образом: «Героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей. Иногда героический эпос называют народным». Сайт игры «Цивилопедия-5» аналогично трактует данное понятие: «Героический эпос - это древние поэтические сочинения, в которых описываются великие деяния одного или нескольких героев».

Определяя понятие эпоса, многие исследователи указывают на всеобъемлющий характер мира, созданного творческим гением народа. Собиратель русских былин В. И. Калугин отмечает, что «эпосу присущи и величественные, монументальные формы героических былин, и в равной степени все особенности «малых» эпических форм – сказочность, драматизм, юмор, сатира, гротеск». Поэтому мы с полным правом можем говорить о былинах-сказках, былинах-новеллах, былинах-балладах. И всё это в равной степени можно рассматривать как жанры героического эпоса.

Другие исследователи в определении понятия, в частности, составитель многих изданий русских былин Л. А. Плотникова, акцентируют своё внимание на художественных особенностях эпоса. «Героический эпос – искусство по своей сути дореалистическое, решение больших художественных задач оно ищет на путях фантастики, гиперболы, условности».

В своей научной работе мы также будем обращаться к термину герой. В толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой находим следующее определение понятия: «Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности…» (в первом значении).



Исторические основы возникновения эпоса

Для того чтобы выявить черты сходства и различия героев эпоса разных народов, прежде всего необходимо установить исторические условия, вызвавшие к жизни героический эпос и определивших его развитие.

Почему же возник эпос? Чтобы аргументированно ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к истории русского и хакасского народов. Появление эпических произведения о русских богатырях исследователи уверенно относят к X веку н. э. Именно в то время Киевская Русь приняла Христианство. Эти времена в истории Руси отмечены как период раздробленности, борьбы за независимость, становления государственности.

Точного времени возникновения хакасского героического эпоса нет, но впервые сведения о фольклоре хакасов появляются в отчетах участников Камчатской экспедиции, длившейся с 1733 по 1743 годы. В первой половине XIX века стали появляться серьезные публикации фольклорных произведений. Важную роль для изучения народов Сибири в этнографо-лингвистическом плане имели экспедиции финского лингвиста и этнографа М.А. Кастрена. В 1847 г. он записал у представителей рода койбал ряд сказаний, но в сокращенном изложении и прозой, переведя часть текстов на немецкий язык. Вслед за М.А. Кастреном записями героических сказаний занимался В. Титов. Вклад в собирание и изучение алыптых нымахов внес первый ученый-хакас Н.Ф. Катанов. Он ввел в научный оборот практически все жанры хакасского фольклора.

Накануне присоединения Хакасии к России территория долины Среднего Енисея являлась частью владений ойратов, правитель которых выдавал владетельные грамоты на землю кыргызским князьям.

Хакасский фольклор сохранил память о том историческом периоде, когда ойраты силой переселяли население Хакасии в Джунгарию. Путь невольников пролегал через верховья Абакана в Алтай.

Надо заметить, что хакасские сказители относят ойратов и их предводителей к своим историческим героям и выражают по отношению к ним самые теплые чувства. Это хорошо видно из легенды о печальной судьбе могучего сына последнего правителя ойратов Хонтайджи.

В фольклоре хакасов запечатлены их непростые, берущие начало в глубине седых веков взаимоотношения с ойратами (калмыками), которые часто выступали не только как жестокие поработители, но и как надежные защитники.

Когда в жизни людям не хватает доброты, благородства, честности, мужества, то они сочиняют сказки, былины, мифы про Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича, Халдаму, Оджен-бега.

Таким образом, появление героического эпоса обусловлено социально-историческими условиями: слабые люди мечтали о сильно герое.



Глава II

1. Сравнительная характеристика героев. Черты сходства

У героических поэм, созданных разными народами, много общего (приложение 3.1). Объясняется это тем, что художественному обобщению подверглась сходная историческая действительность; сама же эта действительность осмысливалась с точки зрения одинакового уровня исторического сознания. К тому же средством изображения служил художественный язык, имеющий общие корни в европейском фольклоре. Но вместе с тем в героическом эпосе каждого отдельного народа много неповторимых, национально-специфических черт (приложение 3. 2).

Наиболее известные герои русского эпоса - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, хакасского – Халдама, Оджен-бег.

Укажем общие черты в образах героев. Прежде всего, необходимо отметить, что между ними имеется сходство по роду деятельности, они — ратники, воины, защитники, в сходных ситуациях они ведут себя примерно одинаково, их нравственные установки одинаковы. Рассмотрим, например, вопрос о том, кому и чему служат русские богатыри и хакасские герои.

Формально русские богатыри, отпрыски разных племен и выходцы из разных городов, служат киевскому князю Владимиру. Но по существу они служат не столько князю, сколько Земле Русской. В былинах «Илья Муромец и Калин-царь», «Илья, Ермак и Калин-царь», «Илья в ссоре с Владимиром», «Илья Муромец в изгнании и Идолище», «Илья Муромец и Батый Батыевич» изображены разногласия князя с богатырями, которые за какие-либо обиды отказываются ему служить. Но когда грозит неприятель, князь знает, от чего не смогут отказаться богатыри — не от денег, подарков и почестей, а от преданности своей земле и ее людям, от того, что им представляется большей ценностью и святыней, чем богатства и даже церкви и монастыри, не говоря уже о князе. Вот на это и уповает князь:

Бил челом Владимир до сырой земли:

«Уж ты здравствуй, стар казак Илья Муромец!

Постарайся за веру християнскую

Не для меня, князя Владимира,

Не для-ради княгини Апра́ксии,

Не для церквей и мона́стырей,

А для бедных вдов и малых детей!»

Значит, «вера христианская» сочетается, прежде всего, с защитой вдов и детей. Что не за деньги и почести, в конечном счете, служат богатыри, можно судить по ответам Ильи Муромца царю Калину и царю цареградскому, которые пытались заманчивыми посулами переманить богатыря к себе на службу.

Говорил Илья да таковы слова:

«А не сяду я с тобой да за единый стол,

Не буду пить твоих питьецев медвяныих,

Не буду держать твоей бессчетной золотой казны,

Не буду служить тебе, собаке царю Калину,

Еще буду служить я за веру, за отечество…»

Те же самые идеалы представлены и в образах героев хакасского эпоса. Так, Халдама, Оджен-бег – воины, стремящиеся победить зло и тьму. Герои стремятся восстановить справедливость, истину и добро. Они желают, чтобы люди добывали хлеб не кровью и страданием, а чтобы они жили в благоприятной среде, где царствует мир и покой. Данные выводы представлены в приложении 4 (исследование проводилось на материале 28 былин, мифов и героических песен).

Богатыри в эпосе наделены как обыкновенными человеческими качествами (доброта, мудрость, трудолюбие, красота): «Три годы Добрынюшка столничал, а три годы Никитич приворотничал, он столничал, чашничал девять лет, на десятой год погулять захотел по столному городу по Киеву», так и необыкновенной силой, нечеловеческой ловкостью, удивительной храбростью, всепобеждающей отвагой: «Говорил тут Алеша каликаю: «А и ты ои еси, Тугарин Змеевичь млад! Поезжаи поближе ко мне, Не слышу я, что ты говоришь…». Цитатная характеристика героев позволяет отметить наиболее важные нравственные качества (приложение 1). Необходимо отметить, что при характеристике героев древние сказители на первое место ставили силу, на второе - храбрость, на третье - ловкость, на четвертое- доброту. Мудрость, трудолюбие и красота –на пятом, шестом и седьмом месте соответственно. Об этом свидетельствуют данные статистического анализа 20 произведений русского и хакасского эпоса (приложение 2). Как уже говорилось прежде, предпочтения силе и храбрости отдавалось потому, что древние люди искали защиты от завоевателей и угнетателей.

Много общего и во внешности героев. Общими являются не какие-то одинаковые черты, общим является непохожесть на всех остальных, уникальность, неповторимость.

Герои мифов и былин всегда победители. Пример богатырей, созданных народным искусством, вселял в людей мужество, укреплял чувство долга, чести. И разве нет правды в том, что славные герои, несмотря на временные поражения, всегда оказывались победителями? Не смогли покорить Русь ни печенеги, ни половцы, ни монголо-татары, не смогли покорить Хакасию ни китайцы, ни калмыки.

Герои русского эпоса, как и герои хакасского эпоса, в финале произведений всегда живы, здоровы и готовы к новым подвигам.

Все русские былинные богатыри – реально жившие люди, как и герои хакасских произведений, которых мы рассматриваем. Былинный герой Илья Муромец – реальный исторический персонаж, причисленный к лику святых Русской Православной Церковью. (Угодник Божий преподобный Илия Муромец, по прозванию Чоботок, жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года). Имеют прототипы и Алеша с Добрыней.




2. Сравнительная характеристика героев. Черты различия

Несмотря на сходство, следует отметить и черты различия былинных богатырей и хакасских героев (приложение 3.2).

Прежде всего отличие русских богатырей от героев хакасского эпоса состоит в братских отношениях между богатырями. Все они — названые братья. Братья по свободному личному выбору — не по приговору природы. Былинные богатыри братались лицом к лицу, проникнувшись сначала почтением к силе и отваге друг друга. Обычно прежде померяются силами, а если не поубивают друг друга, тогда уже братаются. Так было и между тремя самыми славными богатырями, Ильей, Добрыней и Алешей. В былине «Бой Добрыни с Ильей Муромцем» молодой Добрыня одолел в единоборстве старого Илью и готов был добить его, но, узнав имя побежденного, стал просить у него прощения:

«Прости ты, батюшко да старо́й казак…»

Тут-то богатыри побра́тались,

Побратались они да покрестовались…

И с Алешей Поповичем не сразу у Ильи наладилась дружба да братство, а было противоборство, когда на княжеском пиру неведомый еще никому Илья потеснил на скамье именитых богатырей.

Как видно, существуют былины, описывающие противостояние между богатырями, но сюжеты былин развиваются таким образом, что ссоры и непонимание между богатырями всегда заканчиваются миром и дружбой. Это объясняется прежде всего тем, что в сознании русского народа богатыри должны быть едины, чтобы объединить вообще всех русских людей для борьбы с иноземными захватчиками.

В отличие от русских богатырей герои Хакасии никогда не действуют вместе в пределах художественного произведения. Ни в одном из мифов даже нет указания о том, что они были знакомы.

Что касается русских богатырей, то все они имели семью, по этой причине о любовных похождениях богатырей нет упоминания в былинах:

У меня есть родна матушка честна вдова,

Да честна вдова она колачница.

Как видим, различия в образах героев не столь принципиальны, и можно сделать вывод о близости героев русского и грузинского эпоса, а значит, и о близости русского и грузинского народов.



Заключение

В результате исследования русских былин и хакасских мифов мы пришли к выводу, что, несмотря на разницу во времени возникновения фольклорных жанров, социально-политические, исторические и географические различия, особенности традиций и обычаев русского и хакасского народов, образы героев в мифологическом сознании русских и хакасов имеют больше черт сходства, чем различий. Герой и в русских былинах, и в хакасских мифах наделен могучей силой, способностью сострадать, сочувствовать, он защитник слабых, несчастных, обездоленных, бедных. Это ратник, воин, в сходных ситуациях и былинные богатыри, и мифологические герои хакасских мифов ведут себя одинаково мудро, сдержанно, мужественно, решительно. Они стремятся одолеть темные силы, чтобы восстановить справедливость, истину и добро. Они желают, чтобы люди жили в мире и покое, любили друг друга и были счастливы.

Несмотря на национальные различия, русские и хакасы всегда были близки по духу, у наших народов много общего, у нас одинаковые мечты, желания, идеалы, представления о счастье, и сравнительная характеристика образов героев хакасского и русского национального эпоса лишний раз доказывает это.



Список используемой литературы


  1. Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса. -М.: 1963.

  2. Даль В. В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4 – М.: Русский язык, 1989-1991. Т. 4: 1991.

  3. Литературный энциклопедический словарь (Под общей редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. Редколлегия: Л. Г. Андреев, Н. И. Балашов, А. Г. Бочаров и другие) - М.: Советская энциклопедия, 1987.

  4. Русский язык. Теория. 5-9 кл. : учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2013.

  5. Литература. 8 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений с прил. На элек-трон. Носителе. В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. –11-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 399 с. : ил. – ISBN 978-5-09-028733-3.

  6. Мифы и легенды хакасов./ Составитель, переводчик П. А. Трояков. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2006. – 210 с. ISBN 5-7091-0293-8

  7. Илья и Соловей-разбойник // Илья Муромец. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958. — С. 31—41. — (Лит. памятники).



Использованные Интернет-ресурсы


  1. http://studbooks.net/17057/literatura/osobennosti_dramy_vidy_zhanry

  2. https://geographyofrussia.com/xakasy/

  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D1%8B%D0%BF%D1%82%D1%8B%D0%B3_%D0%BD%D1%8B%D0%BC%D0%B0%D1%85

  4. http://www.bumbinorn.ru/folclor/1165134171-kalmyk_in_khakas_folclore_48654.html



Приложение 1

Цитатная характеристика героев русского и хакасского эпоса


Имя героя

Цитата

Нравственное качество

Название произведения

Илья Муромец

Из того ли-то из города из Муромля,

Из того села да с Карачирова,

Выезжал удаленькой дородний добрый молодец,

Он стоял заутрену во Муромли,

А й к обеденке поспеть хотел он в стольнёй Киев-град,

Да й подъехал он ко славному ко горду к Чернигову.

Доброта, смелость, отвага

«Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Халдама

Разом поднял Халдама огромный лук, натянул тетиву до девятой зарубки.

Из последних сил натужился Халдама, натянул лук, пустил стрелу. Засвистела стрела, будто стаи птиц запели, загремела стрела, как в колокола ударили, улетела куда надо.


Сила, мужество, упорство

«Халдама»





Приложение 2

Нравственные качества личности героев русского и хакасского эпоса




Приложение 3.1

Черты сходства русских и хакасских героев


Критерии

Русские герои

Хакасские герои


Род деятельности

Ратники, воины, защитники, в сходных ситуациях они ведут себя примерно одинаково, проявляя тождественность своих ценностных, мировоззренческих и нравственных установок.


Личностные ценности

Родина, народ, родня и русскому богатырю, и хакасскому герою дороже всего.


Рождение и детство

На Илью Муромца в детстве наложили заклятие, и у него не ходили ноги, но его исцелили «Калики-перехожия».

У подножия высокого тасхыла жил с небольшим народом Салар хан. Был он стар и немощен, а дети его уже подросли. Хозяйством его управлял старший сын Амыр Сана на Бело-Буланом Коне. Была еще у Салар хана дочь Ай Арыг, которую он не любил и не миловал, а с нею жил младший ханский сын, шестилетний Халдама.


Нравственные качества личности

Все богатыри в эпосе наделены как обыкновенными человеческими качествами (доброта, мудрость, трудолюбие, красота), так и необыкновенной силой, нечеловеческой ловкостью, удивительной храбростью, всепобеждающей отвагой.


Внешность

Общим является непохожесть на всех остальных, уникальность, неповторимость.


Подвиги

Герои совершают множество подвигов, освобождая пленённых, слабых, беззащитных, нуждающихся в помощи соплеменников, а также защищая свою семью. Чаще всего герои борются с огромными змеями, драконами, чудовищами.


Личная жизнь

Имели семью


Судьба

Герои в финале произведений всегда живы, здоровы и готовы к новым подвигам.


Наличие (отсутствие) прототипов

Реально жившие люди

Реально жившие люди





Приложение 3.2

Черты различия русских и хакасских героев


Критерии

Русские герои

Хакасские герои

Взаимоотношения героев

Названые братья, по своему личному желанию.

Никогда не действуют вместе в пределах художественного произведения. Ни в одном из мифов даже нет указания о том, что они были знакомы.





Приложение 4

Социологические опросы

Рис. 1.1

Таким образом, можно сделать вывод о том, что не все опрошенные знакомы с былинами. Процент подростков, не знающих былин (28,6%), больше процента взрослых, не знающих их (11,11%). Также взрослые знают больше былин, чем их дети.





Рис. 1.2 Данная статистика говорит о том, что большинство взрослых считают нужным изучать русский героический эпос, в то время, как большинство подростков не уверены в этом.





Рис. 1.3

Данные опроса говорят о том, что большинство родителей и детей вообще не знакомы с хакасским героическим эпосом, и лишь немногие знают их и могут привести примеры.





Рис. 1.4 Данные ответы говорят о том, что большая часть респондентов считают правильным изучение хакасских алыптыг нымахов.



Приложение 5

Анкета для заполнения

  1. Какие русские былины Вы знаете?


  1. Нужно ли изучать русский героический эпос?

  • Нужно изучать

  • Нет, не нужно изучать

  • Не знаю


3. Знаете ли вы хакасские былины (алыптыг нымахи)? Если да, то какие?

  • Нет, не знаю

  • Да, знаю


4. Нужно ли изучать хакасский героический эпос и почему?

  • Нужно изучать

  • Нет, не нужно изучать

  • Не знаю



  1. 1Даль В. В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4 – М.: Русский язык, 1989-1991. Т. 4: 1991.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!