ОГБОУ «Мосоловская школа – интернат»
Индивидуальное логопедическое занятие
с учащимся 2 класса с ОНР 3 уровня
по теме: «Дифференциация строчных букв «б» - «д» в словах, словосочетаниях и предложениях»
Выполнила:
учитель-логопед
Булганина Н.Н.
2022 г.
Конспект индивидуального логопедического занятия
с учащимся 2 класса с ОНР 3 уровня
по теме: «Дифференциация строчных букв «б» - «д» в словах, словосочетаниях и предложениях»
Автор: Булганина Наталья Николаевна, учитель – логопед ОГБОУ «Мосоловская школа – интернат».
Аннотация
Данное занятие рассчитано на учащихся 2 класса, имеющих недостатки зрительного различения букв и выражается в заменах на письме оптически сходных букв «б» и «д», обусловленных ОНР 3 уровня.
Возникновение данной ошибки у детей с ОНР 3 уровня прослеживается из-за недоразвития зрительного гнозиса, языкового анализа и синтеза, нарушением пространственных представлений и проявляется в искажениях букв на письме или их замене другими.
У детей с ОНР 3 уровня помимо нарушений речевых компонентов нет возможности для формирования четкой сформированности зрительного восприятия, пространственной ориентации и зрительно-моторной координации. Это еще более усугубляет нарушение языкового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Основным направлением занятия является развитие зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза, что даст ему возможность заметить различия в начертании смешиваемых или неправильно ориентируемых им в пространстве букв б и д на уровне слова, словосочетания и предложения.
Занятие проводится с опорой на наглядный материал. Все задания ориентированы на усвоение правильных методических приёмов по коррекции данных ошибок; взаимосвязаны и дополняют друг друга, что способствует поддержанию положительного эмоционального состояния ребенка, интереса и внимания, а значит лучшей результативности в усвоении материала.
Конспект данного занятия разработан с использованием методик: Е.В. Мазановой, Е.Д. Буриной, Л.Н. Ефименковой и др.
Занятие по теме: «Дифференциация строчных букв «б» - «д» в словах, словосочетаниях и предложениях», проводится с учащейся 2 класса, Исайкиной Алиной. Речевое заключение: ОНР 3 уровня, дизартрия. (Диагностика письма ребенка в приложении 2)
Характеристика детей с ОНР III уровня
Для детей с ОНР 3 уровня речевого развития характерны полиморфные замены, неточное употребление звуков (свистящих, шипящих, сонорных, аффрикат и др.), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы, то есть фонематическое недоразвитие детей данной группы проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков. Недоразвитие фонематического восприятия отмечается при выполнении элементарных действий звукового анализа - при узнавании звука, подборе слова на заданный звук и т.д.
У детей с ОНР 3 уровня восприятие фонем отличается незаконченностью процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом. В устной речи недифференцированность фонем ведет к заменам и смешениям звуков. По акустико-артикуляционному сходству смешиваются обычно следующие фонемы: парные звонкие и глухие согласные; лабиализованные гласные; сонорные; свистящие и шипящие; аффрикаты смешиваются как между собой, так и с любым из своих компонентов. Такое состояние развития звуковой стороны речи мешает овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и нередко приводит к вторичному (по отношению к недоразвитию устной речи) дефекту, нарушениям чтения и письма. Следовательно, работа по развитию слухового внимания, восприятия, является первичной.
Кроме звуковой стороны речи у детей с ОНР 3 уровня отмечаются нарушения слоговой структуры слова, трудности в воспроизведении слов сложной слоговой структуры. Речь характеризуется бедностью, неточностью словарного запаса слов. Возникают затруднения в подборе антонимов, синонимов. Пассивный словарь превышает активный. Грамматический строй речи сформирован на нижней границе нормы. При образовании слов, их согласовании с другими частями речи наблюдаются аграмматизмы. Ребенок ошибается при подборе множественного числа существительного. Наблюдаются нарушения при образовании слов, которые выходят из рамок повседневной речи. Словообразовательные навыки с трудом переносятся на новую речь. Используются в изложении в основном простые предложения.Со стороны связной речи: прослеживаются трудности в развернутых высказываниях, языковом оформлении. Последовательность в рассказе нарушена, есть смысловые пропуски в сюжетной линии. В тексте нарушаются временные и причинно-следственные связи. Психические процессы на низком уровне развития.
Цель занятия: Научить различать сходных по начертанию букв «б» - «д» в словах, словосочетаниях и предложениях.
Задачи занятия:
учить различать сходные буквы «б» и «д» путём выработки четкой зрительно-моторной координации, соотносить эти буквы с символами и звуками;
учить дифференцировать смешиваемые буквы на письме;
устранить оптическую дисграфию;
закреплять умения давать характеристики звукам;
упражнять в звуковом анализе слов;
формировать навыки грамотного письма и чтения;
уточнять, расширять и активизировать словарный запас.
развивать зрительное восприятие, анализ и синтез;
развивать зрительно-пространственные ориентировки (верх – вниз), зрительную память и слуховое внимание;
развивать фонематическое восприятие, фонематический слух, логическое мышление;
развивать общую и мелкую моторику.
воспитывать умение слушать учителя-логопеда и выполнять его требования;
воспитывать активность и самостоятельность обучающегося на занятии.
Методические приёмы:
- наглядность (карточки, слайды презентаций);
- индивидуальная деятельность;
- игровые ситуации.
Оборудование:
Карточки с загадками; карточка с изображением «белки» и «дятла»; индивидуальное зеркало; карточка с рукописными буквами «б», «д», картинка со вписанными в силуэты белки и дятла, таблица с прописными буквами; таблица с «зашифрованными словами»; карточка с кодами – 1 шт.; таблица «Алфавит» - 1 шт.; карточка словосочетаний с пропущенными элементами букв – 1 шт.; карточка с предложениями – 1 шт.; смайлы (весёлый и грустный); маркер – 1 шт.; простой карандаш – 1 шт.; карточка со словами для физминутки (бант, собака, ведро, дыня, автобус, кеды, верба, барабан, одуванчик).
План занятия:
I.Организационный момент.
1.Психологический настрой.
II.Основная часть.
1.Объявление темы занятия.
2.Артикуляция и характеристика звуков.
3.Сравнение букв «б» и «д» по начертанию.
4.Соотнесение букв «б» и «д» с символами.
Развитие зрительного восприятия.
5.Дифференциация букв «б» и «д» изолированно.
Развитие зрительного (буквенного) гнозиса.
6.Физкультминутка.
Развитие фонематического слуха.
7.Дифференциация букв «б» и «д» в словах.
Развитие звуко – буквенного анализа слов.
Игра «Расшифруй слова»
8.Дифференциация букв «б» и «д» в словосочетаниях.
Игра «Угадай чей хвостик?»
9.Дифференциация букв «б» и «д» в предложениях.
Игра «Закончи предложения».
III.Итог занятия.
Рефлексия.
Перечень формируемых УУД.
Личностные:
развивать интерес к предстоящей деятельности, формировать мотивацию;
проявлять инициативу, самостоятельность;
выполнять действия по словесной инструкции;
формировать умения работать по правилу и по образцу;
формировать позитивное отношение к себе и окружающему миру.
Регулятивные:
развивать умение высказывать своё предположение;
учить принимать и сохранять учебную задачу;
выполнять действия схематизации и моделирования;
самооценка собственной деятельности.
Познавательные:
развивать умение представлять информацию и извлекать её из таблиц и схем;
способствовать умению производить простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение.
Коммуникативные:
Ожидаемый результат:
Правильное написание сходных по начертанию букв «б» и «д»; умение распознавать звуки и буквы «б» и «д» в устной и письменной речи; развитие зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза; развитие фонематических процессов; развитие зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I.Организационный момент.
Цели:
создание положительного настроя учения;
организация начала деятельности.
- Здравствуй, Алина!
1.Психологический настрой.
- Давай, настроимся на работу!
- Потрем ладошки, почувствуем тепло…
Представим, что между ладонями у нас маленький шарик – покатаем его. А теперь поделимся своим теплом друг с другом и протянем ладони. У нас получилась «Цепочка дружбы». Улыбнемся друг другу и пожелаем удачи!
II.Основная часть.
Цели:
усвоение новых знаний;
развитие познавательных интересов и учебных мотивов;
умение контролировать свою деятельность.
1.Объявление темы занятия.
- Алина, сегодня на занятие к нам пришли лесные гости. Чтобы узнать кто это, тебе нужно отгадать загадки.
- Ты любишь загадки? (Да.)
Логопед загадывает детям загадки.
В сосне дупло
В дупле тепло,
А кто в дупле
Живёт в тепле? (Белка.)
Я по дереву стучу
Червячка добыть хочу
Хоть и скрылся под корой
Все равно он будет мой. (Дятел.)
- Всё верно!
Логопед выставляет картинку белки и дятла.
- Какие лесные жители пришли к нам в гости? (Белка и дятел.)
- Назови 1-е звуки в этих словах. (Белка – звук [б], дятел звук [д].)
- Как ты думаешь, с какими буквами мы будем работать? (Буквами «б» и «д».)
- На занятии мы будем различать буквы «б» и «д» и соответствующие им звуки [б] и [д] в словах, словосочетаниях и предложениях.
2.Артикуляция и характеристика звуков.
Логопед раздает индивидуальные зеркала.
- Алина, возьми зеркало. Произнеси звук [б].
- Какая часть артикуляционного аппарата (рта) у тебя работает больше всего? (Губы.) Воздушная струя встречает преграду в виде губ. А если, преграда, значит звук гласный или согласный? (Согласный.)
- Положи руку на горлышко. Горлышко дрожит? (Да.) Значит звук Глухой или звонкий? (Звонкий.)
- Произнеси звук [д].
- Какая часть артикуляционного аппарата (рта) у тебя работает больше всего? (Язык упирается в десна.) Воздушная струя встречает преграду в виде дёсен. Значит звук гласный или согласный? (Согласный.)
- Положи руку на горлышко. Горлышко дрожит? (Да.) Значит звук глухой или звонкий? (Звонкий.)
Сделать вывод:
- Что у них общего? (Оба согласные, звонкие, могут быть твёрдыми или мягкими.)
- Чем они отличаются? (У звука [б] – преграда губы, у звука [д] – десна.)
3.Сравнение букв «б» и «д» по начертанию.
Логопед выставляет строчные буквы «б», «д».
- Посмотри, на строчные буквы. Назови их? (Буквы «б» и «д».)
- Из каких элементов состоит буква «б»? (Из овала и хвостика вверх.) А буква «д»? (Из овала и петельки (хвостика) вниз.)
- Что у этих букв общего? (Оба они состоят из 2-х элементов, и в их состав входит элемент «овал».)
- А чем различается написание этих букв? (Направлением написания второго элемента (хвостика) у буквы «б» он смотрит вверх и вправо, у буквы «д» - вниз.)
- Обведем пальчиком букву «б» и «д» в воздухе, по элементам. (Выполняет действия.)
4.Соотнесение букв «б» и «д» с символами.
Развитие зрительного восприятия.
- Сравни букву «б» с очертаниями белки. Пушистый хвост белки направлен вверх. Буква «б» вписывается в силуэт белки? (Да.)
- Сравни букву «д» с очертаниями дятла. Хвост дятла направлен вниз. Буква «д» вписывается в силуэт дятла? (Да.)
- Сделаем вывод: Ориентир при произнесении звука [б] – губы, при написании буквы «б» - «белка». При произнесении звука [д] – десна, при написании буквы «д» - «дятел».
- А теперь поиграем в игры. А помощниками нам будут «белка» и «дятел».
5.Дифференциация букв «б» - «д» изолированно.
Развитие зрительно (буквенного) гнозиса. Игра «Найди буквы».
Логопед раздаёт таблицу со строчными буквами.
- Найди все строчные буквы «б» и «д» и обведите «б» в квадрат, а «д» в овал.
- Какие символы могут помочь тебе различать на письме буквы «б» и «д»? (Буква «б» символ «белки» – хвостик направлен вверх, буква «д» символ «дятла» - хвостик направлен вниз.)
Таблица с буквами.
(см.в приложении 1)
- Сколько прямоугольников и овалов ты обвела? (1 –прямоугольник, 1- овал.)
Проверка задания.
6.Физкультминутка.
Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай звук».
- Я буду тебе называть слова. Если ты услышишь слово, в котором есть звук [б], то поднимай руки вверх, если звук [д] – то приседай.
Слова: бант, собака, ведро, дыня, барабан, награда, автобус.
7. Дифференциация букв «б» - «д» в словах.
Развитие звуко-буквенного анализа слов. Игра «Расшифруй слова»
Логопед раздаёт таблицу «Алфавит» и коды зашифрованных слов.
- Алина, расшифруй коды зашифрованных слов и прочитайте получившиеся слова. Разгадывая буквы, ориентируйтесь на числа в таблице «Алфавит». Каждой букве соответствует определенное число, например, Буква «а» цифра 1, буква «б» – 2, буква «в» -3 и.т.д.
КОДЫ: |
2, 21, 5, 12, 1 | |
15, 6, 2, 16 | |
5, 21, 17, 13, 16 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
А | Б | В | Г | Д |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Е | Ё | Ж | 3 | И |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Й | К | Л | М | Н |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
О | П | Р | С | Т |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
У | Ф | Х | Ц | Ч |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь |
31 | 32 | 33 | | |
Э | Ю | Я | | |
Проверка задания!
- Молодец!
8. Дифференциация букв «б» - «д» в словосочетаниях.
Игра «Угадай, чей хвостик?»
- Отгадай загадочные словосочетания. Элементы каких букв пропущены в словах?
- Напиши хвостики у букв «б» и «д». Подсказкой тебе будет служить точки, расположенные над и под овалами.
- Давай, вспомним ориентир: буква «б» - белка, хвостик смотрит вверх, буква «д» - дятел, хвостик смотрит вниз.
ООЛЬШАЯ РАООСТЬ |
ОООРАЯ ОАОУШКА |
УОООНАЯ ООУВЬ |
9. Дифференциация букв «б» - «д» в предложениях.
Игра «Закончи предложение».
- Прочитай предложения и вставь вместо точек подходящее по смыслу слово из скобочек.
У … красивая рубашка. (баня, Даня)
Машина стоит у … .
Капусту положили в … . (дочка, бочка)
Мама взяла за руку … .
Жучка живёт в … . (будка, дудка)
Пастух играет на … .
Проверка задания.
- Читаем четко, громко!
- Всё верно!
III.Итог занятия.
Цель:
- Какие буквы ты различала на занятии? (Буквы «б» и «д».)
- Что общего в написании букв? (В их состав входит элемент «овал» и состоят они из 2-х элементов.)
- Чем различаются буквы? (Направлением написания 2-го элемента (хвостика), у буквы «б» он смотрит вверх, у буквы «д» - вниз.)
- На кого из живых существ похожи буквы? (Буква «б» на – белку, буква «д» на дятла.)
- Что понравилось на занятии?
IV.Рефлексия.
- Выбери пиктограмму (смайлик) соответствующий твоему настроению:
Весёлый смайлик – у тебя всё получилось на занятии, ты всё поняла, научилась различать буквы «б» и «д».
Грустный смайлик – испытывала затруднения, не все задания поняла, остались вопросы по теме.
- Алина, ты сегодня молодец, хорошо работала и была внимательна!
- На этом наше занятие окончено, спасибо тебе за работу!
Список литературы:
1.Мазанова Е.В. Логопедия. Оптическая дисграфия. Издательство: «Дом печати – ВЯТКА», 2004 г.
2.Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом (1,2). Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии. М. Изд-во «Гном», 2008 г.
3.Бурина Е.Д. Такие похожие и разные буквы: тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв. – СПб., 2006 г.
4.Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. Москва «Просвещение», 1972 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2