СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальное логопедическое занятие с учащимся 2 класса с ОНР 3 уровня по теме: «Дифференциация строчных букв «б» - «д» в словах, словосочетаниях и предложениях»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие рассчитано на учащихся 2 класса, имеющих недостатки зрительного различения букв  и выражается в заменах на письме оптически сходных букв «б» и «д», обусловленных ОНР 3 уровня.

Возникновение данной ошибки у детей с ОНР 3 уровня прослеживается из-за недоразвития зрительного гнозиса,  языкового анализа и синтеза, нарушением пространственных представлений и проявляется в искажениях букв на письме или их замене другими.

У детей с ОНР 3 уровня помимо нарушений речевых компонентов  нет возможности для формирования четкой сформированности зрительного восприятия, пространственной ориентации и зрительно-моторной координации. Это еще более усугубляет нарушение языкового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.   

Основным направлением занятия является развитие зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза, что даст ему возможность заметить различия в начертании смешиваемых или неправильно ориентируемых им в пространстве букв б и д на уровне слова, словосочетания и предложения.

Занятие проводится с опорой на наглядный материал. Все задания ориентированы на усвоение правильных методических приёмов по коррекции данных ошибок; взаимосвязаны и дополняют друг друга, что способствует поддержанию положительного эмоционального состояния ребенка, интереса и внимания, а значит лучшей результативности в усвоении материала.

Конспект данного занятия разработан с использованием методик: Е.В. Мазановой, Е.Д. Буриной, Л.Н. Ефименковой и др.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальное логопедическое занятие с учащимся 2 класса с ОНР 3 уровня по теме: «Дифференциация строчных букв «б» - «д» в словах, словосочетаниях и предложениях»»

ОГБОУ «Мосоловская школа – интернат»








Индивидуальное логопедическое занятие

с учащимся 2 класса с ОНР 3 уровня

по теме: «Дифференциация строчных букв «б» - «д» в словах, словосочетаниях и предложениях»













Выполнила:

учитель-логопед

Булганина Н.Н.






















2022 г.


Конспект индивидуального логопедического занятия

с учащимся 2 класса с ОНР 3 уровня

по теме: «Дифференциация строчных букв «б» - «д» в словах, словосочетаниях и предложениях»


Автор: Булганина Наталья Николаевна, учитель – логопед ОГБОУ «Мосоловская школа – интернат».


Аннотация

Данное занятие рассчитано на учащихся 2 класса, имеющих недостатки зрительного различения букв и выражается в заменах на письме оптически сходных букв «б» и «д», обусловленных ОНР 3 уровня.

Возникновение данной ошибки у детей с ОНР 3 уровня прослеживается из-за недоразвития зрительного гнозиса, языкового анализа и синтеза, нарушением пространственных представлений и проявляется в искажениях букв на письме или их замене другими.

У детей с ОНР 3 уровня помимо нарушений речевых компонентов нет возможности для формирования четкой сформированности зрительного восприятия, пространственной ориентации и зрительно-моторной координации. Это еще более усугубляет нарушение языкового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Основным направлением занятия является развитие зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза, что даст ему возможность заметить различия в начертании смешиваемых или неправильно ориентируемых им в пространстве букв б и д на уровне слова, словосочетания и предложения.

Занятие проводится с опорой на наглядный материал. Все задания ориентированы на усвоение правильных методических приёмов по коррекции данных ошибок; взаимосвязаны и дополняют друг друга, что способствует поддержанию положительного эмоционального состояния ребенка, интереса и внимания, а значит лучшей результативности в усвоении материала.

Конспект данного занятия разработан с использованием методик: Е.В. Мазановой, Е.Д. Буриной, Л.Н. Ефименковой и др.

Занятие по теме: «Дифференциация строчных букв «б» - «д» в словах, словосочетаниях и предложениях», проводится с учащейся 2 класса, Исайкиной Алиной. Речевое заключение: ОНР 3 уровня, дизартрия. (Диагностика письма ребенка в приложении 2)


Характеристика детей с ОНР III уровня

Для детей с ОНР 3 уровня речевого развития характерны полиморфные замены, неточное употребление звуков (свистящих, шипящих, сонорных, аффрикат и др.), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы, то есть фонематическое недоразвитие детей данной группы проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков. Недоразвитие фонематического восприятия отмечается при выполнении элементарных действий звукового анализа - при узнавании звука, подборе слова на заданный звук и т.д.

У детей с ОНР 3 уровня восприятие фонем отличается незаконченностью процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом. В устной речи недифференцированность фонем ведет к заменам и смешениям звуков. По акустико-артикуляционному сходству смешиваются обычно следующие фонемы: парные звонкие и глухие согласные; лабиализованные гласные; сонорные; свистящие и шипящие; аффрикаты смешиваются как между собой, так и с любым из своих компонентов. Такое состояние развития звуковой стороны речи мешает овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и нередко приводит к вторичному (по отношению к недоразвитию устной речи) дефекту, нарушениям чтения и письма. Следовательно, работа по развитию слухового внимания, восприятия, является первичной.

Кроме звуковой стороны речи у детей с ОНР 3 уровня отмечаются нарушения слоговой структуры слова, трудности в воспроизведении слов сложной слоговой структуры. Речь характеризуется бедностью, неточностью словарного запаса слов. Возникают затруднения в подборе антонимов, синонимов. Пассивный словарь превышает активный. Грамматический строй речи сформирован на нижней границе нормы. При образовании слов, их согласовании с другими частями речи наблюдаются аграмматизмы. Ребенок ошибается при подборе множественного числа существительного. Наблюдаются нарушения при образовании слов, которые выходят из рамок повседневной речи. Словообразовательные навыки с трудом переносятся на новую речь. Используются в изложении в основном простые предложения.Со стороны связной речи: прослеживаются трудности в развернутых высказываниях, языковом оформлении. Последовательность в рассказе нарушена, есть смысловые пропуски в сюжетной линии. В тексте нарушаются временные и причинно-следственные связи. Психические процессы на низком уровне развития.


Цель занятия: Научить различать сходных по начертанию букв «б» - «д» в словах, словосочетаниях и предложениях.


Задачи занятия:

  • Образовательные:

  • учить различать сходные буквы «б» и «д» путём выработки четкой зрительно-моторной координации, соотносить эти буквы с символами и звуками;

  • учить дифференцировать смешиваемые буквы на письме;

  • устранить оптическую дисграфию;

  • закреплять умения давать характеристики звукам;

  • упражнять в звуковом анализе слов;

  • формировать навыки грамотного письма и чтения;

  • уточнять, расширять и активизировать словарный запас.

  • Коррекционно-воспитательные:

  • развивать зрительное восприятие, анализ и синтез;

  • развивать зрительно-пространственные ориентировки (верх – вниз), зрительную память и слуховое внимание;

  • развивать фонематическое восприятие, фонематический слух, логическое мышление;

  • развивать общую и мелкую моторику.

  • Воспитательные:

  • воспитывать умение слушать учителя-логопеда и выполнять его требования;

  • воспитывать активность и самостоятельность обучающегося на занятии.

  • Здоровьесберегающие:

  • обеспечение достижения состояния зрительного комфорта.


Методические приёмы:

- наглядность (карточки, слайды презентаций);

- индивидуальная деятельность;

- игровые ситуации.


Оборудование:

Карточки с загадками; карточка с изображением «белки» и «дятла»; индивидуальное зеркало; карточка с рукописными буквами «б», «д», картинка со вписанными в силуэты белки и дятла, таблица с прописными буквами; таблица с «зашифрованными словами»; карточка с кодами – 1 шт.; таблица «Алфавит» - 1 шт.; карточка словосочетаний с пропущенными элементами букв – 1 шт.; карточка с предложениями – 1 шт.; смайлы (весёлый и грустный); маркер – 1 шт.; простой карандаш – 1 шт.; карточка со словами для физминутки (бант, собака, ведро, дыня, автобус, кеды, верба, барабан, одуванчик).


План занятия:

I.Организационный момент.

1.Психологический настрой.

II.Основная часть.

1.Объявление темы занятия.

2.Артикуляция и характеристика звуков.

3.Сравнение букв «б» и «д» по начертанию.

4.Соотнесение букв «б» и «д» с символами.

Развитие зрительного восприятия.

5.Дифференциация букв «б» и «д» изолированно.

Развитие зрительного (буквенного) гнозиса.

6.Физкультминутка.

Развитие фонематического слуха.

7.Дифференциация букв «б» и «д» в словах.

Развитие звуко – буквенного анализа слов.

Игра «Расшифруй слова»

8.Дифференциация букв «б» и «д» в словосочетаниях.

Игра «Угадай чей хвостик?»

9.Дифференциация букв «б» и «д» в предложениях.

Игра «Закончи предложения».

III.Итог занятия.

Рефлексия.


Перечень формируемых УУД.

Личностные:

  • развивать интерес к предстоящей деятельности, формировать мотивацию;

  • проявлять инициативу, самостоятельность;

  • выполнять действия по словесной инструкции;

  • формировать умения работать по правилу и по образцу;

  • формировать позитивное отношение к себе и окружающему миру.

Регулятивные:

  • развивать умение высказывать своё предположение;

  • учить принимать и сохранять учебную задачу;

  • выполнять действия схематизации и моделирования;

  • самооценка собственной деятельности.

Познавательные:

  • развивать умение представлять информацию и извлекать её из таблиц и схем;

  • способствовать умению производить простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение.

Коммуникативные:

  • развивать умение слушать и понимать других.


Ожидаемый результат:

Правильное написание сходных по начертанию букв «б» и «д»; умение распознавать звуки и буквы «б» и «д» в устной и письменной речи; развитие зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза; развитие фонематических процессов; развитие зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений.


ХОД ЗАНЯТИЯ:


I.Организационный момент.

Цели:

  • создание положительного настроя учения;

  • организация начала деятельности.

- Здравствуй, Алина!

1.Психологический настрой.

- Давай, настроимся на работу!

- Потрем ладошки, почувствуем тепло…

Представим, что между ладонями у нас маленький шарик – покатаем его. А теперь поделимся своим теплом друг с другом и протянем ладони. У нас получилась «Цепочка дружбы». Улыбнемся друг другу и пожелаем удачи!

II.Основная часть.

Цели:

  • усвоение новых знаний;

  • развитие познавательных интересов и учебных мотивов;

  • умение контролировать свою деятельность.

1.Объявление темы занятия.

- Алина, сегодня на занятие к нам пришли лесные гости. Чтобы узнать кто это, тебе нужно отгадать загадки.

- Ты любишь загадки? (Да.)

Логопед загадывает детям загадки.

В сосне дупло

В дупле тепло,

А кто в дупле

Живёт в тепле? (Белка.)


Я по дереву стучу

Червячка добыть хочу

Хоть и скрылся под корой

Все равно он будет мой. (Дятел.)

- Всё верно!

Логопед выставляет картинку белки и дятла.


- Какие лесные жители пришли к нам в гости? (Белка и дятел.)

- Назови 1-е звуки в этих словах. (Белка – звук [б], дятел звук [д].)

- Как ты думаешь, с какими буквами мы будем работать? (Буквами «б» и «д».)

- На занятии мы будем различать буквы «б» и «д» и соответствующие им звуки [б] и [д] в словах, словосочетаниях и предложениях.

2.Артикуляция и характеристика звуков.

Логопед раздает индивидуальные зеркала.

- Алина, возьми зеркало. Произнеси звук [б].

- Какая часть артикуляционного аппарата (рта) у тебя работает больше всего? (Губы.) Воздушная струя встречает преграду в виде губ. А если, преграда, значит звук гласный или согласный? (Согласный.)

- Положи руку на горлышко. Горлышко дрожит? (Да.) Значит звук Глухой или звонкий? (Звонкий.)

- Произнеси звук [д].

- Какая часть артикуляционного аппарата (рта) у тебя работает больше всего? (Язык упирается в десна.) Воздушная струя встречает преграду в виде дёсен. Значит звук гласный или согласный? (Согласный.)

- Положи руку на горлышко. Горлышко дрожит? (Да.) Значит звук глухой или звонкий? (Звонкий.)

Сделать вывод:

- Что у них общего? (Оба согласные, звонкие, могут быть твёрдыми или мягкими.)

- Чем они отличаются? (У звука [б] – преграда губы, у звука [д] – десна.)

3.Сравнение букв «б» и «д» по начертанию.

Логопед выставляет строчные буквы «б», «д».



- Посмотри, на строчные буквы. Назови их? (Буквы «б» и «д».)

- Из каких элементов состоит буква «б»? (Из овала и хвостика вверх.) А буква «д»? (Из овала и петельки (хвостика) вниз.)

- Что у этих букв общего? (Оба они состоят из 2-х элементов, и в их состав входит элемент «овал».)

- А чем различается написание этих букв? (Направлением написания второго элемента (хвостика) у буквы «б» он смотрит вверх и вправо, у буквы «д» - вниз.)

- Обведем пальчиком букву «б» и «д» в воздухе, по элементам. (Выполняет действия.)

4.Соотнесение букв «б» и «д» с символами.

Развитие зрительного восприятия.

- Сравни букву «б» с очертаниями белки. Пушистый хвост белки направлен вверх. Буква «б» вписывается в силуэт белки? (Да.)

- Сравни букву «д» с очертаниями дятла. Хвост дятла направлен вниз. Буква «д» вписывается в силуэт дятла? (Да.)

- Сделаем вывод: Ориентир при произнесении звука [б] – губы, при написании буквы «б» - «белка». При произнесении звука [д] – десна, при написании буквы «д» - «дятел».

- А теперь поиграем в игры. А помощниками нам будут «белка» и «дятел».

5.Дифференциация букв «б» - «д» изолированно.

Развитие зрительно (буквенного) гнозиса. Игра «Найди буквы».

Логопед раздаёт таблицу со строчными буквами.

- Найди все строчные буквы «б» и «д» и обведите «б» в квадрат, а «д» в овал.

- Какие символы могут помочь тебе различать на письме буквы «б» и «д»? (Буква «б» символ «белки» – хвостик направлен вверх, буква «д» символ «дятла» - хвостик направлен вниз.)

Таблица с буквами.

(см.в приложении 1)

- Сколько прямоугольников и овалов ты обвела? (1 –прямоугольник, 1- овал.)

Проверка задания.

6.Физкультминутка.

Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай звук».

- Я буду тебе называть слова. Если ты услышишь слово, в котором есть звук [б], то поднимай руки вверх, если звук [д] – то приседай.

Слова: бант, собака, ведро, дыня, барабан, награда, автобус.

7. Дифференциация букв «б» - «д» в словах.

Развитие звуко-буквенного анализа слов. Игра «Расшифруй слова»

Логопед раздаёт таблицу «Алфавит» и коды зашифрованных слов.

- Алина, расшифруй коды зашифрованных слов и прочитайте получившиеся слова. Разгадывая буквы, ориентируйтесь на числа в таблице «Алфавит». Каждой букве соответствует определенное число, например, Буква «а» цифра 1, буква «б» – 2, буква «в» -3 и.т.д.





КОДЫ:

2, 21, 5, 12, 1

 

15, 6, 2, 16

 

5, 21, 17, 13, 16

 


1

2

3

4

5

А

Б

В

Г

Д

6

7

8

9

10

Е

Ё

Ж

3

И

11

12

13

14

15

Й

К

Л

М

Н

16

17

18

19

20

О

П

Р

С

Т

21

22

23

24

25

У

Ф

Х

Ц

Ч

26

27

28

29

30

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

31

32

33

 

 

Э

Ю

Я

 

 


Проверка задания!

- Молодец!

8. Дифференциация букв «б» - «д» в словосочетаниях.

Игра «Угадай, чей хвостик?»

- Отгадай загадочные словосочетания. Элементы каких букв пропущены в словах?

- Напиши хвостики у букв «б» и «д». Подсказкой тебе будет служить точки, расположенные над и под овалами.

- Давай, вспомним ориентир: буква «б» - белка, хвостик смотрит вверх, буква «д» - дятел, хвостик смотрит вниз.







ООЛЬШАЯ РАООСТЬ





ОООРАЯ ОАОУШКА





УОООНАЯ ООУВЬ





9. Дифференциация букв «б» - «д» в предложениях.

Игра «Закончи предложение».

- Прочитай предложения и вставь вместо точек подходящее по смыслу слово из скобочек.


У … красивая рубашка. (баня, Даня)

Машина стоит у … .

Капусту положили в … . (дочка, бочка)

Мама взяла за руку … .

Жучка живёт в … . (будка, дудка)

Пастух играет на … .


Проверка задания.

- Читаем четко, громко!

- Всё верно!


III.Итог занятия.

Цель:

  • обобщение и систематизация.

- Какие буквы ты различала на занятии? (Буквы «б» и «д».)

- Что общего в написании букв? (В их состав входит элемент «овал» и состоят они из 2-х элементов.)

- Чем различаются буквы? (Направлением написания 2-го элемента (хвостика), у буквы «б» он смотрит вверх, у буквы «д» - вниз.)

- На кого из живых существ похожи буквы? (Буква «б» на – белку, буква «д» на дятла.)

- Что понравилось на занятии?

IV.Рефлексия.

- Выбери пиктограмму (смайлик) соответствующий твоему настроению:

Весёлый смайлик – у тебя всё получилось на занятии, ты всё поняла, научилась различать буквы «б» и «д».

Грустный смайлик – испытывала затруднения, не все задания поняла, остались вопросы по теме.

- Алина, ты сегодня молодец, хорошо работала и была внимательна!

- На этом наше занятие окончено, спасибо тебе за работу!


Список литературы:


1.Мазанова Е.В. Логопедия. Оптическая дисграфия. Издательство: «Дом печати – ВЯТКА», 2004 г.

2.Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом (1,2). Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии. М. Изд-во «Гном», 2008 г.

3.Бурина Е.Д. Такие похожие и разные буквы: тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв. – СПб., 2006 г.

4.Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. Москва «Просвещение», 1972 г.






































ПРИЛОЖЕНИЕ 1











ПРИЛОЖЕНИЕ 2


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!