Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Ирбейская средняя общеобразовательная школа №2»
Согласовано: Зам. директора школы по ВР _____________ «___»_______________2017г | Утверждена приказом директора МОБУ Ирбейской сош №2 ________ «___»______________ 2017г |
Дополнительная индивидуально-ориентированная образовательная программа
«Юный исследователь»
на 2017-18 учебный год
возраст 10-13 лет
Рада 4 класс
Анастасия 4 класс
Олеся 4 класс
Юлия 4 класс
Никита 4 класс
Павел 4 класс
Жанна 6 класс
Алена 6 класс
Автор-составитель:учитель 1 категории
Лукьянова Надежда Владимировна
Начало реализации программы: сентябрь 2017 года
Пояснительная записка
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельного поиска в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для решения различных проблем. Важным становится воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить перспективы, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
Программа «Юный исследователь» предназначена для внеурочной деятельности обучающихся, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Она направлена на формирование организаторско-деятельностных качеств обучающихся: способности осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умения ставить цель и организовать ее достижение, творческих качеств.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Данная дополнительная образовательная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы дистанционной школы «Юный исследователь» при Красноярском краевом Дворце пионеров.
Программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности. Она предусматривает использование знаний учащимися школьной программы и знаний, полученных при обучении в дистанционной школе «Юный исследователь»
Цель. Обеспечение возможностей самовыражения и самореализации обучающегося в исследовательской, учебной деятельности и различных видах творчества.
Задачи.
-повышать познавательный интерес школьников к исследовательской и общеучебной деятельности;
-развивать творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности учеников;
-учить принимать нестандартные решения и прогнозировать результат;
-развивать коммуникативные возможности учащихся для формирования их речевой компетентности.
Программа включает в себя как теоретический, так и практический материал. При планировании теоретических занятий используется материал, предоставляемый тьютором дистанционной школы «Юный исследователь».
Практический материал занятий основан на выполнении интерактивных заданий, в исследовательской работе учащихся и последующей публикации этих работ: очно - в ходе конференций, заочно - на сайтах в Интернет.
Реализуемые формы и приёмы работы:
занятия исследовательской деятельностью;
конкурсы;
проекты по различной тематике;
интеллектуальный марафон;
научно-практические конференции;
участие в олимпиадах разного уровня;
работа по индивидуальным образовательным маршрутам.
Функции учителя:
Выявление детей, мотивированных на занятие исследовательской деятельностью.
Организация индивидуальной работы с данной категорией детей..
Подготовка учащихся к участию в научно-практических конференциях различного уровня.
Создание банка материалов для занятий исследовательской деятельностью.
Формы занятий с учениками.
1.Дистанционная школа
2. Интерактивные задания.
3. Олимпиадные задания
4. Выполнение исследовательских работ
4.Публикации исследовательских работ.
Список обучающихся группы «Юный исследователь»
№ | Ф.И. обучающихся | Класс |
1 | Рада | 4 |
2 | Анастасия | 4 |
3 | Олеся | 4 |
4 | Юлия | 4 |
5 | Никита | 5 |
6 | Павел | 5 |
7 | Жанна | 6 |
8 | Алена | 6 |
Формы подведения итогов
Участие в школьной научно-практической конференции.
Участие в «Неделе наук».
Участие в Муниципальном этапе научно-практической конференции.
Основными критериями оценки эффективности реализации дополнительной образовательной программы являются:
мотивационно-ценностный критерий (создание или участие в создании научно- исследовательских работ);
информационный критерий (степень сформированности знаний);
инструментальный критерий (степень сформированности умений и навыков исследовательской деятельности);
деятельностный критерий (участие в конкурсах, научно-практических конференциях, слётах, олимпиадах).
2.Учебно-тематический план
Тематическое планирование групповых занятий 1 полугодие
Теоретический блок Содержание основных вопросов занятий | Практический блок Виды самостоятельной работы учащихся |
Цикл занятий (тема) |
04-10.09 | Правила поиска в интернете | Выявление исследовательских интересов |
11-17.09 | Что такое исследование? | Эссе на тему «Почему я хочу быть исследователем» |
18-24.09 | «Живая природа» - объект, область исследования - «Зоология» | Презентация |
25-01.10 | Человек– объект, область исследования- «Обществознание» | Презентация |
02-08.10 | Расскажи о себе | Расскажи о себе |
09-15.10 | Как выбрать тему исследования. Область интересов. | Выявление области научных интересов |
16-22.10 | Объект и предмет исследования | Определение объекта и предмета исследования. |
23-29.10 | Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. | Выбор темы. Обоснование актуальности. |
06-12.11 | Выбор темы. Обоснование актуальности. | Работа с источниками информации. |
13.-19.11 | Пример оформления списка использованной литературы | Оформление списка литературы и использованных электронных источников |
20-26.11 | Эмпирические методы исследования | Определение и выбор эмпирии-ческих методов исследования |
27.11-03.12 | Теоретические методы исследования. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы | Определение и выбор теоретических методов исследования |
04-10.12 | Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности. Этапы работы. Определение содержания. | Определение структуры работы |
11-24.12 | Промежуточная аттестация: проведение и описание эксперимента | Проведение и описание эксперимента |
Тематическое планирование групповых занятий 2 полугодие
Теоретический блок Содержание основных вопросов занятий | Практический блок Виды самостоятельной работы учащихся |
Цикл занятий (тема) |
15-21.01 | Цели и задачи исследовательской работы. | Определение целей и задач исследования |
22-28.01 | Способы постановки гипотезы исследования | Выдвижение и обсуждение гипотез |
29.01-04.02 | Методы исследования: наблюдение. | Проведение наблюдения за объектом |
05-11.02 | Учимся выделять главное и второстепенное. | Работа с текстом |
12-18.02 | Как делать схемы. | Сотавление исхемы своей работы |
19.02-25.02 | Как сделать сообщение о результатах исследования. | Тезисы |
26.02-04.03 | Правила оформления прпезентации | Презентация по исследовательской работе |
05. -25.03 | Подготовка к защите работы | Защита работы |
02-08.04 | Искусство задавать вопросы и отвечать на них | Работа с текстом |
09-22.04 | Подведение итогов | Круглы стол |
23.04-13.05 | Экспресс- исследование. | Проведение исследования, оформление результатов |
14-27.05 | Итоговая аттестация | Интернет - конференция |
План работы с детьми группы «Юный исследователь» на 2017-2018 уч год.
№ | Мероприятия | Форма работы | Сроки провед. |
1 | Составление банка данных мотивированных на исследовательскую деятельность детей | список | Сентябрь |
2 | Разработка индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся | Индивидуальные планы | Сентябрь |
3 | Изучение интересов и склонностей обучающихся | Анкетирование, собеседование | Сентябрь |
4 | Заключение договора с краевым Дворцом пионеров | Договор | Сентябрь |
5 | Согласование программы обучения в дистанционной школе «Юный исследователь» | План работы | Сентябрь |
6 | Работа над научно-исследовательским проектом и | Изучение, систематизация и оформление материала | Сентябрь –февраль-апрель |
7 | Консультационная работа во внеурочное время. | Индивидуальная и групповая работа | В течение года |
8 | Творческие задания, доклады, проекты, индивидуальные задания. | Самостоятельная работа учащихся | В течение года |
9 | Организация работы в Интернете по поиску и использованию информации, подготовка курокам | Индивидуальная работа | В течение года |
10 | Представление итогов работы школьная НПК; муниципальная НПК. | Презентация результатов исследований | Февраль, апрель |
11 | Создание портфолио: | Буклеты, рисунки, исследовательские рефераты, Грамоты и Дипломы. | В течение года |
12 | Участие во Всероссийской олимпиаде школьников: школьный тур; муниципальный тур. | Выполнение олимпиадных заданий | Сентябрь-октябрь |
13 | Ноябрь-декабрь |
14 | Участие в предметных неделях | Инд. участие | В течение года |
15 | Участие в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах | Самостоятельная работа учащихся | В течение года |
Ожидаемые результаты
В ходе реализации дополнительной индивидуально-ориентированной программы у обучающихся будут сформированы
Познавательные УУД.
Обучающийся научится:
проявлять высокую познавательную активность в исследовании;
представлять полученные данные в виде оформленной учебно- исследовательской работы, готовить тезисы, доклады, мультимедийную презентацию;
работать с различными источниками информации: обобщать, анализировать и классифицировать изучаемый материал;
Личностные УУД.
У обучающегося сформируются:
основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России, любящего свою родину, чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего ответственность за судьбу России;
умения работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик, оратор и др.;
стремление к самосовершенствованию.
Регулятивные УУД.
Обучающийся научится:
Замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи.
Оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки(шкалы, линейки, баллы, проценты).
Адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей.
Составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей.
Коммуникативные УУД.
Обучающийся научится:
Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Уметь формулировать свое мнение и позицию, высказываться, убеждать, доказывать, уступать.
С помощью вопросов выяснять недостающую информацию
Список использованных источников
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008
Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
Данилова В.Л. ,Дерюгина Н.Б. Основы ученического исследования. Ижевск. 2008 г.
Методические указания по организации научно-исследовательской работы учащихся / Под общ. ред. Л.В.Егорова – Чебоксары. 1999. – 106с.
Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: Сентябрь, 2013.
Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и в школе. - М., 2014.
Савенков А. И. Методика организации игр - исследований с младшими школьниками. Юный исследователь. Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской практике// Практика административной работы в школе. - 2014, №1.
Савенков А. И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике// Практика административной работы в школе. - 2014, №5.
Семенова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся// Начальная школа. - 2013, №2
Файн Т. А. Исследовательский подход в обучении//Практика административной работы в школе. - 2013, №6, 7. 2014, №1.
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося МОБУ Ирбейская сош №2 ФИО ____________________________________________ ______ класс |
| | |
Диагностика, анализ | Знаю-умею-достиг 1.Хороший уровень знаний по 2.Особый интерес вызывает. 3.Умею выступать с небольшими докладами, делать презентации, пользоваться Интернет. 4.Мои результаты:
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проектирование | Хочу узнать – научиться-достичь 1.Заниматься исследовательской деятельностью в области 2. Продолжить успешное участие в научно-практических конференциях разного уровня. 3. Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах различных уровней
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мои шаги в достижении цели |
сентябрь | октябрь | | декабрь | январь |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
февраль | март | | май | июнь |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Мониторинг и анализ | Узнал – научился – достиг 1.Мои победы: места в различных конкурсах 2. Мои открытия – составление исследовательского проекта 3.Мои достижения: завершил обучение в ____ классе на 4 и 5
| |
Работа по ИТМ способствовала развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, позволила ему достичь хороших успехов в учебной деятельности. принимал активное участие во всех предметных неделях. И другое.
| |
| | |
Дневник исследовательской работы
Название раздела | Заметки исследователя | Заметки руководителя исследования |
Фамилия, имя автора | | |
Школа/ класс | МОБУ Ирбейская сош №2 | |
Руководитель | | |
Этапы Подготовительный этап |
Тема (проблема) исследования | | |
Гипотеза | | |
Предметная область, объект, предмет | | |
Цель исследования | | |
Задачи исследования | | |
Поисково – исследовательский этап |
Поиск источников и литературы. | | |
Методы исследования. | | |
Проведение исследования | | |
Результаты исследования и их обработка | | |
Оформительский этап |
Титульный лист | | |
Введение | | |
Основная часть | | |
Заключение | | |
Источники и литература | | |
Приложение | | |
Подготовка к публичной защите Форма представления работы | | |
Заключительный этап (защита) |
Публичная защита | | |
Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы. | | |
Оценка выполненной работы | | |
Примечания, выводы | | |