СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная образовательная программа "Юный исследователь"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальная образовательная программа "Юный исследователь" рассчитана на 1 год обучения. Обучающиеся учатся определять цель и задачи исследования, выделять предметную обдасть (предмет-объект), выдвигать гипотезы.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная образовательная программа "Юный исследователь"»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Ирбейская средняя общеобразовательная школа №2»

Согласовано:

Зам. директора школы по ВР

_____________

«___»_______________2017г


Утверждена приказом

директора МОБУ Ирбейской сош №2

________

«___»______________ 2017г







Дополнительная индивидуально-ориентированная образовательная программа


«Юный исследователь»

на 2017-18 учебный год

возраст 10-13 лет




  1. Рада 4 класс

  2. Анастасия 4 класс

  3. Олеся 4 класс

  4. Юлия 4 класс

  5. Никита 4 класс

  6. Павел 4 класс

  7. Жанна 6 класс

  8. Алена 6 класс





Автор-составитель:учитель 1 категории

Лукьянова Надежда Владимировна







Начало реализации программы: сентябрь 2017 года

Пояснительная записка

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельного поиска в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для решения различных проблем. Важным становится воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить перспективы, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

Программа «Юный исследователь» предназначена для внеурочной деятельности обучающихся, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Она направлена на формирование организаторско-деятельностных качеств обучающихся: способности осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умения ставить цель и организовать ее достижение, творческих качеств.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Данная дополнительная образовательная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы дистанционной школы «Юный исследователь» при Красноярском краевом Дворце пионеров.

Программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности. Она предусматривает использование знаний учащимися школьной программы и знаний, полученных при обучении в дистанционной школе «Юный исследователь»

Цель. Обеспечение возможностей самовыражения и самореализации обучающегося в исследовательской, учебной деятельности и различных видах творчества.

Задачи.

-повышать познавательный интерес школьников к исследовательской и общеучебной деятельности;

-развивать творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности учеников;

-учить принимать нестандартные решения и прогнозировать результат;

-развивать коммуникативные возможности учащихся для формирования их речевой компетентности.

Программа включает в себя как теоретический, так и практический материал. При планировании теоретических занятий используется материал, предоставляемый тьютором дистанционной школы «Юный исследователь».

Практический материал занятий основан на выполнении интерактивных заданий, в исследовательской работе учащихся и последующей публикации этих работ: очно - в ходе конференций, заочно - на сайтах в Интернет.




Реализуемые формы и приёмы работы:

  • занятия исследовательской деятельностью;

  • конкурсы;

  • проекты по различной тематике;

  • интеллектуальный марафон;

  • научно-практические конференции;

  • участие в олимпиадах разного уровня;

  • работа по индивидуальным образовательным маршрутам.


Функции учителя:

  • Выявление детей, мотивированных на занятие исследовательской деятельностью.

  • Организация индивидуальной работы с данной категорией детей..

  • Подготовка учащихся к участию в научно-практических конференциях различного уровня.

  • Создание банка материалов для занятий исследовательской деятельностью.


Формы занятий с учениками.

1.Дистанционная школа

2. Интерактивные задания.

3. Олимпиадные задания

4. Выполнение исследовательских работ

4.Публикации исследовательских работ.


Список обучающихся группы «Юный исследователь»

Ф.И. обучающихся

Класс

1

Рада

4

2

Анастасия

4

3

Олеся

4

4

Юлия

4

5

Никита

5

6

Павел

5

7

Жанна

6

8

Алена

6

Формы подведения итогов

  1. Участие в школьной научно-практической конференции.

  2. Участие в «Неделе наук».

  3. Участие в Муниципальном этапе научно-практической конференции.

Основными критериями оценки эффективности реализации дополнительной образовательной программы являются:

  • мотивационно-ценностный критерий (создание или участие в создании научно- исследовательских работ);

  • информационный критерий (степень сформированности знаний);

  • инструментальный критерий (степень сформированности умений и навыков исследовательской деятельности);

  • деятельностный критерий (участие в конкурсах, научно-практических конференциях, слётах, олимпиадах).

2.Учебно-тематический план

Тематическое планирование групповых занятий 1 полугодие


Теоретический блок

Содержание основных вопросов занятий

Практический блок

Виды самостоятельной работы учащихся

Цикл занятий (тема)

04-10.09

Правила поиска в интернете


Выявление исследовательских интересов

11-17.09

Что такое исследование?

Эссе на тему «Почему я хочу быть исследователем»

18-24.09

«Живая природа» - объект, область исследования - «Зоология»

Презентация

25-01.10

Человек– объект, область исследования- «Обществознание»

Презентация

02-08.10

Расскажи о себе

Расскажи о себе

09-15.10

Как выбрать тему исследования. Область интересов.

Выявление области научных интересов

16-22.10

Объект и предмет исследования


Определение объекта и предмета исследования.

23-29.10

Предмет исследования как проблема в самой теме исследования.

Выбор темы. Обоснование актуальности.


06-12.11

Выбор темы. Обоснование актуальности.

Работа с источниками информации.


13.-19.11

Пример оформления списка использованной литературы


Оформление списка литературы и использованных электронных источников

20-26.11

Эмпирические методы исследования


Определение и выбор эмпирии-ческих методов исследования


27.11-03.12

Теоретические методы исследования. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы

Определение и выбор теоретических методов исследования


04-10.12

Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности. Этапы работы. Определение содержания.

Определение структуры работы


11-24.12

Промежуточная аттестация: проведение и описание эксперимента


Проведение и описание эксперимента










Тематическое планирование групповых занятий 2 полугодие


Теоретический блок

Содержание основных вопросов занятий

Практический блок

Виды самостоятельной работы учащихся

Цикл занятий (тема)

15-21.01

Цели и задачи исследовательской работы.


Определение целей и задач исследования


22-28.01

Способы постановки гипотезы исследования


Выдвижение и обсуждение гипотез


29.01-04.02

Методы исследования: наблюдение.


Проведение наблюдения за объектом

05-11.02

Учимся выделять главное и второстепенное.

Работа с текстом

12-18.02

Как делать схемы.

Сотавление исхемы своей работы

19.02-25.02

Как сделать сообщение о результатах исследования.

Тезисы

26.02-04.03

Правила оформления прпезентации

Презентация по исследовательской работе

05. -25.03

Подготовка к защите работы

Защита работы

02-08.04

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

Работа с текстом

09-22.04

Подведение итогов

Круглы стол

23.04-13.05

Экспресс- исследование.

Проведение исследования, оформление результатов

14-27.05

Итоговая аттестация

Интернет - конференция














  1. План работы с детьми группы «Юный исследователь» на 2017-2018 уч год.


Мероприятия    

Форма работы

Сроки провед.

1

Составление банка данных мотивированных на исследовательскую деятельность детей

список

 Сентябрь

2  

 Разработка индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся

Индивидуальные планы

 Сентябрь

3

Изучение интересов и склонностей обучающихся

Анкетирование, собеседование

Сентябрь

4

Заключение договора с краевым Дворцом пионеров

Договор

Сентябрь

5

Согласование программы обучения в дистанционной школе «Юный исследователь»

План работы

Сентябрь

6

Работа над научно-исследовательским проектом и

Изучение, систематизация и оформление материала

Сентябрь –февраль-апрель

7

Консультационная работа во внеурочное время.    

Индивидуальная и групповая работа

В течение года

8

Творческие задания, доклады, проекты, индивидуальные задания.    

Самостоятельная работа учащихся

В течение года

9

Организация работы в Интернете по поиску и использованию информации, подготовка курокам    

Индивидуальная работа

В течение года

10

Представление итогов работы

  • школьная НПК;

  • муниципальная НПК.

Презентация результатов исследований

Февраль, апрель

11

Создание портфолио:

  • оформление электронного сборника исследовательских работ

  • выставка исследовательских и творческих работ учащихся

Буклеты, рисунки, исследовательские рефераты, Грамоты и Дипломы.


В течение года

12

Участие во Всероссийской олимпиаде школьников:

  • школьный тур;

  • муниципальный тур.

Выполнение олимпиадных заданий

Сентябрь-октябрь

13

 Ноябрь-декабрь

14

Участие в предметных неделях


Инд. участие

В течение года

15

Участие в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах

Самостоятельная работа учащихся

В течение года











  1. Ожидаемые результаты

В ходе реализации дополнительной индивидуально-ориентированной программы у обучающихся будут сформированы

Познавательные УУД.

Обучающийся научится:

  • проявлять высокую познавательную активность в исследовании;

  • представлять полученные данные в виде оформленной учебно- исследовательской работы, готовить тезисы, доклады, мультимедийную презентацию;

  • работать с различными источниками информации: обобщать, анализировать и классифицировать изучаемый материал;

  • презентовать учебно-исследовательскую работу на различного рода конференциях.;

  • знать основные принципы и законы, структуру исследовательской работы, план подготовки и проведения исследования.


Личностные УУД.

У обучающегося сформируются:

  • основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России, любящего свою родину, чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего ответственность за судьбу России;

  • умения работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик, оратор и др.;

  • стремление к самосовершенствованию.


Регулятивные УУД.

Обучающийся научится:

  • Замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи.

  • Оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки(шкалы, линейки, баллы, проценты).

  • Адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку.

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

  • Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей.

  • Составлять собственную карту знаний  на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей.


Коммуникативные УУД.

Обучающийся научится:

  • Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.

  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

  • Уметь формулировать свое мнение и позицию, высказываться, убеждать, доказывать, уступать.

  • С помощью вопросов выяснять недостающую информацию



Список использованных источников

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008

  2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

  3. М.В. Дубова  Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

  4. Данилова В.Л. ,Дерюгина Н.Б. Основы ученического исследования. Ижевск. 2008 г.

  5. Методические указания по организации научно-исследовательской работы учащихся / Под общ. ред. Л.В.Егорова – Чебоксары. 1999. – 106с.

  6. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: Сентябрь, 2013.

  7. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и в школе. - М., 2014.

  8. Савенков А. И. Методика организации игр - исследований с младшими школьниками. Юный исследователь. Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской практике// Практика административной работы в школе. - 2014, №1.

  9. Савенков А. И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике// Практика административной работы в школе. - 2014, №5.

  10. Семенова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся// Начальная школа. - 2013, №2

  11. Файн Т. А. Исследовательский подход в обучении//Практика административной работы в школе. - 2013, №6, 7. 2014, №1.





Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося МОБУ Ирбейская сош №2

ФИО ____________________________________________ ______ класс




Диагностика, анализ

Знаю-умею-достиг 
1.Хороший уровень знаний по

2.Особый интерес вызывает. 

3.Умею выступать с небольшими докладами, делать презентации, пользоваться Интернет. 

4.Мои результаты: 















Проектирование

Хочу узнать – научиться-достичь 
1.Заниматься исследовательской деятельностью в области

2. Продолжить успешное участие в научно-практических конференциях разного уровня. 

3. Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах различных уровней


















Мои шаги в достижении цели

сентябрь

октябрь


декабрь

январь














































февраль

март


май

июнь









































Мониторинг и анализ

Узнал – научился – достиг 
1.Мои победы: 
места в различных конкурсах
2. Мои открытия 
– составление исследовательского проекта
3.Мои достижения: завершил обучение в ____ классе на 4 и 5







Работа по ИТМ способствовала развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, позволила ему достичь хороших успехов в учебной деятельности. 
принимал активное участие во всех предметных неделях. И другое.





















Дневник исследовательской работы

Название раздела

Заметки исследователя

Заметки руководителя

исследования

Фамилия, имя автора




Школа/ класс

МОБУ Ирбейская сош №2


Руководитель



Этапы

  1. Подготовительный этап

Тема (проблема) исследования





Гипотеза






Предметная область, объект, предмет



Цель исследования






Задачи исследования







  1. Поисково – исследовательский этап

Поиск источников и литературы.









Методы исследования.












Проведение исследования












Результаты исследования и их обработка

















  1. Оформительский этап

Титульный лист



Введение



Основная часть



Заключение



Источники и литература



Приложение



Подготовка к публичной защите Форма представления работы







  1. Заключительный этап (защита)

Публичная защита







Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.



Оценка выполненной работы






Примечания, выводы




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!