СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя существительное и его роль в речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок- открытие нового знания по русскому языку на тему "Имя существительное и его роль в речи"

Просмотр содержимого документа
«Имя существительное и его роль в речи»

Предмет: Русский язык, 3 класс

Дата проведения:

Тема урока: Имя существительное и его роль в речи

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цель урока : познакомить с обобщённым лексическим значением имён существительных (названия людей, вещей, событий и т. д.); создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления новой учебной информации средствами ИКТ.

Задачи урока:

  • Формировать умения распознавать имена существительные;

  • Развивать умение сравнивать и делать выводы, способствовать формированию умений работать в группе.

  • Воспитывать интерес к предмету, прививать умение слушать учителя и своих одноклассников, уважение друг к другу необходимое для работы в группе и парах.


  • Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся распознавать имена существительные среди слов других частей речи;

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

Личностные: сформировать интерес к русскому языку


Ресурсы: учебник «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого

(3 класс), компьютер, проектор, презентация, тетрадь, тетрадь с печатной основой, маркерные доски


Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Предлагаю улыбнуться
И в работу окунуться.

2.Чистописание.

-Какая буква пропущена в словах?

-Можем мы проверить безударный гласный «о» в этих словах? Как называются такие слова?

-Пропишите заглавную и строчную буквы Оо. Запишите словарные слова с пропущенной буквой.

Записывают число, классная работа. Прописывают букву Оо. Записывают словарные слова: воробей, ворона, собака, обезьяна горох, ботинки, ,лопата, костюм.


2.Тренинг «Расселение».

Работа в парах.

- У вас на партах лежат карточки со словами. Распределите  слова на 3 группы по определенным общим признакам.  

Бегать, солнце, красный, летит, желтеть, огромная, небо, бумажное, девочка.

- По какому признаку вы разделили слова?

- Какие слова отнесли к первой группе?

- К какой части речи относятся эти слова?  - На какие вопросы отвечают эти слова?

- Какие слова вы отнесли ко второй группе?

- К какой части речи относятся эти слова?

- На какие вопросы отвечают слова второй группы?

- Какие слова вы отнесли к третьей группе?

- К какой части речи относятся эти слова?  

-На какие вопросы отвечают слова третей группы?

II. Проверка домашнего задания

(Несколько учеников зачитывают свои рассказы.)

— Какие части речи вы употребили в тексте?

III. Актуализация знаний. Мотивация к учебной деятельности

- Сейчас вы поработаете в парах.

— Выпишите из текста имена существительные.

Праздник леса

Школа объявила праздник леса. В субботу ребята собрались у подъезда школы. Каждый принёс лопату и ведро. Подъехала машина. Она привезла саженцы. Ребята посадили молодые ёлочки по сторонам полевой дороги. Теперь они будут защищать дорогу от снега.

— Чем отличается имя существительное от других частей речи?

IV. Самоопределение к деятельности

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

— О какой части речи говорится в стихотворении?

— Сформулируйте тему урока.

- Приведите примеры имен существительных.

— Прочитайте на с. 7, чему мы будем учиться.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 8 (с. 8).

— Прочитайте стихотворение.

— О чём в нём говорится? Какую картину вы представили?

— Найдите в тексте имена существительные. Назовите их.

— Какую роль они выполняют?

— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Что такое имя существительное?

— Что обозначают имена существительные?

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 9 (с. 9).

— Прочитайте слова. Какой частью речи они являются? Докажите.

— Выполните задание.

— Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что?

— Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос кто?

2. Работа со словом из словаря

— Отгадайте загадку.

Он в прибрежном океане

Туч касается крылом.

Развернётся над лугами,

Отливает серебром. (Самолёт.)

— Найдите слово самолёт в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

— Что вы можете сказать об этом слове? (Это сложное слово.)

— Из каких корней состоит это слово?

— Составьте предложение со словом самолёт, запишите.

— Запомните написание этого слова.

Задание по группам.

Игра «Кто быстрее всех прочтет, слово лишнее найдет».



Учащиеся делятся на группы. Группам раздаются карточки. Примерное содержание карточки:

1. Гроза, метель, стул, холод, ветер (явления природы)

2.Любовь, гром, радость, огорчение, счастье (чувства человека)

3. Праздник, парад, свадьба, юбилей, сирень (события)



Задание.

-Среди данных слов на карточке найти лишнее, объяснить, почему.

-Допишите еще 2-3 своих слова. С любым словом составьте предложение.



Представитель от команды рассказывает о выполненном задании.


3. Работа по учебнику

Упр. 10 (с. 9).

— Прочитайте слова.

— Сколько значений имеют эти слова?

— Значения каких слов вы можете объяснить?

— Прочитайте значения слов шахматы и журавль.

— К какой части речи относятся эти слова?

— Выполните письменное задание к упражнению.

VIII. Рефлексия

— Разделите слова на две группы.

Рассказ, лошадь, топор, квартира, собака, деревня, воробей, мальчик, магазин.

— По какому признаку вы разделили слова на группы? (Одни отвечают на вопрос кто? другие — на вопрос что?)

— Что называется именем существительным?

— Приведите примеры имён существительных. Что обозначает каждое из них?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- С какими новыми словарными словами вы познакомились?

— Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?

Домашнее задание

Упр. 11 (с. 10). Запишите, объясните, какой частью речи является каждое слово. Над именами существительными укажите так: сущ. Подчеркните в словах изученные орфограммы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!