СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя существительное 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Имя существительное 5 класс»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 6 КЛАССА.


ТЕМА УРОКА: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.



ЦЕЛИ УРОКА: обобщить знания об имени существительном, как части речи и его грамматических признаках;

  • Закрипить навыки, полученные на предыдущем уроке

  • формированию умения определять род имен существительных в единственном и множественном числе;

  • организовать и провести индивидуальную и дифференцированную работу;

  • развивать мышление, речь, расширять словарный запас учащихся;

  • воспитывать интерес к учению, любовь к родному языку.

  • Оборудование: опорные таблицы, картинки с изображением цветочных ваз, портфели, раздаточный материал для учащихся с заданиями (цветы и карандаши), карточки с заданиями для работы разного уровня сложности разных по цвету.



ХОД УРОКА.


I. Организационный момент


Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели

И на доску посмотрели.


II. Актуализация полученных знаний


Учитель. Какую большую тему мы с вами сейчас изучаем?


Дети. Имя существительное.


УЧИТЕЛЬ. Что вы узнали об имени существительном? Составьте алгоритм ответа.


Один человек составляет алгоритм ответа на доске из разрезных карточек, а остальные у себя на листе должны продолжить запись (у каждого ребенка на столе карточка)






ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ЭТО___________________

ОБОЗНАЧАЕТ___________

ОТВЕЧАЕТ______________

ИЗМЕНЯЕТСЯ___________

БЫВАЕТ________________

В ПРЕДЛОЖЕНИИ_______

И, так что такое имя существительное?

Имя существительное - это часть речи,которое обозначает предмет и отвечает кто? и что?





III. Сообщение темы и цели урока


У. Как вы думаете, почему я данный блок выделила красным цветом (блок –« бывает» м.р., ж.р., ср.р. выделяется красным цветом )?


Д. Мы сегодня на уроке будем выполнять упражнения в определении рода имен существительных.


У. Вы сами определили тему нашего урока. Сегодня на уроке мы будем определять род у имен существительных.


Цели урока. Ожидаемый результат.


Способствовать подготовке Подготовятся к продуктивной работе на уроке.

учащихся в продуктивной

работе.

Узнать больше...(об имени сущ.) Узнают больше об имен сущ.

Познакомяться с приёмами. Распознают род.

Научиться определять род. Научатся определять роди употреблять их в речи.


Задачи.

-Создать положительной эмоциональный настрой.

-Помочь принять правильную позу.

-Напомнить о важности аккуратной работы в тетради.


шаРф + кОт + Дом = РОД


Что такое РОД? (род- это семья, родня.)

-А имеет ли существительное род? Это нам предстоит узнать.

У. Что нужно сделать, чтобы определить род имени существительного?


Послушаете грамматическю сказку и скажите, на какие три группы можно разделить имена существительные?

В одном королевстве жили имена существительные.

Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала.

И вот однажды она издала указ:

“Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”.

А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала.

Пришла королева и сказала:

“Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул, …). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, …). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода ( такими стали: солнце, небо, …)”.

Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.

существительных.

На какие 3 группы делятся имена существительные?

-На ж.р., м.р., ср. р.

Сегодня мы должны вспомнить, как определять род имен существительных. А чтобы вам легче было определять род имен существительных, я открою вам секрет королевы

Женский род запомню я

И скажу: «Она – моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой».

Средний род: «Оно – мое»

Это правило – твое!.


Пользуясь секретом королевы, запишите имена существительные в три столбика.


Мужской род Женский род Средний род

он-мой она -моя оно-моё

Слова: отец, гнездо, брат, пурга, окно, сестра, стол, стул, доска, полотенце,поле,ручка,школа,

Выделим окончания в этих словах.

Работа по книге. Упражнение136. Закончите предложения.подходящими по смыслу существительными. Определите род выделенных имён существительных.

1. Мой отец водит самолёты, он ... .2. Моя сестра ходит в школу, она ... .

Мой дедушка уже не робатает, он ... .


И ,так существительные муж. рода можно заменить местоимением он.

существительные жен. рода можно заменить местоимением она.

существительные ср. рода можно заменить местоимением оно.

Послушаете текст.

Наступила холодная зима.Околдовала своим волшебством природу. выпал белый, пушистый снег. Снегнакрыл землю,крыши домов, словно одеялом. Зимнее солнце появилось на небе. Солнце светит ярко и снег периливается в его лучах.


-Что вы заметили в этом тексте?

-что нужно сделать,чтобы не было речевых ошибок?

-Какие слова мы употребляем, что бы не было повторов?

-Какие местоимения можно употребить вместо слов?.


IV. Упражнения в определении рода имен существительных, стоящих в единственном числе


У. Начнем с разминки. Игра «Собери букет». У меня на столе лежат цветы. На обратной стороне цветка написано задание. Загадку надо отгадать, слово нужно досказать, по описанию узнать предмет. Затем, вы называете отгаданное слово, определяете его род и ставите цветок в вазу. (Рисунки цветочных ваз находятся на доске, на 1-й вазе указан мужской род, на 2-й женский род, на 3-й средний род)


Приспособление, с помощью которого проводят прямые линии или измеряют что-либо(линейка)..

Я землю копала, ничуть не устала.(лопата).

Сосуд, в котором кипятят воду или заваривают чай.(чайник).

Помещение, где стоят машины.(гараж).

Съел сластена в воскресенье все вишневое (варенье).

Круглое, румяное

С дерево достану я,

На тарелку положу:

"Кушай мамочка",-скажу.(яблоко).

Работник почты, который доставляет письма, газеты,журналы. (почтальон).

Заварчал живой замок,

Лёг у двери поперёк. (собака).



Вывод:

-Что нового вы узнали об имён существительном?

-Какого рода бывают сущ-ые?

-Что нужно сделать, чтобы определить род имён сущ-ых?

-В какие моменты урока вы испытали трудности?



Дома:составить текст про новогодний праздник.


Рефлексия. (поднимают карточки)

-Дайте оценку своей деятельности на уроке.Отметьте ступеньку знаний на которой вы стоите после этого урока.

Красный-" Не понял тему урока."

Жёлтый - "Нодо ещё поработать дома"

Зелёный - "Тему усвоил хорошо."


Выставление оценок.


Вы хорошо поработали! Молодцы!.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!