Организация работы в парах -Что могут обозначать имена существительные? (Имена существительные обозначают конкретные предметы, явления природы, чувства людей, события, качества). Игра «Мешок слов» - На каждой парте лежит конверт со словами. Нужно разделить слова на группы, объяснить, по какому признаку разделили. Дать понятие об этих группах слов. 1 парта (на 2 группы): мяч, книга, дом, ребёнок, собака, птица. (Ответ 1 парты: одушевлённые - неодушевлённые. Вопрос кто? что?) - Давайте сделаем вывод. (Имена существительные могут быть одушевленные и неодушевленные) - Одушевленные или неодушевленные имена существительные могут поменять свой признак? (Нет.) -Этот признак постоянный или непостоянный? (Постоянный). Слайд 8-9 - Открываем первый лепесток нашего Цветика-пятицветика. 2 парта (на 2 группы): город, озеро, река, Москва, Байкал, Волга. (Ответ 2 парты: собственные – нарицательные. Собственные – названия отдельных лиц, единичных предметов – фамилии, имена, клички, географические названия и т.д. Пишутся с заглавной буквы. Нарицательные называют однородные предметы, которые имеют что-то общее, одинаковое, какое-то сходство: человек, птица, мебель…) Слайд 10 - Следующее задание. Прочитаем вместе со мной слова на экране: Москва, кот Барсик, Россия, ракета, река Иртыш, город. -Ребята, какой признак имени существительного спрятался в этих словах? (Имя существительное собственное или нарицательное) -Правильно. - В своих карточках найдите слово в задании №1. (У каждого ученика своё слово) -Найдите его на экране. Те ребята, у кого в карточке написано существительное нарицательное, встаньте справа. (Ракета, город) - У кого существительные собственные – слева. (Москва, Россия) -Остались еще дети. Значит, есть еще одна группа. Встаньте в середину. Давайте выясним. Что же это за группа осталась. - Читаем по группам. 1группа: существительные нарицательные, слова, которые пишутся со строчной буквы. 2группа: существительные собственные, слова, которые пишутся с заглавной буквы. 3 группа: словосочетание собственного и нарицательного существительных. -Ребята, возвращаемся за парты. -Делаем вывод, что имена существительные могут быть собственными или нарицательными. -Ребята, а этот признак имени существительного постоянный или непостоянный? (Постоянный) - Открываем второй лепесток нашего Цветика-пятицветика. Слайд 11 3 парта (на 3 группы): окно, гнездо, команда, туча, стул, пенал (Ответ 3 парты: женский род, мужской род и средний род.) -Какие слова помогают определить род имени существительного? (он мой. Она моя, оно моё) Слайд 12 -Давайте вместе прочитаем: - Женский род запомню я И скажу: «Она моя», И запомню род мужской, И опять скажу: «Он мой» Средний род: «Оно моё», Это правило моё! - А сейчас мы проведем «Эстафету». Вы получите карточку со словами, каждый из вас определяет и указывает род у одного слова и передаёт карточку следующему. Какой ряд быстрее и правильнее, тот и победит. 1 ряд: Одеяло, подушка, ковёр. 2 ряд: Лампа, покрывало, диван. - Проверяем. - Обратимся к Цветику-пятицветику. Какой вывод можем сделать? (Учитель открывает следующий лепесток) Слайд 13 (Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода) - Этот признак постоянный или непостоянный? (Постоянный) |