СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя прилагательное (формирование читательской грамотности)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка. Урок в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное (формирование читательской грамотности)»

Формат описания урока для формирования читательской грамотности по _____________русскому языку_________________________________________ (укажите предмет)



  1. Фамилия, имя, отчество автора

Чувахова Светлана Александровна

  1. М

    укажите полное название образовательной организации и муниципалитет

    есто работы МБОУ «Тасеевская СОШ № 2»

  1. Должность учитель

  2. Класс 5

  3. Предмет русский язык

  4. Тема: Имя прилагательное - самостоятельная часть речи

  5. Место темы в программе.1 Завершили изучение раздела «Имя существительное», на последнем уроке была проведена самостоятельная работа. Данная тема является первым уроком в разделе «Имя прилагательное», на втором уроке будем изучать разряды имен прилагательных.

  6. Главный содержательный вопрос урока2: как отличить прилагательное от других частей речи?

  7. Цель3 (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет:

знать:

  • Общее грамматическое значение имен прилагательных

  • Морфологические признаки иен прилагательных

  • Синтаксическую роль имен прилагательных

уметь (сможет продемонстрировать):

  • Находить в тексте имена прилагательные

  • Определять / называть морфологические признаки имен прилагательных

  • Указывать синтаксическую роль имен прилагательных в контексте

  1. Инструменты проверки достижения результата4:

Выполнение заданий рабочего листа.

Анализ лингвистической сказки.

Самостоятельная работа.

  1. Критерии/показатели/индикаторы оценки достижения результатов5

Самостоятельная работа будет состоять из заданий, которые проверят сформированные умения учащихся. Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл

1. Сколько прилагательных в данном тексте?

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

Ответ: (4)

2. Укажите верный вариант морфологических признаков слова «снежною»

А) ж.р., И.п., ед.ч.

Б) Т.п., м.р., ед.ч.

В) П.п., ж.р., ед.ч.

Г) Т.п., ж.р., ед.ч.

Ответ: (Г)

3. Укажите основную синтаксическую роль прилагательных

Ответ: (определение)

  1. Основные этапы урока и планирование времени на каждый этап:

Работа в классе:

Начало урока (мотивация, введение в тему: постановка учебной задачи, проблемная ситуация, описание ситуации чтения) __5__ минут

Урок (работа с текстами, деятельность учащихся) 30 минут

Завершение урока __10__ минут

  1. Организационно-педагогические условия и описание хода урока

А) Описание учебной задачи6

Прием «верно-неверно»

Имя существительное - это самостоятельная часть речи +

Имя существительное обозначает признак предмета -

Существительное изменяется по падежам +

Существительное изменяется по родам –

Для какой части речи суждения «-» будут верными?


Б) Ход урока, его этапы, задания учащимся на основе сконструированных текстов7

Учащиеся уже завершили изучение темы «Имя существительное». Урок начну с приема «верно-неверно», где они должны будут выяснить, что объединяет неверные суждения. (имя прилагательное).

Определим тему, задачи урока.

Работа в парах с лингвистической сказкой (https://multiurok.ru/index.php/files/lingvisticheskaia-skazka-o-prilagatelnom.html)

с целью выявить морфологические особенности имен прилагательных и заполнить текст с пропусками.

Формируемые читательские умения: находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста.

С целью познакомить и научить определять синтаксическую роль имен прилагательных предложу выполнить задания, используя материал учебника (сплошной текст). Русский язык. 5 класс. Учебник [под редакцией С.И. Львова] – М.: Мнемозина, 2008. Формируемые читательские умения: делать выводы на основе информации, представленной в одном фрагменте текста.

С целью отработать умение определять признаки прилагательных предложу выполнить морфологический разбор.

Формируемые читательские умения: использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний.

Урок завершим самостоятельной работой.

Формируемые читательские умения: использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний;

Рефлексия. Прием толстые и тонкие вопросы.

Предложу обучающимся самостоятельно сформулировать вопросы по теме урока, начиная с вопроса Что? Как? Когда? Какие? Верно ли? Что будет, если? (например, что обозначает прилагательное? Верно ли, что прилагательное в предложении выполняет роль определения?)

Формируемые читательские умения: высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу. Оценивать полноту, достоверность информации, содержащуюся в одном или нескольких текстах;


  1. Учебные материалы (тексты), которые будут использованы на уроке.8

1) лингвистическая сказка

Сказка О прилагательном

В некотором царстве, в некотором государстве, название которому Морфология, в городе Частиречинск появился новый житель.

Уж такой он был слабенький, уж такой был бледненький, беспомощный, только и спрашивал: «Какой я? Я чей?» Царица Морфология посмотрела на такое чудо и не могла решить, что с этим дальше делать. Обратилась она по такому случаю ко всем своим самостоятельным господам - частям речи: «Господа мои великие да самостоятельные! Не возьмет ли кто из вас под опеку нового жителя нашего государства?» Но не захотели брать на себя такую обузу ни Глагол, ни Наречие, ни Числительное: мол, зачем нам это? Жили себе, жили, не тужили, а тут: вот тебе, бабушка, и Юрьев день.

Только Существительному жаль стало бедолагу: «Возьму тебя себе в друзья, будешь ко мне прилагаться, так сказать. Но смотри, подчиняйся мне и в роде, и в числе, и в падеже! А раз я – предмет, то ты будешь моим признаком! Не потерплю другого!».

А Прилагательное (так его теперь все звать стали с легкой руки Существительного) и радо стараться: как старший друг скажет, так и сделаю; подчиняться, так подчиняться. Лишь бы не прогнали.

И стало Прилагательное украшать Существительное, песни ему хвалебные петь: и доброе оно, и умное, и милостивое, и самостоятельное… Существительному это ой как нравилось! Так и стали поживать, горя не знать. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.

https://multiurok.ru/index.php/files/lingvisticheskaia-skazka-o-prilagatelnom.html


2) Русский язык. 5 класс. Учебник [под редакцией С.И. Львова] – М.: Мнемозина, 2008. стр. 93-94

1. Общее грамматическое значение.

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Чей? Каков?: какой? – красивый, чей? - заячий, каков? – красив.

Начальная форма имени прилагательного – форма именительного падежа единственного числа мужского рода.

2. Морфологические признаки.

Постоянные морфологические признаки: имена прилагательные бывают качественными (сильный человек), относительными (стальной нож), притяжательными (волчий хвост).

Непостоянные(изменяющиеся) признаки имени прилагательного:

А) степень сравнения (у качественных прилагательных);

Б) краткая или полная форма (у качественных прилагательных);

В) род (в единственном числе-мужской, женский, средний);

Г) число (единственное или множественное)

Д) падеж

3. Синтаксическая роль

В предложении имена прилагательные в полной форме обычно являются определениями, а в краткой форме – сказуемыми.

В словосочетаниях имя прилагательное может быть как зависимым словом (зеленый лес), так и главным словом (красный от мороза).


15. Рабочие листы для учеников (тексты с вопросами и заданиями) на каждый этап урока или ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ урока.

Рабочий лист

Фамилия, имя____________________________________________________

Тема:_____________________________________________________________________

1. «Верно-неверно». Отметьте верные суждения «+», неверные «-«

Имя существительное - это самостоятельная часть речи

Имя существительное обозначает признак предмета

Существительное изменяется по падежам

Существительное изменяется по родам

Для какой части речи неверные суждения будут верными?

2. Восстановите текст.

Имя прилагательное – это ___________________, которая обозначает____________________, отвечает на вопросы:______________________. Имена прилагательные изменяются________________. Имена прилагательные согласуются с ___________________. В предложении прилагательное является чаще всего_____________________, а может быть  и ________________. Прилагательное делает нашу речь____________________________.

3. Прочитай правило в учебнике на стр. 94 и определить синтаксическую роль прилагательных.

Интересную книгу легко читать.

Эта книга интересна.

4. Выполните морфологический разбор прилагательного

Ярко светит зорька в небе голубом…

5. Выполни самостоятельно работу.

1. Сколько прилагательных в данном тексте?

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

2. Укажите верный вариант морфологических признаков слова «снежною»

А) ж.р., И.п., ед.ч.

Б) Т.п., м.р., ед.ч.

В) П.п., ж.р., ед.ч.

Г) Т.п., ж.р., ед.ч.

3. Укажите синтаксическую роль прилагательных


  1. Необходимое оснащение для урока9

Русский язык. 5 класс. Учебник [под редакцией С.И. Львова] – М.: Мнемозина, 2008. – по количеству учеников в классе

Дидактический материал: рабочие листы по количеству учеников в классе


  1. Текст домашнего задания10:

Выполнить морфологический разбор выделенного прилагательного. По дороге зимней, скучной (3) тройка борзая бежит. (А.С. Пушкин)

Составить тест по теме «Имя прилагательное как часть речи» (5 вопросов)

Критерии оценки домашнего задания:

Морфологический разбор выполнен верно – 3 балла

При разборе допущена одна ошибка – 2 балла

При разборе допущено две ошибки – 1 балл

При разборе допущено более двух ошибок – 0 баллов.

За каждый верно составленный вопрос теста – 1 балл (max 5 баллов)

8 баллов – «5»

6-7 баллов – «4»

4-5 баллов – «3»

1 Данный пункт это своеобразная пояснительная записка, которая определяет место урока в программе, указывает на связи содержания урока с предыдущими и последующими темами, определяет динамику формирования умений и т.п.

2 Главный содержательный вопрос урока может содержать в себе проблемную ситуацию (проблемный вопрос), который определяет ситуацию чтения, становится учебной задачей.

3 Цель должна соответствовать технологии SMART:

S (Specific) Конкретные – цель должна быть четко сформулирована, направлена на изменение конкретной ситуации.

M (Measurable) Измеримые – если у цели не будет каких-либо измеримых параметров, то будет невозможно определить, достигнут ли результат (ожидаемый результат, заложенный в цели, должен быть измерен качественно или количественно через систему индикаторов реализации цели).

A (Attainable) – Достижимые: цели используются в качестве стимула для решения каких-то задач и, таким образом, дальнейшего продвижения вперед за счет достижения успеха. Стоит ставить достаточно сложные цели (предполагающие усилия), но при этом они должны быть достижимыми.

R (Result-oriented) – Ориентированные на результат (релевантные): цели должны характеризоваться исходя из результата, а не количества проделываемой работы.

T (Time-bounded) – Соотносимые с конкретным сроком: цель должна быть выполнима в определенном временном измерении.

Цель должна определяться и формулироваться через результат деятельности УЧАЩЕГОСЯ.

4 Например, выполнение задания/заданий, устный ответ (публичное выступление), создание продукта (собственного текста), заполнение матрицы (таблицы), тест, самостоятельная/контрольная работа и т.п.

5 Опишите конкретные критерии/показатели/индикаторы, которые используются при оценке достижения запланированных результатов. Например, если инструмент проверки – тест, то в данном разделе вам необходимо включить сам тест со всеми вопросами и вариантами ответов на них, обозначить правильные ответы и вес каждого правильного ответа. Другой пример – результатом обучения у вас будет выполнение самостоятельного задания (ответ на вопрос). Следовательно, в данном разделе вам необходимо привести критерии оценки этого задания и шкалу перевода баллов в отметку.

6Учебная задача может быть описана через проблемный вопрос, проблемную ситуацию, кейс, задачу, ситуацию чтения.

7 В данном пункте вам необходимо описать логику разворачивания урока: как и для чего дается задание школьникам, с какими учебными материалами они работают, как организована деятельность (индивидуально, по парам, по группам). Организация деятельности школьников в зависимости от задания и этапа может меняться, и это изменение должно быть обосновано. Логику разворачивания этапов урока необходимо писать понятно, ясно, последовательно, избегать клише и общих слов. Нельзя! Описывать логику разворачивания в формате технологической карты, это должен быть текст! Слова «Здравствуйте, дети!» и т.п. также не приветствуются. Вы «со стороны» должны описать то, что будет происходить на уроке. Именно при описании этого пункта вы должны обратить внимание на деятельность школьников в контексте формирования читательской грамотности.

8 Все тексты должны быть подписаны, указаны авторы, характеристика текста (учебный текст, карта, публицистика, хронологическая таблица, первичный исторический источник, произведение историка, схема, инфографика, статистика и т.п.), указаны выходные данные. Если текст взят из сети Интернет, то также должен быть указан автор, сделана ссылка на сайт и указана дата обращения к данному сайту. Т.е. все тексты должны быть атрибутированы.

9 В данном пункте необходимо указать количество раздаточных материалов, оборудование: компьютеры, интерактивная доска и т.п. и другое оборудование, если необходимо.

10 Домашнее задание должно быть связано с содержанием урока, должны быть описаны критерии оценки домашнего задания, критерии оценки должны быть ясны и понятны УЧАЩИМСЯ. ИЛИ домашнее задание может быть связано с продолжением изучения темы и формирования умений и носить опережающий характер. Если домашнее задание носит опережающий характер, то учащимся должна быть понятна учебная задача. Если домашнее задание НЕ предусмотрено в данном уроке, то необходимо описать ОБОСНОВАНИЕ такого решения. Например, в ходе урока была выполнена учебная задача и учащиеся оценены по данной теме. Тогда в описании хода урока должно быть предусмотрено время на оценивание и ясно обозначены критерии данного оценивания. Данный пункт может повторять информацию 10 и 11 пунктов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!