СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Имя числительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Имя числительное"»

Тема урока «Числительное»

Птичьи трудодни

Чуть свет – птицы на крыле. Скворец работает в сутки 17 часов, городская ласточка – 18 часов, стриж – 19, а горихвостка – больше 20.

Да меньше им и работать нельзя.

Ведь, чтобы им накормить своих птенцов, стриж должен принести корм за день не менее 35 раз, скворец около 200, ласточка 300, а горихвостка – свыше 450!

Сколько вредных для леса насекомых, личинок уничтожают они за лето и не счесть!

Работают не покладая рук! (Н.Сладков)

- Каким качеством обладают наши пернатые? (трудолюбие)

3. Запишите пословицу: Добрый пример лучше ста слов. Кому бы вы ее подарили? Почему? (А кому из одноклассников?)

4. Устный диктант. Проговорите примеры. 
К 365+25
Из 197 – 7 
От 260 – 100 
Из 880 – 400 
Сложить 300 с 678

Сложить 400 с 569

Вывод: при изменении количественных числительных изменяются обе части сложных числительных


Правильно употреблять числительные в речи нужно не только на уроках математики. Но и на других уроках, например, на истории.

1. Египетские пирамиды созданы в период от 2700 до 1780 года до нашей эры (от две тысячи семисотого до тысяча семьсот восьмидесятого года).



Слайд (Бородинская битва) Прочитайте предложение.

12 июля 1812 года Наполеон с 600 000 армией вторгся на территорию России. 14 декабря1812 года остатки французской армии были изгнаны из России.

Проблема: Как изменяются порядковые числительные

Записываем тему урока: Порядковые числительные



Целеполагание

Цель:1.Определить морфологические признаки порядковых числительных;

2.Научиться употреблять их в речи

Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры.







Материал для исследования



трехколесный велосипед

шестьдесят книг

двадцать первый день

пятиглавый храм

сто двадцать пять страниц

четырнадцатый экземпляр

двугорбый верблюд

пятеро мальчиков

одиннадцатый класс

пятиэтажный дом

три четвертых яблока

Две тысячи тринадцатый год

Двадцатиградусный мороз

шестьсот километров

Шестой урок



- Что общего у выделенных слов? (имеют количественное значение). Назовите каждую группу.

- Как отличить порядковые числительные от количественных и от имен прилагательных?



Материал для исследования

Человеку, который много работает умственно, психологи советуют заниматься спортом. У нас на уроках тоже бывают физкультминутки. Их проводит тот, кто первый выполнит письменное задание. Он просит нас рассчитаться по порядку номеров. Двадцать первого декабря физкультминутку проводил Дима, двадцать седьмого - Даша. А сегодня физкультминутку провожу я – Старкова Люба, поэтому первое место за пятой партой не занято.

Я делю класс на две части. Первая группа – это девочки. Во второй – только мальчики. Первые номера хлопают в ладоши, вторые – приседают, потом все вместе топаем.

- Найдите порядковые числительные, определите их признаки, составьте устный рассказ, зафиксируйте новые знания в виде опорной схемы.


Задание. Просклоняйте устно и письменно числительные первый, третий, шестидесятый, четыреста семьдесят восьмой.


Продукт исследования:

Порядковые числительные

1.Обозначают порядок при счете, отвечают на вопрос какой?

2.Изменяются по родам, числам, падежам.

3.При склонении изменяется последнее слово.

4. В предложении бывают обычно определением.

Прочитайте теоретический материал в учебнике на стр.157 – 158. Что нового вы узнали о порядковых числительных?

- Окончания порядковых числительных определяются так же, как окончания прилагательных, т.е. по вопросу.



Задание. Спишите, заменяя цифры словами. Прочитайте правильно.

С 3 декабря; к 23 февраля; 6 урок; 60 дом; 4 сутки; 300 выпуск; 500 экземпляра; 5000000 снаряд; 2000 год; 2005 год; 1805 год; 2000000 пассажир метро.



Рефлексия: Вы молодцы! Сильный поборет одного, а ученый ( одолеет тысячи.) Продолжите и запишите пословицу, подчеркните числительное. (Назовите этих ученых).



Используя знания о порядковых числительных, самостоятельно выполните продуктивные задания:

Задание 1.

1.Упражнение 378. «Памятные даты» Прочитайте предложения, правильно выговаривая окончания числительных.

Карточка «Помощь друга»(5 штук)

1 - в тысяча двести сороковом году

2 - с тысяча двести сорок третьего года

- по тысяча четыреста восьмидесятый год

3 - восьмого сентября тысяча триста восьмидесятого года

4 - в тысяча шестьсот двенадцатом году

5 - двенадцатого июля тысяча восемьсот двенадцатого года

- с шестисоттысячной армией

четырнадцатого декабря тысяча восемьсот двенадцатого года

6 - двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года

девятого мая тысяча девятьсот сорок пятого года

Дома из этого упражнения выпишите словосочетания «порядковое числительное + существительное»

Задание 2

Вывод: Те, кто защищали Родину, были сильными и смелыми. Не забывайте воспитывать в себе эти качества. У нашего народа есть пословица. Запишите ее, найдите числительное.

Расставаясь с другом, плачут семь лет, расставаясь с родиной – всю жизнь.

Объясните смысл. Патриотизм – любовь к родине - тоже нужно воспитывать. Патриот – это тот, кто любит Родину и готов ее защищать (информация о письме).

Задание 3 презентация

Семь чудес света. Мы часто слышим это выражение. Что же входит в понятие «Семь чудес света»? Это:

1. Египетские пирамиды в Гизе созданы в период от 2700 до 1780 года до нашей эры

2. Висячие сады Семирамиды в Вавилоне созданы с 605 по 562 год до нашей эры

3. Храм Артемиды в Эфесе. Время создания – 6 век до нашей эры

4. Гигантская статуя Зевса в Олимпии создана около 430 года до нашей эры

5. Галикарнасский мавзолей в Малой Азии воздвигнут в середине 4 века до нашей эры 

6. Колосс родосский, бронзовая фигура бога Солнца Гелиоса высотой 37 метров. Воздвигнут около 285 года до нашей эры

7. Фаросский маяк в Александрийском порту. Окончено строительство около 279 года до нашей эры, вероятная высота 143 метра






Рефлексия: Что на уроке было самым важным? Интересным? Трудным? Продолжите пословицу:

Первый блин…..(комом) Ум хорошо, а……(два лучше). У умной головы…..(сто рук).

Учиться никогда……(не поздно). В одно ухо влетело,……(в другое вылетело)

Какими пословицами вы охарактеризовали бы ваш труд на уроке?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!