Урок _____Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа.
Цель:
Научатся различать именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа; научатся писать и выделять окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах.
Планируемые результаты:
формировать умение склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе; формировать навыки орфографической зоркости; развитие речи учащихся: пополнение активного словаря детей, развитие монологической речи, упражнение в точном употреблении определений; развитие словесно-логического мышления: упражнение в выполнении операций анализа, синтеза, обобщения, развитие умения делать выводы; развитие коммуникативных навыков.
УУД
Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; уметь искать и выделять необходимую информацию (извлекать и преобразовывать информацию из схемы); осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя).
Регулятивные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; проводить самопроверку и взаимопроверку по выделенным критериям; определять самостоятельно качество и уровень усвоения материала, давать самооценку.
Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;уметь сотрудничать со сверстниками в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; уважительно относиться к мнению одноклассников.
Личностные результаты
Осознавать личностный смысл учения; стремиться к самовыражению через материал предмета; осознанно
готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.
оборудование презентация; раздаточный материал
Ход урока
1.Организация начала урока
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас открытый урок русского языка.
- Проверим нашу готовность к уроку.
- Вы пришли сюда учиться.
Не лениться, а трудиться.
-Продолжите.
- Вы готовы быть такими на уроке?
- Приступаем к работе. Желаю вам удачи. Садитесь.
Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока)
II. Актуализация знаний.
Минутка чистописания.
Проверка домашней работы.
- Прежде чем начать наш урок, предлагаю сначала записать дату и классную работу. Откройте тетради и запишите.
Проводит минутку чистописания.
– Посмотрите на слайд. Прочитайте орфоэпически верно данные слова.
– С каких звуков начинаются эти слова?
– Дайте характеристику звуку [к].
– А теперь звуку [к’].
– Запишите соединения с буквой «к».
Выполняют чистописание.
Катало́г, купе [пэ], конечно [шн], киломе́тр.
- [к] – согласный, твёрдый парный, глухой парный;
- [к’] – согласный, мягкий парный, глухой парный.
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Проверяет усвоение темы предыдущего урока и выполнение домашней работы.
-Прежде чем начать изучение новой темы, мы с вами проверим выполнение домашнего задания и усвоение предыдущей темы урока.
- Скажите мне, какая была тема предыдущего урока?
-Правильно. Что такое имя прилагательное?
- Какую роль играют прилагательные в нашей речи?
- С какой частью речи согласуются имена прилагательные?
- Как изменяются прилагательные во множественном числе?
- Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе?
- Как проверить написание ударных и безударных окончаний имён прилагательных во множественном числе?
- А какое задание у вас было на дом? Что нужно было сделать?
- Проверим, как вы выполнили самостоятельно это упражнение. Откройте тетради с домашней работой. (Читают составленное предложение, называют прилагательное, его падеж и окончание).
Отвечают на вопросы учителя. Проверяют домашнюю работу.
- Склонение имён прилагательных во множественном числе.
- Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? чей?
- Делают нашу речь яркой и красочной.
- С именем существительным.
- Изменяются только по падежам, по родам не изменяются.
- По падежу имени существительного, с которым оно сочетается.
- По вопросу, ударные и безударные окончания прилагательных совпадают с ударным окончанием вопроса.
- Составить из слов предложения и записать их в тетрадь. Указать падеж имён прилагательных, выделить их окончания.
В гол (П. п.) макушках деревьев гуляли жест-
к (И. п.) и колюч (И. п.) ветры. С елов
(Р. п.) лап падали на землю снегов (И. п.) шапки. По лилов (Д. п.) шишкам прыгали синички и вертелись краснозоб (И. п.) снегири. Иней осыпался с берез и серебрян (Т. п.) искрами блестел на снегу.
III. Сообщение темы урока.
Определение целей урока
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать тему и цель урока.
НА ДОСКЕ
- Прочитайте тему урока.
- Исходя из темы урока, определите учебную задачу урока.
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством
учителя определяют задачи урока.
– Сегодня на уроке мы будем учиться различать именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа, писать правильно их падежные окончания.
Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Принимать
и сохранять учебную цель
и задачу. Делать выводы
Осуществлять анализ объектов. Адекватно использовать речевые средства для решения различных ком
муникативных задач. Делать выводы, извлекать инфор-
мацию из различных источников.
IV. Объяснение нового материала.
Работа по учебнику (упражнение 86)
Организует работу по теме урока. Объясняет
новый материал, отвечает на вопросы учеников.
- Откройте учебник на стр. 41 и прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».
- Правильный ли вы сделали вывод об именах прилагательных в В. п.?
– Составьте и запишите предложение с любым словосочетанием.
- Прочитайте свои предложения.
Выводят языковые закономерности, лежащие
в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике.
Делают вывод:
Имена прилагательные в именительном падеже во множественном числе всегда отвечает на вопрос какие? и имеют окончания -ые, -ие.
Имена прилагательные в винительном падеже отвечают на вопрос «какие?» и имеют окончания -ые, -ие, если сочетаются с неодушевленными именами существительными, а если сочетаются с одушевленными именами существительными, то отвечают на вопрос «каких?» и имеют окончания -ых, -их.
V. Первичное закрепление знаний. Работа по карточкам.
Работа по учебнику (упражнение 87).
работу в парах. Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий.
- Перед вами на парте лежит карточка. Вы будете работать в парах. Положите перед собой карточку, прочитайте задание.
- Обговорите в парах, ваш план работы. Кто готов поделиться своим планом действий.
- Приступайте к заданию.
- Проверим выполненное задание.
- Как определяли падеж у имени прилагательного в предложении?
-На какие вопросы отвечает И. п. множественного числа имён прилагательных? Какие имеет окончания?
-На какие вопросы отвечает В. п. множественного числа имен прилагательных? Какие имеет окончания?
- Откройте учебники на стр.41.
– Прочитайте стихотворение С.Есенина из упр. 87. Что вы представили?
- Какое это предложение простое или сложное? Почему? Назовите их.
- Запишите стихотворение в тетрадь и подчеркните грамматические основы.
– Самостоятельно определите падеж имён прилагательных. Подпишите сверху карандашом.
- Назовите имена прилагательные в И.п.Докажите.
- Есть ли здесь имена существительные в В.п.? Докажите.
Работают в парах. Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.
Карточка №1. (Работа в парах)
Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падежи.
Маленьк... ёлочки покрыты снегом. На бел.. березки тихо падал пушистый снег. Легк.. снежинки медленно опускались на высок.. крыши домов.
- По существительному, с которым прилагательное согласуется. Прилагательные всегда связаны с существительными и стоят в том же падеже.
- Раннее утро, рассвет.
Записывают стихотворение. Подчеркивают основы предложения. Указывают падеж имен прилагательных.
Задремали звезды золотые (И. п.),
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные (В. п.)
И румянит сетку небосклона.
- Золотые – поясняет подлежащее.
- Речные - поясняет существительное в В.п.
Осознанно
и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Осуществлять контроль по результату.
Физкультминутка.
VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.
Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.
– Прочитайте имена существительные, записанные на доске.
Ножи, разбойники, кольчуга, леса, молодцы
– Какое слово лишнее? Почему?
- Что такое кольчуга?
– На какие две группы можно разделить остальные слова?
(стальные, дремучие, злые, добрые)
– Из предложенных слов на слайде, подберите к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.
- Подставьте эти словосочетания в предложение НА ДОСКЕ
«Бабушка рассказала сказку про…».
– В каком падеже будут стоять имена существительные и имена прилагательные?
- Запишите в тетрадь получившееся предложение. - Выделите окончания имён прилагательных.
Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения.
– Лишнее слово «кольчуга», потому что оно употреблено в единственном числе.
- Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец.
– Все слова можно разделить на две группы по признаку одушевленности/неодушевленности.
Составляют словосочетания
– Имена существительные и имена прилагательные будут стоять в винительном падеже.
Записывают предложение.
Выделяют окончания имен прилагательных.
Понимать на слух ответы одноклассников. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников
– Почему в одном предложении и в одинаковом падеже имена прилагательные имеют разные
окончания? От чего это зависит?
– Как можно проверить окончание имени прилагательного?
– Какие окончания встречаются у имен прилагательных в винительном и именительном падежах множественного числа?
Работа по карточкам
– Прочитайте стихотворение С. Есенина. Вставьте пропущенные запятые.
– Подчеркните в каждом предложении главные члены.
– Укажите падеж каждого имени прилагательного, выделите их окончания
Выполняют задание в рабочей тетради.
Вставляют пропущенные запятые.
Улыбнулись сонные (И. п.) березки,
Растрепали шелковые (В. п.) косы.
Шелестят зеленые (И. п.) сережки,
И горят серебряные (И. п.) росы.
VII. Итог урока. Рефлексия
– Что нового узнали на уроке?
– Как определить падеж прилагательного во множественном числе?
– Как можно проверить окончание имени прилагательного?
– Понравилась ли вам ваша работа на уроке?
- Какую цель мы ставили в начале урока? Чему мы должны были научиться?
- Как вы считаете, вы достигли цели к концу урока?
- Как вы оцениваете работу на уроке всего класса?
- Рядом поставьте оценку.
- Поднимите руку те, кто за задание получил «2», «3», «4», «5».
- Молодцы ребята, вы сегодня очень хорошо поработали! Я вами очень довольна.
Делают вывод: прилагательные во множественном числе изменяются по падежам, не изменяются по родам; падеж прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу существительного, к которому оно относится
Сегодня я узнал…
Я научился…
У меня получилось…
Мне было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Домашнее задание
– Выполнить упражнение 88 на стр.42
- Урок окончен. Можете быть свободны.