СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока по русскому языку  по теме "имя существительное"

Просмотр содержимого документа
«Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа.»

Урок _____Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа.

Цель:

Научатся различать именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа; научатся писать и выделять окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах.

Планируемые результаты:

формировать умение склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе; формировать навыки орфографической зоркости; развитие речи учащихся: пополнение активного словаря детей, развитие монологической речи, упражнение в точном употреблении определений; развитие словесно-логического мышления: упражнение в выполнении операций анализа, синтеза, обобщения, развитие умения делать выводы; развитие коммуникативных навыков.

УУД

Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; уметь искать и выделять необходимую информацию (извлекать и преобразовывать информацию из схемы); осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя).

Регулятивные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; проводить самопроверку и взаимопроверку по выделенным критериям; определять самостоятельно качество и уровень усвоения материала, давать самооценку.

Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;уметь сотрудничать со сверстниками в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; уважительно относиться к мнению одноклассников.

Личностные результаты

Осознавать личностный смысл учения; стремиться к самовыражению через материал предмета; осознанно 
готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.

оборудование презентация; раздаточный материал

Ход урока

1.Организация начала урока

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас открытый урок русского языка.

- Проверим нашу готовность к уроку.

- Вы пришли сюда учиться.

  Не лениться, а трудиться.

-Продолжите.

- Вы готовы быть такими на уроке?

- Приступаем к работе. Желаю вам удачи. Садитесь.  

Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока)

II. Актуализация знаний.

Минутка чистописания.

Проверка домашней работы.

- Прежде чем начать наш урок, предлагаю сначала записать дату и классную работу. Откройте тетради и запишите.

Проводит минутку чистописания.

– Посмотрите на слайд. Прочитайте орфоэпически верно данные слова.

– С каких звуков начинаются эти слова?

– Дайте характеристику звуку [к].

– А теперь звуку [к’].

– Запишите соединения с буквой «к».



Выполняют чистописание.

Катало́г, купе [пэ], конечно [шн], киломе́тр.

- [к] – согласный, твёрдый парный, глухой парный;

- [к’] – согласный, мягкий парный, глухой парный.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу  полученного  задания. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей  и условиями ее реализации.

Проверяет усвоение темы предыдущего урока и выполнение домашней работы.

-Прежде чем начать изучение новой темы, мы с вами проверим выполнение домашнего задания и усвоение предыдущей темы урока.

- Скажите мне, какая была тема предыдущего урока?

-Правильно. Что такое имя прилагательное?

- Какую роль играют прилагательные в нашей речи?

- С какой частью речи согласуются имена прилагательные?

- Как изменяются прилагательные во множественном числе?

- Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе?

- Как проверить написание ударных и безударных окончаний имён прилагательных во множественном числе?

- А какое задание у вас было на дом? Что нужно было сделать?

- Проверим, как вы выполнили самостоятельно это упражнение. Откройте тетради с домашней работой. (Читают составленное предложение, называют прилагательное, его падеж и окончание).

Отвечают на вопросы учителя. Проверяют домашнюю работу.

- Склонение имён прилагательных во множественном числе.

- Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? чей?

- Делают нашу речь яркой и красочной.

- С именем существительным.

- Изменяются только по падежам, по родам не изменяются.

- По падежу имени существительного, с которым оно сочетается.

- По вопросу, ударные и безударные окончания прилагательных совпадают с ударным окончанием вопроса.

- Составить из слов предложения и записать их в тетрадь. Указать падеж имён прилагательных, выделить их окончания.

В гол (П. п.) макушках деревьев гуляли жест-
к (И. п.) и колюч (И. п.) ветры. С елов 
(Р. п.) лап падали на землю снегов (И. п.) шапки. По лилов (Д. п.) шишкам прыгали синички и вертелись краснозоб (И. п.) снегири. Иней осыпался с берез и серебрян (Т. п.) искрами блестел на снегу.

III. Сообщение темы  урока.

Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать тему и цель урока.

НА ДОСКЕ

- Прочитайте тему урока.

- Исходя из темы урока, определите учебную задачу урока.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством 
учителя определяют задачи урока.

– Сегодня на уроке мы будем учиться различать именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа, писать правильно их падежные окончания.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Принимать 
и сохранять учебную цель 
и задачу. Делать выводы

Осуществлять анализ объектов. Адекватно использовать речевые средства для решения различных ком
муникативных задач. Делать выводы, извлекать инфор-
мацию из различных источников.

IV. Объяснение нового материала.

Работа по учебнику (упражнение 86)

Организует работу по теме урока. Объясняет 
новый материал, отвечает на вопросы учеников.

- Откройте учебник на стр. 41 и прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

- Правильный ли вы сделали вывод об именах прилагательных в В. п.?

– Составьте и запишите предложение с любым словосочетанием.

- Прочитайте свои предложения.

Выводят языковые закономерности, лежащие 
в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике.

Делают вывод:

Имена прилагательные в именительном падеже во множественном числе всегда отвечает на вопрос какие? и имеют окончания -ые, -ие.

Имена прилагательные в винительном падеже отвечают на вопрос «какие?» и имеют окончания -ые, -ие, если сочетаются с неодушевленными именами существительными, а если сочетаются с одушевленными именами существительными, то отвечают на вопрос «каких?» и имеют окончания -ых, -их.

V. Первичное закрепление знаний. Работа по карточкам.

Работа по учебнику (упражнение 87).

работу в парах. Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий.

- Перед вами на парте лежит карточка. Вы будете работать в парах. Положите перед собой карточку, прочитайте задание.

- Обговорите в парах, ваш план работы. Кто готов поделиться своим планом действий.

- Приступайте к заданию.

- Проверим выполненное задание.

- Как определяли падеж у имени прилагательного в предложении?

-На какие вопросы отвечает И. п. множественного числа имён прилагательных? Какие имеет окончания? 

-На какие вопросы отвечает В. п. множественного числа имен прилагательных? Какие имеет окончания? 

- Откройте учебники на стр.41.

– Прочитайте стихотворение С.Есенина из упр. 87. Что вы представили?

- Какое это предложение простое или сложное? Почему? Назовите их.

- Запишите стихотворение в тетрадь и подчеркните грамматические основы.

– Самостоятельно определите падеж имён прилагательных. Подпишите сверху карандашом.

- Назовите имена прилагательные в И.п.Докажите.

- Есть ли здесь имена существительные в В.п.? Докажите.

Работают в парах. Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Карточка №1. (Работа в парах)

Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падежи.

Маленьк... ёлочки покрыты снегом. На бел.. березки тихо падал пушистый снег. Легк.. снежинки медленно опускались на высок.. крыши домов.

- По существительному, с которым прилагательное согласуется. Прилагательные всегда связаны с существительными и стоят в том же падеже.

- Раннее утро, рассвет.

Записывают стихотворение. Подчеркивают основы предложения. Указывают падеж имен прилагательных.

Задремали звезды золотые (И. п.),

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные (В. п.)

И румянит сетку небосклона.

Золотые – поясняет подлежащее.

- Речные - поясняет существительное в В.п.

Осознанно 
и произвольно строить речевое высказывание  в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Осуществлять контроль по результату.

Физкультминутка.

VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

– Прочитайте имена существительные, записанные на доске.

Ножи, разбойники, кольчуга, леса, молодцы

– Какое слово лишнее? Почему?

- Что такое кольчуга?

– На какие две группы можно разделить остальные слова?

(стальные, дремучие, злые, добрые)

– Из предложенных слов на слайде, подберите к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.

- Подставьте эти словосочетания в предложение НА ДОСКЕ

«Бабушка рассказала сказку про…».

– В каком падеже будут стоять имена существительные и имена прилагательные?

- Запишите в тетрадь получившееся предложение. - Выделите окончания имён прилагательных.

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения.

– Лишнее слово «кольчуга», потому что оно употреблено в единственном числе.

Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец.

– Все слова можно разделить на две группы по признаку одушевленности/неодушевленности.

Составляют словосочетания

– Имена существительные и имена прилагательные будут стоять в винительном падеже.

Записывают предложение.

Выделяют окончания имен прилагательных.

Понимать на слух ответы одноклассников. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников

– Почему в одном предложении и в одинаковом падеже имена прилагательные имеют разные 
окончания? От чего это зависит?

– Как можно проверить окончание имени прилагательного?

– Какие окончания встречаются у имен прилагательных в винительном и именительном падежах множественного числа?

Работа по карточкам

– Прочитайте стихотворение С. Есенина. Вставьте пропущенные запятые.

– Подчеркните в каждом предложении главные члены.

– Укажите падеж каждого имени прилагательного, выделите их окончания

Выполняют задание в рабочей тетради.

Вставляют пропущенные запятые.

Улыбнулись сонные (И. п.) березки,

Растрепали шелковые (В. п.) косы.

Шелестят зеленые (И. п.) сережки,

И горят серебряные (И. п.) росы.

VII. Итог урока. Рефлексия

– Что нового узнали на уроке?

– Как определить падеж прилагательного во множественном числе?

– Как можно проверить окончание имени прилагательного?

– Понравилась ли вам ваша работа на уроке?

- Какую цель мы ставили в начале урока? Чему мы должны были научиться?

- Как вы считаете, вы достигли цели к концу урока?

- Как вы оцениваете работу на уроке всего класса?

- Рядом поставьте оценку.

- Поднимите руку те, кто за задание получил «2», «3», «4», «5».

- Молодцы ребята, вы сегодня очень хорошо поработали! Я вами очень довольна.

Делают вывод: прилагательные во множественном числе изменяются по падежам, не изменяются по родам; падеж прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу существительного, к которому оно относится

  • Сегодня я узнал…

  • Я научился…

  • У меня получилось…

  • Мне было трудно…

  • Я выполнял задания…

  • Я понял, что…

Домашнее задание

– Выполнить упражнение 88 на стр.42

- Урок окончен. Можете быть свободны.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!