СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имена существительные общего рода.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Имена существительные общего рода.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект МОЕГО урока.»

Тема: Имена существительные общего рода.

Место и роль урока в изучаемой теме: данный урок третий в теме «Род имен существительных».

Цель урока для учителя: Создать условия для получения учащимися знаний о существительных общего рода.

Цель урока для учащихся: Понять, что такое имена существительные общего рода.

Задачи урока:

Образовательные:

- знать имена существительные общего рода, особенности согласования их с именами прилагательными;

- формировать у учащихся навык узнавания и употребления в речи существительных общего рода с оценочным значением и со значением профессии, должности;

- приводить примеры, делать выводы, обобщения.

Развивающие:

- оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу,

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем,

- систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию,

Воспитательные:

- воспитывать у учащихся внимательное отношение к окружающим, адекватную самооценку, чувство собственного достоинства и коллективизм, а также интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • уметь находить существительные общего рода,

  • воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

  • личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Метапредметные:

  • уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

  • уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

  • уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями (Познавательные УУД)

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Методы, технологии, приемы работы: диалоговая технология, проблемно-поисковая, технология развития критического мышления.

Формы организации учебной деятельности: Фронтальная, парная, индивидуальная.

Материалы и оборудование: распечатанные на каждого учащегося материалы приложений, медиапроектор, компьютер, экран.






Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности

- Готовы ль вы начать урок?
Все ль на месте, всё ль в порядке
Книги, ручки и тетрадки?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

Начинаем урок русского языка.



Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

2. Актуализация знаний.

















- Какую часть речи мы изучаем в ходе последних уроков?

- Мы продолжаем изучение имени существительного, и вы уже достаточно много знаете об этой части речи.

Мне приходилось слышать такой ответ:

«Имена существительные изменяются по родам, числам и падежам».

-Верно ли это утверждение?




- Действительно, в русском языке, существительные относятся к одному из трех родов. 


-Ребята, каким образом мы определяем род имён существительных?

- Род существительного в словосочетании и предложении можно определить по именам прилагательным и местоимениям, которые с ним согласуются.

-Имя существительное.







-Нет. Имена существительные относятся к одному из трех родов: мужскому, женскому или среднему





-Чаще всего подставляем местоимения.

Он, мой - мужской род,

она, моя - женский род,

оно, моё - средний род.

РУУД: рефлексия содержания материала

КУУД: изложение своего мнения, аргументация его

РУУД: умения самоорганизации при выполнении записей

РУУД: самооценивание.










3. Целеполагание. Постановка учебной задачи.

- Молодцы, я думаю, что следующее задание вы выполните без ошибок.

Решение проблемной ситуации.


1.«Умница!» – сказала мама.
«Что же ты за непоседа?!» - воскликнула бабушка.
«Ну и соня же ты!» – не выдержал папа.

- Скажите, о мальчике или о девочке идёт речь в предложениях?

-Можно ли определить к кому относятся эти слова? ---Почему?


2. «Умница, дочка!» – сказала мама.
«Что же ты за непоседа, внучок!?» – воскликнула бабушка.
«Брат, ну ты и соня!» – не выдержал папа.


-А сейчас вы можете определить о ком идёт речь?

-Можно ли определить род этих существительных?
-Запишите существительные умница, непоседа, соня и определите род.


3. «Умница, сынок!» – сказала мама.
«Что же ты за непоседа, внученька?!» – воскликнула бабушка.
«Сестра, ну ты и соня!» - не выдержал папа.
-Запишите те же существительные и определите род.


- Что интересного вы заметили?



Вывод:

Имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода.

НО

Род – это постоянный признак имён существительных.


-Какую проблему мы должны решить сегодня на уроке?



- Вернёмся к нашим словам, есть ли что-то общее у этих существительных?

- Какого же рода эти существительные?

-Давайте придумаем, как их можно назвать.

В русском языке есть имена существительные с окончанием –а (-я) в единственном числе, которые относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола.
Такие имена существительные называются СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ ОБЩЕГО РОДА.


-Как, на ваш взгляд, будет звучать тема нашего урока?

-Ребята, а где можно узнать, правильно ли мы определили тему урока? (стр. 259, п.95)


- Какие цели-задачи мы будем преследовать сегодня на уроке?

- Воспользуемся словами – подсказками.








Обратите внимание на цели: какую из них мы уже выполнили?

-Совершенно верно, продолжим урок.






























-Эти имена существительные могут быть как женского, так и мужского рода.









-Почему некоторые имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода?

-Окончание –а, -я, число единственное.


(………).

(………).










-Существительные общего рода.


-В учебнике. (Записывают тему урока).





-познакомиться с определением существительные общего рода;

-научиться находить существительные общего рода;

- научиться определять их род;

-научиться составлять предложения с существительными общего рода.


- Мы познакомились с определением существительных общего рода.

ПУУД: анализ информации
































































РУУД: целеполагание

4. Первичное закрепление.


Задание. Составьте предложения с данным словом, употребляя его для обозначения как лиц мужского, так и лиц женского пола.

-Какую еще задачу мы выполнили?


Задание.

Выпишите из стихотворения слова, с помощью которых характеризуются его герои.

Распределите слова на два столбика:

1) Существительные мужского рода.

2) Существительные общего рода.

Во дворе играют и шалят

Десять первоклассников – ребят.

Лёня – тихоня, Андрей – озорник,

Афоня – засоня – плохой ученик,

Гришка - трусишка, Игорь – смельчак,

Коленька – плакса, Сергей – весельчак,

Злюка – Аркашка, Володя – добряк

И маленький Гешка – большой сладкоежка.


-Какую еще задачу мы выполнили?


Плакса.




- Мы учились составлять предложения, используя существительные общего рода.



Существительные мужского рода.

Существительные общего рода.

озорник

тихоня

смельчак

засоня

весельчак

трусишка

добряк

плакса


злюка


сладкоежка

Нет ошибок – «5».

1 – 2 ошибки – «4».

3 – 4 ошибки – «3».

5 и более ошибок - повтори теорию.



- Упражнялись в нахождении данных существительных и определении их рода.

РУУД: рефлексия содержания материала

РУУД: взаимопроверка (оценивание).

Физкультминутка:

«Кто вы?»

(Если Ваш ответ: «Да», то наклон вперёд,

если – «Нет», то приседаем).

- Вы сладкоежка? - Вы чистюля?

- Вы ябеда? - Вы умница?

- Вы тихоня? - Вы обжора?

- Вы левша? - Вы молодчина?

- Вы жадина? - Вы белоручка?

- Вы плакса? - Вы соня?

- Вы трудяга? - Вы неряха?

Выполняют физминутку.

РУУД: умения самоорганизации при выполнении упражнений.

5.Вторая проблемная ситуация.

Исследование в паре.


Предложения для анализа.

Вопросы.

Дежурный врач Иванов выписал рецепт.

Дежурный врач Иванова выписала рецепт.

Строгий тренер Свиридов выжал из нас все силы.

Строгий тренер Свиридова выжала из нас все силы.

Кого называют выделенные существительные?


Какого они рода?


Лиц какого пола они обозначают?


В каком роде употреблено с ним прилагательное?


В каком роде употреблён глагол прошедшего времени?


Выделенные существительные - это существительные общего рода?

-Возьмите на заметку!







- Лиц по профессии, по роду занятий.




- М.р.


- И женского, и мужского.



-М.р.




- И женского, и мужского.




- Нет. У них нет окончания.






6. Вторичное закрепление.

Задание.

Составьте предложения с данным словом, употребляя его для обозначения как лиц мужского, так и лиц женского пола. Глаголы – сказуемые ставьте в прошедшем времени.


Задание.

Допиши окончание прилагательных и глаголов.

Опытный архелог Петров обнаружил останки древней цивилизации.

Баскетбольный тренер Топилина долго готовила команду к соревнованиям.

 Главный бухгалтер Наталья Николаевна подготовила квартальный отчет.

Грамотный юрист Завьялов составил договор на покупку недвижимости.

Дежурный врач Иванова выписала рецепт.


Доктор.









ПУУД: умений работать с текстом

РУУД: рефлексия содержания материала




РУУД: взаимооценивание

7.Итоговый тест (самооценка).


- Какая проблема возникла в начале урока?




-Почему некоторые имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода?

ПУУД: умений работать с текстом

РУУД: рефлексия содержания материала

РУУД: взаимооценивание

8. Рефлексия деятельности.


Продолжите предложение (на слайде)

1. На уроке я работал  …     активно /пассивно

2. Своей работой на уроке я… доволен /не доволен

3. Урок мне показался…    коротким /длинным

4. За урок я …                          не устал /устал

5. Моё настроение   стало лучше /стало хуже

6. Материал урока мне был  

 понятен / не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен


РУУД: самооценивание

ЛУУД: осознание личностного значения изучения темы

КУУД: умения публичного мини-выступления

9. Домашнее задание


П. 22 с 176

Задания на выбор:

Параграф 95 стр. 259 – прочитать.

Задания на карточках – на выбор:

1.Прочитайте пословицы народов мира. Запишите их, подчёркивая имена существительные общего рода и по словам-подсказкам определите их род в данном контексте.

2.Прочитайте определения, замените их одним словом - существительным общего рода. Запишите эти слова.

3.Упр.728 (зад.1), упр.730, стр. 259-260.


РУУД: рефлексия содержания материала


10. Подведение итогов работы.


-Ребята, какие цели мы ставили в начале урока?







- Достигли ли мы целей, которые ставили в начале урока?


-А зачем мы познакомились с существительными общего рода?


- Ребята, что грамматические ошибки, связанные с употреблением существительных общего рода, нередко встречаются в текстах (ОГЭ и ЕГЭ экзаменационных работ в 9 и 11 классах.


-Поставьте общую оценку за работу на уроке, учитывая промежуточные оценки.


-Всем СПАСИБО за урок!!!

-познакомиться с определением существительные общего рода;

-научиться находить существительные общего рода;

- научиться определять их род;

-научиться составлять предложения с существительными общего рода.

-Да.

РУУД: самооценивание





Просмотр содержимого документа
«Предложения для анализа.»

Предложения для анализа.

Вопросы.

Ответы.

Дежурный врач Иванов выписал рецепт.


Дежурный врач Иванова выписала рецепт.


Строгий тренер Свиридов выжал из нас все силы.


Строгий тренер Свиридова выжала из нас все силы.

Кого называют выделенные существительные?




Какого они рода?




Лиц какого пола они обозначают?




В каком роде употреблено с ним прилагательное?




В каком роде употреблён глагол прошедшего времени?




Выделенные существительные - это существительные общего рода?


_____________________________________________________________________________________

Предложения для анализа.

Вопросы.

Ответы.

Дежурный врач Иванов выписал рецепт.


Дежурный врач Иванова выписала рецепт.


Строгий тренер Свиридов выжал из нас все силы.


Строгий тренер Свиридова выжала из нас все силы.

Кого называют выделенные существительные?




Какого они рода?




Лиц какого пола они обозначают?




В каком роде употреблено с ним прилагательное?




В каком роде употреблён глагол прошедшего времени?




Выделенные существительные - это существительные общего рода?




Просмотр содержимого документа
«Приложения к уроку.»

Оценочный лист _______________________________________________.

Задание.

1 задание.

2 задание.

Тест.

Самооценка.

Итог.

Оценка.






_________________________________________________________________



Оценочный лист _______________________________________________.

Задание.

1 задание.

2 задание.

Тест.

Самооценка.

Итог.

Оценка.






_________________________________________________________________



Оценочный лист _______________________________________________.

Задание.

1 задание.

2 задание.

Тест.

Самооценка.

Итог.

Оценка.






_________________________________________________________________



Оценочный лист _______________________________________________.

Задание.

1 задание.

2 задание.

Тест.

Самооценка.

Итог.

Оценка.






______________________________________________________________



Оценочный лист _______________________________________________.

Задание.

1 задание.

2 задание.

Тест.

Самооценка.

Итог.

Оценка.






_________________________________________________________________








Задание 1. Прочитайте внимательно стихотворение. Выпишите из стихотворения слова, с помощью которых характеризуются его герои. Распределите слова на два столбика:

1) Существительные мужского рода. 2) Существительные общего рода.


Во дворе играют и шалят

Десять первоклассников – ребят.

Лёня – тихоня, Андрей – озорник,

Афоня – засоня – плохой ученик,

Гришка - трусишка, Игорь – смельчак,

Коленька – плакса, Сергей – весельчак,

Злюка – Аркашка, Володя – добряк

И маленький Гешка – большой сладкоежка


_________________________________________________________________________________________


Задание 2. Допиши (где нужно) окончание прилагательных и глаголов.

1.Опытн… археолог Петров обнаружил… останки древней цивилизации.

2.Баскетбольн… тренер Топилина долго готовил… команду к соревнованиям.

3.Главн… бухгалтер Наталья Николаевна подготовил…квартальный отчет.

4.Грамотн… юрист Завьялов составил… договор на покупку недвижимости.

5.Дежурн… врач Иванова выписал… рецепт.


______________________________________________________________________________________



Итоговый тест___________________________________.

1.Существительное общего рода могут быть только:

1.М.р. 2. М.р. и ж.р. 3.Ж.р. 4.Ср.р.


2.Какое из существительных относится к общему роду?

1.Умница 2.Выдумщица 3. Искусница 4.Красавица


3.Какое из существительных не относится к общему роду?

1.Отличница 2.Забияка 3.Невежа 4.Невежда


4.В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

1.Даша была обычной разиней. 2.Большая непоседа Наташа ни минуты не сидит на месте.

3.Удивительный неряха Максим не следит за своим внешним видом. 4. Андрей – ужасная плакса.


5. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

1.Ошибку допустил кассир Кузнецова. 2.Николай Матвеевич был строгим директором.

3.Врач Соловьев поставил верный диагноз. 4.Судья Сидорова приняла верное решение.



1


2


3


4


5







Домашнее задание.

П. 95 с 259 - прочитать.

Задания на выбор:

1. Прочитайте пословицы народов мира. Запишите их, подчёркивая имена существительные общего рода и по словам-подсказкам определите их род в данном контексте.

1) Тихоня - жучок стену проедает (корейская). 

2) Зина, не ходи разиней (русская).

3) Парень – сладкоежка, что ни день, то сыроежка (русская). 

4) Нож не разбирает, что резал, обжора не замечает, что ел (тувинская). 

5) Медведь тоже костоправ, да самоучка (русская). 

6) Моя тетка – трещотка, она узнает – весь мир узнает (азербайджанская).

7) Без мужа жена всегда сирота (русская).

8) Нашел сирота кашу – тут же кровь из носа пошла (туркменская).

9) Без хозяина земля – круглая сирота (русская).

10) В еде – здоровяк, а в труде – калека (персидская).


2. Прочитайте определения, замените их одним словом - существительным общего рода. Запишите эти слова.

1.Кто не приучен к грязной работе - …

2. Человек высокого роста - …

3. Отъявленный, закоренелый вор - …

4. Подвижный, беспокойный человек - …

5. Надоедливый, нудный человек - …

6. Слишком чувствительный человек - …

7. Кто много ест, обжирается - …

8. Кто часто плачет - …

9. Кто слишком заботится о чистоте - …

10. Кто ябедничает, доносит - …

(Слова для справок: ябеда, чистюля, плакса, обжора, недотрога, зануда, егоза, ворюга, верзила, белоручка).


3. Упр.728 (зад.1), упр.730, стр. 259-260.
























1.Стихотворение.


Существительные мужского рода.

Существительные общего рода.

Озорник

Тихоня

Смельчак

Засоня

Весельчак

Трусишка

Добряк

Плакса

 

Злюка

 

Сладкоежка


_________________________________________________________________________________________



2.Предложения.

1.Опытный археолог Петров обнаружил останки древней цивилизации.

2.Баскетбольный тренер Топилина долго готовила команду к соревнованиям.

3. Главный бухгалтер Наталья Николаевна подготовила квартальный отчет.

4.Грамотный юрист Завьялов составил договор на покупку недвижимости.

5.Дежурный врач Иванова выписала рецепт.

_________________________________________________________________________________________



3. Тест.

1

2

2

1

3

1

4

4

5

1


____________________________________________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока.»

1. Тема урока: Существительные общего рода.

2.Цели урока.

Цель урока для учителя: Создать условия для получения учащимися знаний о существительных общего рода.

Цель урока для учащихся: Понять, что такое имена существительные общего рода.

Задачи урока:

Образовательные:

- знать имена существительные общего рода, особенности согласования их с именами прилагательными;

- формировать у учащихся навык узнавания и употребления в речи существительных общего рода с оценочным значением и со значением профессии, должности;

- приводить примеры, делать выводы, обобщения.

Развивающие:

- оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу,

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем,

- систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию,

Воспитательные:

- воспитывать у учащихся внимательное отношение к окружающим, адекватную самооценку, чувство собственного достоинства и коллективизм, а также интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • уметь находить существительные общего рода,

  • воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

  • личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Метапредметные:

  • уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

  • уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

  • уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями (Познавательные УУД)

3.Тип урока: открытие «новых» знаний.

4.Методы, технологии, приемы работы: диалоговая технология, проблемно-поисковая, технология развития критического мышления.

Формы организации учебной деятельности: Фронтальная, парная, индивидуальная.

Материалы и оборудование: распечатанные на каждого учащегося материалы приложений, медиапроектор, компьютер.


Соблюдены структурные компоненты урока:

-организационный момент, включающий эмоциональный настрой, мотивирование на результат;

- актуализация знаний, подводящая к теме урока;

-введение новой темы, через создания проблемной ситуации;

-физкультминутка, связанная с темой урока;

- разнообразная практическая работа по закреплению полученных знаний;

-дано домашнее задание (дифференцированное);

- рефлексия;

-подведение итогов урока учениками.

-оценивание.

В начале урока ребята осуществляют указанные мной мыслительные операции (решают поставленную проблему, выдвигают свои гипотезы, в результате определяют тему урока и приходят к формулированию цели урока). Формулируя цель, учащиеся ясно видят, что должны освоить в течение урока и к какому результату должны прийти. На уроке использовался проблемно-поисковый метод при «добывании новых знаний» (знания не предлагались учащимся в готовом виде, их надо было добывать самостоятельно). Учащиеся рассуждали, анализировали, обобщали, делали вывод, тем самым формировали познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные УУД.

Для закрепления материала использовались следующие формы работы:

- коллективная;

--индивидуальная работа;

-работа в парах.

На уроке использовались компьютерные технологии для повышения качества образования учащихся. Через проектор на экран выводились различные виды работ, что позволило ускорить темп работы учащихся на уроке, чтобы как можно больше и качественнее выполнить заданий на уроке.

Приёмы подведения итогов, рефлексия способствовали развитию мыслительных операций: умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке, так как на настоящий момент данными умениями владеют не все ученики класса.

Высокая работоспособность на уроке обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий (тематическая физминутка).

Было дано домашнее задание (дифференцированное, по выбору учащихся).

Думаю, что цели урока были достигнуты путем совместного сотрудничества. Оценки объявлены. Считаю, что урок был интересным для учащихся, так как были и проблемные ситуации, и разнообразные формы работы, и смена видов деятельности. Применяемые методы и приемы соответствовали возрасту и уровню подготовленности учащихся.



Просмотр содержимого презентации
«Презентация к МОЕМУ уроку.»

Шестое апреля.  Классная работа. 9/6/18

Шестое апреля. Классная работа.

9/6/18

О ком идёт речь?  «Умница!» – сказала мама.   «Что же ты за непоседа?!» - воскликнула бабушка.   «Ну и соня же ты!» – не выдержал папа.    9/6/18

О ком идёт речь?

«Умница!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа?!» - воскликнула бабушка. «Ну и соня же ты!» – не выдержал папа.

9/6/18

« Умница , дочка!» – сказала мама.   «Что же ты за непоседа , внучок!?» – воскликнула бабушка.   «Брат, ну ты и соня !» – не выдержал папа.      9/6/18

« Умница , дочка!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа , внучок!?» – воскликнула бабушка. «Брат, ну ты и соня !» – не выдержал папа.

9/6/18

« Умница , сынок!» – сказала мама.   «Что же ты за непоседа , внученька?!» – воскликнула бабушка.   «Сестра, ну ты и соня !» - не выдержал папа.     9/6/18

« Умница , сынок!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа , внученька?!» – воскликнула бабушка. «Сестра, ну ты и соня !» - не выдержал папа.

9/6/18

ВЫВОД. Одни и те же имена существительные могут быть как мужского , так и женского рода. НО Род – это постоянный признак имён существительных. Какую проблему мы должны решить сегодня на уроке? 9/6/18

ВЫВОД.

Одни и те же имена существительные могут быть как мужского , так и женского рода.

НО

Род – это постоянный признак имён существительных.

Какую проблему мы должны решить сегодня на уроке?

9/6/18

Почему некоторые имена существительные могут быть как мужского , так и женского рода?    9/6/18

Почему некоторые имена существительные могут быть как мужского , так и женского рода?

9/6/18

В русском языке есть имена существительные с окончанием –а (-я) в единственном числе , которые относятся к мужскому роду , если обозначают лиц мужского пола , и к женскому роду , если обозначают лиц женского пола.  Такие имена существительные называются СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ ОБЩЕГО РОДА. 9/6/18

В русском языке есть имена существительные с окончанием –а (-я) в единственном числе , которые относятся к мужскому роду , если обозначают лиц мужского пола , и к женскому роду , если обозначают лиц женского пола. Такие имена существительные называются СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ ОБЩЕГО РОДА.

9/6/18

Задание.  Составьте предложения с данным словом, употребляя его для обозначения как лиц мужского, так и лиц женского пола.      Плакса.                  9/6/18

Задание.

Составьте предложения с данным словом, употребляя его для обозначения как лиц мужского, так и лиц женского пола.

Плакса.

9/6/18

Во дворе играют и шалят Десять первоклассников – ребят. Лёня – тихоня, Андрей – озорник, Афоня – засоня – плохой ученик, Гришка - трусишка, Игорь – смельчак, Коленька – плакса, Сергей – весельчак, Злюка – Аркашка, Володя – добряк И маленький Гешка – большой сладкоежка. 9/6/18

Во дворе играют и шалят

Десять первоклассников – ребят.

Лёня – тихоня, Андрей – озорник,

Афоня – засоня – плохой ученик,

Гришка - трусишка, Игорь – смельчак,

Коленька – плакса, Сергей – весельчак,

Злюка – Аркашка, Володя – добряк

И маленький Гешка – большой сладкоежка.

9/6/18

Существительные мужского рода. Существительные общего рода. Озорник Тихоня Смельчак Засоня Весельчак Трусишка Добряк Плакса   Злюка   Сладкоежка 9/6/18

Существительные мужского рода.

Существительные общего рода.

Озорник

Тихоня

Смельчак

Засоня

Весельчак

Трусишка

Добряк

Плакса

 

Злюка

 

Сладкоежка

9/6/18

Оцените себя!!! Нет ошибок – «5». 1 – 2 ошибки – «4». 3 – 4 ошибки – «3». 5 и более ошибок - повтори теорию. 9/6/18

Оцените себя!!!

Нет ошибок – «5».

1 – 2 ошибки – «4».

3 – 4 ошибки – «3».

5 и более ошибок - повтори теорию.

9/6/18

Физкультминутка!!!       «Кто вы?» Если Ваш ответ «Да», то наклон вперёд, если – «Нет», то приседаем. 9/6/18

Физкультминутка!!!

«Кто вы?»

Если Ваш ответ «Да», то наклон вперёд,

если – «Нет», то приседаем.

9/6/18

Предложения для анализа. Вопросы . Дежурный врач Иванов выписал рецепт. Кого называют выделенные существительные мужского рода? Дежурный врач Иванова выписала рецепт. Строгий тренер Свиридов выжал из нас все силы. Строгий тренер Свиридова выжала из нас все силы. Лиц какого пола они обозначают? (см.фамилии) В каком роде употреблены с ним прилагательные? В каком роде употреблёны глаголы прошедшего времени? Выделенные существительные - это существительные общего рода?  9/6/18

Предложения для анализа.

Вопросы .

Дежурный врач Иванов выписал рецепт.

  • Кого называют выделенные существительные мужского рода?

Дежурный врач Иванова выписала рецепт.

Строгий тренер Свиридов выжал из нас все силы.

Строгий тренер Свиридова выжала из нас все силы.

  • Лиц какого пола они обозначают? (см.фамилии)
  • В каком роде употреблены с ним прилагательные?
  • В каком роде употреблёны глаголы прошедшего времени?
  • Выделенные существительные - это существительные общего рода?

9/6/18

Возьмите на заметку!!! Некоторые существительные мужского рода, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий, обозначают как лиц мужского, так и лиц женского пола, например: врач Иванов и  врач Иванова. Глагол-сказуемое в прошедшем времени при таком подлежащем – существительном ставится в мужском роде, если речь идёт о мужчине:  Врач Иванов (м. р.)  выписал  (м. р.) рецепт , и в женском роде, если речь идёт о женщине:  Врач Иванова (ж. р.) выписала (ж. р.) рецепт. Определение – прилагательное с таким существительным употребляется в мужском роде: Дежурный врач Иванов выписа л рецепт.  Дежурный врач Иванова выписал а рецепт . 9/6/18

Возьмите на заметку!!!

Некоторые существительные мужского рода, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий, обозначают как лиц мужского, так и лиц женского пола, например: врач Иванов и врач Иванова.

Глагол-сказуемое в прошедшем времени при таком подлежащем – существительном ставится в мужском роде, если речь идёт о мужчине: Врач Иванов (м. р.) выписал (м. р.) рецепт , и в женском роде, если речь идёт о женщине: Врач Иванова (ж. р.) выписала (ж. р.) рецепт.

Определение – прилагательное с таким существительным употребляется в мужском роде:

Дежурный врач Иванов выписа л рецепт.

Дежурный врач Иванова выписал а рецепт .

9/6/18

Задание.  Составьте предложения с данным словом, употребляя его для обозначения как лиц мужского, так и лиц женского пола.       Доктор.                  9/6/18

Задание.

Составьте предложения с данным словом, употребляя его для обозначения как лиц мужского, так и лиц женского пола.

Доктор.

9/6/18

Допиши ( где нужно ) окончание прилагательных и глаголов. Опытн … археолог Петров обнаружил… останки древней цивилизации. Баскетбольн… тренер Топилина долго готовил… команду к соревнованиям.   Главн…бухгалтер Наталья Николаевна подготовил…квартальный отчет. Грамотн…юрист Завьялов составил… договор на покупку недвижимости. Дежурн… врач Иванов…выписала рецепт. 9/6/18

Допиши ( где нужно ) окончание прилагательных и глаголов.

Опытн … археолог Петров обнаружил… останки древней цивилизации.

Баскетбольн… тренер Топилина долго готовил… команду к соревнованиям.

  Главн…бухгалтер Наталья Николаевна подготовил…квартальный отчет.

Грамотн…юрист Завьялов составил… договор на покупку недвижимости.

Дежурн… врач Иванов…выписала рецепт.

9/6/18

Проверим. Опытн ый археолог Петров обнаружи л останки древней цивилизации. Баскетбольн ый тренер Топилина долго готовил а команду к соревнованиям.   Главн ый бухгалтер Наталья Николаевна подготовил а квартальный отчет. Грамотн ый юрист Завьялов состави л договор на покупку недвижимости. Дежурн ый врач Иванова выписал а рецепт. 9/6/18

Проверим.

Опытн ый археолог Петров обнаружи л останки древней цивилизации.

Баскетбольн ый тренер Топилина долго готовил а команду к соревнованиям.

  Главн ый бухгалтер Наталья Николаевна подготовил а квартальный отчет.

Грамотн ый юрист Завьялов состави л договор на покупку недвижимости.

Дежурн ый врач Иванова выписал а рецепт.

9/6/18

Оцените себя!!! Нет ошибок – «5». 1 – 2 ошибки – «4». 3 – 4 ошибки – «3». 5 и более ошибок - повтори теорию. 9/6/18

Оцените себя!!!

Нет ошибок – «5».

1 – 2 ошибки – «4».

3 – 4 ошибки – «3».

5 и более ошибок - повтори теорию.

9/6/18

Тест. 1 2 2 1 3 1 4 4 5 1 Нет ошибок – «5». 1 ошибка – «4». 2 ошибки – «3». 3 и более ошибок - повтори теорию. 9/6/18

Тест.

1

2

2

1

3

1

4

4

5

1

Нет ошибок – «5».

1 ошибка – «4».

2 ошибки – «3».

3 и более ошибок - повтори теорию.

9/6/18

1. На уроке я работал  …                             активно/пассивно 2. Своей работой на уроке я …                    доволен/не доволен 3. Урок мне показался …                              коротким/длинным 4 . За урок я …                                не устал/устал 5 . Материал урока мне был   …              понятен/ не понятен  полезен/бесполезен  интересен/скучен             9/6/18

1. На уроке я работал  …                             активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я …                    доволен/не доволен

3. Урок мне показался …                              коротким/длинным

4 . За урок я …                                не устал/устал

5 . Материал урока мне был   …              понятен/ не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

           

9/6/18

Домашнее задание. Параграф 95 стр. 259 – прочитать. Задания на карточках – на выбор: 1.Прочитайте пословицы народов мира. Запишите их, подчёркивая имена существительные общего рода и по словам-подсказкам определите их род в данном контексте. 2.Прочитайте определения, замените их одним словом - существительным общего рода. Запишите эти слова. 3.Упр.728 (зад.1), упр.730, стр. 259-260. 9/6/18

Домашнее задание.

Параграф 95 стр. 259 – прочитать.

Задания на карточках – на выбор:

1.Прочитайте пословицы народов мира. Запишите их, подчёркивая имена существительные общего рода и по словам-подсказкам определите их род в данном контексте.

2.Прочитайте определения, замените их одним словом - существительным общего рода. Запишите эти слова.

3.Упр.728 (зад.1), упр.730, стр. 259-260.

9/6/18

Спасибо за урок!!! 9/6/18

Спасибо за урок!!!

9/6/18

Просмотр содержимого презентации
«Точки разрыва урочной и неурочной деятельности.»

Точки разрыва урочной и неурочной деятельности  (70% / 30 %).

Точки разрыва урочной и неурочной деятельности (70% / 30 %).

Сравнение образовательной ситуации прежнего стандарта и образовательной ситуации нового стандарта. Урок (100 %). Урок  (70 %). Неурочная деятельность (30 %) .

Сравнение образовательной ситуации прежнего стандарта и образовательной ситуации нового стандарта.

Урок (100 %).

Урок

(70 %).

Неурочная деятельность (30 %) .

70% учебного времени в каждом предмете – учебная деятельность в урочной форме и не менее 30% учебного материала в каждом предмете - учебные занятия в иных неурочных формах.

70% учебного времени в каждом предмете – учебная деятельность в урочной форме и не менее 30% учебного материала в каждом предмете - учебные занятия в иных неурочных формах.

Урочная деятельность (УРОК) -это

Урочная деятельность (УРОК) -это

  • Это, систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени;
  • такая организационная форма учебной работы в школе, при которой учитель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся — с классом, по твердому расписанию , используя разнообразные методы для достижения намеченных ими дидактических задач в соответствии с требованиями учебной программы.
Неурочная деятельность.    Это формы организации индивидуальной, групповой, коллективно-распределительной деятельности обучающихся с целью расширения творческой, практической составляющей учебных предметов, дисциплин, курсов, модулей для формирования ключевых компетентностей и практического опыта школьников.

Неурочная деятельность.

Это формы организации индивидуальной, групповой, коллективно-распределительной деятельности обучающихся с целью расширения творческой, практической составляющей учебных предметов, дисциплин, курсов, модулей для формирования ключевых компетентностей и практического опыта школьников.

Под неурочными формами занятий понимаются те учебные часы, которые отданы на изучение предмета, но проводятся не в форме уроков. К неурочным формам занятий можно отнести : путешествие, творческую мастерскую, индивидуальные занятия, соревнования, проекты, лаборатории, тренинги, экскурсии, занятия – игры, путешествие в сказку, диспуты, отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ и др. Учебные часы на неурочные формы занятий берутся из количества часов, отведенных на изучение предмета в Учебном плане.
  • Под неурочными формами занятий понимаются те учебные часы, которые отданы на изучение предмета, но проводятся не в форме уроков.
  • К неурочным формам занятий можно отнести : путешествие, творческую мастерскую, индивидуальные занятия, соревнования, проекты, лаборатории, тренинги, экскурсии, занятия – игры, путешествие в сказку, диспуты, отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ и др.
  • Учебные часы на неурочные формы занятий берутся из количества часов, отведенных на изучение предмета в Учебном плане.
Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!