Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Барнаульская общеобразовательная школа № 2»
Творческо-исследовательский проект «Математика в баснях Ивана Андреевича Крылова» Математическая секция
Выполнила: ученица 5 класса
Коваленко Ксения
Руководитель: Шевцова Ольга Владимировна, учитель
Цель: формирование устойчивого интереса у учащихся к изучению предмета математики через мир басен И.А.Крылова
Задачи:
-изучить биографию и творчество Ивана Андреевича Крылова, используя литературные и иллюстрационные материалы;
- расширить кругозор в области математики
Эпилог
«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным»
Паскаль
Проект включает в себя:
- факты биографии Ивана Андреевича Крылова
- его басни и их анализ
- математические задания
Басня – короткий рассказ сатирического характера.
Иван Андреевич Крылов – великий, русский баснописец. Мы с детства знакомы с его произведениями. В своих баснях он высмеивает и критикует недостатки общественной жизни и человеческие недостатки: жадность, лень, тщеславие, трусость, глупость, невежество. Писатель делает это доступным всем языком.
Я люблю басни.
Однажды, читая их, я обратила внимание, как передается основная мысль произведения. Во многих из них используется язык одного из моих любимых учебных предметов - математики.
Актуальность
Басни Ивана Андреевича Крылова широко известны и любимы. Герои его произведений не похожи на людей. У них есть хвосты и перья, острые клювы и длинные уши. Однако в их характерах и поведении мы узнаем окружающих нас людей.
Проблема исследования
Научиться решать математические задачи и поднять уровень математической подготовки через басни Ивана Андреевича Крылова.
Гипотеза
Языковой материал басен разнообразен и богат. Тема работы является актуальной при изучении в 5 и 6 классах математических задач и имеет практическую значимость.
Биография
Крылов Иван Андреевич, русский писатель, баснописец, журналист, родился 13 февраля 1769 года в Москве в семье отставного офицера. Детские годы писателя прошли в Твери и на Урале. Семья его жила очень бедно, еще подростком Крылов поступил на службу в канцелярию. В 1782 году Крылов переезжает в Петербург, где устраивается на работу мелким чиновником в Казенной палате.
Биография
Иван Андреевич много занимался самообразованием, изучал литературу и математику, французский и итальянский языки. Прекрасно рисовал, умел мастерски играть на скрипке. Но он решил стать писателем и выбрал достаточно редкий литературный жанр - басню.
Именно басни сделали его известным. Ему удавалось в необидной форме показать слабости и недостатки людей.
Математику принято относить к точным наукам. И считается, что если прозвенел звонок на этот урок, то всё постороннее должно уступить место строгому доказательству и математическим формулам.
Мне стало очень интересно. Я стала внимательно изучать каждую басню и искать связь между числами и событиями. Ведь изучая литературу, я начала понимать лучше математику. Так объектами моего исследования стали басни. Я сделала попытку составить несколько задач, используя при этом сюжеты из басен.
Результаты исследования
В результате своего исследования, собрав информацию о И. А. Крылове и его баснях, были составлены интересные математические задачи.
Всем знакома басня «Квартет».
Басня «Квартет»
Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки И сели на лужок под липки - Пленять своим искусством свет.
Я составила задачи по басне «Квартет», которые затем мы решили с ребятами в классе.
Задача
Проказница Мартышка бананы собрала,
всего их 38, домой их отнесла. Осел с Козлом решили капусту принести, 7 грядок штук по 9, устали всё нести. Всё дома положили, и все пошли гулять, а косолапый Мишка пришел в дом отдыхать. Поел чуть капусты, бананов он поел, всего съел 26 он, не все ли Мишка съел?
7 * 9 = 63 - капусты принесли осел и козел
38 + 63 = 101 - бананы и капуста
101 - 26 = 75 - всего осталось после того, как съел Мишка
Ответ: 75 - всего осталось после того, как съел Мишка
Задача
У Осла и Козла было 7 пакетов конфет по 9 штук в каждом, у косолапого Мишки 38 конфет, у проказницы Мартышки конфет не было и она съела у друзей 26 конфеты. Сколько конфет осталось?
7 * 9 = 63 конфеты у осла и козла
38 + 63 = 101 конфета всего
101 - 26 = 75 конфет осталось
Ответ: 75 конфет осталось.
Басня «Ворона и лисица»
Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да позадумалась, а сыр во рту держала.
Задачи
- У вороны было 9 яблок, а у лисицы 7. На сколько больше яблок у вороны, чем у лисицы?
9-7=2 (я) на столько больше у вороны
Ответ: на 2 яблока.
- Ворона собрала 42 жёлудя, пришла лиса и забрала 34 жёлудя. Сколько осталось желудей у вороны?
42 - 34 = 8 (желудей) осталось у вороны.
Ответ: 8 желудей осталось у вороны.
Басня «Стрекоза и муравей»
Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол и дом.
Задача
Муравей пошел в поле делать припасы
на зиму. В первый день он собрал 8 зернышек, во второй день - 6 зернышек. Все припасы сложил в мешок и отдал на хранение Стрекозе.
Стрекоза не удержалась и съела 9 зернышек. Сколько зернышек Стрекоза оставила Муравью на зиму?
8 + 6 = 14 (зернышек) собрал Муравей за два дня.
14 – 9 = 5 (зернышек) Стрекоза оставила Муравью.
Ответ: Стрекоза оставила Муравью 5 зернышек.
Задача
Муравей из басни «Стрекоза и Муравей»
сделал заготовки на зиму, собрал 68 зерен овса и 91 зерно пшеницы. Какие зерна ему нужно перенести из дальней кладовки в первую очередь, чтобы зерна хватило дольше, если на неделю овса ему хватит 4 штуки, а пшеницы 7 штук. На сколько недель больше хватит еды?
68:4 = 17 (штук) овса Муравью хватит на неделю.
91:7 = 13 (штук) пшеницы Муравью хватит на неделю.
17-13=4 (недель) на 4 недели больше хватит овса.
Ответ: на 4 недели больше хватит овса.
Басня «Лебедь, Щука да Рак»
Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись, И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Задача
Лебедь и Рак отправились в лес за грибами. Лебедь собрал 68 грибов, а рак 91 гриб.
Лебедь разделил свои грибы на 4 части поровну, и поделился с соседями, а рак разделил свои грибы на 7 равных частей и поделился ими с друзьями, оставив себе одну часть, так же как и Лебедь. У кого грибов больше и на сколько?
1. 68:4 = 17 (грибов) осталось у Лебедя
2. 91:7 = 13 (грибов) осталось у Рака
3. 17-13 = на 4 гриба у Лебедя больше, чем у рака.
Ответ: на 4 гриба у Лебедя больше, чем у Рака.
Задача
Рак пытался тянуть груз 9 раз, а Щука только 7. Насколько больше раз рак пытался тянуть груз?
9 – 7 = 2 (раза) на два раза Рак пытался тянуть больше груз.
Ответ: на два раза Рак пытался тянуть больше груз.
Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Ее давно мы затвердили, Её и внуки затвердят.
Итоги проекта
Басни И.А. Крылова обладают чудодейственной силой. Они заключают в себе мудрые истины, почерпнутые художником из «моря житейского». В ходе данной работы мы исследовали и проанализировали тексты 20 басен И. А. Крылова и составили математические задачи.
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»
М. В. Ломоносов