ИКТ – компетентность современного учителя
Сегодня использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества. Новые стандарты образования все больше требований предъявляют к информационно-коммуникационной компетенции учителя.
ИКТ-компетентность учителя – это комплексное понятие.
Его рассматривают, как целенаправленное, эффективное применение технических знаний и умений в реальной образовательной деятельности. ИКТ-компетентность учителя является составляющей профессиональной компетентности учителя.
Выделяют три основных аспекта ИКТ-компетентности:
наличие достаточно высокого уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;
эффективное, обоснованное применение ИКТ в образовательной деятельности для решения профессиональных задач;
понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, направленной на развитие учащихся как субъектов информационного общества, способных к созданию новых знаний, умеющих оперировать массивами информации для получения нового интеллектуального и/или деятельностного результата.
ИКТ-компетентность учителей и применение ИКТ в образовательном процессе возникает с появлением нового педагогического функционала и/или c целью достижения новых образовательных результатов в рамках модернизации российской системы образования.
ИКТ-компетентность учителя должна обеспечивать реализацию
новых целей образования;
новых форм организации образовательного процесса;
нового содержания образовательной деятельности.
В 2011 году Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) разработала модель ИКТ-компетентности современного учителя. Рекомендации затрагивают все стороны работы учителей и построены с учетом трех подходов информатизации школы: применение ИКТ, освоение знаний, производство знаний.
ИКТ-компетентность учителя-предметника по новым стандартам включает в себя:
проведение уроков с использованием ИКТ;
объяснение нового материала на уроке;
подборка ПО для учебных целей;
поурочное планирование;
мониторинг развития учащихся;
поиск учебных материалов в интернет;
взаимодействие с родителями и коллегами.
Модель ИКТ-компетентности имеет двухуровневую структуру.
Ключевым положением данной модели является представление о том, что в профессиональной ИКТ-компетентности есть два существенно различных уровня – уровень подготовленности и уровень реализованности.
Знаниевый уровень (подготовленность к деятельности):
Он характеризуется наличием у учителей знаний, умений и навыков, достаточных для пользования оборудованием, программным обеспечением и ресурсами в сфере ИКТ.
Подуровень общей компьютерной грамотности
Подуровень специфической, предметной компьютерной грамотности
Деятельностный уровень (состоявшаяся деятельность):
На этом уровне функциональная грамотность в сфере ИКТ эффективно и систематически применяется учителем для решения образовательных задач.
Подуровень организационных инноваций
Подуровень содержательных инноваций
Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя, это:
знания и умения по нахождению, оцениванию, отбору информации из ЦОР;
умение выбирать и использовать ПО, устанавливать используемые программы на компьютер, пользоваться проекционной техникой;
владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала;
эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося;
уметь применять НИТИ-методики;
уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы (электронная почта, социальная сеть, сайт, блог и др.)
организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов, дистанционно поддерживать учебный процесс;
уметь сформировать цифровое портфолио и др.
Модель ИКТ-компетентности учителя построенная на основе сайтов «Школа успешного учителя» и «Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании».
| Применение ИКТ | Освоение знаний | Производство знаний |
Понимание роли ИКТ в образовании | Знакомство с образовательной политикой | Понимание образовательной политики | Инициация инноваций |
Учебная программа и оценивание | Базовые знания | Применение знаний | Умения жителя общества знаний |
Педагогические практики | Использование ИКТ | Решение комплексных задач | Способность к самообразованию |
Технические и программные средства ИКТ | Базовые инструменты | Сложные инструменты | Распространяющиеся технологии |
Организация и управление образовательным процессом | Традиционные формы учебной работы | Группы сотрудничества | Обучающаяся организация |
Профессиональное развитие | Компьютерная грамотность | Помощь и наставничество | Учитель как мастер учения |
ИКТ-технологии в преподавании
изобразительного искусства в школе
(из опыта работы)
Современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, интернет, различные электронные средства, аудио- и видеотехника и системы коммуникации, способствуют повышению качества образования.
По данным современных исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно, ¾ части материала, если ко всему прочему ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности образовательного процесса, раздвигает возрастные возможности обучения.
Основные цели использования ИКТ в процессе обучения – это:
Оптимизация учебно-воспитательного процесса.
Формирование эмоционального поля взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса.
Развитие материально-технической базы процесса обучения.
Работа по использованию ИКТ-технологий в преподавании изобразительного искусства в нашей школе строится по нескольким направлениям.
Первое направление - использования функций компьютера на уроках изобразительного искусства и занятиях дополнительного образования.
Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь.
Компьютерная поддержка может осуществляться практически на всех этапах учебного занятия (проверка домашнего задания, актуализация субъективного опыта учащихся, изучение новых знаний и способов деятельности, проверка, закрепление и применение изученного, обобщение и систематизация, контроль и самоконтроль, домашнее задание, подведение итогов учебного занятия, рефлексия).
Варианты применения ИКТ в образовательном процессе:
Урок с мультимедийной поддержкой - в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски». Учитель использует готовые электронные образовательные ресурсы или мультимедиа презентации, и ученики для защиты проектов.
Урок с компьютерной поддержкой - несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди.
Уроки с выходом во всемирную сеть Интернет (могут быть как с мультимедийной, так и компьютерной поддержкой).
Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам изобразительного искусства и приводит к целому ряду положительных следствий:
психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;
возбуждает живой интерес к предмету познания;
расширяет общий кругозор детей;
возрастает уровень использования наглядности на уроке;
повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Второе направление – создание электронной базы данных и коллекции цифровых образовательных ресурсов, которые позволяют более эффективно построить образовательный процесс:
нормативно-правовые документы;
программно и учебно-методические материалы;
энциклопедии, учебники, учебные пособия;
иллюстрации, фото, аудио, видео материалы;
обучающие курсы, презентации, экскурсии;
коллекция проектов и творческих работ (учителя и учащихся);
портфолио (учителя и учащихся) и др.
Третье направление – взаимодействие с учениками, родителями, коллегами
при помощи сети интернет (электронная почта, скайп, социальные сети, сайты и блоги и т.д.)
Социальный сетевой сервис — виртуальная площадка, связывающая людей в сетевые сообщества с помощью программного обеспечения, компьютеров, объединенных в сеть (Интернет) и сети документов (Всемирной паутины).
Сетевые социальные сервисы в настоящее время стали основным средством:
общения, поддержки и развития социальных контактов;
совместного поиска, хранения, редактирования и классификации информации; обмена медиаданными;
творческой деятельности сетевого характера;
выполнения множества других задач, таких как: индивидуальное и коллективное планирование (расписание, встречи), подкасты (аудиопотоки), когнитивные карты.
Профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети.
Цели сетевого сообщества:
создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;
организация формального и неформального общения на профессиональные темы;
инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;
обмен опытом учения-обучения;
распространение успешных педагогических практик;
поддержка новых образовательных инициатив.
Сетевые профессиональные сообщества учителей.
Сетевые сообщества или объединения учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.
Принцип публичной аттестации педагогических кадров профессиональным сообществом мотивирует учителя непрерывно повышать свою квалификацию, искать возможность выхода за пределы школьного пространства и доносить информацию о своих достижениях и результатах работы до неограниченного количества представителей общественности.
Очевидно, что использование персонального сайта учителя - наиболее удобное и современное средство для реализации этих требований.
Что такое сайт?
Сайт (от англ. website: web — «паутина, сеть» и site — «место», буквально «место, сегмент, часть в сети») — совокупность электронных документов (файлов) частного лица или организации в компьютерной сети, объединённых под одним адресом (доменным именем или IP-адресом).
Персональный сайт учителя открывает дополнительные возможности для профессионального роста:
Сайт помогает создать учителю позитивную репутацию, способствует развитию его общественного признания как современного и неравнодушного к жизни человека.
Сайт с качественными материалами показывает профессионализм и уровень компетентности учителя.
Сайт помогает учителю находить заинтересованных коллег из других школ, осуществлять обмен конспектами, интересными методами и приемами преподавания, профессиональными мнениями.
Сайт предоставляет учителю возможность проводить консультации и давать профессиональные рекомендации родителям по вопросам обучения их детей.
Сайт выступает средством организации дифференциации и индивидуализации обучения.
Сайт выступает одним из основных критериев при аттестации учителей.
Персональный сайт учителя оказывает огромную роль на развитие, самосовершенствование педагога как профессионала, и как личности.