СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Иконопись Древней Руси

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой конспект урока к презентации "Иконопись Древней Руси".

Просмотр содержимого документа
«Иконопись Древней Руси»

10 класс. По программе Л.А. Рапацкой «Мировая художественная культура».

« Развитие древнерусской иконописной живописи».

Несть бо на земли такого вида, ли красоты такоя…

Мы убо не можем забыти красота тоя

«Повесть временных лет».

Цель урока: формировать представление о развитии древнерусской иконописи на основе знакомства с творчеством древнерусских иконописцев.

Задачи: Выявление особенностей творчества древнерусских иконописцев.

Развивать умения и навыки обработки, анализа и систематизации представленной на уроке информации. Воспитывать любовь и уважение к искусству родной страны и города.

Планируемые результаты учебного занятия

Личностные: осознание ценности иконописных произведений искусства.

Метопредметные: формирования навыков самообразования и умения найти нужную информацию.

Предметные: знакомство с творчеством древнерусских иконописцев.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование: У учителя - АРМ и CD»Шедевры русской живописи», задания для обучащихся по теме урока, шаблоны иконостаса.

У учеников- тетради.

Литература: М.Алпатов «Древнерусская иконопись», энциклопедия для детей

«Искусство» Т. 7.Ч 1.М. «АВАНТА +»1997. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств М.1990

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура М. ВЛАДОС 2006.

Этапы: 1. Организационный момент.

2. Проверка наличия в тетрадях домашнего задания.

3. Вступление.

4. Постановка целей урока.

5. Прослушивание нового материала и сообщений обучающихся о творчестве иконописцев. Параллельно выявить особенности творчества художников и заполнить таблицу в тетради.

6. Выполнение и коллективное обсуждение задания «Кому из известных вам мастеров принадлежат эти иконы».

7. Выполнение последующих заданий 1; 2; 3 на отдельных листочках и сдача заданий на проверку.

8. НРЭО. Инструктаж по выполнению Д. З.

9. Подведение итогов урока. Саморефлексия деятельности обучающихся на уроке.







1.Организационный этап


Ведущая деятельность

Учителя

учащихся

Из какого литературного источника эти строчки?

Несть бо на земли такого вида, ли красоты такоя…

Мы убо не можем забыти красота тоя



О чём идёт речь?



















О том, что храмы украшали мозаиками и фресками вы узнали на прошлом уроке, а сегодня мы поговорим ещё и о священных церковных предметах так же украшающих храм, которые тоже являются произведениями изобразительного искусства.

Взгляните на эти произведения

Как такие изображения называются?

А чем икона отличается от картины?

Икона – средство для общения с Богом и святыми Его. Картина же – средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями.

Итак, как вы думаете, какая сегодня тема нашего урока?



Почти верно, тема нашего урока:

« Развитие древнерусской иконописной живописи».




«Повесть временных лет».


Это рассказ послов князя Владимира прибывших из Константинополя о том, какое красивое убранство в храме Святой Софии, они увидели и, какая красивая была церковная служба.






Иконы.

Может это церковные предметы?



Древнерусская

Иконопись?

2.Проверка наличия в тетрадях домашнего задания.

Вам на дом было дано задание: Найти толкование нескольких терминов к этому уроку. В ходе объяснения нового материала приготовьтесь дать им объяснения при необходимости внесите изменения.


3.Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Икона как молельный образ появилась с возникновением христианства. По преданию, первой иконой был убрус- полотенце, на котором отпечатался лик Христа «Спас нерукотворный». Икона - не картина, а священный предмет, произ­ведение искусства особого рода выполняющий роль посредника между человеком и Богом, средством «возведения души к первообразному». Иконописцы обычно не придумывали, не сочиняли своего сюжета, как живописцы. Они следовали выработанному и утверждённому обычаем и церковным властям иконографическому типу. Этим объясняется то, что иконы, написанные в разное время на один сюжет так похожи друг на друга.

Иконография (толкование термина учащимися) на Руси была плодом коллективного творчества многих поколений. При всём уважении к традициям мастерам всегда удавалось что- то прибавить от себя, обогатить, переосмыслить старинный образец, создать нечто новое. Древнерусские иконописцы не называли себя художниками и обычно не ставили своих имён на созданных ими иконах. Они трудились в тишине монастырских келий, молились, постились, чтобы ничто не смущало душу от внутренней сосредоточенности. Знаменитыми иконописцы становились исключительно благодаря дивной красоте иконы, её почитания у верующих и её чудотворности. Согласно легенде первое изображение Богоматери создал богослов- евангелист Лука. Предание утверждает, что Богоматерь не только одобрила икону, но и сообщила ей свою силу и благодать. Литературный портрет приведён в «Житии Богородицы» написанном монахом Епифанием (11-12 век): «Мария была среднего роста, с лицом цвета пшеничного зерна, волосы светло-русые, взор острый, зеницы, подобные масличным плодам, брови чёрные дугообразные, нос некороткий, уста подобные розе, лицо, руки и пальцы продолговатые». Мария всегда изображалась в пурпурном мафории- покрывале замужней женщины.

Пришла икона ( греч. образ, подражание) из Византии. В XI веке русские иконописцы пишут вместе с греками. «Владимирская Богоматерь Умиление» и апостолы «Пётр и Павел» иконы, привезённые из Византии как образцы.

Историческую реальность передаёт строго определённый тип изображения того или иного сюжета - иконографический канон.

толкование термина убрус учащимися







толкование термина учащимися иконография










толкование термина учащимися мафорий




толкование термина учащимися канон


Цель нашего урока проследить развитие древнерусской иконописи на основе знакомства с творчеством древнерусских иконописцев: Феофана Грека, Андрея Рублёва и Дионисия.

Прошу вас начертить в тетради на одной странице таблицу, в которой следует указать в первой колонке имя иконописца, а во второй характерные особенности творчества. В ходе урока заполнить её самостоятельно.

Творчество Феофана Грека

Около 1340 – после 1405г.

До приезда в Новгород Ф.Грек расписал свыше 40 каменных церквей. Он писал фигуры широкими мазками. Поверх первоначальной прокладки он накладывал сочные белые, голубовато-серые и красные блики. Лики писал по темно-коричневой прокладке, высветляя теневые части и затемняя освещенные. Первые работы ф. Грека на Руси как вы знаете, выполнены им в Новгороде. Это фрески собора Спаса Преображения на Ильиной улице. Конец 14- начало 15 века, когда в Москву съезжались книжники, духовенство и живописцы. Особое значение имело появление в Москве греческих «письцов».

Около двух десятилетий Феофан Грек прожил на Руси, а прибыв в Москву, воспитал группу талантливых учеников, фактически стал главной фигурой в художественной жизни столицы. Первое известие о творчестве Феофана в Москве приходится на 1395г. Это связано с изготовлением двусторонней иконы «Богоматерь Донская» тип Умиление, а на обороте изображено «Успение Богородицы».

Прослушиваем лекцию об иконе с CD диска.

В своих иконах художник использовал густые, плотные краски: темно-синюю, вишнёво- красную, тёмно- зелёную и коричневую. Свет падает у него на прибывающие во мраке тела, как благодать небесная на грешную землю. Даже в светлой части спектра цвета сдержанно - насыщены, чуть глуховаты. Он в совершенстве владел искусством тонких и мелких пробелов. Необыкновенно выразительна манера письма - широкая, свободная и безошибочно точная.

Говоря о таких мастерах, как Феофан Грек и Андрей Рублёв нужно сказать, что они сыграли большую роль в становлении нового высокого иконостаса отделявшего алтарную часть храма от центральной части.

Рассматриваем и выявляем структуру иконостаса. В 30 х годах 20в в нашем городе было разрушено три храма. Один восстанавливают, а два других пока нет.

Высота деисусных икон превысила два метра. Фигуры этого чина стали изображать в полный рост. Первые семь икон праздничного ряда, а также икона Георгия в деисусе написаны величайшим художником Древней Руси Андреем Рублевым. Иконы выделяются звучностью и чистотой колорита.

Творчество Андрея Рублёва.

Около 1360\ 1370 – 1430гг.

Жизнь иконописца известна в самых общих чертах. Он был иноком московского Андроникова монастыря, близко связанного с Троице – Сергиевской обителью.

Большое влияние на Андрея Рублёва оказало общение с Сергием Радонежским, почитавшимся ещё при жизни как «ангел среди людей», в память о нём художник создаёт свою «Троицу».

Икона Андрея Рублева Рождество Христово 1405г. (Праздничный ряд Благовещенского иконостаса Московского Кремля)

В иконе преобладают красные и коричневые тона. Он умело и умышлено уходит от византийских канонов - ангелы склоняются над яслями где лежит Христос. «Преображение» - это выдающееся произведение искусства. Мастер здесь истолковывает тему фаворского света в духе учения исихастов исихия»- «внутреннее спокойствие», «безмолвие»), но предлагает ее очень индивидуальное художественное воплощение.

10-е годы 15 века Рублёв создаёт икону Спас в силах. Художнику в полной мере удалось передать глубину и возвышенное благородство образа. В облике Спаса представлен идеал, в котором выражены представления народа о справедливости и святости веры. Четкий ритм, чистые, мягко звучащие тона иконы свидетельствуют о высоком мастерстве художника. Сильные, яркие краски: розово-красные, малахитово- зелёные, лиловые, серебристо- зелёные, золотисто- охристые, тёмно- зелёные. Он охотно прибегает к голубым пробелам.

Интересна символика иконы: Ромб- символ святости. Овал-символ небесной сути. Четырехугольник- символ земной сути Христа, сына Божьего.

После 1410 года Андрей Рублев и Даниил Черный были посланы московским князем во Владимир для реставрации Успенского собора, так же они написали иконы для иконостаса высота которых около трёх метров. Это Благовещение.1408г., Сошествие во Ад.1408г.

Знаменитая на весь мир «Троица» была написана для иконостаса Троицкого собора Троице - Сергиевого монастыря (ныне лавра). За основу взята византийская композиция. Мастеру удалось решить почти неразрешимую задачу – показать Троицу как триединство. Три ангела связаны единым ритмом, движением в круге, а индивидуальность каждой фигуры подчеркнуты позой, жестом, положением в пространстве, наконец – цветом. Колорит обладает непривычной для византийской иконописи чистотой цвета.

Прослушиваем лекцию об иконе с CD диска.

В 1918 году на дровяном складе подмосковного Звенигорода были обнаружены три иконы Рублёва – «Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил».

Архангел Михаил- идеал юности и красоты.

Деисусный или архангельский (молебный) чин подмосковного Звенигорода. 10-е годы 15 века. Спас на иконе полон душевной доброты и мягкой нежности. У него славянские черты лица Открытый кроткий чуть грустный взгляд полон человечности и участия в судьбах людей. Изыскан колорит иконы, в которой использована прозрачная розовая охра, подчеркивающая плавность и мягкость спокойных линий.

Творчество Дионисия (Около 1440 – около 1505г)

Художник принадлежал к знатному роду. В семье Дионисия иконописание стало наследственной профессией. Композиции проникнуты лиризмом и душевным благородством. Он расписывал церкви Рождества Богородицы в Пафнутьево- Боровском монастыре, затем в Успенском соборе Московского Кремля, 87 образов он создал для Иосифо – Волоколамского монастыря.

Дионисий предпочитает нежные, светлые оттенки: голубые, бирюзовые, малиновые, розовые… Исследователи насчитывают в его произведениях примерно сорок тонов, отмечают 146 оттенков охры. В творчестве Дионисия краски обладают одним драгоценным свойством: они теряют долю своей насыщенности и яркости, зато приобретают светозарность. Происходит окончательный разрыв с византийскими традициями. Свет не накладывают поверх цвета, цветные пробелы не перебивают его. Краски становятся прозрачными, сквозь них просвечивает левкас. Решена труднейшая задача: Белила превращены в цветовое пятно. Художник не стремится изобразить реальный мир, а показывает его чистым, светлым без греха, божественно прекрасным. Для творчества Дионисия характерны преувеличенная удлиненность пропорций персонажей, замедленность и мягкость их движений. Так художник изображает одухотворенную, «очищенную» человеческую плоть.

В конце15 века Дионисий пишет несколько житейных икон: Святитель Петр, Митрополит Московский с житием. 80-е годы 15 века, Преподобный Кирилл Белозерский с житием. Конец 15 века и др.







Сообщение обучающегося на оценку


















толкование термина учащимися иконостас

заполняют шаблон и вклеивают его в тетрадь

Предлагаю дома найти названия утраченных храмов и выполнить буклет: соотнести их облик с иконами местного чина.

толкование термина учащимися деисус


Сообщение обучающегося на оценку









толкование термина учащимися фаворского света

толкование термина учащимися исихия






Зарисовывают и подписывают значение символики




















Сообщение обучающегося на оценку










толкование термина учащимися левкас





толкование термина учащимися житие


6. Этап закрепления нового материала.

Выполнение и коллективное обсуждение задания «Кому из известных вам мастеров принадлежат эти иконы». Обоснуйте ответ.

Демонстрируется слайд с тремя иконами.

Итак, мы познакомились с прославленными древнерусскими живописцами, посмотрим, сможете ли вы, определить по произведениям кому из авторов они принадлежат?

Следующее задание нужно выполнить на листках. Подпишите их и ответьте на вопросы №1, №2 и №3



Соотнести имена художников с номером иконы и обосновать ответ



Выполнение заданий письменно

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:


ОЦЕНКА «5» - ПРАВИЛНО ВЫПОЛНЕННЫ ТРИ ЗАДАНИЯ;

ОЦЕНКА «4» -ОДНА ИЛИ ДВЕ ОШИБКИ В ТРЁХ ЗАДАНИЯХ;

ОЦЕНКА»3»- ТРИ – ПЯТЬ ОШИБОК.



Инструктаж по выполнению Д.З.

1.В тетради: найти и записать название 12 икон праздничного чина, кратко охарактеризовать суть некоторых из них.

2. Предлагаю дома найти названия утраченных в 30х годах храмов нашего города и выполнить буклет: соотнести их облик с иконами местного чина.

Советую вам обратиться к интернету, например на Google искусство иконописи.

3.Посмотреть кинофильм «Андрей Рублёв» режиссер А. Тарковский 1966г.


Запись задания в дневник

Информацию советую посмотреть на сайте краеведческого музея Миасса


По возможности!

Подведение итогов урока

Развитие древнерусской живописи шло от страстного религиозного порыва в творчестве Феофана Грека, к душевной доброте, человечности и сосредоточенности образов Рублёва, переходя к праздничности и ощущения радости бытия в творчестве Дионисия.

Проверим правильность заполнения таблицы «Характерные особенности творчества древнерусских иконописцев». Допишите недостающую информацию или исправьте не верную.







Самопроверка содержимого таблицы.


По желанию обучающиеся зачитывают на оценку свои записи.





Пример заполнения таблицы.



Феофан Грек

В своих иконах художник использовал густые, плотные краски: темно-синюю, вишнёво- красную, тёмно- зелёную и коричневую. Он в совершенстве владел искусством тонких и мелких пробелов. Необыкновенно выразительна манера письма - широкая, свободная и безошибочно точная. Лики на иконах строгие.

Андрей Рублев

Четкий ритм, чистые, мягко звучащие тона. Сильные, яркие краски: розово-красные, малахитово- зелёные, лиловые, серебристо- зелёные, золотисто- охристые, тёмно- зелёные. Он охотно прибегает к голубым пробелам. Лики в иконах полны душевной доброты, любви к людям. Колорит обладает непривычной для византийской иконописи чистотой цвета.


Дионисий

Дионисий предпочитает нежные, светлые оттенки. Краски обладают одним драгоценным свойством: они теряют долю своей насыщенности и яркости, зато приобретают светозарность. Свет не накладывают поверх цвета, нет пробелов. Происходит окончательный разрыв с византийскими традициями. Характерны преувеличенная удлиненность пропорций персонажей, замедленность и мягкость их движений.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!