СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Икона и иконопись презентация

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Икона и иконопись презентация»

ИКОНА. ИКОНОПИСЬ. Автор: Панькив И.Р. учитель истории ИКОНА. ИКОНОПИСЬ.

ИКОНА. ИКОНОПИСЬ.

Автор: Панькив И.Р.

учитель истории

ИКОНА.

ИКОНОПИСЬ.

Целеполагание О наши русские иконы В окладах, рамочках простых! Впитавшие мольбы и стоны Висели вы в углах святых. Пред вами теплились лампадки И, на колени становясь, Молили вдовы и солдатки, Купец и нищий, смерд и князь…

Целеполагание

О наши русские иконы

В окладах, рамочках простых!

Впитавшие мольбы и стоны

Висели вы в углах святых.

Пред вами теплились лампадки

И, на колени становясь, Молили вдовы и солдатки,

Купец и нищий, смерд и князь…

План: Что такое икона? В чем отличие иконы от картины? Для чего нужна икона? Как и кем создается икона?

План:

  • Что такое икона?
  • В чем отличие иконы от картины?
  • Для чего нужна икона?
  • Как и кем создается икона?
Где изображены иконы? 3 1 2 5 4 6

Где изображены иконы?

3

1

2

5

4

6

Исследование

Исследование

Пропорции Задний план и горизонт Плоскость и объем Свет и тень Символы Цвет Образы

Пропорции

Задний план и горизонт

Плоскость и объем

Свет и тень

Символы

Цвет

Образы

Слово «икона» греческого происхождения. Греческое слово eikon означает «образ», «портрет». Икона - не портрет в обычном понимании этого слова. Портрет изображает лицо человека. А икона - преображенное и просветленное лицо, то есть лик . Икона - это , по словам священника Павла Флоренского, окно в духовный мир .

Слово «икона» греческого происхождения. Греческое слово eikon означает «образ», «портрет». Икона - не портрет в обычном понимании этого слова. Портрет изображает лицо человека. А икона - преображенное и просветленное лицо, то есть лик . Икона - это , по словам священника Павла Флоренского, окно в духовный мир .

Для православного христианина икона - это не только изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых и событий из Священной и Церковной истории. Икона - изображение священное , и предназначенное только для богообщения. Поэтому главное предназначение иконы - молитвенное.  Христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе.

Для православного христианина икона - это не только изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых и событий из Священной и Церковной истории. Икона - изображение священное , и предназначенное только для богообщения. Поэтому главное предназначение иконы - молитвенное. Христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе.

Церковное Предание утверждает, что первая икона Спасителя появилась во время Его земной жизни. Это образ, который мы знаем под названием Нерукотворный Спас .

Церковное Предание утверждает, что первая икона Спасителя появилась во время Его земной жизни. Это образ, который мы знаем под названием Нерукотворный Спас .

В древнерусской традиции Спас Нерукотворный иногда назывался «Спас на убрусе». Убрус - кусок полотна, на котором отпечатлелся Образ (Лик) Иисуса Христа. Христос приложил к Своему Лицу чистый холст и отдал чудесно отобразившийся на холсте Лик художнику, который тщетно пытался написать портрет Иисуса Христа. Художник отнес этот Нерукотворный Образ своему господину - князю города Едессы Авгарю - и тот получил через эту святыню исцеление. Суриков В.И. Нерукотворный образ.1872

В древнерусской традиции Спас Нерукотворный иногда назывался «Спас на убрусе». Убрус - кусок полотна, на котором отпечатлелся Образ (Лик) Иисуса Христа.

Христос приложил к Своему Лицу чистый холст и отдал чудесно отобразившийся на холсте Лик художнику, который тщетно пытался написать портрет Иисуса Христа. Художник отнес этот Нерукотворный Образ своему господину - князю города Едессы Авгарю - и тот получил через эту святыню исцеление.

Суриков В.И. Нерукотворный образ.1872

ТЕХНИКА ИКОНОПИСИ

ТЕХНИКА

ИКОНОПИСИ

Иконописание или иконопись - на Руси и православном Востоке, мастерство писать религиозные изображения, образа, предназначенные быть чествуемыми в храмах и в домах благочестивых людей .  Иконопись в Древней Руси была делом священным. Иконопи́сец (изограф, образописец, писец иконный) - это мастер, специализирующийся в создании икон. По преданию, первым иконописцем был евангелист Лука, написавший образ Богородицы.

Иконописание или иконопись - на Руси и православном Востоке, мастерство писать религиозные изображения, образа, предназначенные быть чествуемыми в храмах и в домах благочестивых людей .

Иконопись в Древней Руси была делом священным. Иконопи́сец (изограф, образописец, писец иконный) - это мастер, специализирующийся в создании икон. По преданию, первым иконописцем был евангелист Лука, написавший образ Богородицы.

СТРОЕНИЕ ИКОНЫ Рис.2  Рис.1 Глубокая символичность иконы начинается с техники ее исполнения, строгая последовательность которой - от выбранных материалов и до последних штрихов на живописной поверхности - была до мелочей продумана и осмыслена еще в древности и со временем приобрела характер строгого, неукоснительного для повторения правила.

СТРОЕНИЕ ИКОНЫ

Рис.2

Рис.1

Глубокая символичность иконы начинается с техники ее исполнения, строгая последовательность которой - от выбранных материалов и до последних штрихов на живописной поверхности - была до мелочей продумана и осмыслена еще в древности и со временем приобрела характер строгого, неукоснительного для повторения правила.

1 Для икон используются особые иконописные доски . Исходя из основного положения, что «икона вечна», особенное внимание иконописца должно быть обращено на «основу» будущей иконы, то есть на доску, на породу и на качество дерева. В древности иконописцы употребляли колотые доски для икон, которые имели то преимущество, что они очень редко трескались и почти никогда не коробились. Доска для иконы готовится из таких пород дерева, как липа, сосна, ольха, лиственница (в северных районах России), пихта, кипарис, бук (в южных районах).

1

Для икон используются особые иконописные доски . Исходя из основного положения, что «икона вечна», особенное внимание иконописца должно быть обращено на «основу» будущей иконы, то есть на доску, на породу и на качество дерева. В древности иконописцы употребляли колотые доски для икон, которые имели то преимущество, что они очень редко трескались и почти никогда не коробились. Доска для иконы готовится из таких пород дерева, как липа, сосна, ольха, лиственница (в северных районах России), пихта, кипарис, бук (в южных районах).

2 Под живописные слои иконную доску специально готовят, наклеивая паволоку - ткань, наклеиваемая на иконную доску перед наложением грунта. Она служит для лучшего сцепления грунта с поверхностью доски.

2

Под живописные слои иконную доску специально готовят, наклеивая паволоку - ткань, наклеиваемая на иконную доску перед наложением грунта. Она служит для лучшего сцепления грунта с поверхностью доски.

3 Левка́с - в иконописи это название грунта , представляющего собой меловой раствор, размешанный на животном или рыбьем клее с добавлением льняного масла . Наносится несколькими слоями на специально подготовленную иконную доску. После высыхания левкас шлифуется. В Древней Руси грунт шлифовался стеблями хвоща; современные иконописцы используют для этой цели наждачную бумагу.

3

Левка́с - в иконописи это название грунта , представляющего собой меловой раствор, размешанный на животном или рыбьем клее с добавлением льняного масла . Наносится несколькими слоями на специально подготовленную иконную доску.

После высыхания левкас шлифуется. В Древней Руси грунт шлифовался стеблями хвоща; современные иконописцы используют для этой цели наждачную бумагу.

Левкас иногда, застывая, выгибает доску «колесом». Именно для того, чтобы икону не перекосило, сзади делают специальные шпонки - «ребра жесткости». Дерево сохнет пять-шесть лет, поэтому их сразу не обрезали. Периодически - раз в полгода - шпонки подбивают. Когда древесина окончательно «усядет» - шпонку отпиливают .

Левкас иногда, застывая, выгибает доску «колесом». Именно для того, чтобы икону не перекосило, сзади делают специальные шпонки - «ребра жесткости». Дерево сохнет пять-шесть лет, поэтому их сразу не обрезали. Периодически - раз в полгода - шпонки подбивают. Когда древесина окончательно «усядет» - шпонку отпиливают .

4 Когда поверхность левкаса готова, приступают к нанесению рисунка иконы. Прорись - это рисунок будущего изображения на иконе линией. Прориси делаются в соответствии со строгими, сформировавшимися правилами, и после того, как икона однажды создана, прориси служат иконописным образцом. С чудотворных икон делались списки и создавались иконные образцы - прориси, точно повторяющие размер и контур чудотворной иконы.

4

Когда поверхность левкаса готова, приступают к нанесению рисунка иконы.

Прорись - это рисунок будущего изображения на иконе линией. Прориси делаются в соответствии со строгими, сформировавшимися правилами, и после того, как икона однажды создана, прориси служат иконописным образцом. С чудотворных икон делались списки и создавались иконные образцы - прориси, точно повторяющие размер и контур чудотворной иконы.

5 Красочный слой. Темпера по левкасу на деревянной основе с использованием натуральных пигментов - это традиционная техника иконописи, где минеральные пигменты смешиваются на желтке или смеси желтка с варёным маслом или масляным лаком. Техника древнерусских иконописцев нашла своё продолжение в творчестве мастеров лаковой миниатюры (Палех, Мстёра).

5

Красочный слой.

Темпера по левкасу на деревянной основе с использованием натуральных пигментов - это традиционная техника иконописи, где минеральные пигменты смешиваются на желтке или смеси желтка с варёным маслом или масляным лаком. Техника древнерусских иконописцев нашла своё продолжение в творчестве мастеров лаковой миниатюры (Палех, Мстёра).

Доличное письмо - термин в иконописи, обозначающий исполнение пейзажа, архитектуры, утвари, одежды - всего, кроме лиц и не закрытых одеждой частей тела. Работа по доличному письму часто распределялась между отдельными мастерами-художниками (один из которых писал только пейзажи, другой только одежду и т. д.). Доличное письмо предшествовало в ходе исполнения личному письму.

Доличное письмо - термин в иконописи, обозначающий исполнение пейзажа, архитектуры, утвари, одежды - всего, кроме лиц и не закрытых одеждой частей тела. Работа по доличному письму часто распределялась между отдельными мастерами-художниками (один из которых писал только пейзажи, другой только одежду и т. д.). Доличное письмо предшествовало в ходе исполнения личному письму.

Личное письмо подразумевает написание как Ликов, так и открытых участков тела, ручек, ножек.  При разделении труда в иконописной мастерской личным письмом занимается отдельный мастер – личник.

Личное письмо подразумевает написание как Ликов, так и открытых участков тела, ручек, ножек.  При разделении труда в иконописной мастерской личным письмом занимается отдельный мастер – личник.

Золочение. На заключительной стадии иконописи следует роспись одежд, волос и прочих необходимых деталей изображения творёным золотом, либо производится золочение на ассист. А́ссист - в иконописи штрихи из сусального золота или серебра на складках одежд, перьях, крыльях ангелов, на скамьях, столах, престолах, куполах , - символизирует присутствие Божественного света.

Золочение.

На заключительной стадии иконописи следует роспись одежд, волос и прочих необходимых деталей изображения творёным золотом, либо производится золочение на ассист. А́ссист - в иконописи штрихи из сусального золота или серебра на складках одежд, перьях, крыльях ангелов, на скамьях, столах, престолах, куполах , - символизирует присутствие Божественного света.

Надпись делается в последний момент. Считается, что с этого мгновенья икона оживает, становится святыней, и править ее нельзя. Обратную сторону полируют. Пчелиный воск растворяют скипидаром и натирают получившейся смесью дерево. Сделанная таким способом икона живет 300 - 400 лет.

Надпись делается в последний момент. Считается, что с этого мгновенья икона оживает, становится святыней, и править ее нельзя.

Обратную сторону полируют. Пчелиный воск растворяют скипидаром и натирают получившейся смесью дерево. Сделанная таким способом икона живет 300 - 400 лет.

6  По завершении всех работ икона покрывается защитным слоем - натуральной олифой. Олифы хорошо смачивают дерево и металл. Они применяются в качестве защитных покрытий, пропиток, основы для натуральных красок, масляных красок, и т.д. Старое название натуральной олифы - варёное масло. Иконной олифой называется льняное масло, отбеленное под действием дневного света в продолжение двух лет и вареное затем со свинцовыми белилами при температуре до 285° С. Профильтрованная затем такая жидкость, соединенная со смолой в виде растворенного янтаря, и есть олифа для покрытия икон.

6

По завершении всех работ икона покрывается защитным слоем - натуральной олифой.

Олифы хорошо смачивают дерево и металл. Они применяются в качестве защитных покрытий, пропиток, основы для натуральных красок, масляных красок, и т.д. Старое название натуральной олифы - варёное масло.

Иконной олифой называется льняное масло, отбеленное под действием дневного света в продолжение двух лет и вареное затем со свинцовыми белилами при температуре до 285° С. Профильтрованная затем такая жидкость, соединенная со смолой в виде растворенного янтаря, и есть олифа для покрытия икон.

Иногда готовую икону заключают в оклад. Ри́за , или окла́д (в южных и западных областях России - шата, цата, - накладное украшение на иконах, покрывающее всю доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов, для которых сделаны прорези.

Иногда готовую икону заключают в оклад. Ри́за , или окла́д (в южных и западных областях России - шата, цата, - накладное украшение на иконах, покрывающее всю доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов, для которых сделаны прорези.

Икона- образ, изображение Ликов святых отражение! Стремление увидеть Бога, Невидимого видимая дорога!  Не иконе мы поклоняемся, Святым, изображенным на ней. В Божье Царство мы отправляемся- В молитве с верою своей!  Икона связь наша с Богом, Лик душой хранимый! Рассказать может о многом, Образ нами любимый! Икона молитвы возносит, которые мы читаем. Наши чувства и просьбы доносит, что Богу мы посылаем!  Освященные, намоленные иконы- Мыслей в небеса дорога! Соблюдая святые каноны, В образах познаем мы Бога!

Икона- образ, изображение

Ликов святых отражение!

Стремление увидеть Бога,

Невидимого видимая дорога!

Не иконе мы поклоняемся,

Святым, изображенным на ней.

В Божье Царство мы отправляемся-

В молитве с верою своей!

Икона связь наша с Богом,

Лик душой хранимый!

Рассказать может о многом,

Образ нами любимый!

Икона молитвы возносит, которые мы читаем.

Наши чувства и просьбы доносит, что Богу мы посылаем!

Освященные, намоленные иконы-

Мыслей в небеса дорога!

Соблюдая святые каноны,

В образах познаем мы Бога!

Что интересного запомнили? Что нового узнали? Что было трудно? Где эти знания могут вам пригодиться? Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Что интересного запомнили?

Что нового узнали?

Что было трудно?

Где эти знания могут вам пригодиться?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Учебник: «История православной культуры земли Смоленской» Андрицова М.Ю., Валуев Д.В., Довгий Т.П. Стр. 62-65 Тест по теме «Икона и иконопись» в ваших карточках.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  • Учебник: «История православной культуры земли Смоленской» Андрицова М.Ю., Валуев Д.В., Довгий Т.П. Стр. 62-65
  • Тест по теме «Икона и иконопись» в ваших карточках.
БЛАГОДАРЮ ЗА  ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРЮ

ЗА

ВНИМАНИЕ!

Источники:

http://azbyka.ru/

http://istochnik.tts.lt/RUBRIKA/IKONOGRAGIJA/ikongraf.htm

http://www.iconkiev.com/

http://art-con.ru.u7984.argon.vps-private.net/node/254

http://www.ukoha.ru/

http://ikona-veronika.ru/

http://ikonarusi.narod.ru/details1.htm

Литература:

  • Соловьев В.М. Русская культура. С древнейших времен до наших дней. – М.: Белый город.2004.
  • Монахиня Иулиания (Соколова М.Н.) Труд иконописца. – Свято- Троицкая Сергиева Лавра.1995.
  • Алексеев С.В. Зримая истина. – СПб. : Ладан, Троицкая школа, 2006.
  • Закон Божий. – М.: Сретенский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег». 1998.
  • Отец Вадим. Азбука Православия. – Ростов н/Д: ООО «Удача», 2008.
  • Бородина А.В. Основы православной культуры. Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Рекомендовано Координационным советом по взаимодействию Министерства образования России и Московской Патриархии Русской Православной Церкви. М.: Издательский дом «Покров» 2003.
  • Шевченко Л.Л. Православная культура. Методическое пособие для учителя 1-й и 2-й год обучения. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. 2004
  • Шевченко Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3-4-й года обучения. Рекомендовано Министерством Образования РФ. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. 2004.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!