СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры, помогающие в обучении чтению

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игры, помогающие в обучении чтению»

Игры, помогающие в обучении чтению


Когда нужно начинать учить ребенка читать? Пожалуй, этот вопрос волнует многих

родителей и педагогов. Одни считают, что учить ребенка читать слишком рано не нужно, его всему научат в школе, другие же считают, что чем раньше ребенок научится читать, тем успешнее он будет обучаться в школе.

Для того чтобы научить ребенка читать, лучше всего использовать обучение в процессе игры, ведь дето очень любят не только играть, но и учиться и узнавать что-то новое.

Необходимо отметить и то, что чтение весьма сложный процесс, который состоит из нескольких, следующих друг за другом операций, а потому требует от ребенка определенного уровня развития речи. Он должен запоминать и узнавать буквы, понимать то, что буквы связаны с тем или иным звуком, уметь соединять буквы в слоги, слоги в слова, а также понимать прочитанное.

Однако, несмотря на это, большинство психологов сходятся во мнении, что чем раньше ребенок научится читать и печатать, тем лучше он будет учиться в школе. И даже если у малыша имеются нарушения речи, то его тоже следует учить читать. Ведь в процессе чтения у такого ребенка будут развиваться мыслительные процессы, он научиться осуществлять звукобуквенный анализ, у него увеличится словарный запас. Помимо традиционных методов обучения чтению педагоги рекомендуют использовать и дополнительные, а именно куклотерапию (обучение чтению через манипуляцию куклами), сказкотерапию (обучение через моделирование сказочных ситуаций), игры на развитие речевого слуха, мышления, внимания и памяти. Для того чтобы в памяти малыша закрепились образы той или иной буквы, детям можно предложить выложить буквы из счетных палочек, обвести их по контуру, нарисовать пальцем в воздухе и т. д.


Игра «Буква из палочек»

Цель игры: развить пространственные представления, воображение, зрительную память и внимание, совершенствовать мелкую моторику.

Оборудование: счетные палочки, горох, фасоль, спички, карточки с буквами.

Ход игры. Взрослый показывает ребенку карточку с буквой, предлагает ее внимательно рассмотреть, а затем просит выложить увиденную букву из счетных палочек, спичек, фасоли или гороха, соблюдая при этом правильное расположение всех ее элементов. Если малышу трудно выполнить задание, взрослый может ему помочь, показывая при этом, как нужно расположить палочки. Можно также предложить ребенку выкладывать букву прямо на карточке. Если в составе буквы есть круглые элементы, то они выкладываются в виде квадрата или прямоугольника.

По мере тренировки это упражнение можно усложнить: превратить одну из букв в

другую наиболее рациональным способом.


Игра «Обводилки»

Цель игры: развить мелкую моторику рук, научить ребенка правильно держать в руке

карандаш, вести ровную линию, не выходя за контур.

Оборудование: карточки с написанными штрихами буквами, простой карандаш.

Ход игры. Взрослый показывает ребенку карточки с буквами и предлагает соединить

штрихи одной целой ровной линией так, чтобы получилась буква.


Игра «Сломанная буква»

Цель игры: развить у ребенка пространственное представление, воображение, мелкую моторику, мышление.

Оборудование: листы бумаги в клетку, на которых написаны буквы с недостающими

элементами.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку дописать недостающую часть так, чтобы

получилась существующая в алфавите буква.



Игра «Заколдованный мешочек»

Цель игры: развить у ребенка тактильную чувствительность, воображение, мышление, мелкую моторику, научить узнавать буквы на ощупь.

Оборудование: буквенная мозаика, непрозрачный мешочек из

плотной ткани.

Ход игры. Взрослый показывает ребенку несколько букв, затем кладет их в мешочек и перемешивает. Затем предлагает ребенку опустить руку в мешочек, выбрать одну букву, ощупать ее и угадать, что это за буква. После этого ребенок называет ее, вытаскивает из мешочка и убеждается в том, правильно ли он назвал ее или нет.


Игра «Первый звук» практически то же самое

Цель игры: научить ребенка выделять в слове начальный звук (сначала гласный, а затем согласный), развить фонематических слух, внимание, память.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый называет ребенку простые по звуковому составу слова, выделяя при этом голосом и интонацией первый звук. Причем, если слово начинается на гласный звук, то он должен быть под ударением. Если же первый звук согласный, то взрослый должен произнести его с силой, так, чтобы он отличался от других звуков слова.

Например: аист — звук [а], утка — звук [у], муха — звук [м], Оля — звук [о], нос — звук

[н] и т. д. Поначалу допускается называние целого слога — му-, но-, из которых затем с помощью взрослого выделяется краткий звук [м], [н].


Игра «Цепочка из слов»

Цель игры: научить ребенка выделять первый и последний звуки в словах, обогатить

словарный запас, развить слуховое внимание, мышление, память.

Оборудование. Специального оборудования не требуется.

Ход игры. В игру можно играть с одним ребенком или группой детей. Один из

участников игры называет слово (существительное в единственном числе и именительном

падеже), следующий участник придумывает слово на последний звук и т. д.

Например, яблоко — овал — луна — апельсин — нитка — ананас — собака и т. д.


Игра «Хлопушки»

Цель игры: научить ребенка выделять среди других звуков заданный, развить внимание, мышление, память.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый дает инструкцию ребенку, чтобы он хлопнул, если услышит какой- то определенный звук. Затем он начинает четко произносить сначала ряд звуков, затем слоги, потом слова, а ребенок должен хлопнуть только тогда, когда прозвучит заданный звук.

Например, выделяется звук [Л].

Звуки: О, Л, Н, Л, У, Л, О, А, М, Л, Т, Ы, У и т. д.

Слоги: ОН, УЛ, АЛ, УХ, ПО, ЛЫ, УТ, ЛА, НО, ЛУ и т. д.

Слова: ложка, кот, луна, Умка, лес, муха, ласточка, Аня, ива, вилка и т. д.



Игра «Сначала хлопни, а потом – топни»

Цель игры: научить ребенка различать похожие звуки, развить навыки фонематического анализа, память, внимание. Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Эта игра проводится на слух, перед началом игры взрослый сообщает ребенку о том, что сегодня он будет учиться не только слышать звуки, но и отличать их друг от друга.

Для игры следует подбирать звуки, которые похожи друг на друга, например: О—У,

Ы—И, М—Н, К—Т, П—Т и т. д., пары согласных по глухости-звонкости (Б—П, Д—Т, Г—К, В—Ф) и по твердости-мягкости (М—М', Т—Т, К—К' и ДР-)-

Сначала игру можно проводить на отдельных звуках, а затем на слогах и словах.

Взрослый подбирает речевой материал и четко его проговаривает, а ребенок по

инструкции взрослого на один из звуков хлопает, на другой — топает. Например, различаются звуки [О—У].

Звуки: О, У, Н, У, О, Ы, О, У, А, М, У, Т, О и т. д. Слоги: ОН, УК, ПО, УТ, КО, НУ, МО,

УП, МУ и т. д.

Слова: Оля, утка, осень, окно, удочка, иду, корова, утро, озеро, Уля и т. д.



Игра «Подбери картинку»

Цель игры: научить ребенка подбирать картинку со словом, которое начинается на заданный звук, расширить словарный запас, развить зрительное внимание, память.

Оборудование: предметные картинки со начинающимися на заданный звук, несколько

начинающихся на другие звуки.

Ход игры. Взрослый выкладывает перед ребенком картинки и объясняет, что тот должен выбрать только те, на которых изображены слова, начинающиеся на определенный звук, например, [Д].

После этого взрослый четко произносит все слова, а ребенок выбирает только подходящие (кот, дом, дерево, луна, дорога, солнце, дрова и т. д.).


Игра «Нужные слова найди»

Цель игры: научить ребенка выделять в словах заданный звук, расширить словарный

запас, развить фонематический слух, память, внимание.

Оборудование: предметные картинки со словами, в которых есть заданный звук, по

несколько картинок на каждый из них.

Ход игры. Взрослый раскладывает перед ребенком на столе картинки, называет их, а

затем предлагает ребенку объединить картинки в несколько кучек по заданному звуку.

Например:

[М] — машина, меч, мяч, корм, мак, гном и т. д.;

[А] — аист, ананас, луна, вилка, шарф, карета и т. д.;

[О] — озеро, зеркало, осень, оса, коса и т. д.;

[Н] — ножницы, слон, луна, карандаш и т. д.


В тот момент, когда дети находятся на этапе буквенного и слогового чтения им еще

трудно хорошо осмысливать прочитанное, а потому педагоги рекомендуют использовать игры, которые помогут убедить ребенка в том, что он уже умеет читать и прекрасно понимает смысл короткого задания.

Смысл подобных игр сводится к тому, что ребенок читает задание, выполняет

инструкцию взрослого и получает сюрприз. По мере овладения ребенка навыком чтения, текст становится более развернутым, а инструкция более сложной. Правильно прочитав, ребенок достигает цели, выполняет задание и получает от этого огромное удовольствие. В качестве награды взрослый может использовать красочные картинки и наклейки, фишки, книги для послогового чтения, сладости и т. п.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!