СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры на занятиях изобразительным искусством

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целесообразно совмещать рисование с игровыми приемами. В статье приведены примеры игр.

Просмотр содержимого документа
«Игры на занятиях изобразительным искусством»

Игры на занятиях изобразительным искусством.


Занятия изобразительным искусством имеют большое значение для умственного развития детей. Умственное развитие определяется тем, что в изобразительной деятельности дети передают свои переживания, чувства, впечатления, полученные от взаимодействия с объектом. В процессе создания образа конкретного героя у детей уточняются, закрепляются знания, полученные раннее. Для работы они подключают воображение, память, мышление, переживание. Как отмечает К.Д. Ушинский, «дети …мыслят формами, красками, звуками, ощущениями вообще».

С самого раннего возраста ребенка приобщают видеть не только красивое. Но и правильно обращаться с художественным материалом, следить за ним и за собой.

Данные принципы по изобразительному искусству для начальных классов, наряду с педагогическим мастерством учителя, обуславливают успех обучения и воспитания школьников на уроках изобразительного искусства, высокий уровень преподавания.

Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно – творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов – представлений и овладения способами изображения. Продуктом художественно – творческой деятельности является выразительный образ. Создавая рисунок, учащиеся применяют действия, контролируя их представлением изображаемого предмета. Движения руки, направленные на выполнение рисунка, не рождаются самим процессом изображения. Поэтому способам рисования его следует учить и развивать их, то есть учить технике рисования.

Один из важных моментов в развитии изобразительной деятельности наступает тогда, когда учащийся достаточно хорошо и умело начинает соотносить движения руки с характером получающихся линий, штрихов, понимать их взаимосвязь – не пропустите этот момент, ибо вслед за ним можно учить зрительному контролю, разным формам движения руки, осознанному использованию приобретенного опыта.

Показывать технические приемы рисования нужно живо, эмоционально, стараясь, прежде всего, заинтересовать учащихся.

Целесообразно совмещать рисование с анимацией, конструированием, лепкой, использовать музыкальное сопровождение, литературно – художественный, исторический, фольклорный материал, позволяющий удерживать интерес и внимание учеников к предмету и изобразительной деятельности.

Игра «Живая клякса»

«Чем и как работают художники»

Темы: «Пять красок – все богатство цвета и тона», «Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности».

Задача: формирование навыков работы акварелью и умения фантазировать; развитие творческого воображения; воспитание взаимопонимания и эмпатии в работе в паре.

Ход игры.

Педагог предлагает учащимся, слегка смочив, часть листа, выполнить любым цветом акварелью небольшое живописное пятно (можно применить прием покачивания листа, чтобы пятно приняло интересную форму).

Затем дети меняются с соседом по парте листами и не дольше 10 мин. «создают» из пятна любую фантастическую композицию, используя эту же или другие краски.

Педагог отбирает наиболее интересные композиции и предлагает классу определить «настроение», вызываемое работой, угадать настроение «художников», рассказать о вызванных ассоциациях.

Лучших фантазеров выбирает класс своими аплодисментами.

Игра «ДВА в одном»

«Чем и как работают художники»

Тема: «Три основные краски, строящие многоцветие мира».

Задача: освоение знаний об основных красках и возможностях их смешивания, о многоцветной палитре природы; развитие понятий о многообразии мира при сходстве многих отдельных деталей (комментарии учителя по ходу занятий).

Ход игры.

Учитель выдает ребенку набор, состоящий из 4 квадратных карточек-вкладышей простых цветов (синий, красный, зеленый, желтый) и 6 более крупных по размеру смешанных («результат» различных вариантов смешения 4 основных цветов – зеленый, изумрудно-зеленый, «салатный», красно-коричневый, лилово-коричневый). Названия цветов можно написать на обороте вкладышей.

Для работы в наборе должна быть рамка (по принципу рамок-вкладышей Монтессори), в которой предусмотрены две квадратных ячейки для слагаемых, и одна (побольше) для «результата».

С одним комплектом дети могут работать и в паре и в группах.

Варианты:

а). «Слагаемые» вставлены учителем (или по его подсказке). Ребенку предлагается найти и вставить «результат».

б). В рамку вставлен «результат». Дети подбирают основные цвета.

в). «Результат» и одно слагаемое вставлены, ребенок ищет второе слагаемое.

Рамка












Игра «ОСЕННЯЯ ПАЛИТРА»

«Чем и как работают художники»

Темы: «Три основные краски, строящие многоцветие мира», «Пять красок – все богатство цвета и тона».

Задача: освоение знаний о красках и возможностях их смешивания; понятий о многоцветности палитры природы (комментарии учителя по ходу занятий); воспитание любви к природе.

Ход игры.

Педагог предлагает детям использовать в работе три краски (синяя, желтая, красная), смешивая их в разных соотношениях. Дети рисуют листья в технике мазка гуашью. Играют на «скорость» и качество. Побеждают те, у кого к концу времени отведенного на задание будет на листе больше листьев разного цвета.


Игра «Чудесные превращения»

«О чем говорит искусство»

Тема: «Выражения характера изображаемых животных».

Задача: развитие образного мышления, воображения; настрой на творческую работу; развитие коммуникационных способностей, через понимание другого.

Ход игры:

Педагог объясняет правила игры – создание в пантомиме узнаваемого образа животного или птицы.

К доске выходят несколько «добровольцев» от каждого рядя и изображают задуманный образ. «Зрители» его отгадывают.

Педагог по мере отгадывания образа обсуждает с классом (вопрос – ответ – комментарий) характерные черты образа изображаемого животного.

Затем дети лепят или рисуют именно этих животных.


Игра «НАРЯДИ КУКЛУ»

«Искусство в твоем доме»

Тема: «Твои игрушки придумал художник».

Задача: Проверка усвоения и закрепление материала по тематике глиняных игрушек (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), которые придумали народные художники. Освоение приемов работы в паре.

Ход игры:

Учащиеся делятся на пары. Получают вырезанные из картона комплекты кукол, у которой только оформление головы подсказывает с какого она промысла, и соответствующих «платьев» (предлагаются три комплекта стилизованной «одежды» из бумаги). Ребята должны отыскать соответствующий наряд и одеть куклу.

Игра «крестики-нолики»

«Реальность и фантазия»

Тема: «Украшение и фантазия»

Задача: развитие творческого воображения, знаний об орнаментах; воспитание эмпатии к партнеру, групповой ответственности.

Ход игры.

Н а доске демонстрируются образцы двуцветных несложных орнаментов в определенном стиле (в зависимости от общей темы, в стиле традиционных школ декорирования, например, игрушек и изделий из глины или национальной одежды – вышивка).

Учащимся, сидящим за одной партой предлагается изобразить орнамент «в две руки» крестиками и ноликами, обозначающими различные цвета или элементы орнамента (по воображению или повторить с карточки).

Побеждает та пара, которая раньше и правильно справится с заданием.

Возможно, проводить командную игру, объединяя пары или ряды к команды.





























Список использованных источников:

  1. Азевич А. Двадцать уроков гармонии, М.: Школа-Пресс, 1998.

  2. Браиловская Л.В. Дизайн интерьера в восточном стиле: Япония, Китай, Индия, Египет, М.: Феникс, 2004.

  3. Брагина Л.Н. Оригинальные искусственные цветы своими руками, М.: Феникс, 2004.

  4. Буткевич Л. М. История орнамента. Учебное пособие, М.: Владос, 2003.

  5. Витвицкая М.Э. Искусство составления букетов. Великолепные букеты из цветов. Аранжировка, флористика, икебана//Лада, 2004.

  6. Ворончихин Н.С., Емшанова Н.А. Орнаменты. Стили. Мотивы, Издательский дом «Удмуртский университет», 2003.

  7. Дроздова С.Б. Изобразительное искусство в начальной школе, Волгоград: Учитель,2008.

  8. Жадько Е.Г. Растения и оформление интерьера. Современный дизайн.: Феникс, 2004.

  9. Жадько Е.Г. Украсим дом цветами, М.: Феникс, 2004.

  10. Жарникова С. Архаические мотивы северорусской народной вышивки и их параллели в древнейших орнаментах населения Евразийских степей // Информбюллетень МАИКЦА (ЮНЕСКО) Москва: Наука 1985.

  11. Жегалова С.К. Русская народная живопись, М.: Просвещение, 2004.

  12. Махмутова Х.И. Пособие для учителей. Роспись по дереву, М.: Просвещение,2007.

  13. ОРНАМЕНТ», Фокина Л.В., 2000, http://ornaments.iatp.irex.am/

  14. Павлова О.В. Изобразительное искусство, Волгоград: Учитель,2008.

  15. Пикулев И.И. Русское изобразительное искусство, М.: Просвещение.2007.

  16. Программы для общеобразовательных школ гимназий, лицеев, М.: Дрофа, 2001.

  17. Прохневская М.А. Изобразительное искусство до 5 класса, Волгоград: Учитель – АСТ, 2003.

  18. Рожкова Е.Е., Херсонская Е.Л. Рисование, м.: Просвещение, 2004.

  19. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве, М,1999.

  20. Стасеевич В.Н. Искусство портрета, М.: Просвещение, 1997.

  21. Степанчук З.А., Степанчук О.А. Погорелова Г.В. и др. Изобразительное искусство с 1 по 8 класс, Волгоград: Учитель, 2009.

  22. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство, М.:Просвещение,2005.

  23. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе, М.: Просвещение, 2004.

  24. Цагараев Валерий Искусство и время, Владикавказ: "Ир", 2003.

  25. Ягодовская А.Т. Беседы об искусстве, М.,2003.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!