СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые методы и формы контроля формирования УУД на уроках технологии

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная функция игрового занятия – это обучение в действии, и чем ближе игровая деятельность обучаемых к реальной, тем выше познавательный эффект. Такой подход способствует развитию самостоятельности и активности учащихся, повышает качество знаний.

Просмотр содержимого документа
«Игровые методы и формы контроля формирования УУД на уроках технологии»

Игровые методы и формы контроля формирования УУД на уроках технологии

Савельева Татьяна Николаевна, учитель технологии МБУ «Гимназия № 35»»


В новых социально-экономических условиях нужно особенно уделять внимание творческому подходу к обучению, поддерживать и стимулировать познавательный интерес учащихся.

Одним из приёмов, который заметно повышает интерес учащихся к обучению, является использование в обучении элементов игры.

Игра – это вид деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Проведение урока в игровой форме даёт возможность:

  • повысить интерес учащихся к изучаемому материалу;

  • глубже раскрыть способности учащихся;

  • развить и закрепить умения и навыки самостоятельной работы, стремление к творческому поиску.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

► развлекательную – основная функция игры – удовольствие учащегося от самого процесса деятельности;

► коммуникативную – игра позволяет учащемуся войти в реальный контекст сложнейших человеческих взаимоотношений;

► самореализации – игра позволяет с одной стороны построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике учащегося, с другой – выявить недостатки опыта;

► терапевтическую – игра используется как средство преодоления разных трудностей, возникающих у учащегося в общении, учении;

► диагностическую – игра позволяет педагогу диагностировать различные проявления учащихся, такие как: интеллектуальные, творческие, эмоциональные;

► коррекции – с помощью игры можно внести позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей учащегося;

► межнациональной коммуникации – игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей;

► социализации – с помощью игры происходит включение учащегося в систему общественных отношений, усвоение им богатства культуры.

Педагогическая игра, в отличие от игр вообще, обладает существенными признаками – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, который может быть обоснован и представлен в чистом виде.

Применение в учебном познании игровых технологий стимулирует развитие всех сфер личности учащихся – мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативной, деятельностной, морально-нравственной.

Игра может преследовать разные цели и занимать различное место в структуре урока, ее можно проводить в процессе всего занятия или в течение непродолжительного времени. Игра может проявляться как метод конкретных ситуаций, которые развивают способности анализировать и самостоятельно формулировать познавательные задачи. Это может быть и метод поисковых ситуаций. В форме деловой игры могут проводиться итоговые зачеты или фронтальные проверки знаний, используя метод педагогического моделирования.

Главная функция игрового занятия – это обучение в действии, и чем ближе игровая деятельность обучаемых к реальной, тем выше познавательный эффект. Чаще на уроках не все время отводится игре, а в структуру урока вводятся отдельные игровые элементы.

Разминка в начале урока имеет больший эффект, если она проводится в форме игры. Можно провести несколько разновидностей такой игры. Например, «срывание» с «дерева познания» вопросов для ответа; или передача мяча, мягкой игрушки от преподавателя к ученику и обратно, сопровождается вопросом учителя и ответа ученика. Можно эту игру несколько видоизменить: преподаватель задает учащимся тему, а учащиеся вместе с передачей игрушки задают друг другу вопросы. Можно на уроках проводить тематические викторины, предлагать учащимся разгадывать предметные кроссворды или предлагать в качестве домашнего задания составление кроссвордов по определенной тематике. Можно для разминки использовать принцип «Поле чудес»: расположить вопросы, которые надо повторить с учащимися на круг с вращающейся в центре юлой со стрелкой. Учащимся заранее дается задание составить кроссворды на заданную тему. Составленные учащимися кроссворды можно использовать в дальнейшем для контроля знаний по пройденным темам.

По некоторым вопросам можно провести опрос в форме эстафеты. Для этого класс разбивается на мини-группы. Доска разбивается на такое же количество секторов, сколько мини-групп, и каждой мини-группе предлагается записать, например, этапы получения шерстяной ткани или этапы первичной обработки рыбы. Каждый учащийся группы за один выход к доске может написать только один этап. В качестве эстафетной палочки передается кусочек мела. Оценивается правильность и быстрота выполнения работы. Чтобы оценка была более объективная, каждому участнику эстафеты можно задавать вопросы по разъяснению своих записей (точнее их углублению). При этом исходной точкой отсчета должны быть итоги работы группы-победительницы. Если к качеству их работы замечаний нет, то их оценку можно ставить сразу, это будет в дальнейшем стимулом для учащихся.

У учащихся вызывают интерес такие виды заданий как тематические «домино» и «лото», которые можно применять и для проверки знаний, и для закрепления материала.

Хороший эффект дает метод поисковых ситуаций при проведении круглого стола, особенно по тем темам, с которыми у учащихся уже состоялось знакомство при изучении других предметов.

Игровые элементы очень разнообразны и их применение делает урок более интересным, ярким и запоминающимся. Но в их применении надо знать меру. Чрезмерное увлечение игрой на уроке может привести к поверхностному восприятию учащимися материала. Хотя игра, как не многие другие приемы, повышает интерес учащихся, заставляет (или точнее увлекает) их работать самостоятельно, искать правильный путь в решении поставленной задачи, т.е. игру можно рассматривать как начальный этап поискового метода.

Игра, не может заменить ни лекций, ни других форм занятий и, следовательно, не является универсальным методом обучения, однако и изменять ее значение в учебном процессе не стоит. Применение игры на уроках делает их более интересными и более эффективными.

Такой подход способствует развитию самостоятельности и активности учащихся, повышает качество знаний. Учащимся нравится игровая технология, которая дает не только качественную подготовку к экзамену, но и укрепляет память.

Приложение:

  1. Презентация «Игровые методы и формы контроля формирования УУД на уроках технологии»;

  2. Игровые задания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!