Открытый урок по сольфеджио преподавателя Брылёвой Елены Георгиевны
1 класс
Тема: «Игровые формы работы с учащимися 1 класса»
Цель урока:
Образовательная:
Познакомить детей с формами работы на уроках сольфеджио.
Привить детям начальные навыки сольфеджирования.
Закрепить понятие ритма, ритмического рисунка на примере работы с ритмическими карточками.
Развивающая:
Способствовать развитию образного и творческого потенциала детей через игровую импровизацию.
Стимулировать развитие музыкальных способностей детей: певческие, исполнительские, через инновационные формы работы на уроке.
Способствовать развитию у детей двигательных, зрительных и слуховых навыков.
Формировать в детях психологическое раскрепощение и коммуникабельность.
Способствовать формированию интереса к предмету «Сольфеджио».
Воспитательная:
Воспитывать в детях любовь к сольфеджио и музыкальной культуре в целом.
Воспитывать в детях эстетический вкус посредством визуальных образов.
Воспитывать в детях коммуникабельность.
Формировать в детях коммуникативные качества.
Задачи:
Закрепить теоретические знания учащихся.
Способствовать выработке навыков точного интонирования на основе упражнений и песенных мелодий.
Выработать у учащихся навыки метроритмических упражнений.
Тип урока: Комбинированный. Урок комплексного применения знаний и умений.
Дидактические материалы: нотный стан с нотками, клавиатура, мимические картинки, бумажное яблоко, ритмические карточки.
Оборудование: Ноутбук, интерактивная доска, видеоматериалы, парты, стулья, рояль, ступеневая столбица.
Технологии: технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающие технологии.
Методы обучения: Практический, наглядный,словесный.
Преподаватель: Добрый день. Сегодня к нам ребята, пришли гости. И мы должны нашим гостям показать, чему мы с вами научились за всё то время, что вы учитесь в музыкальной школе.
Распевка: 1. «Вот иду я вверх, вот иду я вниз» «Ступени» ( вверх и вниз)
2.«Пение упражнений»- гоп, гоп ,гоп -ну скачи в голоп, гоп, гоп, гоп -не хочу в голоп .(5 мин)
Преподаватель: Ребята, что в этом упражнении сопоставляется? Встречается ли в жизни слово лад и какие лады вы знаете? Поём эту распевку указывая лад на мимических картинках.
В музыке есть мажорный и минорный лады и скажите мне характеристику каждого лада.
Немного задержимся на мимике и исполним «Антошку» В.Гаврилина, это ритмодекламация с использованием мимических картинок.(3мин)
Хорошо, а теперь давайте вспомним и исполним упражнение на столе и на фортепиано А.Стройко «Туча плачет». Про кого и какими пальцами вам подскажут слова.(5мин)
Выполнение задания.
Преподаватель:
Хорошо. А теперь доставайте ритмические карточки, вспомним схему деления длительностей и сделаем это при помощи нашего бумажного яблока.
яблоко
Хорошо, молодцы и теперь пришло время наших ритмических диктантов.
Счет-тяжелая работа, но когда мы любим что-то
Сосчитать для нас пустяк, сколько, где, когда и как?
Вы сразу услышали что есть повтор, который как называется? Правильно-реприза.
И еще один диктант. 2. .Кошку грамоте учили, не читать, не писать ,а за мышками скакать.
Все справились с заданием- молодцы.(7мин)
Немного отдохнём, поиграем в «разогревалки», это потешки со словами и ритмическими слогами. «Зайкин огород», «Мама била».(5мин)
Наше следующее задание показано на интерактивной доске. Это ритмические партитуры,которые мы проговариваем словами и сопровождаем хлопками, шлепками и тапами. «Тюшки-тютюшки», «Раз,два.три» сл.ТТютюнниковой, «Молоток» сл.А.Лифшица(10мин).
И в заключении урока споём нашим гостям песни: Е.Попляновой «Снежный ком», «Кастрюля-хитрюля», «Солдатик».(7мин)
Итог урока:, хорошо ли мы сегодня постарались, всё ли было понятно на уроке, понравился урок, или нет. Рефлексия, выставление оценок. (2-3 мин)
Список используемой литературы: Т.Боровик «Звуки, ритмы и слова»(Минск 1999г),Т.Тютюнникова «Доноткино» часть 2, Квадратный апельсин. (Москва.пед.общество 2005г) Т.Тютюнникова «Учусь творить. Элементарное музицирование(Москва 2005г). Т.Боровик,Т.Манина. «Речевое интонирование-ритм-творчество-сольфеджио» (Минск 2000г).
«