Игровой тренинг для детей и родителей по подготовке к обучению грамоте
«Трудный звук, ты нам друг!»
Учитель-логопед:
Мелехина Е.Ю.
Задачи:
- обучать различению гласных и согласных звуков; познакомить с твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими согласными звуками;
- рассказать о различии звука и буквы; соотнесении звука с его знаковым образом (буквой);
- упражнять в проведении звукового анализа слова, делении слов на слоги;
- упражнять в подборе слов с определённым звуком;
- развивать фонематический слух и восприятие.
Демонстрационный материал: таблица «Различаем звук и букву»; схемы для звукового анализа КОТ, КИТ; красные, синие, зелёные фишки, знак ударения; таблица «Твёрдые и мягкие согласные»; картина «Зима», мяч, «Банк», монеты, картинки для поощрения.
Раздаточный материал: карточки для звукового анализа; красные, синие, зелёные фишки, тарелочки для фишек, знаки ударения; карточки для определения количества слогов и простые карандаши на каждого ребёнка и взрослого.
Ход тренинга:
1.Приветствие.
- Добрый вечер, дорогие дети и уважаемые взрослые! Я рада вас приветствовать на игре «Трудный звук, ты нам друг!»
2. Блиц-опрос.
- Какие бывают звуки? (Гласные и согласные).
- Гласные звуки мы произносим и во рту… нет преграды. Гласные звуки обозначаем …красной фишкой. (Дети: гласные, потому и красные).
- Согласные звуки мы произносим и во рту… есть преграда. Какая преграда может быть? (Губы, зубы, язык). (Примеры).
- А какие бывают согласные? (Твёрдые и мягкие). Твёрдые согласные обозначаем… синей фишкой. (Дети приводят примеры). Мягкие согласные обозначаем … зелёной фишкой. (Примеры).
- А ещё согласные бывают … звонкие и глухие. (Тактильно-вибрационный контроль). (Дети и родители проверяют звонкость-глухость звуков, положив руку на горло).
3. Игра на внимание «Подними нужную фишку». У ребёнка и у родителя - по набору фишек. Логопед называет вразброс различные звуки, а родители и дети поднимают нужную фишку: Гласный звук – красную, твёрдый согласный – синюю, мягкий согласный – зелёную фишку.
4. Звуковой анализ и сравнение слов КОТ – КИТ.
Дети и родители помогают, логопед выкладывает фишки под картинками.
5. Игра с перекидыванием мяча «Назови первый звук». (Участвуют дети).
(Слова: мороз, мишура, ветер, облако, снежинка, украшение, гирлянда, подарки, коробка, новый, луна…).
6. Различение звука и буквы.
Показ таблички «Звук – буква». Дети договаривают: звук мы … говорим и слышим, букву мы … видим и пишем.
7. Звуковой анализ слова ЗИМА.
Ребёнок и родитель совместно выкладывают звуковую схему слова на карточке. (Красные, синие, зелёные фишки). Ударение определяют совместно с логопедом.
8. Задание с карточками на определение количества слогов в слове.
У ребёнка и родителя карточки с картинками. Под каждой картинкой нужно закрасить столько кружочков, сколько слогов в этом слове.
9. Игра – соревнование «Богачи». Взрослые и дети придумывают слова со звуком «Л», а затем – со звуком «ЛЬ». За каждое слово даётся монетка. В конце игры монеты подсчитываются, определяется победитель.
10. Подведение итогов тренинга. Вопросы родителей.