СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игротанцы как инструмент развития креативного мышления учащихся на занятиях хореографией.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья является опытом моей работы в направлении развития креативности у детей на уроках хореографии.

Креативное мышление – компонент функциональной грамотности, под которым понимают умение человека использовать своё воображение для выработки и совершенствования идей, формирование новых знаний, решения задач, с которыми он не сталкивался ранее.

Просмотр содержимого документа
«Игротанцы как инструмент развития креативного мышления учащихся на занятиях хореографией.»

Игротанцы как инструмент развития креативного мышления учащихся на занятиях хореографией.


Педагог дополнительного образования,

высшей категории

МБОУ СОШ №5

Харламова Т.В.


Данная статья является опытом моей работы в направлении развития креативности у детей на уроках хореографии.

Цель: — развитие музыкальности и чувства ритма, творческих способностей, координации, умения воплощать музыкально-двигательный образ. К достижению цели я двигаюсь с помощью применения комплекса упражнений по импровизации, которые я представлю в своей статье.

Формирование функциональной грамотности это одна из основных задач ФГОС общего образования, условие становления динамичной, творческой, ответственной и конкурентоспособной личности.

Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть, достигнут учащимися за время обучения в школе.

Разработаны основные направления формирования функциональной грамотности (сюда входит)

- математическая грамотность

- читательская грамотность

- естественнонаучная грамотность

- финансовая грамотность

- креативное мышление

Креативное мышление – компонент функциональной грамотности, под которым понимают умение человека использовать своё воображение для выработки и совершенствования идей, формирование новых знаний, решения задач, с которыми он не сталкивался ранее.

Креативное мышление характеризуют четыре основных качества:

-быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени),

-гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей),

-оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи),

-точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям).

Основными приёмами развития креативности, свободного мышления и пластического движения являются разнообразные творческие задания. На своих занятиях я предлагаю детям в качестве творческих занятий креативный танец-игру, через импровизацию.

Способность к импровизации с полным правом можно отнести к наиболее ярким проявлениям креативности. Импровизируя, человек демонстрирует все параметры, по которым традиционно оценивается креативность: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления, способность не просто разрабатывать идею, а воплощать её и делать это молниеносно. Импровизация помогает раскрепощать и раскрыть творческий потенциал, творческую натуру ребёнка. Развивает образное мышление и фантазию, музыкальность, ритмичность, актёрские данные, помогает выводить на эмоциональную работу через пластику и пантомиму.

Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. Игра на занятиях хореографией может быть использована для обучения детей. С ее помощью решаются различные психологические проблемы детского коллектива.

 Игра – самая близкая форма деятельности детей, в ней ребенок черпает образы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в художественном творчестве. Опора на игру — это важнейший путь включение детей в учебную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. Игра погружает ребенка в самоисследование, учит понимать себя и справляться с трудностями. Она является ведущей в деятельности обучающихся, потому игровой метод особенно применим для дошкольников и младших школьников. А преподавание заключается в организации детей для занятий, в руководстве их вниманием, любознательностью, активностью во время учебного процесса, целенаправленной деятельностью.

РОЛЬ ИГРЫ поистине огромна.

Помимо основных функций:

1.  развивающей,

2.  обучающей,

3.  воспитывающей

в любой игре может быть реализован комплекс функций:

4.  диагностической (раскрывающей скрытые таланты),

5.  релаксационной (снижающей излишнее напряжение),

6.  компенсаторной (дающей человеку то, чего ему не хватает),

7.  коммуникативной (являющейся средством общения),

8.  самореализационной (служащей средством реализации возможностей),

9.  социокультурной (позволяющей в процессе игры осваивать социокультурные нормы и правила поведения),

10.  терапевтической (являющейся средством лечения психических расстройств человека).

Игротанцы – включают в себя: движения под стихи, игры с ускорением, которые развивают ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Их можно использовать как упражнения, дающие отдых после или во время игр и занятий, требующих физической нагрузки.

Задачи:

  • развить коммуникативные умения, в условиях ситуации психологического комфорта;

  • развить пространственное мышление, умение ориентироваться в пространстве;

  • развить творческое воображение, внимание и способность к двигательной импровизации;

  • формировать тактильные ощущения, самоощущения, развить самосознание;

  • воспитывать интерес к музыкальному движению, танцевальному творчеству.

На этом этапе я хотела бы рассказать о том, какие упражнения и творческие задания на импровизацию, использую в практической деятельности.









Танцевальный дартс.

Оборудование: Экран, ноутбук, колонка для воспроизведения ауди файлов.

Музыкальный материал: музыка для детей, специально подобранная для каждого задания.

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Описание: На экране таблица чисел от 1 до 9, нажимая любую цифру, высвечивается задание танцевальной игры. Выполняют задание, пока играет музыка.


1. Танцуй как герой. Вам предстоит почувствовать себя каким-нибудь интересным сказочным героем. «Как бы ты танцевал, если бы был …?» (Змей Горыныч, Фея, Баба-яга, Кощей Бесмертный, Золушка).

2. Танец на определении эмоций. Вам нужно передать своим танцем какие-то конкретные эмоции (радость, гнев, нежность, злость, любовь).

3. Танец с содержанием. По ходу танца раскрывать содержание того, о чем вы слышите в песне, передавая настроение каждого слова, фразы, общий смысл. (В траве сидел кузнечик).

4. Танец без музыки. Предлагается станцевать заданное настроение без музыки. На пример: (Океан, радуга, огонь, пустыня, тишина).

5.Станцевать себя.

6. Танец расцветающего Цветка. Предложите всем почувствовать себя почкой Цветка, готовой распуститься. У каждого может возникнуть свой собственный образ. Затем - Цветы начинают распускаться. Почувствуйте, какие движения дают реальные ощущение раскрытия, очищения, расцвета, какие движения раскрывают пространства внизу, вверху, в середине тела.

7. Образы. Любой воображаемый образ. (птица, ручей).

8. Танец-разминка для различных частей тела. (голова, пальцы, плечи, руки, ноги, бедра)

9. Чертишто. Как вы представляете себе этот образ и как его можно станцевать. (Брюжга, Абадох, Стенга, Лунце, Дюйдамочка, Дромогал).

Развитие креативного мышления на прямую связана с хореографией, так как является неотъемлемой частью творческого процесса, которая позволяет решать нестандартные задачи, находить оригинальные подходы в творческой деятельности. Мне как хореографу данная компетенция необходима в организации интересного и плодотворного обучающего процесса, а так же в работе над постановками. Детям она помогает воплотить художественные образы с помощью выразительных движений, развить гибкость, мобильность и скорость принятия решений в различных ситуациях, например: во время выступлений и выполнения творческих, нестандартных заданий. Мои наблюдения показывают, что основная часть обучающихся испытывают дефицит данного качества. Зачастую дети не могут проявить воображение и воссоздать необычные образы, придумать непохожее движение или боятся проявить себя, показаться странными, не как все.


Список литературы.

  1. Барышникова Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам хореографических коллективов, балетных школ и студий. – СПб.: «Люкси», и «Респекс», 1996.

Джим Холл Уроки танцев. Лучшая методика обучения танцам. Москва, «Издательство Астрель» -2008год.

  1. Довбыш Н. Танцевальные игры для детей (http://www.horeograf.com


  1. Ильин И.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Питер, 2009-434 с.








































Самоанализ.


Тема: «Игротанцы как инструмент развития креативного мышления учащихся на занятиях хореографией».

Педагог: Харламова Т.В.

Дата проведения: 14 марта 2024 г

Тип: мастер класс для педагогов.

Цель: развитие музыкальности и чувства ритма, творческих способностей, координации, умения воплощать музыкально-двигательный образ.

Задачи:

  • развить коммуникативные умения, в условиях ситуации психологического комфорта;

  • развить пространственное мышление, умение ориентироваться в пространстве;

  • развить творческое воображение, внимание и способность к двигательной импровизации;

  • формировать тактильные ощущения, самоощущения, развить самосознание;

  • воспитывать интерес к музыкальному движению, танцевальному творчеству.

Основные методы работы: 
-наглядный (практический показ); 
-словесный (объяснение);

-проблемно-поисковый (диалог);  

-метод импровизации.

Педагоги были привлечены к постановке задач и его организации, а так же на мотивация на предстоящую деятельность, которая поддерживалась в течение всего мастер класса выяснением практической значимости их деятельности.


Содержание мастер класса.  

Познавательная деятельность была организована через использование всех модальностей (видеть, слышать, чувствовать) через визуальное восприятие показа педагога, аудиовосприятие.

  Практическая деятельность заключалась в показе элементов, анализе своей деятельности, в исполнении танцевальной игры.

При этом личностные особенности каждого педагога были учтены. Педагоги общались, взаимодействовали, ставили перед собой задачи в течение всего мастер класса. Каждый педагог был поставлен в такие условия, которые требуют умения саморегуляции, самодисциплины и самопознания.

Развивающий характер заключался в поддержке интереса каждого к игротанцами и стремлении к высокому уровню своего исполнительского мастерства.

Педагог старался способствовать действовать через поддержку, выявление достоинств и достижения каждого педагога. Педагоги были активны: охотно выполняли задания педагога.

 Задача данного мастер класса заключалась в том, чтобы донести до каждого педагога правильность выполнения упражнений, мотивировать к лучшему и качественному исполнению материала, так, как требовалось бы на занятиях по хореографии в своих коллективах.

Настроение у педагогов было приподнятое. Плотность задания средняя. Педагоги смогли пережить чувство успеха.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!