Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 62 «Березка» города Белово»
«Игра на детских музыкальных инструментах в развитии чувства
ритма у дошкольников»
Мастер-класс
для педагогов ДОУ
Составила:
музыкальный руководитель
Батракова Людмила Владимировна
Беловский городской округ, 2022
Цель мастер-класса: Знакомство участников с опытом использования упражнений, речевых игр музыкальных игр способствующих развитию у детей чувства ритма.
Задачи:
• Представить педагогам методы и приемы работы по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста.
• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства.
• Разучить с педагогами шумовой оркестр, флеш-моб, музыкально-речевые игры с ложками, бубнами.
Используемый материал: детские музыкальные инструменты, ритмические карточки.
Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов, совершенствование практических навыков по проведению музыкально-ритмических игр.
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня наша встреча будет посвящена вопросам развитию чувства ритма у дошкольников в игре на детских музыкальных инструментах. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Ведь именно ритм, как явление музыкальное, является основой не только музыкальных произведений, а всей нашей жизни.
Формирование чувств ритма – важнейшая задача педагога. Ритм является выразительным средством и других искусств. Первоочередная задача для музыкального руководителя: сделать обучение, развитие, воспитание детей дошкольного возраста интересным и незаметным для самих детей. Конечно, всем известно, что ведущей формой обучения и развития детей-дошкольников является игра, но, также понятно, что современным детям необходимы новые интересные игры.
Все мы знаем, что игра на детских музыкальных инструментах в ансамбле дисциплинирует ритмику, а также доставляет ребятам огромное удовольствие и радость. Развивает умение слушать партнера, понимать друг друга, воспитывать чувство коллективизма.
Исследователи в области музыкальной педагогики отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. К.В. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.
Игры и упражнения по развитию чувства ритма я включаю в каждое музыкальное занятие.
I ступень – младшая группа.
II ступень –средняя группа.
III – старшая группа.
IV – подготовительная группа.
1
В младшем возрасте мы поем и выполняем ритмическую игру с пением «Здравствуйте!».
Ручки, ручки просыпайтесь, протягиваем руки вперед
Здравствуйте!
Ласковые наши ручки, гладим ручки
Здравствуйте!
И ладошки наши крошки, хлопаем в ладоши
Здравствуйте!
Речевая игра с пением «Здравствуйте, ладошки».
- Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп!
- Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!
- Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх!
- Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх!
- Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! (поцелуйчики)
- Здравствуйте, зубки – ам, ам, ам
- Здравствуй наш носик - бип, бип, бип! (показываем пальчиком носик)
- Здравствуйте, малышки — всем привет! (машем ручками)
Предлагаю встать в круг, выполнить музыкальную физминутку «Здравствуй, друг!».
Дети стоят в кругу, поют и выполняют движения по тексту.
Здравствуй, друг!
Здравствуй, друг! (Обнимают друг друга.)
Посмотри скорей вокруг! (Поднимая руки вверх, разводят их в стороны.) Здравствуй, друг!
Посмотри и улыбнись (улыбаются друг другу),
Выше к солнцу потянись! (Поднимаются на носочки и тянутся вверх.)
Здравствуй, солнце! (Смотрят «на солнце», подняв руки над головой.)
Ты – наш друг!
Становись скорее в круг! (Не опуская рук, берут друг друга за руки.)
Затем опускают руки – получается хоровод.
Ритмический флеш-моб «Летка-Енька», встаем в шахматном порядке.
Ритм у нас присутствует повсюду. В нашей жизни, как мы ходим, тикают часы, поем, играем на музыкальных инструментах и т. д. Занятие по развитию чувства ритма носит игровой характер. В младшем возрасте начинаем с приветствия: собачка здоровается с детьми и просит их ответить ей так же. Гав-гав-гав! Гав-гав-га-а-а!; в средней группе – спеть «Здравствуйте!», «Доброе утро» (низким и высоким звуком), петушок поет по своему «Ку-ка-ре-ку!», прохлопать имя зайки, либо разный ритм.
«Веселые ладошки». Кукла или другая игрушка пляшет на столе под р.н.м.,
Любая двухчастная русская народная мелодия, педагог играет на бубне – дети хлопают в ладоши; педагог легко потряхивает бубном (тремоло) – дети выполняют «фонарики».
«Андрей-воробей»
Андрей, воробей, не гоняй голубей,
2
Гоняй галочек, из-под палочек.
Прохлопали в ладоши римт этой песенки. Следующий раз простучали на бубне, на палочках, на металлофоне и т. д.
Игра «Имена». Таня, разделили на слоги Та-ня и др. Ударяем в бубен, металлофон, ложках. На занятии не все успевают выполнить это задание, поэтому рекомендую воспитателям проводить эти упражнения в группе, дети учатся держать музыкальные инструменты и развивают чувство ритма.
Использую на занятии красочные картинки. Например: картинка на ней нарисован поросенок (прохлопать четко, ритмично). Лев. Белка.
Игра «Летчик».
Вырасту буду, летчиком смелым. Ритмично прохлопать песню.
« Тук-тук - молотком».
Тук-тук, молотком.
Мы построим, новый дом (разный ритм).
Затем можно провести ритмическую разминку с использованием звучащих жестов. Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела:
хлопки ладошками;
шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
притопы (всей стопой, пяткой, носком);
щелчки пальчиками.
Я предлагаю вам немного поиграть на деревянных ложках музыкальную композицию «Перевоз Дуня держала» (показываю несколько приемов игры на ложках).
Следующий оркестр «Озорная полька» (бубны, колокольчики, бубенцы, ложки, металлофоны).
Я надеюсь, вам понравился мой мастер-класс. Мы с вами с пользой провели время, думаю, вы получили полезную информацию.
3