Игра-квест посвященное Всемирному дню прав ребёнка 5 класс.
Тема: «Правовой компас»
Цель: Формирование представления о правовой ответственности
Задачи:
1. Ознакомить учащихся с Конвенцией о правах ребенка.
2. Способствовать формированию правовой культуры.
3. Формировать уважительное отношение к правам.
Оборудование: Конвенция о правах ребенка, декорации и костюмы для инсценировок, маршрутные листы (приложение), выставка литературы.
Предварительная подготовка:
За неделю до классного часа дать ребятам задание:
Поговорить с родителями и выяснить, какие права и обязанности имеет несовершеннолетний ребенок.
Класс делится на 2 команды, из каждой команды выбирают по капитану, которые в дальнейшем зачитывают свои тексты. Команды придумывают название и девиз, которые должны соответствовать теме игры; каждая команда получает маршрутный лист, в соответствии с которым путешествует по станциям.
Ход занятия:
Команды строятся на линейку. Ведущий раздает маршрутные листы и объявляет условия игры. Подчеркивается, что все команды должны двигаться строго по своему маршрутному листу.
Ведущий: «Права ребенка надо знать,
не только знать, но соблюдать.
И всем ребятам надо знать
Все то, чего им не хватает».
Станция 1. «Правовое дерево»
Требуемое оснащение: фломастеры, клеевые карандаши, бумага в форме листьев (например, березы), ватман, на котором изображено дерево без листьев.
Инструкция. Возьмите каждый по «листочку» и напишите на нем, что, по-вашему, надо сделать, чтобы наша страна стала примером государства, где соблюдаются права детей.
Ведущий: однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам. Многие приехали из тех мест, где шла война и гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды. Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины. Они создали Организацию Объединенных Наций, которая сокращенно называется ООН. Поэтому они все вместе написали закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права. С 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН «О правах ребенка». Конвенция «О правах ребенка» вступила в силу 2 сентября 1990 года. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года (Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. №45. Ст. 955). В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите.
Ребята, какие права детей знаете вы?
Станция 2. «Правовая книга»
Ведущий: Наглядно знакомит ребят с правовыми книгами и зачитывает небольшой перечень прав ребенка, признанный Конвенцией:
Согласно определению, данному в Конвенции (ст.1), «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее».
Каждый ребенок имеет право на жизнь (ст.6).
С момента рождения ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства (ст.7).
Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение (ст. 13).
Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии (ст.14).
Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст16).
Ребенок имеет право на образование (ст.28).
Государства – участники Конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания (ст.37).
Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг (ст.31).
Станция 3. «Песня о правах человека» (музыкальный конкурс)
Содержание: Исполняется песня. Участникам необходимо сказать, о каких правах идет речь в данной песне.
1. В.Шаинский, М.Пляцковский «Чему учат в школе» (право на образование ст. 28).
2. В.Шаинский, А.Хайт «На крутом бережку» из м/ф «Приключения кота Леопольда» (право на отдых ст. 31)
Станция 4. «Правовой Блиц – Турнир»
Содержание: Участники отвечают на заданные вопросы.
1. Что такое ООН?
2. В каком году вступила в силу Конвенция о правах ребенка?
3. До какого возраста в России человек является ребенком?
4. С какого возраста человек обретает гражданство страны, в которой родился?
5. Кто должен заботиться о детях?
6. Дети какой национальности обладают наибольшими правами?
Подведение итогов (рефлексия):
Понравилось ли мне занятие?
Что понравилось больше всего?
Что было для меня сложным и непонятным?
Что нового я сегодня узнал .
Приложение
Маршрутный лист
Команды_________________________________________________________________
название команды
№ | Название станции | Количество баллов | Наиболее отличившиеся ребята |
1 | «Правовое дерево» | | |
2 | «Правовая книга» | | |
3 | «Песня о правах человека» | | |
4 | «Правовой Блиц – Турнир» | | |
Всего баллов | | |