СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра как средство воспитания, обучения и развития личности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребенок должен быть счастливым…, кто может мне возразить? Задача общества, родителей и педагогов состоит именно в том, чтобы после своего рождения через несколько лет рядом с нами появился полноценный, воспитанный, образованный, трудолюбивый, честный … гражданин нашей страны.

Просмотр содержимого документа
«Игра как средство воспитания, обучения и развития личности.»

Игра как средство воспитания, обучения и развития личности.

Ребенок должен быть счастливым…, кто может мне возразить? Задача общества, родителей и педагогов состоит именно в том, чтобы после своего рождения через несколько лет рядом с нами появился полноценный, воспитанный, образованный, трудолюбивый, честный … гражданин нашей страны. Увы, по разным причинам не всегда так получается, и окружающие люди начинают обвинять ребенка в том, что он не такой - каким его хотели бы видеть. Обвиняют всех: почему-то чаще всего виновата школа, учителя, друзья…, но редко кто из родителей во всех проблемах и несчастьях своего ребенка винит себя. Неслучайно – ребенка, но ведь в школу он приходит с «огромным» жизненным опытом (не всегда положительным), педагогически запущенным.

В последние годы все чаще наблюдаем диагноз ОВЗ, причин этому может быть масса. Каждый ребенок стремится быть счастливым – в его понимании. И когда я работаю с детьми часто ловлю себя на мысли, которую вложили в меня мои учителя, которые научили меня быть учителем, радоваться и огорчаться вместе с детьми, жить с ними одной жизнью. В своей работе я придерживаюсь правила: «Святая наука – услышать друг - друга.» Для ребенка самое важное чтобы его поняли, поверили в него, помогли.

«Счастье – когда тебя понимают», часто слышу эту фразу от детей. Эта фраза, которая стала крылатой, принадлежит юному герою известного фильма «Доживем до понедельника» режиссера Станислава Ростоцкого. Бесспорной истиной стало, что понимание необходимо, как пища. Также бесспорно, что достичь понимания возможно только в результате прямого общения. Рассмотрим проблему понимания в ракурсе гармонии общения учителей, учеников и родителей.

Но, чтобы понять другого, нужны усилия. Чтобы услышать и понять другого, будь то ребенок или его родители, нужно хотя бы на время отвлечься от своих приоритетов, настроиться на собеседника. Общаться – значит иметь часть общего между нами. Если мы хотим, чтобы нас поняли, мы должны настроиться на собеседника, на его настроение, эмоции, проявить терпение. Зачастую учитель раздражается: «К чему весь этот разговор, если ты меня не слышишь, не понимаешь, если не произносишь того, что я хочу услышать?»

Каковы же причины, которые мешают нам общаться и быть понятыми? Условия, необходимые для гармоничного общения - доверие, открытость, умение прощать, мудрость, взаимопонимание, умение слышать и слушать другого человек. Качества учителя необходимые для успешного общения с учениками и родителями - толерантность, доброта, честность, терпимость, бесконфликтность. Качества личности, мешающие успешному общению - нетерпимость, раздражительность, невоспитанность, несдержанность, вспыльчивость, конфликтность, лживость.

Сегодня мы часто жалуемся, что дети стали злыми, эгоистичными, равнодушными к другим. Но ведь такими они не рождаются, такими их воспитываем мы, взрослые. Прав был герой фильма: «Счастье – когда тебя понимают». Спроси себя: ты хочешь, чтобы тебя понимали? Ты хочешь быть услышанным? В конце концов, ты хочешь, чтобы тебя любили, хотя бы на этот короткий разговор? Тогда слушай… Понять другого, и, может быть, осчастливить хотя бы на миг.

Несмотря на это, предназначение общеобразовательных учреждений состоит в том, чтобы обучающиеся смогли овладеть системой научных знаний, умений и навыков, которые позволят им в дальнейшем продолжить своё образование, овладеть профессией, самоопределиться в жизни, иметь успешную социализацию и адаптацию в обществе. Однако реализовать это школа сможет лишь в условиях взаимодействия, интеграции общего и дополнительного образования. Педагогический процесс в данных условиях будет представлять собой единство обучения, воспитания и развития. В нем особое место принадлежит дополнительному образованию. Во - первых, оно выступает важнейшим ресурсом более эффективной организации общего образования, расширяя и дополняя его, способствует формированию необходимых компетентностей, знаний и умений школьников в соответствии с их интересами и потребностями; во-вторых, как связующее звено между учебной и внеурочной деятельностью, способствует созданию целостной воспитательной системы.

Методика работы за последнее десятилетие претерпела серьёзные качественные изменения и вышла за общепринятые модели обучения и воспитания. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта».

Актуальность исследования по формированию средств общения у учащихся является на современном этапе развития социальных отношений одной из важнейших проблем. Возрастная категория детей выбрана неслучайно. Следующий этап в жизни ребенка – подростковый возраст, когда одним из доминирующих факторов являются навыки общения. Освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал.

Основная задача школы – обучение, но в своей работе я большее внимание уделю общению вне урока.

Можно ли представить себе младшего школьника ничем не занятым? Жажда деятельности, подвижность этого возраста постоянно ищут выхода. Поэтому естественно, что ребенок много играет. Игра для ребенка - сама жизнь со всеми ее прелестями, волнениями, тревогами, удачами и огорчениями.

Выдающийся педагог А.С. Макаренко придавал исключительно важное значение обучающему воздействию игры. Он рассматривал игру в разных аспектах, и прежде всего в плане подготовки ребенка к жизни.

Игра является средством развития, когда она включается в целостный педагогический процесс. Игра является и средством обучения, усвоения детьми науки. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и понимаю факты, явления.

Дети с помощью игры учатся воспринимать и усваивать причины и связи, в игре легче выражаются детские мысли. Используя игру как средство формирования общения, учитель имеет возможность направлять внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений, для обогащения словаря. И вместе с тем учитель питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление детей что-то узнать, искать, делиться с другими своими находками. А это все содействует умственному, речевому и общему развитию. Игры со словом, которые очень важны для детей, почти не включаются, к сожалению, в школьную программу. А они должны стать частью предметного обучения, помогая развивать у ребенка его природное языковое чутье; подготавливая его к восприятию сложных поэтических форм, которые изучаются в 5-6 классах. Развитию речи нужно уделять много внимания на всех этапах, поэтому Волина выделяет игры на развитие устной и письменной речи:

-игры с ребусами, шарадами, кроссвордами;

-игры с загадками;

-игры с пословицами, поговорками, скороговорками.

Задача педагога научить их отдыхать, организовать ребят на перемене, этому способствует игровая деятельность. Входе которой ребята не чувствуют себя дискомфортно. Начинается общение с детьми из других классов. В этот момент педагог обращает внимание на поведение детей своего класса и может корректировать некоторые моменты. В моей практике встречались дети, которые не умели проигрывать, их желание - закон, но это еще одна задача. Во внеурочной деятельности можно готовить с детьми номера для выступления перед родителями, в других классах…При этом особенно тщательно подбираются роль для каждого артиста.

Особое внимание хочу уделить занятиям прикладным творчеством. Никто не будет спорить о том, что развитие пальчиковой моторики оказывает благоприятное воздействие на развитие головного мозга. На таких занятиях ребят надо научить работать в различных техниках. Очень популярными являются лепка из различных материалов, особое внимание хочу уделить лепке из соленого теста: не дорого, безопасно, эффективно, доступно; отделка выполняется красками, именно в этот момент ребенок общается, фантазирует, научается может показать себя совершенно с другой стороны. (Приложение. Фото работ из соленого теста.) Бумажная пластика тоже решение многих проблем, но самыми актуальными намой взгляд являются: аппликация, оригами. Квиллинг – очень модный вид творчества сегодня. Увлекшись которым ребята самовыражаются, учатся заботиться об окружающих, развиваются, учат других при этом забывая о негативном… Ни это ли является самым важным в работе педагога. В последствии именно эти дети, которым учеба дается значительно труднее достигают более высоких результатов во внеурочных мероприятиях.

Так как я являюсь учителем технологии 5-7 классах, я наблюдаю положительную динамику развития детей.

Вывод.

Учителя, работая в данном направлении, должны формировать у детей свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, позволяющими реализовать свой замысел во взаимодействии субъектов общения в различных коммуникативных ситуациях.

Помочь ребёнку максимально реализовать потенциальные возможности и скорректировать имеющиеся недостатки можно только в процессе интенсивной, систематической и последовательной работы. На уроках и вне учителя могут использовать следующие виды коммуникативных упражнений:

  • упражнения для совершенствования невербальных способов общения;

  • тренинг навыков конструктивного взаимодействия с собеседником;

  • упражнения для совершенствования психологических, логических и этических умений.

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях.

Приложение фотографии работ учащихся





Приложение . Игры

Игра «Снеговики»

Цель: учим детей слушать внимательно, запоминать содержание, пересказывать, сочинять свои сказки.

Послушайте сказку, перескажите. Нарисуйте рисунок, отражающий ее содержание.

«В воскресенье я слепил трех замечательных снеговиков. Один получился большой, другой - поменьше, третий - совсем крохотный. Руки первого и второго - снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков. Стоят снеговики и меня дожидаются».

Подумайте, чем может закончиться сказка. Озаглавьте ее. Сочините свою сказку при снеговиков.

Игра «Круглый год»

Нужны картинки, изображающие времена года.

Рассмотрите картинки и определите время года на каждой из них. Что вам помогло найти правильный ответ? Какие признаки весны, лета, осени и зимы вы заметили? У художника было только 2 краски. А какие бы краски использовали вы, изображая лето, осень, зиму, весну? Нарисуй словами свои картинки и расскажи.

Игра «Знаешь ли ты...»

Цель: обогатить словарный запас названиями животных.

Нужно приготовить фишки. В первом ряду - звери, во втором -птицы, в третьем - рыбы, в четвертом - насекомые. Играющие поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т.д. и выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает тот, у кого будет выложено больше фишек.

Игра «Дикие домашние животные»

Цель: развитие речи, закрепить знания о диких и домашних животных.

Перед вами картинки. Закройте фишками домашних животных. Каких еще домашних животных вы знаете? Какую пользу они приносят человеку?

Назовите детенышей домашних животных…

Закончи предложения:

У волчицы появились... У медведицы ... У белки ... У зайчихи ... У лисы ... У ежика ...

Игра «Путешествие в Угадайку»

Цель: учить узнавать предметы по описанию; составлять свои описания.

1) Что за птица?

К нашей кормушке каждый день прилетает птичка. Головка у нее черненька. Щечки беленькие. Спина и крылья зеленовато-серые. Грудка желтая, с черным галстуком, (синица).

2) Кого я видел в зоопарке?

В клетке спал большой лохматый зверь. Шерсть у него густа, темно-коричневая. Уши маленькие. Хвост почти не виден. Лапы мощные с когтями. Морда вытянутая, с черным, как будто кожаным носом, (медведь).

3) Пропала собака. Какой породы?

Песик беленький, лохматый. Глаза, как черные бусинки. Нос черный, влажный. Лапы короткие. Хвост веером, (болонка). Детям предлагается составить свои описания по аналогии.





Игра «Фантазер»

Цель: развивать фантазию и речевое творчество детей. Учитель предлагает тему, дети должны коллективно придумать интересный рассказ на заданную тему. Дети по очереди говорят предложения. Содержание каждой фразы вытекает из предыдущей. Рассказ получается интереснее, если дети пользуются прямой речью, а героями рассказа являются знакомые сказочные персонажи, одноклассники.

Только после игры взрослый дает оценку и говорит об ошибках.

На уроках обучения грамоте предлагалась работа по сочинению собственных загадок, стихов, рассказов, небылиц. Эта работа очень нравится детям. Главное - заинтересовать их.



Дидактическая игра «Где это видано, где это слыхано» послушайте забавные потешки и шутки. Сочините свои небылицы. Удивите и посмешите своих друзей.



Не может быть.

Даю вам честное слово:

Вчера в половине шестого

Я встретил двух свинок

Без шляп и ботинок. Даю вам честное слово.

Слон и сверчок

Ногу слону отдавил сверчок.

Слон-гора, а сверчок - с вершок.

Слон заплакал: дрянной сверчок,

Давил бы ноги другим сверчкам,

А то слонам признаваться срам,

Что ногу слону отдавил сверчок.

Для организации свободных детских высказываний необходимо использовать игры на сопоставление при рассматривании сюжетных картинок (игра «Почему не едет автобус?»), составить вопросы, мобилизующие личный опыт ребенка (какой снег, если дети лепят снеговика?);

-упражнения на составление описательных или сравнительных высказываний по демонстрируемым предметам;

-очень нравится детям дидактическая игра «Хорошо или плохо?» (стакан хорош, что прозрачен, можно в него наливать жидкость, насыпать крупу..., плохо - может разбиться).





9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!