СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра гамм в классе гитары

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Разработка открытого урока с видеоиллюстрацией»

План-конспект открытого урока по теме:

«Игра гамм на уроках гитары»

2020-2021учебный год

Ссылка на видеоурок: https://www.youtube.com/watch?v=2fgGVXJ-IFw

 

Просмотр содержимого документа
«Игра гамм в классе гитары»


Муниципальное автономное учреждение дополнительного      образования

«Детская музыкальная школа им. Э.Т.А. Гофмана»






Номинация: «Разработка открытого урока с видеоиллюстрацией»


План-конспект открытого урока по теме:

«Игра гамм на уроках гитары»

2020-2021учебный год









Преподаватель: Олейник Инна Анатольевна

Предмет: «Специальность (гитара)»    












г. Калининград

2021г.

Пояснительная записка:

Учащийся: Павлов Вадим, 8 лет, класс 2 дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» (гитара)

Цели урока: 

обучающие: изучение техники исполнения гамм; изучение и закрепление знаков в тональностях;

развивающие: освоение расположения нот на грифе гитары; развитие чувства ритма;

воспитательные: слуховой контроль при извлечении звуков, усидчивость, внимание при отработке навыков исполнения.

Задачи урока:

- приобрести необходимые навыки игры гаммообразных пассажей на гитаре;

- отработать два основных приема игры на гитаре: апояндо и тирандо,

- запомнить аппликатуру (чередование пальцев правой руки);

- освоить экономные и точные движений левой руки.

Вид урока: обобщение опыта работы над гаммами в младших классах ДМШ.

Оборудование:

- инструмент,

- нотный материал.

Методы и приемы:

- наблюдение,

- объяснение,

- показ.



-2-

Ожидаемые результаты:

Применение на практике приемов игры апояндо, тирандо, чередования пальцев правой руки, расположение нот на грифе.

План урока:

  1. Вводная часть: информация об изучении гамм по различным программам в ДМШ.

  2. Основная часть:

- 1 класс: знакомство со звукорядом, игра по две звука; вычленение гаммы до-мажор, применение приемов апояндо и тирандо; добавление гаммы- ля-минор, игра по одному звуку;

- 2 класс: работа над двухоктавными гаммами - изучение нот в пятой позиции и соединение двух октав в мажорной и в минорной гаммах;

- игра двухоктавных гамм без открытых струн.

  1. Заключительная часть: вывод.

Ход урока

В настоящее время в нашей школе реализуются три вида программ: дополнительная предпрофессиональная с сроком обучения 8 лет, предпрофессиональная со сроком обучения 5 лет и общеразвивающая программа со сроком обучения 4 года. В первых двух программах предусмотрены обязательные технические зачеты: игра гамм и этюдов. В общеразвивающей программе технический зачет проходит на усмотрение преподавателя. Игра гамм положительно влияет на развитие юного гитариста - отрабатывается навык чередования пальцев правой руки, осваиваются экономные и четкие движения левой руки, что является необходимым навыком для исполнения пьес разной сложности. На этом открытом уроке я покажу мою работу над гаммами в младших классах музыкальной школы.

Начиная заниматься на инструменте, ученик сразу же знакомится со звукорядом. Расположение нот на каждой из 6-ти струн организует звукоряд от

-3-

ми малой октавы до соль первой октавы. Проигрываем подряд эти ноты, обязательно чередуя пальца правой руки – индекс и медио на каждую ноту. Тем самым, сразу приучаем учащегося к необходимости чередования пальцев. Вычленяем из этого звукоряда гамму до-мажор и уже отдельно играем ее вверх и вниз, проговаривая названия нот вслух, что дает возможность ученику запомнить расположение их на грифе и подготовит к счету вслух. Учащиеся подготовительного и 1 класса 8-ти летней предпрофессиональной программы, как правило, не могут сразу освоить прием апояндо, поэтому в первом, а некоторые ученики и во втором классе используют прием тирандо. Дети постарше справляются с обоими приемами игры.

Уже выучив уверенно гаммы до-мажор и ля-минор, можем попробовать поиграть их по одной ноте, но очень строго продолжая контролировать чередования пальцев. Переходу на игру гамм по одной ноте может помочь пунктирный ритм. Объяснить ученику, что на сильную, длинную ноту всегда должен попадать индекс. Если это контролировать, то переход, как привило, проходит успешно.

Во втором классе изучаем двухоктавные гаммы. Даю задание ученику: зная расстояние между нотами, найти на третьей струне ноты до, ре. На второй струне ноты ми, фа, соль, т.е. переходим в пятую позицию. И играем полностью гамму до-мажор от ноты до на третьей струне до ноты до на первой струне, вверх и вниз, запоминая лады, аппликатуру левой руки и продолжая чередовать индекс и медио на каждый звук. Вначале играем тем приемом, который удобен ученику, потом добавляем второй прием игры.

Следующий этап соединяем две октавы – в первой позиции и в пятой – через открытую вторую струну. Снова ноты вслух, чередование пальцев. Когда с текстом гаммы будет все понятно, можно изменить темп, а затем попробовать играть по одной ноте строго контролируя чередование пальцев.

-4-

В двух октавной гамме ля-минор играем до ноты ми на первой струне и переходим в 4-ю позицию: 3 палец левой руки «перелетает» на ноту фа на второй струне, 1-й палец на ноту соль диез на 1-й струне, и 2-й палец на ноту ля первой струны. Отрабатываем гамму по возможности двумя приемами игры – тирандо и апондо.

Следующий этап - та же двух октавная гамма до-мажор, но без открытых струн. Рука оказывается во второй позиции, мизинец играет ноту ре и соль на пятой и четвертой струнах соответственно. Переход в пятую позицию скольжением через третью струну.

В третьем классе и далее предлагаю ученику играть гаммы с несколькими знаками. К пунктирному ритму добавляем триоли, но триоли играются при уверенном знании текста гаммы.

Игра гамм в высоких позициях дает возможность быстро изучить и понять расположение нот на грифе гитары.

Вывод. Играя гаммы, ученик учится владеть игровым аппаратом, изучает расположение нот на всем грифе, отрабатывает два основных приема игры на гитаре – апояндо и тирандо, отрабатывает основные ритмические рисунки. Все это даст возможность учащемуся исполнять предлагаемые пьесы на хорошем техническом уровне и облегчит воплощение идеи композитора.

Используемая литература


  1. П. Агафошин «Школа игры на шестиструнной гитаре». Москва. Музыка 1983г.

  2. Е. Ларичев «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре» Москва. Музыка. 1984г.

  3. В. Кузнецов «Как научить играть на гитаре». Классика XXI, 2006г.




-5-


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!