Игра «Блокада Ленинграда»
Цель игры-квест: формирование гражданской позиции, национальной идентичности, мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления исторически сложившихся традиций, социальных установок, совершенствование умений и навыков систематизации и комплексного анализа исторической информации, в интересной форме напомнить современной молодежи об основных событиях блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны.
Задачи: развивать интерес к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Блокадного Ленинграда, воспитывать чувства долга и благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны, выжившим ветеранам, людям старшего поколения.
Участники: учащиеся 10-11-х классов
Форма: игра-квест
Технология проведения: по заранее разработанному маршруту команды, состоящие из 5 человек, проходят каждый этап-точки, выполняя задания. Если задание выполнено, верно, команда зарабатывает баллы. Все задания связаны с темой «Блокада Ленинграда». Побеждает та команда, которая набрала больше всех баллов.
Атрибуты:
1. Маршрутные листы (см. Приложение №1)
2. Таблички с названиями точек (см. Приложение №2)
3. Секундомер на 1 и 6 точке
4. Бланки с заданиями на точках (см. Приложение №3)
5. Ручки.
Домашнее задание для команд: придумать название и приветствие;
Ход мероприятия
Ведущий 1: Петербург - один из красивейших городов мира. Недаром его называют Северной Венецией.
Ведущий 2: Но у этого города есть и другое имя - Ленинград. Оно сохранилось в памяти народа как символ стойкости, непокорённости.
Ведущий 1: Сегодня мы проводим историческую игру – квест по заранее спланированному маршруту, задания в нём посвящены снятию блокады Ленинграда и Ленинградской области 27 января 1944 года.
Ведущий 2: История человечества не знала такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, какие проявили в годы воины и жители блокадного Ленинграда.
Ведущий1: Тебе, Великий город!
Ведущий 2: Тебе, Великий Ленинград, посвящается!
Ведущий 1: За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тысяч до 1 миллиона человек. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Только 3% из них погибли от бомбёжек и артобстрелов, остальные 97% умерли от голода.
Ведущий 2: За время битвы за Ленинград погибло больше людей, чем потеряли Англия и США за всё время войны.
« Объявляется минута молчания». Звучит метроном.
Ведущий 2: А сейчас мы познакомим вас с условиями игры.
Вам необходимо пройти следующие точки: «Что это?», «Блокада в цифрах», «Блокада в именах и географических названия», «Шифровка», «Фотоблокада», «Собери иллюстрацию»
Каждое задание должно иметь определенную стоимость (баллы) и время выполнения.
Каждая команда получает маршрут прохождения.
В игре побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Ведущий 1: Сегодня 2 команды школы собрались, чтобы соревноваться в знаниях по истории блокады города Ленинграда. Просим команды представиться.
Ведущий2: Спасибо, ребята! Теперь я хочу Вам представить жюри Игры:
1.______________________________________________________
2.______________________________________________________
3.______________________________________________________
Ведущий 1: Итак, мы начинаем
Маршрутная карта игры
1 Точка «Шифровка»
Вы попадаете в ряды РККА в начале осени 1941 года, в районе Новгорода. Вы случайным образом перехватываете секретную шифровку с указанием населенного пункта, в котором немецкое командование планирует разместить артиллерийские батареи. Ваша задача как можно быстрее расшифровать этот населенный пункт.
Ваша задача как можно быстрее по времени расшифровать этот населенный пункт .
Расшифруйте сообщение:
0-1 минута - 5 баллов
1-2 минуты - 4 балла
2-3 минуты – 3 балла
3-4 минуты – 2 балла
4-5 минут – 1 балл
Ответ: Дубровка
2 Точка «Блокада в именах и географических названиях»
Каждый правильный ответ 1 балл
1) Назовите имя и фамилию девочки, дневник которой не позволяет забыть ужасы войны
Ответ: Татьяна Савичева
2) Как назывался план, по которому фашисты хотели захватить Ленинград?
Ответ: Операция «Айсштосс» (Ледовый удар)
3) Через какое озеро действовала «Дорога жизни»?
Ответ: Ладожское
4) Назовите 5 фамилий военачальников Великой Отечественной войны?
Ответ:
1.
2.
3.
4.
5.
Жуков Георгий Константинович, Василевский Александр Михайлович, Конев Иван Степанович, Рокоссовский Константин Константинович, Мерецков Кирилл Афанасьевич
5) Из какой реки приходилось пить воду ленинградцам во время блокады?
Ответ: Нева.
5) Назовите фамилию композитора, который написал в Ленинграде 7 симфонию Ответ: Дмитрий Шостакович
3 Точка «Что это?»
Каждый правильный ответ 1 балл
1) Что это?
Ответ: Медаль за «Оборону Ленинграда»
2) Что было самое опасное во время переправы по озеру?
Ответ: Постоянные обстрелы самолетами и артиллерией
3) В январе 1943 года в Ленинград прибыл особый груз для борьбы с грызунами. Что это было?
Ответ: Дымчатые кошки
4) Официально известно, что это домашнее животное по кличке Султан, было единственным, которое пережило всю блокаду от начала до конца. Что это было за животное?
Ответ: собака
5) Что изображено на фото?
Ответ: Продовольственные карточки блокадного Ленинграда
4 Точка «Фотоблокада»
Каждый правильный ответ 1 балл
1) Как называлась комната, которую немцы вывезли из одного из пригородов Ленинграда?
Ответ: янтарная
2) Чем занимаются дети на фото?
Ответ: Весной у школьников начиналась "огородная жизнь"
3) Этот грузовик получил название из-за своей грузоподъемности?
Ответ: Полуторка
4) Как называется этот памятник?
Ответ: «Разорванное кольцо»
5) Этот памятник установлен в честь детей города Ленинграда. Как он называется?
Ответ: «Цветок жизни»
5 Точка «Блокада в цифрах»
Каждый правильный ответ 1 балл
Когда была окончательно снята блокада города Ленинграда (дата)?
Ответ: 27 января 1944
2)Рецепт блокадного хлеба?
Ржаная мука, целлюлоза, опилки, соевая мука, обойная пыль.
3) Какого числа начала действовать через Ладожское озеро «Дорога жизни»?
Ответ: с ноября 1941 по март 1943 года
4) Сколько ленинградцев погибло во время блокады от голода?
Ответ: Может быть ответ около 1 млн., от 631 000 до 900 000 человек, 97 % от голода и 3% от боевых действий
5) Какой была норма хлеба во время блокады для рабочих и иждивенцев?
Ответ: рабочим полагалось 250 г, а остальным 125 гр.
6 Точка «Собери иллюстрацию»
Время – 5 минут.
Собрать картинку- пазл из разрезных частей. (1 балл за каждую собранную картинку)
Мемориальный комплекс «Цветок жизни»
2. Памятник полуторке – машине
Ведущий 1: Дорогие ребята, вот и закончилась наша игра. Члены жюри подвели итоги и готовы их огласить. Для награждения слово предоставляется ________. (Выступают члены жюри, проводят церемонию награждения) Для нашего поколения – это история, но история близкая, сопереживаемая. В наших силах сделать так, чтобы героические страницы истории Отечества не предавались забвению. Мы обязаны знать, чтобы помнить.
Ведь мы обязаны свято хранить благодарную память о тех, кто защищал Родину, кто отдал жизнь по приказу Отечества.
Ведущий2: Спасибо всем огромное за участие в нашей игре, до новых встреч
Приложение№1
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
Название _______________________________ № 1
Название станции | Количество баллов | Подпись ответственного |
Точка «Блокада в цифрах» Кабинет №1 | | |
Точка «Фотоблокада» Кабинет №5 | | |
Точка «Шифровка» Кабинет №4 | | |
Точка «Что это?» Кабинет №6 | | |
Точка «Блокада в именах и географических названиях» Кабинет №3 | | |
Точка «Собери иллюстрацию» Кабинет №2 | | |
Общее количество баллов ___________________
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
Название _______________________________ № 2
Название станции | Количество баллов | Подпись ответственного |
Точка «Блокада в именах и географических названиях» Кабинет №3 | | |
Точка «Собери иллюстрацию» Кабинет №2 | | |
Точка «Фотоблокада» Кабинет №5 | | |
Точка «Шифровка» Кабинет №4 | | |
Точка «Что это?» Кабинет №6 | | |
Точка «Блокада в цифрах» Кабинет №1 | | |
Общее количество баллов ___________________
Приложение№2
Кабинет №2 Точка «Собери иллюстрацию» |
Кабинет №1 Точка «Блокада в цифрах» |
Кабинет №6 Точка «Что это?» |
Кабинет №5 Точка «Фотоблокада» |
Кабинет №4 Точка «Шифровка» |
Кабинет №3 Точка «Блокада в именах и географических названиях» |
Приложение №3
точка.
0-1 минута - 5 баллов
1-2 минуты - 4 балла
2-3 минуты – 3 балла
3-4 минуты – 2 балла
4-5 минут – 1 балл
«Шифровка»
Вы попадаете в ряды РККА в начале осени 1941 года, в районе Новгорода. Вы случайным образом перехватываете секретную шифровку с указанием населенного пункта, в котором немецкое командование планирует разместить артиллерийские батареи. Ваша задача как можно быстрее расшифровать этот населенный пункт.
Ваша задача как можно быстрее по вемени расшифровать этот населенный пункт.
Расшифруйте сообщение:
Ответ:
2 точка «Блокада в именах и географических названиях»
Каждый правильный ответ 1 балл
1) Назовите имя и фамилию девочки, дневник которой не позволяет забыть ужасы войны
Ответ:
2) Как назывался план, по которому фашисты хотели захватить Ленинград?
Ответ:
3) Через какое озеро действовала «Дорога жизни»?
Ответ:
4) Назовите 5 фамилий военачальников Великой Отечественной войны?
Ответ:
1.
2.
3.
4.
5.
5) Из какой реки приходилось пить воду ленинградцам во время блокады?
Ответ:
6) Назовите фамилию композитора, который написал в Ленинграде 7 симфонию
3 точка «Что это?»
Каждый правильный ответ 1 балл
1) Что это?
Ответ:
2) Что было самое опасное во время переправы по озеру?
Ответ:
3) В январе 1943 года в Ленинград прибыл особый груз для борьбы с грызунами. Что это было?
Ответ:
4) Официально известно, что это домашнее животное по кличке Султан, было единственным, которое пережило всю блокаду от начала до конца. Что это было за животное?
Ответ:
5) Что изображено на фото?
Ответ:
4 Точка «Фотоблокада»
Каждый правильный ответ 1 балл
1) Как называлась комната, которую немцы вывезли из одно из пригородов Ленинграда?
Ответ:
2) Чем занимаются дети на фото?
Ответ:
3) Этот грузовик получил название из-за своей грузоподъемности?
Ответ:
4) Как называется этот памятник?
Ответ:
5) Этот памятник установлен в честь детей города Ленинграда. Как он называется?
Ответ:
5 Точка «Блокада в цифрах»
Каждый правильный ответ 1 балл
Когда была окончательно снята блокада города Ленинграда (дата)?
Ответ:
Рецепт блокадного хлеба?
Ответ:
3) Какого числа начала действовать через Ладожское озеро «Дорога жизни»?
Ответ:
4) Сколько ленинградцев погибло во время блокады от голода?
Ответ:
5) Какой была норма хлеба во время блокады для рабочих и иждивенцев?
Ответ:
6 Точка «Собери иллюстрацию»
Время – 5 минут.
Собрать картинку- пазл из разрезных частей. (1 балл за каждую собранную картинку)
Мемориальный комплекс «Цветок жизни»
2. Памятник полуторке – машине