Работа выполнена в виде интеллектуальной игры «Самый умный»,в которой ученики соревнуются в знаниях по русскому языку на внеклассном занятии.
В игре принимает участие весь класс независимо от уровня подготовки. Игрокам предстоит выполнять задания разного уровня сложности разгадывать различные лингвистические задачи ,все этапы состязания оформлены в увлекательной игровой форме, позволяющей увлечь и заинтересовать обучающихся.
Цель – повторить и закрепить ранее пройденный материал, используя необычную, соревновательную форму занятия. Благодаря качественно подобранному материалу, ученики вспомнят все основные правила относительно русского языка. В работе прилагается большое количество дополнительного материала ,представленного в виде отдельных текстовых файлов, среди которых – инструкция к игре, лист участника, лист оценивания жюри и прочие.
Занятие проходит в три этапа:
1. Первый тур. Здесь необходимо указать слова, в которых букв больше, чем звуков.
Угадать слово. Продолжить пословицы, используя частицу НЕ .Решить примеры, чтобы получились новые слова( Кабан – ан + лук =). Отгадать загадку ,в ответе поменять местами буквы так ,чтобы получились новые слова.
2. Второй тур состоит из загадок - шуток
(Корень мой находиться в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же - в дневнике я и в журнале.) ,пословиц-перевертышей. Назовите пословицы противоположные этим. Образец: уйти от новой стиральной машины - остаться у разбитого корыта.
3. Третий тур. В нем необходимо разгадать ребусы,кроссворд, слоговицы —загадки, в которых нужно отгадать 3 слова, где подсказками служат строчки стишка и цифры к ним (1-2___Её увидишь утром на лугу.
2-3-4__Чай вскипятить я в нём могу.
2-3-5__Он отправляется в полёт.)
Одинаковые цифры обозначают одинаковые слоги в разных словах. Заменить словосочетания одним словом (удвоенные написания).
4.Финал . Здесь необходимо переставить буквы в данных словах так, чтобы получились названия продуктов питания или блюд (атлас, кума, угар, шпала). Превратите «дочь» в «соль», изменяя в каждом последующем слове только одну букву. Определить количество звуков [ т] в предложении. Найдите в тексте «спрятанные» названия животных (можно сливать буквы, слоги, слова, но нельзя их переставлять : ДОРОГАЯ, НЕ ГРЕЙ НОС О РОГАЛИК, А ПОПРОБУЙ ВОЛНУШКИ). Разгадать филворд.
5. Итоги игры.