СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Иформационный час «16 ноября – Международный день толерантности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "16 ноября- День толерантности" предназначена для учащихся 1-6 классов.

Цели: 

-познакомить учащихся с понятием «толерантность» и основными относящимися к нему категориями: терпимость, милосердие, сострадание, принятие, признание, способность к сопереживанию, прощение и др., расширить представление о толерантной личности, усвоить черты толерантной и интолерантной личности;

-показать значимость толерантности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между разными людьми;

-формирование толерантного отношения учащихся, уважение прав, индивидуальности и неповторимости других людей.

Просмотр содержимого документа
«Иформационный час «16 ноября – Международный день толерантности»»

Информационный час  «16 ноября- День толерантности»

Информационный час «16 ноября- День толерантности»

Старинная легенда

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

-Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!

Черный презрительно сощурился и сказал:

-Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули белой бумагой!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили они пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому:

-Посмотри, как красив твой черный брат. Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его. Затем мудрец обратился к чернокожему и сказал:

-А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его-цвет солнца.

Негр и белый устыдились своего спора и помирились. А мудрец сидел и думал о будущем. И представилась ему такая картина. Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят друг на друга. И перекрывает звуки их песен чей-то молодой голос:

- Как хорошо, что все мы такие разные! А то жить было так скучно!

-Вам понравилась эта легенда?  О чём она? Чему учит?

Все эти понятия можно объединить одним словом. И это слово – толерантность .

16 ноября — Международный день толерантности (терпимости). Слово «толерантность» произошло от латинского «tolerantia» – терпение. И означает терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям…

16 ноября — Международный день толерантности (терпимости).

Слово «толерантность» произошло от латинского «tolerantia» – терпение. И означает терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям…

 Мы все с вами разные: маленькие и высокие, худые и полные. Разные национальности, разные вероисповедания. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным  к  другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Мы все с вами разные: маленькие и высокие, худые и полные. Разные национальности, разные вероисповедания. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному. Например: В  испанском языке  оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения; Во  французском  – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; В  английском  – готовность быть терпимым, снисходительным; В  китайском  – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; В  арабском  – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; В  русском  – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).  

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному.

Например:

  • В  испанском языке  оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;
  • Во  французском  – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
  • В  английском  – готовность быть терпимым, снисходительным;
  • В  китайском  – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
  • В  арабском  – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
  • В  русском  – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

 

Вопросы к учащимся: 1.  Какое из определений вам импонирует более всего? 2.  Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны? 3.  А что же объединяет эти определения? 4.  Какое из определений вам импонирует более всего? 5.  Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны? 6.  А что же объединяет эти определения?

Вопросы к учащимся:

  • 1.  Какое из определений вам импонирует более всего?
  • 2.  Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
  • 3.  А что же объединяет эти определения?
  • 4.  Какое из определений вам импонирует более всего?
  • 5.  Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
  • 6.  А что же объединяет эти определения?
Почему так актуальна толерантность в настоящее время? Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия… В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

  • Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия…
  • В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
  • В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…
Сказочка о счастье На свете жил один король,  Богатый и могучий.  Всегда грустил он. И порой  Бывал мрачнее тучи.  Гулял он, спал, обедал,  А счастья он не ведал!  Но вечно хныкать и тужить  Бедняге надоело.  Вскричал король: «Нельзя так жить!» -  И с трона спрыгнул смело.  Да вмиг порушить свой удел  Не в королевской власти?  И вот король в карету сел –  И покатил за счастьем.  Король в окошечко глядит,  Карета быстро катится.  Постой-ка, кто там на пути?  Девчонка в драном платьице.  - О, всемогущий мой король,  Подать хоть грошик мне изволь.  - Эй, попрошайка, пропусти  Скорей мою карету.  Сойди немедленно с пути,  Ведь я за счастьем еду! – Сказал король и укатил.  А в синем небе месяц стыл…  Карета мчится наугад  Бог весть в какую сторону.

Сказочка о счастье

На свете жил один король, Богатый и могучий. Всегда грустил он. И порой Бывал мрачнее тучи. Гулял он, спал, обедал, А счастья он не ведал! Но вечно хныкать и тужить Бедняге надоело. Вскричал король: «Нельзя так жить!» - И с трона спрыгнул смело. Да вмиг порушить свой удел Не в королевской власти? И вот король в карету сел – И покатил за счастьем. Король в окошечко глядит, Карета быстро катится. Постой-ка, кто там на пути? Девчонка в драном платьице. - О, всемогущий мой король, Подать хоть грошик мне изволь. - Эй, попрошайка, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил. А в синем небе месяц стыл… Карета мчится наугад Бог весть в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат,  Израненный, оборванный.  - О, мой король, - вскричал солдат, -  Тебя я видеть очень рад!  Прошу покорнейше: устрой  Меня ты в услужение,  Я за тебя стоял горой,  Я, право, бился, как герой,  Я выиграл сражение.  - А ну, служивый, пропусти  Скорей мою карету.  Сойди немедленно с пути,  Ведь я за счастьем еду! –  Сказал король и укатил,  А в синем небе месяц стыл…  Карета мчит во весь опор,  Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на пути стоит солдат, Израненный, оборванный. - О, мой король, - вскричал солдат, - Тебя я видеть очень рад! Прошу покорнейше: устрой Меня ты в услужение, Я за тебя стоял горой, Я, право, бился, как герой, Я выиграл сражение. - А ну, служивый, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! – Сказал король и укатил, А в синем небе месяц стыл… Карета мчит во весь опор, Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор Сутулая старуха.  - Прости, любезный мой король,  Старуху одинокую.  Мой дом – вон, видишь, за горой,  С утра ушла далеко я.  Ношу из леса я дрова –  Тяжелая работа.  Гляжу вокруг, едва жива:  А вдруг поможет кто-то…  - А ну, старуха, пропусти  Скорей мою карету.  Сойди немедленно с пути,  Ведь я за счастьем еду! –  Сказал король и укатил, А в синем небе месяц стыл…

Вдруг на дорогу вышла с гор

Сутулая старуха. - Прости, любезный мой король, Старуху одинокую. Мой дом – вон, видишь, за горой, С утра ушла далеко я. Ношу из леса я дрова – Тяжелая работа. Гляжу вокруг, едва жива: А вдруг поможет кто-то… - А ну, старуха, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! – Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара  Сменяется ненастьем.  Король торопит:  - В путь пора,  Еще немного – и ура!  Свое настигну счастье!  И все бы кончилось бедой –  Сомнений в этом нету.  Да старец с белой бородой  Остановил карету.  Перекрестившись, не спеша,  Торжественно и строго  Сказал: «Заблудшая душа,  Король, побойся Бога!  Ты ищешь счастье для себя,  Ты странствуешь по свету.  Но, только ближнего любя,  Найдешь ты счастье это.

Вот лето кончилось. Жара Сменяется ненастьем. Король торопит: - В путь пора, Еще немного – и ура! Свое настигну счастье! И все бы кончилось бедой – Сомнений в этом нету. Да старец с белой бородой Остановил карету. Перекрестившись, не спеша, Торжественно и строго Сказал: «Заблудшая душа, Король, побойся Бога! Ты ищешь счастье для себя, Ты странствуешь по свету. Но, только ближнего любя, Найдешь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:  Обратно разверни коня,  Дитя согрей и накорми,  Солдата в сторожа найми,  Все это сделай, но сперва  Старушке ты поможешь:  Из дома довезешь дрова,  Распилишь и уложишь…»  Тут вышла полная луна.  И осветила путь она.  Нелегкий путь, обратный путь.  Путь к счастью, не куда-нибудь.  Король поныне во дворце  Всем людям помогает.  И счастье на его лице,  Как ясный день, сияет!

Скорей послушайся меня: Обратно разверни коня, Дитя согрей и накорми, Солдата в сторожа найми, Все это сделай, но сперва Старушке ты поможешь: Из дома довезешь дрова, Распилишь и уложишь…» Тут вышла полная луна. И осветила путь она. Нелегкий путь, обратный путь. Путь к счастью, не куда-нибудь. Король поныне во дворце Всем людям помогает. И счастье на его лице, Как ясный день, сияет!

Вопросы к учащимся: 1.  Как бы вы назвали поведение короля в начале истории? 2.  Как вы думаете, почему изменился король? 3.  Всегда ли в жизни происходят такие изменения? Чему нас учит эта сказка?

Вопросы к учащимся:

1.  Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?

2.  Как вы думаете, почему изменился король?

3.  Всегда ли в жизни происходят такие изменения?

Чему нас учит эта сказка?

Вывод . Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой.

Вывод . Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой.

Есть два пути развития личности: ·  Толерантный ·  Интолерантный Толерантный путь  – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Интолерантный путь  характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Есть два пути развития личности:

·  Толерантный

·  Интолерантный

Толерантный путь  – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь  характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Толерантная личность Интолерантная личность     Черты цинизм уважение мнения других нетерпимость желание что-либо делать вместе понимание и принятие раздражительность снисходительность доверие гуманизм  непонимание игнорирование эгоизм чуткость любознательность выражение пренебрежения равнодушие доброжелательность немотивированная агрессивность

Толерантная личность

Интолерантная личность

 

 

Черты

цинизм

уважение мнения других

нетерпимость

желание что-либо делать вместе

понимание и принятие

раздражительность

снисходительность

доверие

гуманизм

непонимание

игнорирование

эгоизм

чуткость

любознательность

выражение пренебрежения

равнодушие

доброжелательность

немотивированная агрессивность

Упражнение “Волшебная лавка” Ведущий даёт участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми. Ведущий просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные “вещи ”: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию . Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Принимают участие все желающие. Вызывается участник. Он может выбрать одну или несколько “вещей”, которых у него нет. (Это те качества, которые, слабо выражены у данного участника). Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.

Упражнение “Волшебная лавка”

Ведущий даёт участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

Ведущий просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные “вещи ”: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию .

Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Принимают участие все желающие. Вызывается участник. Он может выбрать одну или несколько “вещей”, которых у него нет. (Это те качества, которые, слабо выражены у данного участника). Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.

Заключительное задание “Дерево толерантности” - Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. (Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в кабинете.) - В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.     чуткость уважение доброта гуманизм взаимопонимание

Заключительное задание “Дерево толерантности”

- Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. (Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в кабинете.)

- В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор. 

  

чуткость

уважение

доброта

гуманизм

взаимопонимание

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

  • любовь;
  • прощение;
  • терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!