СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Евреи Гамбурга-презентация к уроку по теме" Евреи Германии"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первыми еврейскими поселенцами Гамбурга были марраны, прибывшие в конце 16 в. из Испании и Португалии через Нидерланды. Поначалу они продолжали практиковать иудаизм тайно. Когда это было обнаружено, некоторые из жителей потребовали их изгнания, но городской совет, указывая на экономические выгоды их присутствия, был против этой меры. Тогда они получили возможность открыто исповедовать иудаизм.

Среди них были финансисты, кораблестроители, коммерсанты-импортеры (особенно сахара, кофе и табака из испанских и португальских колоний), ткачи и ювелиры. Некоторые еврейские финансисты приняли участие в учреждении Гамбургского банка в 1619 г.

XVII—XVIII вв.

Не позже 1611 года в Гамбурге было три синагоги. В 1612 году евреи Гамбурга выплачивается ежегодный налог в 1000 марок, а в 1617 году эта сумма была больше в два раза. Королевства ШвецияПольша и Португалия назначили евреев своими послами в Гамбурге.

Уриэль да Коста (Акоста) жил в Гамбурге в 1616-17 гг. Местный врач Самуэль да Сильва написал брошюру, нападая на него; отлучение да Коста раввином Леоне Модена было прочитано публично в синагоге Гамбурга.

В первых годах 17 в. в Альтоне и Вандсбеке, находившихся тогда под датским правлением, было разрешено селиться евреям-ашкеназам, и они приехали в Альтону. Община приобрела землю для кладбища в Альтоне в 1611 году. С 1627 г. они начали селиться и в самом Гамбурге, но на праздники собирались в Альтоне, и все важные дела решались раввинатом Альтоны. В 1641 году евреи получили грамоту от короля Дании с разрешением основать общину и построить синагогу в Альтоне. Португальским евреям, живущим в Гамбурге, было запрещено хоронить там своих мертвых, и они использовали кладбище Альтоны.

Некоторые евреи, бежавшие в 1648 г. от преследований в Украине и Польше, прибыли в Гамбург, где местные евреи оказали им помощь. Тем не менее, большинство из этих беженцев вскоре уехали в Амстердам, поскольку в то время христианские священники в Гамбурге подстрекали жителей изгнать евреев-ашкенази из города, что и было сделано в 1649 году. Большинство остальных поехали в Альтону, прочие — в Вандбек. Только немногие остались в Гамбурге, проживая в домах испанских евреев. В течение нескольких лет многие изгнанные вернулись в Гамбург. В 1656 году туда прибыло много беженцев из Вильно (вскоре большинство их было выгнано в Альтону).

В 1652 г. в Гамбурге была официально учреждена сефардская («португезская») община «Бейт Исраэль», объединившая общины трёх синагог. В то же время многие семьи, оставаясь формально датскими подданными и членами общины Альтоны, утвердились в Гамбурге, где они образовали полунезависимую «подобщину».

Движение Саббатая Цви настолько возбудило воображение евреев Гамбурга, что руководство сефардской общины, уверенное в близком пришествии Мессии, назначило в 1666 г. общинные здания к продаже. Раввин Яков бен Аhарон Саспортас был одним из немногих, не поддавшихся общему энтузиазму. В то время община сефардов, состоявшая из около 120 семей, все ещё была официально непризнанной в Гамбурге.

Большинство евреев-ашкенази («Tudescos») в Гамбурге в то время были датскими подданными и официально принадлежали к еврейской общине Альтоны или Вандсбека. Другие официально зарегистрировались в качестве прислуги в одной из сефардских семей Гамбурга, чтобы получить легальный статус в городе. Они образовали в Гамбурге отдельную ашкеназскую общину.

В 1671 г. ашкеназские общины Альтоны и Гамбурга, а потом и Вандсбека объединились в конгрегацию, известную под инициалами AЃВ (אה"ו), раввинат которой с йешивой и бейт-дином находился в Альтоне. Он имел юрисдикцию для всех ашкеназских общин Шлезвиг-Гольштейна. Главным раввином был Гилель бен Нафтали Цви.

В 1697 г., когда налог, взимаемый с евреев Гамбурга, был увеличен в несколько раз (до 6000 марок в год), большинство сефардских евреев переселилось из Гамбурга в Альтону и Амстердам.

Тринадцать португальских семей из Гамбурга поселились в Альтоне в 1703 году, увеличив уже существовавшую небольшую португальскую колонию. Они организовали общину, известную как Бейт Яаков hа-Катан (позже Неве Шалом). Синагога была построена в 1770 году. Но эта община осталась отделением общины в Гамбурге.

Среди выдающихся раввинов объединенной конгрегации Альтоны, Гамбурга и Вандсбека были Й. Эйбеншюц (занимал эту должность с 1750 года), Иехезкель Каценеленбоген (?-1749), Рафаэль Коhен (1722—1803) и Цви Гирш Замош (1740—1807). В Альтоне жил также раввин, ученый и общественный деятель Я. Эмден, ведший полемику с Эйбеншюцем. Раввин Рафаэль бен Йекутиэль Коэн, который служил общине в течение 23 лет, был одним из самых яростных противников мендельсоновского перевода Пятикнижия (1783).

В Гамбурге жили врач и писатель Родриго де Кастро (1550—1627), раввин и ученый Йосеф Шломо Дельмедиго (в 1622-25 гг.), врач и энциклопедист Беньямин Мусафия (1609—1672), Исаак Ѓалеви - автор «Дорот hа-ришоним», грамматик и писатель Моисей Гидеон Aбудиенте (1602—1688), раввин и писатель Авраам де Фонсека (ум. 1651), поэты Шалом бен Яаков hа-Коhен и Йосеф Царфати (ум. 1680), мемуаристка Гликель из Хамельна, купец и меценат Соломон Гейне (дядя Генриха Гейне), Моисей Мендельсон. Там родился великий композитор Ф. Мендельсон-Бартольди.

Евреи в Альтоне занимались коммерцией, некоторые из них были акционерами судов, занятых в южноамериканской торговле и, особенно, в 18-м веке, китобойным промыслом. Особые экономические привилегии были предоставлены им датскими королями. Гамбургские евреи часто помогали финансировать эти предприятия.

Книгопечатание

Старая синагога «Храм» в Гамбурге, построенная в 1818 году (не сохранилась).

Велика роль Гамбурга и Альтоны в истории книгопечатания на иврите. С 1586 года еврейские книги, особенно книги Библии, издавались в Гамбурге христианскими печатниками, в основном с помощью еврейского персонала.

Евреи из Испании и Португалии продолжили говорить на языках своих родных земель в течение двух столетий и около 15 книг на португальском и испанском языках были напечатаны в Гамбурге с 1618 до 1756 год.

В 1686 г. христианин Томас Розе основал в Гамбурге типографию, печатавшую книги на иврите.

В 1727 году Самуил С. Поперт из Кобленца, научившись ремеслу в соседнем Гамбурге, открыл в Альтоне типографию, где издал несколько книг. Он работал там сам и нанял странствующего наборщика Моисея Маарсена из Амстердама. До 1739 года Поперт издавал различные работы на иврите и идише.

В 1732 году богатый Эфраим Хекшер открыл типографию, которая год спустя перешла в руки его помощника Аарона бен Илия hа-Коhена по прозвищу Аарон Сетцер («сеттер», легавый пёс). Он продолжал печатать, а в 1743 году стал начальником типографии Якова Эмдена, где позднее были напечатаны многие из полемических сочинений Эмдена против Йонатана Эйбеншюца. В 1752 году они расстались, а Аарон перешёл на сторону Эйбеншюца.

Другой помощник в типографии Эмдена Моисей Бонн открыл свою собственную типографию в 1765 году, и эта фирма, известная как «Братья Бонн», работала до конца 19 века под руководством его сыновей и внуков.

До конца 18 в. выходцы из Испании и Португалии пользовались испанским и португальским языками; в 1618—1756 гг. в Гамбурге на этих языках было издано пятнадцать еврейских книг. Почти 400 еврейских книг были напечатаны в Гамбурге в 17-19 вв. В 19 веке еврейский полиграфисты издавали в основном богослужебные книги, Пятикнижие, книги по мистическим знаниям и популярную литературу.

XIX в.

Синагога с ритуальным залом на кладбище Ольсдорф в Гамбурге, открытая в 1883 году. Фото Клауса-Йоахима Дикова.

Около 1800 года примерно 6300 ашкеназских и 130 португальских евреев жили в Гамбурге, составляя примерно 6% населения.

 

В Гамбурге активно действует отделение Союза еврейских студентов. Городская библиотека и библиотека Университета Гамбурга содержат большое количество рукописей на иврите, каталогизированных М. Штейншнейдером

Просмотр содержимого документа
«Евреи Гамбурга-презентация к уроку по теме" Евреи Германии"»

Евреи в Гамбурге

Сефардское кладбище в Альтоне. Фотография конца 19 в. Джуиш энциклопедия (1901—1912).

Первыми еврейскими поселенцами Гамбурга были марраны, прибывшие в конце 16 в. из Испании и Португалии через Нидерланды. Поначалу они продолжали практиковать иудаизм тайно. Когда это было обнаружено, некоторые из жителей потребовали их изгнания, но городской совет, указывая на экономические выгоды их присутствия, был против этой меры. Тогда они получили возможность открыто исповедовать иудаизм.

Среди них были финансисты, кораблестроители, коммерсанты-импортеры (особенно сахара, кофе и табака из испанских и португальских колоний), ткачи и ювелиры. Некоторые еврейские финансисты приняли участие в учреждении Гамбургского банка в 1619 г.

XVII—XVIII вв.

Не позже 1611 года в Гамбурге было три синагоги. В 1612 году евреи Гамбурга выплачивается ежегодный налог в 1000 марок, а в 1617 году эта сумма была больше в два раза. Королевства ШвецияПольша и Португалия назначили евреев своими послами в Гамбурге.

Уриэль да Коста (Акоста) жил в Гамбурге в 1616-17 гг. Местный врач Самуэль да Сильва написал брошюру, нападая на него; отлучение да Коста раввином Леоне Модена было прочитано публично в синагоге Гамбурга.

В первых годах 17 в. в Альтоне и Вандсбеке, находившихся тогда под датским правлением, было разрешено селиться евреям-ашкеназам, и они приехали в Альтону. Община приобрела землю для кладбища в Альтоне в 1611 году. С 1627 г. они начали селиться и в самом Гамбурге, но на праздники собирались в Альтоне, и все важные дела решались раввинатом Альтоны. В 1641 году евреи получили грамоту от короля Дании с разрешением основать общину и построить синагогу в Альтоне. Португальским евреям, живущим в Гамбурге, было запрещено хоронить там своих мертвых, и они использовали кладбище Альтоны.

Некоторые евреи, бежавшие в 1648 г. от преследований в Украине и Польше, прибыли в Гамбург, где местные евреи оказали им помощь. Тем не менее, большинство из этих беженцев вскоре уехали в Амстердам, поскольку в то время христианские священники в Гамбурге подстрекали жителей изгнать евреев-ашкенази из города, что и было сделано в 1649 году. Большинство остальных поехали в Альтону, прочие — в Вандбек. Только немногие остались в Гамбурге, проживая в домах испанских евреев. В течение нескольких лет многие изгнанные вернулись в Гамбург. В 1656 году туда прибыло много беженцев из Вильно (вскоре большинство их было выгнано в Альтону).

В 1652 г. в Гамбурге была официально учреждена сефардская («португезская») община «Бейт Исраэль», объединившая общины трёх синагог. В то же время многие семьи, оставаясь формально датскими подданными и членами общины Альтоны, утвердились в Гамбурге, где они образовали полунезависимую «подобщину».

Движение Саббатая Цви настолько возбудило воображение евреев Гамбурга, что руководство сефардской общины, уверенное в близком пришествии Мессии, назначило в 1666 г. общинные здания к продаже. Раввин Яков бен Аhарон Саспортас был одним из немногих, не поддавшихся общему энтузиазму. В то время община сефардов, состоявшая из около 120 семей, все ещё была официально непризнанной в Гамбурге.

Большинство евреев-ашкенази («Tudescos») в Гамбурге в то время были датскими подданными и официально принадлежали к еврейской общине Альтоны или Вандсбека. Другие официально зарегистрировались в качестве прислуги в одной из сефардских семей Гамбурга, чтобы получить легальный статус в городе. Они образовали в Гамбурге отдельную ашкеназскую общину.

В 1671 г. ашкеназские общины Альтоны и Гамбурга, а потом и Вандсбека объединились в конгрегацию, известную под инициалами AЃВ (אה"ו), раввинат которой с йешивой и бейт-дином находился в Альтоне. Он имел юрисдикцию для всех ашкеназских общин Шлезвиг-Гольштейна. Главным раввином был Гилель бен Нафтали Цви.

В 1697 г., когда налог, взимаемый с евреев Гамбурга, был увеличен в несколько раз (до 6000 марок в год), большинство сефардских евреев переселилось из Гамбурга в Альтону и Амстердам.

Тринадцать португальских семей из Гамбурга поселились в Альтоне в 1703 году, увеличив уже существовавшую небольшую португальскую колонию. Они организовали общину, известную как Бейт Яаков hа-Катан (позже Неве Шалом). Синагога была построена в 1770 году. Но эта община осталась отделением общины в Гамбурге.

Среди выдающихся раввинов объединенной конгрегации Альтоны, Гамбурга и Вандсбека были Й. Эйбеншюц (занимал эту должность с 1750 года), Иехезкель Каценеленбоген (?-1749), Рафаэль Коhен (1722—1803) и Цви Гирш Замош (1740—1807). В Альтоне жил также раввин, ученый и общественный деятель Я. Эмден, ведший полемику с Эйбеншюцем. Раввин Рафаэль бен Йекутиэль Коэн, который служил общине в течение 23 лет, был одним из самых яростных противников мендельсоновского перевода Пятикнижия (1783).

В Гамбурге жили врач и писатель Родриго де Кастро (1550—1627), раввин и ученый Йосеф Шломо Дельмедиго (в 1622-25 гг.), врач и энциклопедист Беньямин Мусафия (1609—1672), Исаак Ѓалеви - автор «Дорот hа-ришоним», грамматик и писатель Моисей Гидеон Aбудиенте (1602—1688), раввин и писатель Авраам де Фонсека (ум. 1651), поэты Шалом бен Яаков hа-Коhен и Йосеф Царфати (ум. 1680), мемуаристка Гликель из Хамельна, купец и меценат Соломон Гейне (дядя Генриха Гейне), Моисей Мендельсон. Там родился великий композитор Ф. Мендельсон-Бартольди.

Евреи в Альтоне занимались коммерцией, некоторые из них были акционерами судов, занятых в южноамериканской торговле и, особенно, в 18-м веке, китобойным промыслом. Особые экономические привилегии были предоставлены им датскими королями. Гамбургские евреи часто помогали финансировать эти предприятия.

Книгопечатание

Старая синагога «Храм» в Гамбурге, построенная в 1818 году (не сохранилась).

Велика роль Гамбурга и Альтоны в истории книгопечатания на иврите. С 1586 года еврейские книги, особенно книги Библии, издавались в Гамбурге христианскими печатниками, в основном с помощью еврейского персонала.

Евреи из Испании и Португалии продолжили говорить на языках своих родных земель в течение двух столетий и около 15 книг на португальском и испанском языках были напечатаны в Гамбурге с 1618 до 1756 год.

В 1686 г. христианин Томас Розе основал в Гамбурге типографию, печатавшую книги на иврите.

В 1727 году Самуил С. Поперт из Кобленца, научившись ремеслу в соседнем Гамбурге, открыл в Альтоне типографию, где издал несколько книг. Он работал там сам и нанял странствующего наборщика Моисея Маарсена из Амстердама. До 1739 года Поперт издавал различные работы на иврите и идише.

В 1732 году богатый Эфраим Хекшер открыл типографию, которая год спустя перешла в руки его помощника Аарона бен Илия hа-Коhена по прозвищу Аарон Сетцер («сеттер», легавый пёс). Он продолжал печатать, а в 1743 году стал начальником типографии Якова Эмдена, где позднее были напечатаны многие из полемических сочинений Эмдена против Йонатана Эйбеншюца. В 1752 году они расстались, а Аарон перешёл на сторону Эйбеншюца.

Другой помощник в типографии Эмдена Моисей Бонн открыл свою собственную типографию в 1765 году, и эта фирма, известная как «Братья Бонн», работала до конца 19 века под руководством его сыновей и внуков.

До конца 18 в. выходцы из Испании и Португалии пользовались испанским и португальским языками; в 1618—1756 гг. в Гамбурге на этих языках было издано пятнадцать еврейских книг. Почти 400 еврейских книг были напечатаны в Гамбурге в 17-19 вв. В 19 веке еврейский полиграфисты издавали в основном богослужебные книги, Пятикнижие, книги по мистическим знаниям и популярную литературу.

XIX в.

Синагога с ритуальным залом на кладбище Ольсдорф в Гамбурге, открытая в 1883 году. Фото Клауса-Йоахима Дикова.

Около 1800 года примерно 6300 ашкеназских и 130 португальских евреев жили в Гамбурге, составляя примерно 6% населения.

Объединенная «конгрегация трех городов» просуществовала до 1811 г., когда Наполеон I включил Гамбург в состав французской империи, и евреям трёх городов было приказано создать единую консисторию, объединяющую и сефардов, и ашкеназов. Во время французской оккупации (1811-14), евреи официально пользовались полным равноправием, но сильно пострадали от устроенного маршалом Даву террора.

После изгнания французов и отмены равноправия евреев в 1814 году многие из них уехали из Гамбурга в Альтону, оставшуюся датской. Там до 1864 года оставался объединённый раввинат Альтоны и Вандбека.

Беспорядки хеп-хеп (1819) нанесли евреям Гамбурга значительный ущерб. Подобные вспышки произошли и в 1830 и 1835 годах. В Гамбурге официально не было гетто, но фактически право евреев на проживание было ограничено двумя кварталами до большого пожара 1842 года.

В результате борьбы за эмансипацию немецких евреев, в которой активно участвовал и Г. Риссер (уроженец Гамбурга), к 1850 г. евреи Гамбурга получили право гражданства. Главный раввинат существовала до 1863 года, его бейт-дин был последним институтом еврейской юрисдикции, автономно функционировавшим в Германии.

Движение реформизма в иудаизме, начавшееся в Берлине, распространилось и на Гамбург. Реформистская синагога ("храм") была открыта в Гамбурге в 1818 г., а в 1819 году опубликован новый молитвенник в соответствии с литургическим ритуалом новой конгрегации, что вызвало ожесточенную полемику в кругах немецкого еврейства. Раввинат в Гамбурге опубликовал мнения знаменитых еврейских ученых против "храма" («Эле диврей hа-брит», Альтона, 1819) и запретил использование нового молитвенника. Исаак Бернайс, лидер общины с 1821 по 1849 год, поддерживал движение «модернистской ортодоксии» и стремились наделить традиционные богослужения большей красотой.

Споры вспыхнули снова, когда реформистская община переехала в новое здание и был издан более радикально сокращенный и пересмотренный вариант её молитвеннике «Сидур hа-Тфила» (1844). В то время ортодоксальный раввин Яаков Эттлингер основал антиреформистский журнал.

В разное время в Гамбурге жил поэт Н. Г. Вессели, историк искусства А. Варбург (1866—1929), философ Э. Кассирер, психолог В. Штерн, судовладелец и государственный деятель Альберт Баллин (1857—1918), банкиры и общественные деятели из семьи Варбург, финансист Карл Мельхиор (1871—1933).

Раввинами в Гамбурге в 19 веке были ортодоксальный Нехемия Нобель и реформисты К. Зелигман и П. Ригер. Раввинами независимой общины Альтоны были Акива Вертхаймер (1816-35); выдающийся hалахист Яаков Эттлингер (1835-71); Элиэзер Лёб (1873-92); Мейер Лернер (1894—1926); Иосиф Карлебах (1927-37). Еврейское население Альтоны насчитывало 2350 в 1867 году (из 50,000 населения города), около 2000 в 1900 году, и около 5000 в 1925 году (из 186 000). После аннексии области Пруссией в 1866 году, община Гамбурга быстро выросла и затмила Альтону.

В 1866 году в Гамбурге было 12,550 евреев.

В 1884 году в Гамбурге стала выходить двухнедельная газета «Лаубхуетте (Laubhuette)», а в 1900 - еженедельник «Исраэлитишес фамилиенблатт».

XX век

В конце 19 - начале 20 в. еврейская община Гамбурга занимала четвертое место по численности среди общин Германии (в 1900 г. — 17,949 человек).

В 1933 г. в Гамбурге проживало около 27,000 тысяч евреев (1.5 % населения города), в том числе более 2000 в Альтоне.

Холокост

В 1933-37 гг., после прихода Гитлера к власти, из Гамбурга эмигрировало свыше 5000 евреев. Около 1000 польских граждан были изгнаны 28 октября 1938 года. После «Хрустальной ночи» (с 9 на 10 ноября 1938 г.), во время которой было разграблено большинство синагог города, эмиграция значительно усилилась.

В период Катастрофы погибло приблизительно 8900 евреев Гамбурга. 153 душевнобольных были казнены, а 308 покончили жизнь самоубийством. Часть гамбургских евреев были депортированы из убежищ в Западной Европе после нацистской оккупации.

В 1941 году 3148 евреев были депортированы в РигуЛодзь и Минск. В июле 1942 года 1997 евреев были депортированы в Освенцим и Терезиенштадт. Последний раввин Иосиф Карлебах был депортирован в 1942 году и убит нацистами. В этот период общину возглавляли Макс Плаут и Лео Липпман (который покончил жизнь самоубийством в 1943 году).

Около города был создан концлагерь Нейенгамме. 106,000 заключенных прошли через его ворота, и более половины из них погибли.

Несколько сотен евреев, привилегированные или состоявшие в смешанных браках, пережили войну.

Послевоенный период

3 мая 1945 года Гамбург был освобожден британскими войсками, которые предложили помощь нескольким сотням оставшихся в живых евреев. 18 сентября 1945 года возобновилась деятельность еврейской общины, которая вновь открыла дом престарелых, микве, больницу и восстановила еврейское кладбище. По состоянию на 18 марта 1947 численность общины составила 1268; ее численность менялась со временем из-за эмиграции, иммиграции и высокой смертности.

В 1960 году был открыт 190-местный госпиталь, и освящена большая современная синагога. Институт немецко-еврейской истории была основана в 1966 году. Герберт Вейхманн (1896-1983) был избран бургомистром Гамбурга в 1965 году - единственный случай в крупном немецком городе после 1933 года.

В январе 1970 года было 1532 евреев в Гамбурге, две трети из которых были старше 40 лет. К 1979 г. в Гамбурге насчитывалось 1375 евреев.

Конец XX в. — 2000-e годы

Современная синагога Хохе Вейде в Гамбурге.

В 1990—2000 гг. происходил быстрый рост еврейского населения Гамбурга, как за счет переселения евреев из других городов Германии, так и благодаря массовой эмиграции в страну евреев из государств СНГ и стран Балтии. В декабре 1994 г. еврейское население Гамбурга составляло 2359 человек, зарегистрированных в еврейской общине.

В последующие годы численность еврейского населения увеличивалась еще стремительнее. Как результат иммиграции евреев из бывшего Советского Союза, количество членов общины вырос с 1344 в 1989 году до 5019 в 2003 году. Несколько сотен иранских евреев создали особый элемент в течение последних десятилетий.

В Гамбурге активно действует отделение Союза еврейских студентов. Городская библиотека и библиотека Университета Гамбурга содержат большое количество рукописей на иврите, каталогизированных М. Штейншнейдером




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!