СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Идея о главной задаче современной школы - выработке у детей умения жить

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выдвинута идея о главной задаче современной школы — выработке у детей умения жить

                               Жизнь не удалась, но попытку засчитали

                                                                                   Б. Крутиер

1. Постановка проблемы

Президент России Путин В. В. считает, что у современной школы две главные задачи – давать знания и воспитывать нравственного человека.

С Президентом не согласен его советник, бывший Министр образования и науки РФ Фурсенко А. А. По его мнению, главная задача современной школы – это, в первую очередь, научить учиться.

С ним не согласна директор школы Облапошина Т. И. По ее мнению, главная задача современной школы заключается в предоставлении как можно большего количества платных услуг.

ВЦИОМ провел социологический опрос по вопросу о главной задаче современной школы. Мнения респондентов ВЦИОМа полностью разошлись. Вот их ответы. Главная задача современной школы заключается в том, чтобы:

— выпускать образованных людей, подготовленных к будущей профессиональной деятельности;

— создать условия для развития индивидуальности учащегося;

сформировать основы базовой культуры, включающей интеллектуальную, нравственную, эстетическую, трудовую, экологическую, правовую культуру личности;

— удовлетворять национально-культурные потребности населения;

— обеспечить качественное современное образование в соответствии с возможностями и индивидуальными наклонностями каждого ребенка;

— сформировать и развивать творческую, самостоятельную личность ребенка;

— готовить культурных людей с широким кругозором;

— воспитать гражданина;

— развивать коллективизм;

— готовить просто хороших людей, достойных семьянинов.

Чтобы бежать, надо знать, в какую сторону. Чтобы учить детей, надо определиться со стратегией, чему учить. Поиск ответа на простой вопрос, что есть главная задача современной школы, продолжается.

 

2. Крупный просчёт педагогов

Перед каждым человеком жизнь непрерывно ставит проблемы.  При этом человек сталкивается с огромными трудностями. Зачастую человек не знает, как надо решать свою проблему, допускает ошибки и, как следствие терпит неудачу. Огромное количество людей неудовлетворительно решает свои проблемы. Многие вообще не знают, как подступиться к решению своих проблем и в итоге отказываются от их решения. Приходится констатировать тот факт, что огромное количество людей не способно решать свои жизненные проблемы. Афоризм «Если бы молодость знала, а старость могла» означает: если бы молодость обладала бы способностью успешно решать свои жизненные проблемы, иначе говоря, если бы она умела жить, то она смогла бы прожить счастливую жизнь.

Проживая жизнь, человек должен приобрести определённые психологические и социальные умения. Личность является носителем психо-социальных свойств. Если необходимые психологические и социальные умения не приобретены на определённом этапе развития, человек оказывается в невыгодном положении при встрече с будущими трудностями. Неумение разрешать семейные конфликты приводит к массовым разводам. Неумение преодолеть одиночество толкает людей в компании с девиантным поведением. Неумение избавиться от ревности приводит к неврозам, хулиганским действиям. Жизнь человека в обществе пронизана сплошными психологическими и социальными неумениями: неумение отдыхать, неумение организовать свою жизнь, неумение принимать правильные решения, неумение управлять, неумение организовать личную работу, неумение распределять время, неумение разрешать конфликты, неумение влиять на других, неумение самостоятельно действовать, неумение общаться, неумение слушать, неумение создать и сохранить семью, неумение воспитать ребенка, неумение обрести уверенность, неумение избавиться от страхов, неумение быть проницательным. Список можно продолжить. Психологические и социальные умения – важный фактор, как для человека, так и для всего общества. Психологические и социальные неумения приводят к конфликтам, трагедиям, неврозам, стрессам, фобиям, фрустрациям, агрессии, суицидам, убийствам. Люди, не обладающие важнейшими умениями, становятся больными, пьяницами, наркоманами. Налицо естественный отбор. Выживает умелый. Проживая жизнь, человек создает житейские произведения. Теперь стало понятно, почему люди создают преимущественно бракованные житейские произведения: они не умеют жить.

Современное общество – это неумелое общество. А как ещё назвать общество, пронизанное сплошными психологическими и социальными неумениями? Неумелое общество характеризуется психолого-социальной безграмотностью. Неумелое общество лишено системы психолого-социального образования. Психолого-социальная теория и практика отданы на откуп родителям, прессе, художественной литературе, кинематографу, телевидению, эстраде, религии и эзотерике. В неумелом обществе индивид руководствуется представлениями, а не психологическими знаниями. Его представления – это представления наивного психолога. Учителями жизни в неумелом обществе являются наивные психологи. Учителя жизни не учат либо не способны научить индивида психологическим и социальным умениям. Попытки индивида самостоятельно обрести психологические и социальные умения нередко терпят фиаско. Характерной особенностью неумелого общества является тотальный повтор ошибок: индивид повторяет свои ошибки, одни люди повторяют ошибки других, последующие поколения повторяют ошибки предыдущих поколений. Характерной особенностью неумелого общества является регистрация и исправление ошибок. Для регистрации и исправления ошибок в неумелом обществе действует армия врачей, инспекторов, полицейских, судей. В неумелом обществе все усилия затрачиваются на регистрацию и исправление ошибок, а не на выработку умения жить. Члены неумелого общества нередко испытывают неудовлетворённость своей жизнью, переживают горе, несчастья, беды, трагедии. В неумелом обществе социальная регуляция основана на принципе выходных сигналов – результатов активности людей. Врачи начинают лечить, инспекторы – проверять, полицейские – задерживать преступников, судьи – наказывать преступников.

На первый взгляд смысл понятия «умение жить» интуитивно ясен. Однако разные люди по-разному его толкуют. «Надо жить умеючи, – поётся  в популярной песенке, – надо жить играючи, вообщем, братцы, надо жить припеваючи». Большинство населения под умением жить понимает хорошо устроиться в жизни, обрести связи и умело ими пользоваться. Но верны ли эти представления? До сих пор нет определения понятия «умение жить». Наука недооценила важность понятия «умение жить», а между тем оно имеет колоссальную значимость, как для индивида, так и для всего общества.

Умение жить подобно умению человека плыть на лодке по горной реке. Человек, проживающий жизнь, – это пловец, плывущий на лодке по горной реке. На пути пловца периодически возникают опасности и препятствия: пороги, водовороты, бурлящие потоки, стоячие волны, подводные камни, скалы, мели. У пловца есть несколько минут, чтобы произвести ориентировку и принять решение, по какому пути плыть и как преодолеть опасности и препятствия. Неправильно проведенная ориентировка либо неумелое управление лодкой приводит к тому, что:

— лодка переворачивается и всё снаряжение, продовольствие и одежда идут ко дну:

— лодка переворачивается и пловец тонет;

— лодка садится на мель и невозможно сдвинуться с места;

— лодка разбивается о скалы и пловец тонет;

— пловец разбивается о скалы и тонет.

 

Итак, общество испытывает потребность не только в учителях знаний, но и в учителях жизни.

Давайте вернемся к истокам. Для чего была создана школа, какова была мотивация? Замысел существования школы в обществе заключался в подготовке детей к взрослой жизни. Но воплощение этого замысла вызывает недоумение. Я хочу бросить упрёк педагогам, жившим и действовавшим сто лет назад. Они-то – профессионалы – знали, что целью учения детей является подготовка к взрослой жизни. Почему же они не сформулировали главную задачу школы – выработку у детей умения жить? Если бы тогда педагоги наряду с математикой, физикой и языком ввели бы в состав школьных предметов психолого-социальные дисциплины, то не было бы миллионов человеческих трагедий. Большую цену заплатило и продолжает платить человечество за крупный просчёт педагогов.

 

3. Сущность идеи о главной задаче современной школы выработке у детей умения жить

Идея о главной задаче современной школы – выработке у детей  умения жить заключается в создании в школе системы психолого-социального образования.

 

 

4. Осуществление идеи о главной задаче современной школы выработке у детей  умения жить

В школе вводится ряд предметов: «Человековедение», «Искусство жить», «Межличностные отношения», «Любовь и её последствия».

 

5. Обоснование идеи о главной задаче современной школы выработке у детей  умения жить

В животном мире умению жить детёныша обучает мама. Человеческое общество во много раз сложнее фауны. В нём уже одних маминых уроков недостаточно. Пустите ребёнка одного во взрослую жизнь – он не выживет. И причина тому – отсутствие умения жить. Громадное значение в освоении человеком мира и жизни в обществе имеет умение жить. В процессе взаимодействия с окружающей средой и другими людьми человек неизбежно должен демонстрировать свое умение жить. Полностью осознавая внешние условия своей жизни, подчиняясь необходимости согласовывать свой жизненный путь с интересами других, человек достигает таких высот, которые определяются степенью умения жить. Чтобы человек успешно функционировал в мире, чтобы он мог выстраивать плодотворные межличностные отношения, он должен владеть сложной системой психических и практических действий, необходимых для регуляции поведения. Важнейшее из всех человеческих качеств – быть творцом своей жизни, вершителем своей судьбы диктует необходимость умения жить.

Умение жить – это функция научения. При внимательном рассмотрении выясняется, что в вопросе умения жить человечество представляет совокупность самоучек. Зачем же быть самоучкой, зачем же доходить до всех премудростей жизни самому, зачем же собирать по крупинкам знания жизни, рассыпанные в тысячах книг, когда можно отыскать ответы на свои вопросы в одном учебнике. Психолого-социальное образование в тысячу крат эффективнее житейского самообразования. Множество самоучек, увы, так и остаются наивными психологами. Результат решения своих жизненных проблем самоучкой зачастую отрицательный, тогда как человеком, получившим психолого-социальное образование,  положительный. 

Главная цель школы — готовить детей к взрослой жизни. В отличие от ребенка взрослый характеризуется главным фактором — умением жить. Отсюда следует, что главная задача современной школы заключается в выработке у детей умения жить. Все главные жизненные ошибки человек допускает, как правило, в молодости. Миллионы трагедий разыгрываются с молодежью только по той причине, что она не умеет жить.

Проживая жизнь, человек периодически проводит ориентировку с последующей регуляцией своего поведения. Ориентировка включает в себя восприятие ситуации, анализ ситуации, оценку ситуации,  тегративное умение, включающее в себя умение проводить ориентировку, а также психологические и социальные умения. Умение жить – это не абстрактное понятие, это действенный фактор, который влияет на судьбу человека.

В анализе причинно-следственных связей проблемы учения детей, проведенном педагогами сто лет назад, была допущена логическая ошибка. В качестве гуманитарных дисциплин, преподаваемых в школе,  были выбраны несущественные в ущерб существенным. Обобщение, сделанное педагогами о составе гуманитарных дисциплин, было не обоснованным. Состав гуманитарных школьных дисциплин был выбран произвольно, а не вследствие детального изучения и обоснования. Так, например, в будущей взрослой жизни ученик без истории может обойтись, а без человековедения не может. Поверхностный взгляд на проблему учения детей привёл к ошибочной логике и ошибочному выводу – включению в школьный курс несущественных гуманитарных дисциплин. На эту ошибку обратил внимание еще артист А. Райкин: «Забудьте все, чему вас учили в школе. Забудьте индукцию, давайте продукцию».

Остается недоумевать, почему в течение века школа так и не приступила к решению главной задачи – выработке у детей умения жить? Перефразируя К. Д. Ушинского, можно сказать: «Умение жить имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым, понятным и легким. Некоторые думают, что умение жить обусловлено врождённой способностью, но почему-то до сих пор никто не сделал вывод о том, что для выработки умения жить необходимы ещё и специальные знания».

Начиная с дня рождения и до самой смерти, человек решает свои жизненные проблемы и, эти проблемы носят психологический и социальный характер. Еще древние греки говорили: «Человек, познай себя». Познай себя, значит, познай свой внутренний мир. Из поля зрения педагогов выпало недостающее звено – психолого-социальное образование детей. Психолого-социальное образование – это основа умения жить, это ключик к решению жизненных проблем. Специальное образование вырабатывает соответствующее умение. Так, музыкальное образование вырабатывает умение играть на музыкальных инструментах, медицинское образование — умение лечить, кулинарное образование – умение готовить блюда. Аналогично, психолого-социальное образование позволит выработать у детей умение жить.

Идея опубликована в монографии «Идеология умелого общества»

https://ridero.ru/books/ideologiya_umelogo_obshestva/freeText

 

 

Независимый исследователь Ефим Рейтблат

 

 

Просмотр содержимого документа
«Идея о главной задаче современной школы - выработке у детей умения жить»

Идея о главной задаче современной школы — выработке у детей умения жить

Жизнь не удалась, но попытку засчитали

Б. Крутиер

1. Постановка проблемы

Президент России Путин В. В. считает, что у современной школы две главные задачи – давать знания и воспитывать нравственного человека.

С Президентом не согласен его советник, бывший Министр образования и науки РФ Фурсенко А. А. По его мнению, главная задача современной школы – это, в первую очередь, научить учиться.

С ним не согласна директор школы Облапошина Т. И. По ее мнению, главная задача современной школы заключается в предоставлении как можно большего количества платных услуг.

ВЦИОМ провел социологический опрос по вопросу о главной задаче современной школы. Мнения респондентов ВЦИОМа полностью разошлись. Вот их ответы. Главная задача современной школы заключается в том, чтобы:

— выпускать образованных людей, подготовленных к будущей профессиональной деятельности;

— создать условия для развития индивидуальности учащегося;

сформировать основы базовой культуры, включающей интеллектуальную, нравственную, эстетическую, трудовую, экологическую, правовую культуру личности;

— удовлетворять национально-культурные потребности населения;

— обеспечить качественное современное образование в соответствии с возможностями и индивидуальными наклонностями каждого ребенка;

— сформировать и развивать творческую, самостоятельную личность ребенка;

— готовить культурных людей с широким кругозором;

— воспитать гражданина;

— развивать коллективизм;

— готовить просто хороших людей, достойных семьянинов.

Чтобы бежать, надо знать, в какую сторону. Чтобы учить детей, надо определиться со стратегией, чему учить. Поиск ответа на простой вопрос, что есть главная задача современной школы, продолжается.


2. Крупный просчёт педагогов

Перед каждым человеком жизнь непрерывно ставит проблемы. При этом человек сталкивается с огромными трудностями. Зачастую человек не знает, как надо решать свою проблему, допускает ошибки и, как следствие терпит неудачу. Огромное количество людей неудовлетворительно решает свои проблемы. Многие вообще не знают, как подступиться к решению своих проблем и в итоге отказываются от их решения. Приходится констатировать тот факт, что огромное количество людей не способно решать свои жизненные проблемы. Афоризм «Если бы молодость знала, а старость могла» означает: если бы молодость обладала бы способностью успешно решать свои жизненные проблемы, иначе говоря, если бы она умела жить, то она смогла бы прожить счастливую жизнь.

Проживая жизнь, человек должен приобрести определённые психологические и социальные умения. Личность является носителем психо-социальных свойств. Если необходимые психологические и социальные умения не приобретены на определённом этапе развития, человек оказывается в невыгодном положении при встрече с будущими трудностями. Неумение разрешать семейные конфликты приводит к массовым разводам. Неумение преодолеть одиночество толкает людей в компании с девиантным поведением. Неумение избавиться от ревности приводит к неврозам, хулиганским действиям. Жизнь человека в обществе пронизана сплошными психологическими и социальными неумениями: неумение отдыхать, неумение организовать свою жизнь, неумение принимать правильные решения, неумение управлять, неумение организовать личную работу, неумение распределять время, неумение разрешать конфликты, неумение влиять на других, неумение самостоятельно действовать, неумение общаться, неумение слушать, неумение создать и сохранить семью, неумение воспитать ребенка, неумение обрести уверенность, неумение избавиться от страхов, неумение быть проницательным. Список можно продолжить. Психологические и социальные умения – важный фактор, как для человека, так и для всего общества. Психологические и социальные неумения приводят к конфликтам, трагедиям, неврозам, стрессам, фобиям, фрустрациям, агрессии, суицидам, убийствам. Люди, не обладающие важнейшими умениями, становятся больными, пьяницами, наркоманами. Налицо естественный отбор. Выживает умелый. Проживая жизнь, человек создает житейские произведения. Теперь стало понятно, почему люди создают преимущественно бракованные житейские произведения: они не умеют жить.

Современное общество – это неумелое общество. А как ещё назвать общество, пронизанное сплошными психологическими и социальными неумениями? Неумелое общество характеризуется психолого-социальной безграмотностью. Неумелое общество лишено системы психолого-социального образования. Психолого-социальная теория и практика отданы на откуп родителям, прессе, художественной литературе, кинематографу, телевидению, эстраде, религии и эзотерике. В неумелом обществе индивид руководствуется представлениями, а не психологическими знаниями. Его представления – это представления наивного психолога. Учителями жизни в неумелом обществе являются наивные психологи. Учителя жизни не учат либо не способны научить индивида психологическим и социальным умениям. Попытки индивида самостоятельно обрести психологические и социальные умения нередко терпят фиаско. Характерной особенностью неумелого общества является тотальный повтор ошибок: индивид повторяет свои ошибки, одни люди повторяют ошибки других, последующие поколения повторяют ошибки предыдущих поколений. Характерной особенностью неумелого общества является регистрация и исправление ошибок. Для регистрации и исправления ошибок в неумелом обществе действует армия врачей, инспекторов, полицейских, судей. В неумелом обществе все усилия затрачиваются на регистрацию и исправление ошибок, а не на выработку умения жить. Члены неумелого общества нередко испытывают неудовлетворённость своей жизнью, переживают горе, несчастья, беды, трагедии. В неумелом обществе социальная регуляция основана на принципе выходных сигналов – результатов активности людей. Врачи начинают лечить, инспекторы – проверять, полицейские – задерживать преступников, судьи – наказывать преступников.

На первый взгляд смысл понятия «умение жить» интуитивно ясен. Однако разные люди по-разному его толкуют. «Надо жить умеючи, – поётся в популярной песенке, – надо жить играючи, вообщем, братцы, надо жить припеваючи». Большинство населения под умением жить понимает хорошо устроиться в жизни, обрести связи и умело ими пользоваться. Но верны ли эти представления? До сих пор нет определения понятия «умение жить». Наука недооценила важность понятия «умение жить», а между тем оно имеет колоссальную значимость, как для индивида, так и для всего общества.

Умение жить подобно умению человека плыть на лодке по горной реке. Человек, проживающий жизнь, – это пловец, плывущий на лодке по горной реке. На пути пловца периодически возникают опасности и препятствия: пороги, водовороты, бурлящие потоки, стоячие волны, подводные камни, скалы, мели. У пловца есть несколько минут, чтобы произвести ориентировку и принять решение, по какому пути плыть и как преодолеть опасности и препятствия. Неправильно проведенная ориентировка либо неумелое управление лодкой приводит к тому, что:

— лодка переворачивается и всё снаряжение, продовольствие и одежда идут ко дну:

— лодка переворачивается и пловец тонет;

— лодка садится на мель и невозможно сдвинуться с места;

— лодка разбивается о скалы и пловец тонет;

— пловец разбивается о скалы и тонет.


Итак, общество испытывает потребность не только в учителях знаний, но и в учителях жизни.

Давайте вернемся к истокам. Для чего была создана школа, какова была мотивация? Замысел существования школы в обществе заключался в подготовке детей к взрослой жизни. Но воплощение этого замысла вызывает недоумение. Я хочу бросить упрёк педагогам, жившим и действовавшим сто лет назад. Они-то – профессионалы – знали, что целью учения детей является подготовка к взрослой жизни. Почему же они не сформулировали главную задачу школы – выработку у детей умения жить? Если бы тогда педагоги наряду с математикой, физикой и языком ввели бы в состав школьных предметов психолого-социальные дисциплины, то не было бы миллионов человеческих трагедий. Большую цену заплатило и продолжает платить человечество за крупный просчёт педагогов.


3. Сущность идеи о главной задаче современной школы выработке у детей умения жить

Идея о главной задаче современной школы – выработке у детей умения жить заключается в создании в школе системы психолого-социального образования.



4. Осуществление идеи о главной задаче современной школы выработке у детей умения жить

В школе вводится ряд предметов: «Человековедение», «Искусство жить», «Межличностные отношения», «Любовь и её последствия».


5. Обоснование идеи о главной задаче современной школы выработке у детей умения жить

В животном мире умению жить детёныша обучает мама. Человеческое общество во много раз сложнее фауны. В нём уже одних маминых уроков недостаточно. Пустите ребёнка одного во взрослую жизнь – он не выживет. И причина тому – отсутствие умения жить. Громадное значение в освоении человеком мира и жизни в обществе имеет умение жить. В процессе взаимодействия с окружающей средой и другими людьми человек неизбежно должен демонстрировать свое умение жить. Полностью осознавая внешние условия своей жизни, подчиняясь необходимости согласовывать свой жизненный путь с интересами других, человек достигает таких высот, которые определяются степенью умения жить. Чтобы человек успешно функционировал в мире, чтобы он мог выстраивать плодотворные межличностные отношения, он должен владеть сложной системой психических и практических действий, необходимых для регуляции поведения. Важнейшее из всех человеческих качеств – быть творцом своей жизни, вершителем своей судьбы диктует необходимость умения жить.

Умение жить – это функция научения. При внимательном рассмотрении выясняется, что в вопросе умения жить человечество представляет совокупность самоучек. Зачем же быть самоучкой, зачем же доходить до всех премудростей жизни самому, зачем же собирать по крупинкам знания жизни, рассыпанные в тысячах книг, когда можно отыскать ответы на свои вопросы в одном учебнике. Психолого-социальное образование в тысячу крат эффективнее житейского самообразования. Множество самоучек, увы, так и остаются наивными психологами. Результат решения своих жизненных проблем самоучкой зачастую отрицательный, тогда как человеком, получившим психолого-социальное образование, положительный.

Главная цель школы — готовить детей к взрослой жизни. В отличие от ребенка взрослый характеризуется главным фактором — умением жить. Отсюда следует, что главная задача современной школы заключается в выработке у детей умения жить. Все главные жизненные ошибки человек допускает, как правило, в молодости. Миллионы трагедий разыгрываются с молодежью только по той причине, что она не умеет жить.

Проживая жизнь, человек периодически проводит ориентировку с последующей регуляцией своего поведения. Ориентировка включает в себя восприятие ситуации, анализ ситуации, оценку ситуации, тегративное умение, включающее в себя умение проводить ориентировку, а также психологические и социальные умения. Умение жить – это не абстрактное понятие, это действенный фактор, который влияет на судьбу человека.

В анализе причинно-следственных связей проблемы учения детей, проведенном педагогами сто лет назад, была допущена логическая ошибка. В качестве гуманитарных дисциплин, преподаваемых в школе, были выбраны несущественные в ущерб существенным. Обобщение, сделанное педагогами о составе гуманитарных дисциплин, было не обоснованным. Состав гуманитарных школьных дисциплин был выбран произвольно, а не вследствие детального изучения и обоснования. Так, например, в будущей взрослой жизни ученик без истории может обойтись, а без человековедения не может. Поверхностный взгляд на проблему учения детей привёл к ошибочной логике и ошибочному выводу – включению в школьный курс несущественных гуманитарных дисциплин. На эту ошибку обратил внимание еще артист А. Райкин: «Забудьте все, чему вас учили в школе. Забудьте индукцию, давайте продукцию».

Остается недоумевать, почему в течение века школа так и не приступила к решению главной задачи – выработке у детей умения жить? Перефразируя К. Д. Ушинского, можно сказать: «Умение жить имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым, понятным и легким. Некоторые думают, что умение жить обусловлено врождённой способностью, но почему-то до сих пор никто не сделал вывод о том, что для выработки умения жить необходимы ещё и специальные знания».

Начиная с дня рождения и до самой смерти, человек решает свои жизненные проблемы и, эти проблемы носят психологический и социальный характер. Еще древние греки говорили: «Человек, познай себя». Познай себя, значит, познай свой внутренний мир. Из поля зрения педагогов выпало недостающее звено – психолого-социальное образование детей. Психолого-социальное образование – это основа умения жить, это ключик к решению жизненных проблем. Специальное образование вырабатывает соответствующее умение. Так, музыкальное образование вырабатывает умение играть на музыкальных инструментах, медицинское образование — умение лечить, кулинарное образование – умение готовить блюда. Аналогично, психолого-социальное образование позволит выработать у детей умение жить.

Идея опубликована в монографии «Идеология умелого общества»

https://ridero.ru/books/ideologiya_umelogo_obshestva/freeText



Независимый исследователь Ефим Рейтблат


12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!