СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Языковой портрет города Закаменска в названиях магазинов и кафе (исследовательская работа)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Языковой портрет города Закаменска в названиях магазинов и кафе (исследовательская работа)»

Муниципальное казенное учреждение

«Закаменское районное управление образования»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Бургуйская средняя общеобразовательная школа»

Секция «Лингвистика (русский язык)»






Языковой портрет города Закаменска в названиях магазинов и кафе

(исследовательская работа)




Исполнитель:

Тубшинова Сурэна

Научный руководитель:

Гомбоева Соелма Гомбожаповна,

учитель русского языка

и литературы МАОУ «Бургуйская СОШ»


















2023 год


Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………………3

  1. Основная часть

    1. Определение эмпоронимов…………………………………………………………..4

    2. Состояние эмпоронимов г.Закаменска……………………………………………..4

  2. Состояние эмпоронимов города Закаменска

    1. Функции эмпоронимов………………………………………………………………5

    2. Классификация эмпоронимов с точки зрения лексического значения……………6

    3. Способы создания эмпоронимов…………………………………………………….7

Заключение…………………………………………………………………………………….……..8

Список использованной литературы……………………………………………………………..9

Приложение………………………………………………………………………………………….10

























Введение

Язык – это то, без чего никто из нас не смог бы обойтись ни дня, трудно переоценить его значение. Ведь с помощью языка мы общаемся между собой. Языковой портрет города- совокупность языковых (фонетических, лексических, фразеологических, грамматических и т.п.) особенностей носителей языка, проживающих на определенной территории.

Мы живём в окружении слов: названий предметов, процессов, качеств, явлений, окружающих нас людей. Но есть слова, занимающие особое положение в системе языка, предназначенные для обозначения конкретных предметов, явлений и выделяющие из ряда похожих, однотипных предметов и явлений, - это имена собственные. Мы сталкиваемся с ними практически каждый день - имена людей, городов, рек, названия магазинов, кафе и т.д.

Гуляя по городу и встречая много магазинов и кафе с различными названиями, нам стало интересно, почему они так называются, и соответствует ли название магазина или кафе тем товарам, которые в нем? Поэтому мы выбрали темой нашего исследования «Языковой портрет города Закаменска в названиях магазинов и кафе».

Тема нашего исследования является актуальной, значимой и интересной. С растущими интернациональными связями и языковыми контактами улицы города Закаменска наполнились яркими и красочными вывесками и объявлениями.

Новизна работы заключается в том, что предпринята попытка лингвистического анализа названий магазинов, кафе города Закаменска.

Гипотеза: названия магазинов и кафе соответствуют тем товарам, которые в нем продаются и блюдам и услугам, которые предлагает то или иное кафе.

Цель: проанализировать названия магазинов, кафе в лингвистическом аспекте.

Задачи исследования:

  • выявить лингвистические особенности названий вывесок магазинов, кафе города.

  • классифицировать названия по основным группам.

Объект исследования: названия магазинов и кафе города Закаменска.

Предмет: названия магазинов, кафе города Закаменска в лингвистическом аспекте.

Методы:

1) Изучение теоретического материала
2) Наблюдения

3) Опрос
4) Анализ


Основная часть

  1. Современное состояние эмпоронимов г. Закаменска

    1. Определение эмпоронимов

Современная торговая сеть города Закаменска представлена, по нашим подсчётам, несколькими десятками магазинов.

Современному периоду свойственно разнообразие в названиях. Если раньше магазины подразделялись по специализации: «Продукты», «Молоко» и т.д. Классификация шла по ГОСТам (правилам торговли), то в настоящее время владельцы свободны в названиях, потому что магазины в нашем городе имеют как продуктовые, так и промышленные отделы.

Эмпороним (от греч. «торговля» + «имя») – название торгового предприятия. Эмпоронимы входят в раздел языкознания, который называется ономастика, и изучает собственные имена [1].

В статье «Как называют магазины» исследователь эмпоронимов Шмелева Т.В. показала перспективность ономасиологического подхода к городским онимам, состоящего в движении от объекта номинации к ее результату. И сейчас он представляется весьма актуальным, поскольку позволяет увидеть городскую среду через типологию составляющих ее объектов (учреждений, заведений), номинативные стратегии и тактики для каждого из них [4, 9 с.]. Это тем более важно, что современный Закаменск как среда постоянно изменяется, порождает новые заведения, формирует новые номинативные традиции.

    1. Состояние эмпоронимов г. Закаменск

Языковой портрет города - совокупность языковых (фонетических, лексических, грамматических и т.п.) особенностей носителей языка, проживающих на определенной территории. 

Изучение языкового портрета современного города, часть которого составляют названия магазинов (эмпоронимы), является актуальной проблемой как с точки зрения выделения особенностей отдельного города, так и с точки зрения лингвоэкологии [3, 5-27с.].

Для проведения исследования жителям Закаменска были заданы вопросы. Опрос был создан на сайте Google forms, в нем приняли участие 41 человек . Были заданы следующие вопросы:

1. Названия каких магазинов города Закаменска вам кажутся удачными и оригинальными?

2. Названия каких магазинов нашего города вам кажутся неудачными?

3. Какой вид магазина вы бы хотели открыть и какое название вы бы ему дали?

Результаты исследования жителей города показали, что самыми популярными среди эмпоронимов Закаменска стали: «Колибри» -9 человек, «Экстра» - 8 человек, «Светофор» - 7 человек, «Абсолют» -7 человек. (Приложение 1)

Самыми непопулярными названиями признаны эмпоронимы: «Продукты» -5 человек, «Романтика» -4 человека, «Колибри» и «Идеал» по 3 человека соответственно. (Приложение 1)

На вопрос о том, какой вид магазина вы бы хотели открыть и какое название вы бы ему дали, наибольшее количество опрошенных (6 человек) ответили, что хотели бы открыть магазины детской одежды. Следующим типом магазинов по популярности стали магазины спортивных товаров (3 человек) и магазинов в стиле анимэ (3 человек). Остальные виды магазинов (цветочные, зоомагазины и др.) были названы 1 раз. (Приложение 1)

Можно считать, что в нашем городе жителям нравятся названия сетевых магазинов; не нравятся магазины, названные по специализации; открыли бы участники опроса, в основном, магазины одежды. Создание эмпоронимов происходит в нашем городе без опоры на теоретические знания, без опроса потенциальных покупателей. Чаще всего сами владельцы дают названия своим торговым предприятиям (за исключением названий сетевых магазинов).

II. Исследование эмпоронимов города Закаменска

2.1 Функции эмпоронимов

Каждая языковая единица выполняет определённую функцию. Эмпоронимы являются не только названием, но и коммерческим символом. Собственник начинает своё дело с подбора интересного эмпоронима, он полагает, что название магазина обязательно повлияет на дальнейшую судьбу коммерческого предприятия.

Современные исследователи, например, Романова Т. П. в статье «Проблемы современной эргонимии», выделяет следующие функции названий торговых предприятий: номинативную, информативную, рекламную. Номинативная – функция идентификации объекта – главная функция любого собственного имени. Информативная и рекламная – специфические функции названий, предназначенных для сферы реализации товаров и услуг [2, 3 с.]. Также Романова Т. П. в своей статье говорит о слиянии рекламной и информативной функций, образуется рекламно-информативная функция, которая информирует об объекте продажи и одновременно дает предприятию высокую оценку. Поэтому соединение этих двух функций наиболее эффективно [2, 3 с.].

Итак, было установлено, что эмпоронимы выполняют 4 функции:

- номинативная;

- рекламная;

- информативная;

- рекламно-информативная.

Рассмотрим данные функции на примере эмпоронимов города Закаменска.

Номинативная (назывная). Сюда можно отнести эмпоронимы, не несущие в себе никакой информации, кроме названия объекта, т.е. просто выделяющие объект из ряда себе подобных. Например, «Светофор», «Байкал», «Теремок», «Колибри», «Сапсан», «Сафари», «Мандаринка» и др.

Вторая функция – рекламная. Здесь есть как положительные, так и отрицательные стороны. Если выбрано яркое название, то эмпороним сыграет свою важную роль в привлечении потенциального покупателя, например, «Идеал», «Престиж», «Новинка», «Смак».

Третья функция – информативная. В названии магазина или кафе обязательно указан вид товара или поясняется коммерческое направление: «Связной», «Семь гномов», «МТС», «Теле 2», «Сеть техники», «Шаурма Сити». Разумная информация играет главную роль при продаже товара. Поэтому предприниматели, делающие выбор в пользу информативности перед рекламой, выигрывают.

Основной является рекламно-информативная функция, потому что эмпороним должен запоминаться. Но таких наименований совсем немного в нашем исследовании – 5 названий, например, «Время есть», «1000 и одна мелочь», «Мясная лавка», «Все для дома», «Дары Закамны», «Миллион алых роз». Покупателю понятен товар (товары для дома) и реклама (место, куда хочется часто приходить).

Опираясь на результаты классификации функций эмпоронимов нашего города, можно сделать вывод о том, что большинство названий (37) магазинов Закаменска выполняют назывную функцию (60%), что не всегда удобно для покупателей: покупатель не может понять, какой товар продаётся в этом магазине; 22,5 % выполняют информативную функцию, 9,5% - рекламную и 8% - рекламно-справочную.

2.2 Классификация эмпоронимов с точки зрения лексического значения

Для проведения классификации с точки зрения лексического значения было рассмотрено 34 наименований магазинов и кафе. (Приложение 1)

В результате выявлена типология, основанная на классификации Т. В. Шмелевой. Анализ собранного материала позволил выделить 6 лексических групп:

  • Предметная лексика является самой обширной группой, она включает названия предметов, продуктов. Такие эмпоронимы указывают на предмет продажи. Например, «Мясная лавка», «Сеть техники», «КанцЛеди», «Шаурма сити», «Бууза», «Продукты», «Хлебушек», «Автомиг», «Миллион алых роз», «Связной». Данные названия дают покупателю представление о предмете продажи, поэтому распространены в нашем городе.

  • Названия, имеющие «природную» семантику, т.е. названия животных и растений, метеорологических явлений и т.п. В Закаменске активно используются хорошо знакомые названия: «Колибри», «Мандаринка», «Сагаан дали», «Родник», «Сапсан», «Наран».

  • Лексика со значением престижности или положительной оценочности – 5 названий. Для привлечения внимания потребителей используются, например, такие названия: «Престиж», «Авангард», «Миллион алых роз», «Уряал», «Идеал», «Талаан».

  • Иноязычная лексика пользуется в Закаменске популярностью, например, «Mix», «Kari_furs», «Wildberries», «Citrus», «Клондайк», «Вестфалика», «Экспресс», «Choson».

  • Сказочная тематика . В Закаменске встречается только одно название магазина, связанное с любимыми сказками или мультфильмами – это магазин «Семь гномов».

  • Эмпоронимы, отражающие в семантике географическое пространство мира, термин («Байкал», «Белореченский», «Дары Закамны», «Сафари»).

Таким образом, самой обширной группой является предметная лексика эмпоронимов города Закаменск, которая составляет 29,5%, затем особой популярностью пользуются иноязычные названия – 23,5%, названия с «природной семантикой» составляют 17,5%, эмпоронимы со значением престижности или положительной оценочности – 14,7%, эмпоронимы, содержащее географическое пространство мира – 11,7%, названия со сказочной тематикой - 3% от общего количества названий магазинов и кафе.

2.3 Способы создания эмпоронимов

Способы создания являются основным аспектом речевой культуры города [4, 9 с.]. При образовании эмпоронимов у нас используются: сложение, переход нарицательного существительного в имя собственное, суффиксация, конструкции с прилагательными, заимствование, аббревиатура и составные наименования.

Современная эмпоронимия в Закаменске использует разные способы одиночных наименований:

Сложение. Сложение слов помогает указать на назначения предприятия «МегаТехника», «Автомиг», «Мегафон».

Суффиксация. В названиях магазинов часто встречаются суффиксы, в том числе и уменьшительно-ласкательные: «Теремок», «Мандаринка», «Новинка», «Хлебушек». Ласкательные имена располагают покупателя неофициальным стилем.

Переход нарицательного слова в имя собственное. Например, «Светофор», «Титан», «Абсолют» и др.

Аббревиатура была обнаружена в одном примере - «МТС».

Заимствование: «Экстра», «Вестфалика», «Вайлдберриз», «Mix», «Citrus», «Kari_furs». 

Синтаксические способы:

Чаще это атрибутные конструкции: прилагательное + существительное. Например, «Мясная лавка», «Сагаан дали», «Цветочный BAZAAR».

Или существительное + существительное: «Дары Закамны», «Сеть техники»

Числительное + существительное: «1000 и одна мелочь», «Семь гномов»

Было обнаружено название магазина в виде нескольких слов: «Всё для дома», «Миллион алых роз»

Таким образом, можно сделать вывод: среди одиночных наименований преобладает заимствование и суффиксация, среди составных наименований - прилагательное + существительное

Заключение

В работе предпринята попытка исследовать эмпоронимы города Закаменска, и установлено, что наиболее популярной функцией эмпоронимов нашего города является номинативная (назывная), несмотря на то, что целесообразнее предпринимателям использовать рекламно-информативную функцию. Таким образом, анализ материала позволил сделать следующие выводы:

  • -названия магазинов представляют часть лингвистического портрета провинциального города, со сложившимися традициями названия торговых предприятий, в большинстве случаев, не следуют актуальным маркетинговым законам;

  • в Закаменске самой обширной из 6 лексических групп эмпоронимов является предметная лексика. Чаще всего наши предприниматели используют среди одиночных наименований способ образования – заимствование, среди составных наименований ­- прилагательное + существительное.

Наша гипотеза частично подтвердилась: значительная часть названий магазинов соответствует тем товарам, которые в них продаются («Автомиг», «Мясная лавка», «Хлебушек», «Шаурма Сити», кафе «Бууза» и др.).

Анализ примеров показывает, что иноязычных слов в названиях очень много и это не только дань моде, так диктуют современные условия жизни. Но на наш взгляд, к заимствованиям должны быть предъявлены определенные требования, такие как:

  • любое заимствование должно быть необходимо, без него нельзя обойтись в русском языке;

  • иноязычное слово должно употребляться правильно и точно в том значении, которое оно имеет в языковом источнике;

  • оно должно быть понятно тем, кто его употребляет.

Таким образом, проанализировав цель, используя ответы, мы пришли к выводу, что заимствования в названиях магазинов нашего города являются неоднозначными. Если вывеска магазина соответствует продукции, то это может стать культурным разнообразием города. Ну, а если вывески и продукция противоположны, то это слепое подражание западу.
Люди всегда волновались о чистоте языка.

Закаменская эмпоронимия очень интересна и достойна лингвистического анализа. Каждая из представленных групп является своеобразной характеристикой языкового облика нашего города.


Список используемой литературы


  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д..Русский язык. Теория – М.: Дрофа. - 2002.

  2. Захаренко Е.Н., Комарова Л.Н, Нечаева И.В. Новый словарь иностранных слов: 25 000 слов и словосочетаний/ Е – М.: Азбуковник. - 2003.

  3. Карантиров С.И. Этимологический словарь русского языка для школьников. – М.: ООО Дом Славянской Книги. - 2004.

  4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 2000.

  5. Шмелева Т. В. Язык города. Наименования магазинов. – Красноярск: Красноярский университет, 1989


























Приложение 1

Результаты анкетирования

Вопрос № 1

Названия каких магазинов города Закаменск Вам кажутся удачными и оригинальными?

«Колибри» - 9

«Экстра» - 8

«Светофор» – 7

«Абсолют» - 7

«Байкал»-4

«Вектор» - 3

«Титан» - 3

«Стиль» - 2

«Крон» - 2

«Идеал»-2

«Мандаринка» - 2

«Choson» - 2

«Визит»-1

«Сафари» - 1

«Миллион алых роз» - 1

«МТС» - 1

«Рахат» - 1

«Смак» - 1

«Теремок» - 1

«Дары Закамны» - 1

«Сеть техники» - 1

«Мегадом» - 1

«Каприз» - 1

«Уряал» -1

«Новинка» - 1

«Шаурма Сити» - 1

«Все для дома» - 1

«Связной» - 1

«Косметичка» - 1

«Наран» - 1

«Ургы» - 1





Вопрос № 2

Названия каких магазинов нашего города Вам кажутся неудачными?

«Продукты» - 5

«Романтика» - 4

«Колибри» - 3

«Идеал» - 3

«Вектор» - 2

«Абсолют» - 2

«Мандаринка» - 2

«Mix» - 2

«Клондайк» - 2

«Наран» - 2

«Сапсан» - 2

«Крон» - 2

«Сеть техники» - 1

«Светофор» - 1

«Шаурма Сити» - 1

«Теремок» - 1

«Байкал» - 1

«Титан» - 1

«Сафари» - 1

«Эврика» - 1

«МТС» - 1

«Wildberries» - 1



Вопрос № 3

Какой вид магазина Вы бы хотели открыть и какое название вы бы ему дали?

Зоомагазин «ZOO»

Спортивный магазин «Спорт», «Спортмастер», «Чемпион».

Продуктовый магазин «Вкусняшки»

Магазины одежды «Подиум»

Магазин детской одежды «Телепузики», «Карапуз», «Малыш», «Радужные друзья», «Бэйби шик», «Детский мир».

Магазин К-pop товаров «Паппи Эм»

Торговый центр «Находка»

Магазин часов «Часы»

Цветочный магазин «Райский букет»

Аниме-магазин «Сакура», «Swag», «Magic life»

Магазин элитной женской одежды

Магазин «Мой»

«Садовод. Все для сельчан»






10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!