Внеклассное мероприятие
« Язык – живая душа народа», посвящённое Международному дню родного языка.
Цели:
Образовательные:
познакомить учащихся с историей возникновения Международного дня родного языка, рассмотреть проблемы языков на современном этапе;
сформировать умение понимать проблему, высказывать свое мнение по данному вопросу; повысить познавательный интерес к русскому языку и литературе;
владеть видами речевой деятельности (выразительным чтением).
Воспитательные:
сформировать любовь и интерес к родному языку, поэзии;
научиться уважать язык и культуру других народов;
работать над формированием толерантного отношения к представителям разных национальностей.
Древним словом мы с будущим слиты.
Человечество – наш ученик.
Наш круг чтенья – земная орбита.
Наша Родина – русский язык.
Леонид Корнилов
Звучит русская народная песня. На сцену выходят обучающиеся 5 класса в народных костюмах (цыганский, азербайджанский, армянский, греческий, грузинский, осетинский)
под песню о Ставропольском крае (поёт ученица 3 а класса Петрова Виктория).
Дети различных национальностей на своём родном языке рассказывают отрывки стихотворений (или поют песни).
Ведущий 1: Международный день родного языка был провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года и отмечается каждый год с февраля 2000 года для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.
Эта дата была выбрана в знак памяти событий 21 февраля 1952 года, когда в Дакке, столице нынешней Бангладеш, от пуль полицейских погибли студенты — участники демонстрации в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.
Ведущий 2 ( обращается к участникам в национальных костюмах): Скажите,пожалуйста, как на вашем родном языке будут звучать такие слова как:
Мама
Семья
Родина
Солнце
Небо
Счастье
Язык
Ведущий 1: Все слова, произнесённые ребятами на сцене звучат по-разному, но очень дороги всем людям, живущим на нашей земле.
Ведущий 2:Как и все мировое сообщество, мы отмечаем День родного языка. Язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние.
Пятиклассник:
Сегодня все наречия планеты
Идут единой поступью под марш,
Неся в себе культуру милой речи,
И уникальность среди равных масс.
Пятиклассница;
Родной язык - богатое наследство,
Пришедшее из глубины веков.
Ты отражаешь мысли человека,
Ты помогаешь выразить любовь.
Пятиклассник:
Ты создаешь из букв стихотворенья.
Храня в запасах сотни тысяч слов.
Спустившееся к нам благословенье –
Родной язык, проникший в нашу кровь.
Ведущий: Язык неразрывно связан с традициями народа. Давайте посмотрим на слайд и опишем тот праздник, который изображён на нём.
Ведущий: Молодцы, ребята. Действительно, МАСЛЕНИЦА-это восточнославянский традиционный праздник.
-Почему он так называется? Когда его празднуют?
Ведущий: На масленицу не только ели блины, но и веселились: рядились, пели песни, плясали, разгадывали загадки.
Ведущий: Сегодня мы подготовили для квест, который
Ведущий: А вы любите разгадывать загадки?
Загадки:
1 группа: Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык)
2 группа:Не на меру, не на вес, А при всяком есть? (Речь)
3 группа:Лежит брус во всю Русь, и не гниет, и не тропнет. (Язык)
4 группа:За стеной костяной Соловейко спой! (Язык)
5 группа:За белыми березами Тарара живет. (Язык)
Общенье словами весьма интересное,
Оно называется просто — ... (словесное)
Я расскажу, что вчера заболел,
Что дома лекарство я горькое ел,
Еще расскажу, что болеть очень грустно.
Когда говорю я, то речь моя... (устная)
Вид речи, когда на бумаге пишу.
Я все что угодно листу расскажу.
Но речь уж не устная, речь иная.
Скажите, ребята, названье. Какая? (Письменная)
Учитель объяснял урок,
Мне было вовсе невдомек,
Что если я урок весь слушаю,
То называюсь я, ребята,... (слушатель)
Очень в школу я спешил,
Поздороваться забыл:
С другом лучшим и с соседом,
С Марь Ивановной в беседе.
Обидные последствия,
Коль не сказал... (приветствия)
Когда собрался уходить,
Ты должен вежлив быть.
Слова «пока» и «до свидания» —
То слова... (прощания)
Если буду я не прав,
То сразу, без сомнения,
Я попрошу прощения
Словами... (извинения)
Я «спасибо» говорю,
Значит, я... (благодарю)
Я здороваюсь со всеми,
«До свиданья» говорю,
Если нужно — извиненье,
Нужно — поблагодарю.
Знаю я, что не невежа
Я, напротив, очень... (вежлив)
У Артема день рожденья,
Мы ему в стихотвореньи
Пожеланья говорим
И подарочек вручим.
Именинник в день рожденья
Получает... (поздравленья)
Человек дружить умеет,
К каждому найдет подход.
Отвечайте поскорее,
Как зовет его народ?
В общении решительный
Человек... (общительный)
Речь на выступление
Не приготовил я,
Пришлось мне с ходу говорить,
Увы, мои друзья.
Получилось скомкано
И немного странно.
Это только потому,
Что речь была... (спонтанной)
В тексте мы слова меняем,
Предложенья добавляем,
Если лишнее найдем,
Тут же это уберем.
Такие вот поправки
Мы называем... (правкой)
Мне комплименты говорят
Большинство из всех ребят.
И ничего, что я мала,
Ведь всем приятна... (похвала)
Ведущий 1:Дорогие ребята! Любите и берегите свой родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.
Любой язык по-своему велик,
Бесценное наследство вековое.
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое.
Ведущий 2:Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупица чистого золота!
.