СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Язык программирования. Типы данных. Основные этапы разработки программ

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ). Цель создания ЯПВУ.  Компилятор. Интерпретатор. Типы данных. Константы. Массив, строка. Основные этапы разработки программ.

Просмотр содержимого документа
«Язык программирования. Типы данных. Основные этапы разработки программ»

  1. 5. Язык программирования. Типы данных.
  2. Основные этапы разработки программ


Первые компьютеры (ЭВМ) разрабатывались прежде все­го как вычислительные машины (операции над числами). Сегодня компьютеры позволя­ют обрабатывать информацию всех видов — текстовую, гра­фическую, числовую, мультимедийную. Для решения задачи на компьютере необходимо создать программу, т.е. последовательность команд, входящих в систему команд компьютера.

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ) — специальные искусственные языке, прибли­женные к обычному разговорному языку (английскому). Примеры таких языков: FORTRAN, Basic, Pascal, С. Боль­шинство языков высокого уровня универсальны, т. е. пред­назначены для решения широкого круга задач.

Первая цель создания ЯПВУ — облегчить создание про­грамм. Вторая цель — сделать программы переносимыми для новых типов компьютеров.

Поскольку компьютер (а точнее, его процессор) оперирует не конструкциями ЯПВУ, а двоичными командами, то пе­ред выполнением программа должна быть превращена в ма­шинный код. Выполняют эту операцию программы-трансля­торы.

В зависимости от порядка подготовки программы на языке высокого уровня к исполнению, трансляторы делятся на компиляторы и интерпретаторы.

Компилятор — это программа, автоматически преобразу­ющая (компилирующая) исходный код ЯПВУ в машинный код и создающая таким образом исполняемый файл. Он мо­жет быть запущен на исполнение операционной системой. В ОС Microsoft такие файлы могут иметь расширения ехе, com, dll.

Интерпретатор — это программа, преобразующая код ЯПВУ в машинный код шаг за шагом, т.е. каждая коман­да преобразуется интерпретатором и сразу выполняется компьютером, затем интерпретатор преобразует следую­щую команду, компьютер ее выполняет и т. д. (интерпретатор — «синхронный переводчик»). Недостаток интерпрета­торов — низкая скорость выполнения программ. Примеры: интерпретаторы языков Basic и Java Script. Для языка Basic в настоящее время существуют как интерпретаторы, так и компиляторы.

Типы данных

При решении задач на компьютере следует определить данные задачи и их типы. Данные — это информация, необ­ходимая для выполнения программы, представленная в формальном виде, который обеспечивает возможность ее хранения, обработки и передачи (англ. data).

Языки высокого уровня организуют обработку данных с помощью переменных.

Переменная — это именованная об­ласть оперативной памяти, в которой может храниться нуж­ная информация (данные). Способ хранения определяется типом переменной.

Константа — это именованное значение, которое остает­ся неизменным на протяжении всего времени выполнения программы. Числовая константа представляет собой ка­кое-либо число (7; 3.14), а сnроковая константа — произ­вольную строку ("количество учеников в группе").


В любом ЯПВУ переменные и константы характеризуют­ся своими типами.





Тип данных — это правила хранения и формат данных. Во время работы программы тип данных будет определять, каким образом данные будут извлекаться из оперативной памяти (ОП), интерпретироваться и сохра­няться в ОП. Например, величины 205 и -73 относятся к целочисленному типу и их можно складывать, вычитать, перемножать и делить. Величины "цвет" и "ОК" относятся к строковому типу, их можно сцеплять, но над ними нельзя выполнять арифметические операции.

Пример: В языкe Basic существуют следующие типы данных.

Массив — индексированный набор элементов одного типа1;

string (англ.) — ряд, последовательность, це­почка;

строка — последовательность символов.

Основные этапы разработки программ

Чтобы окончательный вариант программы работал правильно и содержал как можно меньше ошибок, програм­мисты придерживаются полного цикла разработки програм­мы, состоящего из шести базовых этапов:

  1. Постановка и анализ задачи. Четкое определение за­дачи и наборов входных и выходных данных.

  2. Разработка алгоритма. Определение зависимости между входными и выходными данными, создание процедуры их преобразования.

  3. Разработка пользовательского интерфейса. Опреде­ление того, что пользователь должен видеть на экране, как будут вводиться данные, где и в каком формате бу­дут представлены выходные данные.

  4. Написание программного кода. Преобразование алго­ритма в компьютерную программу на языке высокого уровня.

  5. Тестирование и отладка программы. Тестирование -— прогон программы на наборе тестов, для которых изве­стен результат, с целью проверки правильности ее ра­боты. Отладка (debug) — процесс выявления и устра­нения ошибок в программе.

  6. Составление документации. Подготовка документов, содержащих описание программы, включая техниче­ское задание, блок-схемы, предположения, список входных и выходных переменных (часто совмещается с программным кодом), руководства пользователя.



Скачать

© 2015 1503 22

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!