СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Язык и речь в русском языке

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Язык и  речь \и его различие. Язык и внимание  и его суть 

Просмотр содержимого документа
«Язык и речь в русском языке»

  1. Язык и речь. Формы и виды речи

Язык определяется обычно в двух аспектах.

  1. система фонетических, лексических, грамматических средств, являющихся орудием выражения мысли.

  2. разновидность речи, характеризующаяся теми или иными стилистическими признаками.

Основная функция языка – функция общения (коммуникативная функция);

- функция информативная – выражается в передаче сообщения некоторого логического содержания;

- функция воздействия – выражает волеизъявление, чувства, эмоций говорящего.

Речь – конкретное говорение, происходящее, как в устной, так и в письменной форме. Если язык - это орудие общения, то речь - то производимый этим орудием способ общения. Речь обычно характеризуется через противопоставление языку, где язык определяется как система знаков, а речь - реализация данной системы знаков. Речь конкретна, неповторима, устремлена к определенной цели, является видом свободной творческой деятельности.

2.Формы и виды речи.

Диалогическая речь – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами.

Её особенности: краткость высказывания, широкое использование внеречевых средств (мимика, жесты), неполные, простые предложения.

Монологическая речь – форма речи обращенной к одному или группе слушателей.

Особенности: развернутость, широко охваченные темы.

Письменная речь – форма речи, связанная с выражением и восприятием мыслей в графической форме. Письменная речь включает два вида речевой деятельности:

Письмо (продуктивный вид речи), чтение (рецептивный вид речи).

Письменная речь может, осуществляется средствами коммуникации: массовой и индивидуальной.

Устная речь – форма речи, состоящая из умения понимать звучащую речь, и производить речь в звуковой форме.

Активная речь – речь, исходящая из внутреннего замысла человека.

Внешняя речь – речь, оформленная средствами естественного языка, с помощью которого люди общаются между собой.

Внутренняя речь – «речь про себя», не сопровождающиеся озвучивание

3.План.

План самый короткий вид записи. В нем только перечисляются вопросы, освещенные в выступлении, в книге.

При составлении плана необходимо разделить текст на части и уловит связь между частями.

Виды планов:

Вопросный – нацеливает на поиск основной информации, заключенной в тексте. В вопросном плане к каждой части ставится вопрос.

Тезисный – каждый пункт оформляется как предложение, раскрывающее основную информацию соответствующей части текста.

Назывной – к каждой части дается заглавие в виде короткого назывного предложения.

По структуре план делится на простые и сложные.

В простом плане его составные части нумеруются подряд. В сложном плане текст делится нарупные части, а каждая часть – на более мелкие.

4. Текст. Основные признаки.

Текст – это объединенная смысловой и грамматической связью последовательность речевых единиц.

Основные признаки:

  1. Тематическое единство текста. Оно выражается в том, что все элементы текста прямо или опосредовано, связаны с предметом речи и коммуникативной установкой пишущего.

  2. В тексте - в зависимости от его величины – можно выделить главы, разделы, ССЦ.

  3. ССЦ – минимальный текст, сочетающее несколько предложений, объединенных по смыслу и синтаксически. В нем выделяются три структурно-смысловые части:

Начальная (зачин), средняя (основная разработка текста), концовка (конечная часть) Эти части текста соотнесены друг с другом, т.к. в каждой из них раскрывается часть темы, подтема, или микротема.

  1. Способы связи:

Цепная связь – структурное сцепление предложении, непрерывное движение мысли от одного предложения к другому осуществляется обычно через повтор выделяемого в предыдущем предложении слова и развертывания его в последующем.

Основные средства: лексические повторы, лексические и текстовые синонимы, местоимения.

Параллельная связь – структурное соотнесенность предложений выражается в их параллельном отношений, т.е. предложения не развиваются одно из другого, а каждое последующее построенопо типу предшествующего.

Присоединение – это такой принцип построения высказывания, при котором часть его в виде отдельной, дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению.

  1. Абзац – отступ вправо первой строки (красная строка)

  2. Коммуникативная задача текста

Любой текст имеет опеределенную тему. Однако тему можно рассмотреть с разных сторо в зависимости от задачи общения, которую ставит автор на одну и ту же тему можно создать разные тексты. Это объясняется тем, что текст развивается от коммуникативной задачи.

КЗТ – задача общения, которую ставит автор перед читателями для раскрытия которой создается текст. Предложения, в котором поставлена КЗ, обычно находится в начале текста. Иногда КЗ может быть поставлена непосредственно в заголовке текста.

Если КЗ не отражается в конкретном предложении, а подразумевается, то в таком случае надо определить предмет описания, выявить особенности его характеристики и только после этого сделать вывод о КЗТ.

Так, если в тексте рассматриваются, из каких частей состоит предмет, то его КЗ – показать строение предмета; состав предмета; если физические характеристики, то – физические свойства предмета, если описывается контур предмета, то КЗ – описать форму предмета; если описывается, какую роль выполняет предмет, то – о функции предмета.

Микротема

  1. Микротема – часть общей темы, состоящие из одного или нескольких предложений, объединенных по смыслу и раскрывающих с разных сторон КЗТ. В тексте могут быть две или более микротем. Каждая из них может из одного или более предложений. Предложений в микротеме тесно связаны между собой логически и грамматически. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста – абзац. Первые предложения большинство абзацев текста составляют наиболее важное предложения его содержания. Эту основную часть абзаца называют абзацным зачином. Все последующие предложения называют комментирующей частью, которая раскрывает, разъясняет, комментирует то, что заключено в первом предложении.

  2. Тема

Любой текст имеет тему. Тема – это предмет или явление, которые рассматриваются в тексте. Часто слово, обозначающее тему, в тексте повторяется. Его называют слово-тема, и обычно обозначает существительным в различных падежах.


5. Функционально-смысловые типы речи:

Описание – используется при необходимости описать какое-либо явление, обстановку, портрет, дать характеристику, целостный образ предмета.

При создании текстов-описаний следует придерживаться следующих структурно-композиционных частей: введение, описание деталей, заключение.

Виды описания: описание природы, описание обстановки, описание предмета, описание портрета, описание-характеристика.

Для текстов описательного типа характерно одновременность действия; употребление номинативных, безличных предложении, однородных членов предложении, параллельная связь.

Повествование – повествует события в хронологической последовательности. Для повествование характерна цепная связь. В повествовании чаще всего используются глаголы прошедшего времени совершенного вида, могут быть включены и глаголы настоящего времени с формами прошедшего.

Структурно-композ. части:

  1. экспозиция

  2. средняя часть

  3. заключение

Повествование как тип монологической речи используется во всех функциональных стилях речи.

Рассуждение – это тип речи, целью которого является выяснена какого-либо понятия.

Рассуждение как тип речи широко встречается в научном стиле.

Виды рассуждения:

  1. Рассуждение-доказательство строится по следующей схеме: экспозиция – вопрос – ответ на вопрос – доказательство тезиса – выводы

Основная часть текста-рассуждения – доказательсво истинности тезиса.

  1. Рассуждение-объяснение предполагает, что главное утверждение текста истинно, поэтому нет необходимости доказывать.

Экспозиция-вопрос-ответ-ответ на вопрос-доказательство тезиса-выводы.

  1. Рассуждение-размышление представляет собой один из видов текстов-рассуждений и строится, как правило в вопросно-ответной форме.

5. Функциональные стили речи

Функциональные стили речи.

1. Разговорный стиль употребляется в сфере общения людей в быту. Цель разговорного стиля – общение, обмен мыслями, впечатлениями. Для разговорного стиля характерен диалог. В разговорном стиле употребляется наряду с нейтральными, сниженные разговорные языковые средства: слова и фразеологизмы разговорного стиля, просторечные слова, эмоциально окрашенные слова, слова с переносным значением, частицы, междоиметия, вводные слова, слова-предложения, неполные предложения, повторы слов. Стилевые черты – непринужденность, непоследовательность.

2. Официально-деловой стиль употребляется в официально-деловой сфере – в переписке граждан с учреждениями, учреждений с гражданами. Цель официально-делового стиля – информация. Обычная форма реализации этого стиля – монолог.

Жанры официально-делового стиля: указ, устав, закон, кодекс, приказ, доверенность, расписка, объявление, заявление, акт, соглашение, протокол, инструкция и др. Стилевые черты – стандартизиванность, отсутствие экспрессивности.

Официально-деловой стиль требует предельной точности выражения, которая должна исключить разное толкование.

3. Публицестический стиль употребляется в агитационно-массовой работе. Цель публицестического стиля – воздействие на слушателей и читателей для агитации и пропаганды общественно-политических идей в газетах, журналах, по радио и телевидению, на собраниях и митингах. Обычная форма реализации данного стиля – письменный или устный монолог. Жанры стиля: публицистическая статья, очерк, выступление, памфлет, фельетон, воззвание. Стилевые черты – призывность, собирательность, оценочность.

4. Научный стиль употребляется в научных трудах ученых для выражения результатов исследовательской деятельности. Цель научного стиля – сообщение, объяснение научных результатов. Форма реализации данного стиля – монолог. Жанры научного стиля – монография, статья, отзыв, рецензия, аннотация, диссертация, учебник, лекция, справочник. Стилевые черты: точность, логичность, строгость.

5. Художественный стиль употребляется в словесно-художественном стиле. Цель данного стиля – воздействие с помощью созданных образов на мысли и чувства читателей и слушателей. Жанры стиля: драма, поэзия, проза. Стилевые черты: образность, экспрессивность, эмоциональность.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!