Тема: «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку»
Цель:
познакомить детей с миром звуков, показать, что музыка звучит повсюду, объяснить, какая она бывает, развивать слушательскую культуру, певческие способности
научить выявлять настроение музыки: спокойное, плавное, задумчивое, грустное
развивать умение участвовать в диалоге, культуру мышления и речи.
Музыкальный материал: « Веселая песенка» Г. Струве, «Ноктюрн соч. 19 №4» П. И. Чайковского, запись звуков природы, «Так уж получилось» Г. Струве.
Оборудование: ноутбук.
Ход:
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Какая чудесная осенняя погода сегодня, я надеюсь, что наш урок пройдет так же замечательно , мы хорошо поработаем и уйдем с хорошим настроением!
Давайте послушаем «Веселую песенку» Г. Струве .
Ребята, как вы думаете, можем ли мы увидеть музыку? (ответы детей, мнения разделяются).
Давайте послушаем тогда музыку, и проверим это.
Давайте представим, что мы с вами находимся в концертном зале. Выслушайте несколько правил, как надо слушать музыку.
Правила:
Музыка должна звучать в тишине.
Она не любит, когда её перебивают словами.
Во время слушания музыки попытаться представить, о чем она нам рассказывает.
3.Слушание П. И. Чайковский «Ноктюрн соч .19 №4».
Каков характер этой музыки? (спокойный).
Попробуйте определить настроение, которое возникло у вас после ее прослушивания( спокойное, нежное, задумчивое, печальное).
Отличается ли оно от предыдущей песенки?
Что каждому из вас рассказала музыка?
Какие музыкальные инструменты вы услышали?
Что вы увидели, слушая эту музыку , какие картины представили? (ответы детей)
Эту музыку написал Петр Ильич Чайковский. Жил он в XIX веке. Это великий русский композитор. (Показать его портрет).
Вывод: мы можем увидеть музыку, когда ее слушаем. А где мы можем услышать музыку? (ответы детей)
Давайте закроем глаза и отгадаем, какие звуки будут звучать. Включается запись : пение птиц, шум моря, кваканье лягушек и т. п.
4.Ролевая игра «Звуки природы».
Сейчас мы попробуем озвучить красивые звуки природы. Для этого нам надо разделиться на две команды. Одни будут артистами, другие - зрителями. А затем команды поменяются местами.
(Распределение ролей: «маковое поле», «березовая роща», «птенцы в гнезде», «пчелиный рой», «весенний ручеек»).
После каждого показа ситуация анализируется: получилось ли красиво?
4.А сейчас пришло время немного отдохнуть (физкультминутка «Часики»).
А теперь представьте , что мы отправляемся на прогулку по осеннему лесу.
Приходилось ли вам когда-нибудь гулять в лесу или в парке осенним днём?
Сделаем глубокий вдох через нос свежего осеннего воздуха (3 раза)
Наша руки немного озябли, надо их погреть( вдох через нос- выдох через рот на руки 3 раза)
А теперь давайте распоёмся и вспомним как же звучал этот осенний день:
- Шелестела листва ш-ш-ш
- Пролетела муха ж-ж-ж
- А за ней маленький комарик з-з-з
- И опять муха ж-ж-ж
- Тут подул лёгкий ветерок в-в-в
- Который завывал всё сильнее у-у-у
- И принёс нам издалека звук выстрелов охотников кх-кх-кх
- Мы немного испугались а-а-а
- Но тут кто-то запел песенку и мы весело вышли из леса и сели на мотоцикл – рррррр….., рядом по дороге ехали машины разных марок – б(губами)…. Но наш мотоцикл круче и мы обогнали все машины – ррррррр…..
И похохотали – ха-ха-ха-хааа…(работа над диафрагмой).
После такой разминки мы готовы к пению.
8.Итог урока.
Используется рефлексия. Цель: получение обратной связи.
Понравился ли вам урок? Что интересного вы узнали на уроке? (поэт, художник, композитор, произведения искусства)
Как вы работали на уроке? Кто работал лучше всех?
Чему вы научились? С чем познакомились? (с музыкой П.И.Чайковского, слушать и видеть музыку)
Ваше настроение?