СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Я и мой круг общения

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать информацию о личностных качеств, способствующих эффективному общению.

Просмотр содержимого документа
«Я и мой круг общения»

КЛАССЫ:7 кл

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Я и мой круг общения».

ЦЕЛИ:

  • Коррекционно-образовательный: Дать информацию о личностных качеств, способствующих эффективному общению.

  • Коррекционно-развивающий: Совершенствовать представления о социальном окружении, умения и навыки вербального общения в деятельности.Развитие понимания ценности общения и значимости личности другого человека.

  • Коррекционно-воспитательный: воспитывать навыки и культуру общения со взрослыми и сверстниками.

МЕТОДЫ:беседа, ответы на вопросы

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:мячик; листы (формата А4) для упражнения «Мой круг общения», конверты с заготовками из цветной бумаги (звездочки, домики, сердечки), клей, ручки по количеству участников; листочки из цветной бумаги с именами участников занятия.



ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Приветствие.

Психолог предлагает детям встать в круг, взяться за руки и поздороваться по очереди со своим соседом справа, как с незнакомым человеком. Ведущий начинает упражнение, а потом выбирает ребенка, который продолжает задание. Детям также предлагается поздороваться, как учитель с учеником, как родитель с ребенком.

После приветствия участники занятия садятся в круг. Психолог: «Каждый день мы общаемся с разными людьми. С одними мы общаемся постоянно и нам нравится общаться с ними, с другими - время от времени. Давайте попробуем понять, почему так происходит. Для этого выполним следующее упражнение».

Разминка. Упражнение «Мне нравится общаться с…» 

Упражнение выполняется с мячиком. Мяч находится у участника, который первым начинает упражнение, а затем передает его следующему. Психолог предлагает детям подумать и по очереди закончить фразу: «Мне нравится общаться с … (имя) потому, что…» Дети пытаются определить для себя, что их привлекает в людях, с которыми они общаются (акцентируется внимание детей на качествах характера человека, с которым они предпочитают общаться).

После того, как прозвучали все высказывания, психолог обобщает ответы детей, отмечая качества людей, которые способствуют эффективному общению.

Психолог: «Каждого человека окружают люди, с которыми он общается. Это могут быть его близкие, родственники, друзья, знакомые. Именно они образуют ваш круг общения. Давайте попробуем изобразить на бумаге свой круг общения».

3. Основное содержание занятия. Упражнение «Мой круг общения».

Каждому ребенку выдается лист формата А4, на котором нарисованы круги разного диаметра, один внутри другого, а в центре расположена буква «Я». Также детям выдаются вырезанные из цветной бумаги звездочки, сердечки и домики. Ребятам предлагается наклеить эти заготовки на лист, предварительно написав на сердечках имена друзей, на домиках - имена родных, а на звездочках - имена знакомых. Наклеивать можно ближе или дальше от буквы «Я», в зависимости от интенсивности общения с этим человеком.

Когда работы закончены, ведущий задает вопросы:

- «Какое количество людей входит в ваш круг общения, сосчитайте?

- Круг общения может быть как большим, так и маленьким (узкий круг общения). Его составляют люди, к которым можно обратиться за советом, помощью.

- Как эти люди могут помочь вам, и чем вы можете им помочь?

- Кого бы вы хотели бы расположить поближе к себе? Почему?»

После обсуждения психолог подводит итог выполненной работе: «Общение является важной частью жизни каждого из нас, и рядом с нами всегда находятся те люди, на чью помощь мы можем рассчитывать. А также и мы в свою очередь можем помочь им. В этом и состоит ценность общения».

  1. Заключительная часть.

Рефлексия.

Психолог просит ответить детей по очереди на вопросы:

- Что вам понравилось на занятии?

- Какое задание вам было интересно выполнять?

Каждый из участников высказывает своё мнение.

Этюд прощания «Солнечные лучики».

- Протяните руки вперед и соедините их в центре круга. Постойте тихо. Почувствуйте себя теплым лучиком солнца.























































































КЛАССЫ:7 «А», 7 «Б»

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Взаимоотношения в семье».

ЦЕЛИ:

  • Коррекционно-образовательный: Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге. Формирование нравственной культуры детей. 

  • Коррекционно-развивающий: Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям. Развитие коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания . 

  • Коррекционно-воспитательный: Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, взрослым. Воспитание положительного отношения к традициям семьи. 

МЕТОДЫ:беседа, ответы на вопросы

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:



ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Приветствие.

- Добрый день, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке. 

  1. Сообщение новой темы

Чтение стихотворения «Мой дом» 

Есть дом, в котором я живу, 

И для меня он лучший самый, 

В нем и во сне и наяву 

Я слышу добрый голос мамы. 


А вечерами папа мне, 

Когда смолкают птицы в гнездах, 

Рассказывает о луне, 

Ракетах, спутниках и звездах. 


Порой бывает иногда, 

Могу поссориться я с ними, 

Но чаще все ж делиться рад 

Секретами своими. 


Здесь в мире мы за годом год 

Живем, друг другу помогая, 

И вместе с нами здесь живет 

История родного края. 

  • Как выдумаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? (о родном доме, о своих близких) 

  • У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом - это не только крыша над головой, это твоя семья, самые близкие тебе люди: родители, сестры, братья, дедушки, бабушки... 

  • Тема сегодняшнего урока «Взаимоотношения в семье» 

  1. Основная часть.

  • Наука, занимающаяся родословием называется генеалогия. Генеалогический – значит родословный. (Запись в тетрадь).

  • Чтобы более наглядно было видно, всю родословную семьи, т.е поколения данной семьи составляют генеалогическое древо семьи.

  • Семья является для человека самым важным в жизни. Какое счастье, что у вас у всех есть семья, есть родительский дом - начало всех начал. 

  • А у кого из нашего класса самая большая семья? 

  • Во многих семьях ребят нашего класса родились младшие братишки и сестренки. Вы стали старшими братьями и сестрами. 

  • А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках поближе поиграем в игру «Встаньте все те, кто…» 

  • У кого есть старший брат. 

  • У кого есть младшая сестра. 

  • У кого бабушка и дедушка живут здесь в деревне . 

  • У кого бабушка и дедушка живут в городе. 

  • У кого дальние родственники живут в России. 

  • У кого бабушка и дедушка живут вместе с вами. 

  • У кого есть двоюродный брат 

  • У кого есть двоюродная сестра 

  • У кого есть сын или дочь.

  • Ну, вот мы вспомнили своих близких и дальних родственников. 

  • А теперь мы поговорим о взаимоотношениях в семье. 

  • Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, приголубит, поймёт и утешит? 
    Конечно ваши мамы, бабушки, папы, родные и близкие вам люди – семья. Нам хорошо в доме, уютно, спокойно, также как в стихотворении «Моя семья». 

Моя семья. 

Хорошо спокойно в доме: 

Вместе вся моя семья. 

О веселом, добром гноме 

Слышу снова сказку я. 


Ее мама мне читает, 

Может быть, сто первый раз 

Сердце бьется, сердце тает: 

«Что случится там сейчас?» 


Шелестит мой дед газетой. 

Папа смотрит свой футбол. 

Не пойму: иль здесь, иль где-то, 

Слышно радостное: «Гол!» 


В кресле, спицами играя, 

Чудо бабушка творит. 

Во дворе собака лает, 

Кот у ног моих лежит. 


Я сижу, шалить не смею: 

Так тепло, уютно мне. 

Зайчик солнечный несмело 

Притаился на стене. 


Т. Щигрова. 


Деление на группы «Дружба - достық», «Счастье - бақыт». 

  1. Задание: Обсудить в группе, какие взаимоотношения в семье должны быть между (Бабушкой и внуками, папой и детьми, мамой и папой, детьми и дальними родственниками). 

  1. Заключительная часть.

Рефлексия.

Психолог просит ответить детей по очереди на вопросы:

  • Что вам понравилось на занятии?

  • Какое задание вам было интересно выполнять?

  • Наш класс - тоже семья. И все, что происходит в классе, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает весь класс. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, хорошие оценки, то выигрывает весь класс. И мне хочется, что бы вы переживали и болели за свой класс как за одну большую семью. 
    Важно не забывать о том, что каждая семья должна быть крепкой, дружной. А я желаю вам семейного счастья и благополучия.


Этюд прощания «Солнечные лучики».

- Протяните руки вперед и соедините их в центре круга. Постойте тихо. Почувствуйте себя теплым лучиком солнца.












КЛАССЫ:7 «А», 7 «Б»

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Семейные традиции».

ЦЕЛИ:

Коррекционно-образовательный: Совершенствовать представления об традициях семьи, поддерживать стремление к положительным семейным взаимоотношениям.

  • Коррекционно-развивающий: Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям. Развитие коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания. 

  • Коррекционно-воспитательный: Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, взрослым. Воспитание положительного отношения к традициям семьи. 

МЕТОДЫ:беседа, ответы на вопросы

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:



ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Приветствие.

- Добрый день, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке. 

  1. Повторение прошлого материала

Вопросы и ответы:«Устами младенца» 

– В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколения в поколение. (Семейная реликвия) 

– Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на Земле. (Мама) 

– Место, где мы бываем все вместе. (Дом) 

– Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все равно любят. (Ребенок) 

– Она вяжет всем носки и печет самые замечательные пирожки и булочки. (Бабушка) 

– В них играют все дети. (Игрушки) 

– Это не человек, но его любят все члены семьи. (Домашнее животное) 

Вопросы и ответы:«Кто есть кто»

Мать мужа (свекровь)

Отец жены (тесть)

Муж дочери (зять)

Мать жены (теща)

 Отец мужа (свекр)

Жена сына (сноха)

Сестра мужа (золовка)

Брат мужа (деверь) 

Неродная мать (мачеха)

Брат жены (шурин)

Неродной отец (отчим)

Сестра жены (свояченица) 

Неродной сын (пасынок)

Сын сына (внук)

Неродная дочь (падчерица)

Сестра мамы (тетя) 

Сын мамы (брат)

Сын брата (племянник)

Брат отца (дядя)

Дочь сестры (племянница)

  1. Сообщение новой темы.

Притча.

В одной семье, несмотря ни на какие беды, обрушившиеся на неё как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест.  «Как это им удаётся жить, не ссорясь и не обижая друг друга?» - удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и стал терпеливо писать на нём одно и то же слово – понимание, пока не написал его сто раз. «Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!» - обрадовался правитель и с миром отпустил гостя.

Психолог:Я не ошибусь, если скажу, что каждая семья индивидуальна по-своему. А скажите, чем же отличается одна семья от другой? 

Ответы детей: Привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. 

Психолог: Да, верно, традициями, тем, что передается из поколения в поколение. 

  1. Основная часть.

Психолог:Собирать и хранить семейные фотографии – это одна из традиций. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой фотографии дорогих людей. Иногда на нас нападает ностальгия и нам хочется открыть семейные альбомы и вспомнить о каких-то важных событиях или традициях для этого мы открываем семейные альбомы и фотографии возвращают нас в прошлое. 

  • У каждый семьи свои традиции. Например: петь песни.

Игра «Наша семейная песня»

Психолог: «Когда я была ребенком, наша семья часто собиралась по вечерам, и мы пели песни. Моя мама играла на домбре. Она и сейчас хорошо играет. Мы все пели и плясали».

  • Я предлагаю вам исполнить ваши любимые песни.

Игра «Папа, мама и я – спортивная семья»

Психолог: «А также в каждой семье есть любимые виды спорта. Кто-то любит играть в футбол или волейбол, а кто-то – в настольный теннис. Видов спорта много, все они очень интересные. Замечательно уметь плавать, кататься на коньках или на лыжах». Предлагаю некоторым ребятам рассказать о любимых в их семьях видах спорта.

  1. Заключительная часть.

Рефлексия.

Психолог просит ответить детей по очереди на вопросы:

  • Что мы сегодня узнали нового?

  • Для чего нужны семейные традиции?

Притча (завершение урока)

Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет, и решили они, что надо относиться друг к другу с пониманием, любовью, уважением, добротой, заботой.



























КЛАССЫ:7 «А», 7 «Б»

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «О ссорах (конфликтах)».

ЦЕЛИ:

  • Коррекционно-образовательный: сформировать понятие о конфликте, его происхождении, развитии и путях разрешения.

  • Коррекционно-развивающий: совершенствовать представления о ссорах, умения и навыки их проявления в жизни.

  • Коррекционно-воспитательный: воспитывать уважение к ближнему, способствовать пониманию друг друга.


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, кто сегодня с радостью пришел в школу! 

Здравствуйте, кто любит учиться! 

Здравствуйте, все те, кто любит веселиться! 

Здравствуйте все те, кто любит играть на компьютере! 

Здравствуйте все те, кто любит танцевать! 

Здравствуйте все те, кто настроен участвовать в нашем кругу друзей и одноклассников.

Произнесите слово «Здравствуйте» с разной интонацией: быстро, медленно, задумчиво, сердито, недовольно, весело, радостно. 

- Как вы думаете, зачем я провела эту игру? Изменилось ли ваше состояние?

  1. Основная часть

Игра: «Что такое конфликт»

Участникам предлагается написать на небольших листах определения конфликта ("Конфликт – это..."). После этого в импровизированную "корзину конфликтов" (коробка, мешок, шапка, сумка) складываются листки с ответами и перемешиваются. Ведущий подходит по очереди к каждому участнику, предлагая взять один из листков и прочитать написанное. Таким образом, можно выйти на определение конфликта. 

Понятие «конфликт».

Что такое «конфликт»? Это - спор, столкновение. Конфликт ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт особое взаимодействие индивидов, групп, объединений которые возникают при их несовместных взглядах, позициях и интересах. Можем ли мы обойтись без конфликтов? Почему? Конфликт это хорошо или плохо? Истинная причина + повод = КОНФЛИКТ.

Типы конфликтов по числу участников: внутриличностные (один участник); межличностные (два участника); социальные (много участников, государства).по причинам: экономические; политические; этнические; культурные и религиозные; профессиональные.

Способы протекания Приспособление – сглаживание противоречий, даже в ущерб своих интересов Компромисс – взаимные уступки Сотрудничество – совместная выработка решений, удовлетворяющего интересы сторон Игнорирование – попытка (или стремление) выхода из конфликтной ситуации, не решая её Соперничество – открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции



Пути выхода из конфликта Компромисс – решение проблемы через взаимный уступки сторон. Переговоры – мирная беседа обеих сторон по решению проблемы. Посредничество – использование третьей стороны в заочном решении проблемы. Арбитраж – обращение к наделённому специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы. Применение силы, власти, закона – одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.

Беседа: «Почему в семье должна царить любовь?»

Игра: «Похвали себя» 

Участникам предлагается подумать и рассказать о тех свойствах, качествах, которые им нравятся в себе или отличают от других. Это могут быть любые особенности характера и личности. Напомним, что овладение этими качествами делает нас уникальными.

Игра: «Комплимент»

Каждому участнику предлагается сосредоточить свое внимание на достоинствах партнера и сказать ему комплимент, который бы звучал искренне и сердечно.

 Игра: «Дружественная ладошка»

 На листе бумаги каждый обрисовывает свою ладонь, внизу подписывает своё имя. Участники оставляют листочки на стульях, сами встают и, двигаясь от листочка к листочку, пишут друг другу на нарисованных ладошках что-то хорошее (понравившиеся качества этого человека, пожелания ему).

  1. Итог урока

Рефлексия

Психологическая разгрузка

Сядьте удобно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза.Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий.Набрать в руки воображаемый песок. (Вдох). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержать дыхание). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Уронить обессилено руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками.(Упражнение повторить 2—3 раза).









































КЛАССЫ:7 «А», 7 «Б»

ТЕМА ЗАНЯТИЯ «Мир вокруг меня».

ЦЕЛИ:

  1. Коррекционно-образовательный: раскрыть величие и красоту родной природы;

  2. Коррекционно-развивающий:развивать эстетическое восприятие природы, способность видеть и чувствовать ее красоту как гармонию форм, красок, запахов;

  3. Коррекционно-воспитательный: воспитывать экологическую культуру, активное, действенное, чуткое и бережное участие в сохранении и улучшении природы



ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, кто сегодня с радостью пришел в школу! 

Здравствуйте, кто любит учиться! 

Здравствуйте, все те, кто любит веселиться! 

Здравствуйте все те, кто любит играть на компьютере! 

Здравствуйте все те, кто любит танцевать! 

Здравствуйте все те, кто настроен участвовать в нашем кругу друзей и одноклассников.

Произнесите слово «Здравствуйте» с разной интонацией: быстро, медленно, задумчиво, сердито, недовольно, весело, радостно. 

- Как вы думаете, зачем я провела эту игру? Изменилось ли ваше состояние?

  1. Введение в тему занятия:

- Тема нашего разговора сегодня «Мир вокруг меня».

  1. Основная часть.

- Сегодня, играя и узнавая некоторые тайны природы, мы будем учиться беречь и понимать наш общий дом.

- Сначала посмотрим презентацию об окружающем нашем мире.

С природой надо дружить, учиться у нее и помогать ей, возродить леса, пашни, родники, реки.

Игра «День-ночь»

Игра начинается с выбора водящего, который отворачивается от остальных игроков и произносит слово «День».

В это время все игроки бегают-прыгают-веселятся.Главное условие - нельзя оставаться на месте. Дальше водящий произносит слово «Ночь». 

В это время все должны сразу «заснуть» (замереть в тех позах в которых на тот момент были). Водящий в этот момент оборачивается, если он заметил игрока, который не «спит», то громко говорит об этом (в том числе и называет, какое именно он движение заметил), и игрок выбывает из игры (либо становится водящим, зависит от количества игроков).

Игра «Белки, зайцы, мышки»

Ход игры. Игроки делятся на три команды — «белки», «зайцы» и «мыши». Один или два игрока, не вошедшие в команду, становятся «Охотничьими собаками». На расстоянии 5 м кладут три обруча — домики зверушек. Посередине между ними еще один — дом «собак». Водящий дает команду, например: «Белки — мыши!» Названные команды должны поменяться домиками. В это время «собаки» их ловят. Пойманных игроков они ведут в свой дом. Если кто-то хочет их выручить, то во время перемены домика он может подбежать и прикоснуться к ним, тогда они считаются свободными. Водящий может подать и такой сигнал: «Мыши — белки — зайцы», тогда все три команды должны поменяться домиками, причем игроки должны следить, чтобы не оказаться в чужой команде.

Задание: нарисовать мир вокруг себя.

  1. Итог занятия.

- Вот и подходит к концу наш урок. Надеюсь, что, узнав чуть больше о сложной и многообразной жизни природы, вы будете учиться бережному отношению ко всему живому, что нас окружает, к тем, чья жизнь напрямую зависит от человека, а значит, от нас с вами.

- Ребята, давайте познакомимся с экологической памяткой.

Экологическая памятка.

  1. Не рубить березы из-за сока.

  2. Не сорить в лесу.

  3. Тушить костры.

  4. Не играть со спичками.

  5. Не засорять реки, речки, не разбивать стекла.

  6. Не стрелять в птиц и кошек.

  7. Посадить деревья.

  8. Не ломать ветки деревьев, кустарников.

  9. Не рвать охапками цветы.

  10. Берегите природу - ведь она как хрупкая планета.


В конце занятия детям раздаются нарисованные лица с разной мимикой.

- Если вам было интересно, поднимите улыбающееся личико, если вам,было, скучно возьмите другое.









































КЛАССЫ:7 «А», 7 «Б»

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Виды восприятия».

ЦЕЛИ:

Коррекционно-образовательный: дать понятие о том, что такое восприятие.

Коррекционно-развивающий: совершенствовать развитие различных видов восприятия, упражнять в умении и навыков их использования в деятельности.

Коррекционно-воспитательный:воспитывать терпение и уважение друд другу.

НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЯ:распечатанные материалы для выполнения задании.




ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, кто сегодня с радостью пришел в школу! 

Здравствуйте, кто любит учиться! 

Здравствуйте, все те, кто любит веселиться! 

Здравствуйте все те, кто любит играть на компьютере! 

Здравствуйте все те, кто любит танцевать! 

Здравствуйте все те, кто настроен участвовать в нашем кругу друзей и одноклассников.

Произнесите слово «Здравствуйте» с разной интонацией: быстро, медленно, задумчиво, сердито, недовольно, весело, радостно. 

- Как вы думаете, зачем я провела эту игру? Изменилось ли ваше состояние?

  1. Основное содержание занятия.

Восприятие является психическим процессом, который показывает отражение происходящего в реальности, объединяя при этом различные части и свойства этих явлений и предметов, воздействуя на органы чувств человека.

Восприятие делится на следующие виды:

Осязательное восприятие включает в себя систему прикосновений, тактильный, кожный контакт. В данном виде восприятия органом осязания являются руки человека – именно с их помощью он получает информацию, которую сознание перерабатывает.

Слуховое восприятие начинает развиваться у человека с самого рождения и очень важно для полноценной жизни. Слуховое восприятие подразумевает под собой способность человека определять и различать разнообразные звуки окружающего мира с помощью их основных характеристик и определений. К этим характеристикам относят умения различать различные звуки по громкости, скорости, тембру и высоте звучания. Без слухового восприятия человек считается неполноценным, именно поэтому слуховое восприятие так важно для каждого человека.

Зрительное восприятие. Оно подразумевает под собой объединение процессов создания и построения зрительного образа окружающего мира человека. К таким процессам относятся различие цветовых тонов, определение самого цвета, оценка темноты и светлоты, яркость. Все эти процессы возникают у человека на уровне подсознания и имеют инстинктивный, врожденный характер. Правильное развитие восприятия зрительного, крайне важно для человека. Оно помогает ему верно ориентироваться в пространстве. С помощью зрительного восприятия человек может оценивать, как находятся предметы, относительно друг друга. Понимает, какой формой обладают объемные вещи. Зрительное восприятие важно развивать с момента рождения ребенка, именно тогда у него начинают работать зрительные функции. Человек с недостаточным зрительным восприятием может испытывать определенные трудности, особенно при изучении творческих работ, при письме, а также у него могут быть сложности с изучением речевой грамматики.

Инра «Испорченный телефон»

Ведущий загадывает слово и шепчет его первому игроку так, чтобы не услышали остальные. Первый шепчет на ухо второму игроку то, что удалось услышать. Второй передает слово шепотом третьему и так далее по цепочке. Последний игрок громко вслух называет то, что услышал. Обычно это сильно отличается от слова, загаданного ведущим и вызывает всеобщее веселье.

Ведущим становится последний игрок, а все остальные «сдвигаются» по скамейке. Бывший ведущий садится на место первого игрока.

Для того, чтобы результат получился смешнее, игроки стараются говорить очень быстро и очень тихо.
Для усложнения игры можно говорить не слово, а целую фразу.

Упражнение для развития восприятия

Задания школьнику: постарайся как можно быстрее сосчитать:

1. сколько раз встречается круг?

2. сколько раз встречается квадрат?

3. сколько раз встречается треугольник?

4. сколько раз встречается ромб?

5. сколько раз встречается прямоугольник?



Упражнение «Треугольники» для развития восприятия формы предметов.

Вопрос к ребятам: Сколько треугольников изображено на рисунке?





Игра «Узнай по звуку» дляразвития слухового восприятия

Ход  игры:

Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки разными предметами. Если ребенок догадывается, чем произведен звук, он поднимает руку и говорит об этом взрослому, не оборачиваясь.Шумы можно производить самые разные: бросать на пол ложку, мяч, бумагу; ударять предметом о предмет; перелистывать книгу; рвать или мять бумагу и т.п.За каждый правильный ответ ребенок получает награду цветные фишки или маленькие звездочки.

Игра «Найди фигуры»

Игра «Узнай предметы»

  1. Заключительная часть.

Рефлексия.

Тренинг «Пять хороших качеств»  

- Положите ладонь на листок бумаги, обведите кисть, напишите в центре имя своё, а на каждом пальчике какими хорошими качествами вы наделены. И я хочу, чтобы вы все были  для своих семей, для нас, учителей, маленькими звездочками, которые радуются жизни, которые счастливы и никогда не унывают. Вы все сегодня молодцы!







КЛАССЫ:7 «А», 7 «Б»

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Свойства восприятия».

ЦЕЛИ:

Коррекционно-образовательный: дать понятие о том, что такое свойства восприятия.

Коррекционно-развивающий: совершенствовать свойства восприятия, умение проявлять их в познании свойств предметов, упражняя в их применения в дятельности

Коррекционно-воспитательный:воспитывать терпение и уважение друг другу.




ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, кто сегодня с радостью пришел в школу! 

Здравствуйте, кто любит учиться! 

Здравствуйте, все те, кто любит веселиться! 

Здравствуйте все те, кто любит играть на компьютере! 

Здравствуйте все те, кто любит танцевать! 

Здравствуйте все те, кто настроен участвовать в нашем кругу друзей и одноклассников.

Произнесите слово «Здравствуйте» с разной интонацией: быстро, медленно, задумчиво, сердито, недовольно, весело, радостно. 

- Как вы думаете, зачем я провела эту игру? Изменилось ли ваше состояние?

  1. Основное содержание занятия.

Свойства восприятия:

    1. Предметность – акт объективации, т.е. соотношение сведений внешнего мира к этому миру. Решающую роль играют осязание и движение. Объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.

    2. Целостность – ощущения отражают отдельные свойства предметов, восприятие лишь целостный образ, складывающийся на основе обобщения знаний об отдельных свойствах, качествах, получаемых в виде отдельных ощущений. Внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Следует рассматривать два аспекта этого свойства:

      • объединение разных элементов в целом;

      • независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.

    3. Структурность (обобщенность) – не является суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени (слушая музыку, мы слышим ноты одну за другой).

    4. Константность – относительно воспринимающего субъекта объекты непрерывно меняются. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях порождает константность этого образа. Обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предметов его существования.

    5. Осмысленность – хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы имеют определенное смысловое значение. Восприятие тесно связано с мышлением, понимаем сущности предмета, что позволяет мысленно назвать его, т.е. отнести его к определенной группе предметов, классу, обобщить его. Основана на связи восприятия с мышлением, с пониманием сущности предмета. Связана с работой вторичных корковых полей анализаторов.

    6. Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

Игры и задания для развития свойства восприятия:

Задания: «Дорисуй!».

Задания: «Зачеркни фигуры: круги, квадраты, треугольники, овалы (последовательно).

Игра: «Морская фигура».

Дети садятся в круг. Руки кладут на плечи друг друга, затем раскачиваются под слова ведущего: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри». Также повторить несколько раз.

Игра: «Угадай фигуру».

Три стороны, три угла, один из которых прямой. Четыре стороны, четыре угла, все углы прямые. Три стороны, три угла, один из которых тупой. Три стороны, три угла, все углы острые.

  1. Заключительная часть.

Рефлексия.

Тренинг «Пять хороших качеств»  

- Положите ладонь на листок бумаги, обведите кисть, напишите в центре имя своё, а на каждом пальчике какими хорошими качествами вы наделены. И я хочу, чтобы вы все были  для своих семей, для нас, учителей, маленькими звездочками, которые радуются жизни, которые счастливы и никогда не унывают. Вы все сегодня молодцы!





КЛАССЫ:7 «А», 7 «Б»

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Восприятие цвета».

ЦЕЛИ:

Коррекционно-образовательный: дать понятие о том, что такое восприятие цвета.

Коррекционно-развивающий: совершенствовать восприятие цвета, упражнять умение его различать, а также навыки правильного использования цвета.

Коррекционно-воспитательный:воспитывать терпение и уважение друг другу.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, кто сегодня с радостью пришел в школу! 

Здравствуйте, кто любит учиться! 

Здравствуйте, все те, кто любит веселиться! 

Здравствуйте все те, кто любит играть на компьютере! 

Здравствуйте все те, кто любит танцевать! 

Здравствуйте все те, кто настроен участвовать в нашем кругу друзей и одноклассников.

Произнесите слово «Здравствуйте» с разной интонацией: быстро, медленно, задумчиво, сердито, недовольно, весело, радостно. 

- Как вы думаете, зачем я провела эту игру? Изменилось ли ваше состояние?

  1. Основное содержание занятия.

Как человек воспринимает цвета? Возьмем, к примеру, яблоко. В полной темноте яблоко не имеет цвета. Для того, чтобы получить восприятие цвета нам нужен источник света. 
Говоря проще, отраженный от поверхности объекта свет попадает в глаза, информация о нем передается в мозг, который воспринимает цвет. Яблоко имеет красный цвет, потому что его поверхность отражает красную составляющую и поглощает остальную часть светового спектра. Потом отраженный свет попадает в глаз, а оттуда передается в мозг человека.

Дидактическая игра: «Лото»

Дидактическая игра: «Подбери по цвету»

Дидактическая игра: «Найди пару»

Дидактическая игра: «Цветная мозаика»

Подвижная игра: «Разноцветные ленточки»

Описание игры: каждому ребенку даётся ленточка на колечке, которую он заправляет себе в шорты сзади, делая «хвостик. По команде (свистку) дети разбегаются по залу и пытаются сорвать ленту-«хвостик» у другого игрока, при этом сохраняя свой «хвостик». Держать свою ленточку руками нельзя. Игра заканчивается по команде (свистку) или когда все ленточки будут сорваны. Побеждает тот игрок, кто больше наберёт ленточек и сохранит свою.

Задания: «Раскрась фрукты на деревьях»

  1. Заключительная часть.

Рефлексия.

Тренинг «Пять хороших качеств»  

- Положите ладонь на листок бумаги, обведите кисть, напишите в центре имя своё, а на каждом пальчике какими хорошими качествами вы наделены. И я хочу, чтобы вы все были  для своих семей, для нас, учителей, маленькими звездочками, которые радуются жизни, которые счастливы и никогда не унывают. Вы все сегодня молодцы!

КЛАССЫ:7 «А», 7 «Б»

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Восприятие формы».

ЦЕЛИ:

Коррекционно-образовательный: дать понятие о том, что такое восприятие формы.

Коррекционно-развивающий: совершенствовать восприятие формы, упражнять умение его различать, а также навыки правильного использования цвета.

Коррекционно-воспитательный:воспитывать терпение и уважение друг другу.




ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, кто сегодня с радостью пришел в школу! 

Здравствуйте, кто любит учиться! 

Здравствуйте, все те, кто любит веселиться! 

Здравствуйте все те, кто любит играть на компьютере! 

Здравствуйте все те, кто любит танцевать! 

Здравствуйте все те, кто настроен участвовать в нашем кругу друзей и одноклассников.

Произнесите слово «Здравствуйте» с разной интонацией: быстро, медленно, задумчиво, сердито, недовольно, весело, радостно. 

- Как вы думаете, зачем я провела эту игру? Изменилось ли ваше состояние?

  1. Основное содержание занятия.

Всё, что нас окружает, поражает разнообразием форм: величественные очертания гор, громады многоэтажных зданий, обтекаемые формы самолётов и автомобилей, изящные очертания цветов, бабочек, птиц, пластика человеческого тела и др.

Форма - это единство внутренней конструкции и внешней поверхности объекта.

Все зрительно воспринимаемые признаки формы важны:

  • геометрический вид (конструкция)

  • величина

  • положение в пространстве

  • масса

  • фактура

  • текстура

  • цвет

  • светотень

- Вы, наверное, замечали, что форма деревьев различна в спокойный день и ветреную погоду. Также может изменяться на ваших глазах форма облаков, превращаясь в рыцаря, птицу, дракона или принимая очертания сказочного замка.

- А теперь поиграем в игры, которые способствует развитию нашего восприятия формы.

Дидактическая игра: «Что лишнее?»

Дидактическая игра: «Найди пару»

Дидактическая игра : «Головоломка»

Задания с пособиями «Доска Сегена», «Почтовый ящик», «Сложи картинку».

  1. Заключительная часть.

Рефлексия.

Тренинг «Пять хороших качеств»  

- Положите ладонь на листок бумаги, обведите кисть, напишите в центре имя своё, а на каждом пальчике какими хорошими качествами вы наделены. И я хочу, чтобы вы все были  для своих семей, для нас, учителей, маленькими звездочками, которые радуются жизни, которые счастливы и никогда не унывают. Вы все сегодня молодцы!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!