СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И. Суриков "Зима"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«И. Суриков "Зима"»

Конспект урока чтения в 3 классе

Тема: «Зима» И. Суриков

Цели: 1. Познакомить с творчеством И. Сурикова; формировать навыки

чтения, следить за культурой речи учащихся;

2. Развивать фонематический слух, память, внимание; наблюдать ,

умение замечать прекрасное рядом с собой через созерцание

природы;

3. Воспитывать эстетичные чувства от восприятия красоты зимней природы.

Оборудование: портрет И. Сурикова, картины «Зима», аудиозапись

Вивальди «Зима», словарное слово «пелена», простые

карандаши.


Ход урока.

  1. . Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

Постарайтесь всё понять

И внимательно читать.


II. Речевая разминка.

* За-за-за- скоро на дворе зима,

Зе-зе-зе- приготовились к зиме

Зу-зу-зу- очень я люблю зиму.


III. Подготовка к восприятию текста.

Вступительная беседа.

-Ребята, какие времена года вы знаете? ( зима, весна, лето, осень).

-Какое время года наступит после осени? (зима).

-По каким признакам мы отличаем зиму от другого времени года? (снег лежит, мы одеваемся тепло, листьев нет на деревьях, холодно, быстро темнеет).

-А о чём мы сегодня на уроке будем говорить на уроке, вы сейчас ответите сами.

  • Загадка.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(зима)

-Молодцы!

-А какие слова вам помогли отгадать загадку? (запорошила, разукрасила, на санках прокатила).

Сегодня на уроке мы будем говорить о прекрасном времени года «Зима».

  • Работа по картинке «Зима».

-Обратите внимание на слайд. (на доске вывешена картина).

-Какое время года изображено на картинке? (зима).

-Как определили? ( кругом снег, деревья покрыты снегом).

-Какое настроение у вас вызывает эта картина? (унылое, спокойное).


IV. Сообщение темы урока.

а) -У каждого человека на земле есть своё отношение к зиме. Очень много художников, поэтов, писателей пишут произведения о зиме. Вот и сегодня мы познакомимся с произведением русского поэта И.Сурикова «Зима».

б)Знакомство с биографией И. Сурикова. (вывешиваю на доску портрет И. Сурикова, учитель рассказывает биографию).

Иван Захарович Суриков – талантливый поэт. Родился в деревне Новосёлово Ярославской губернии в 1841 году. Отец мальчика жил в Москве и работал продавцом. В 8 лет мальчику после смерти мамы пришлось переехать в город к отцу и много работать. Но будущий поэт всё время вспоминал спокойный, мирный, простой уклад и красоту деревенских окрестностей. Как только Иван освоил грамоту, он начал «поглощать» книги. Больше всего его привлекли стихи. Это событие и послужило поводом изучить теорию стихосложения и начать свой творческий путь. Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжёлое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам   П.И Чайковский. Поэт умер в 1880 году и был похоронен в Москве на Пятницком кладбище.

в) – Как вы думаете, о чём это стихотворение? ( о зиме)

- Вы часто гуляете на улице, а наблюдали ли вы, как падает снег? (медленно, плавно, кружась, летая)

- А кто был в зимнем лесу? Красив ли он? (ответы детей)


V. Первичное чтение стихотворения учителем.

- Сейчас я расскажу стихотворение «Зима» И. Сурикова, в котором поэт по-своему увидел зимний лес, снег, поле и его тоже что-то поразило. А вы постарайтесь мысленно, закрыв глаза, представить себе картины, которые увидел поэт и описал вам. (Учитель медленно, выразительно рассказывает, для фона включается аудиозапись Вивальди «Зима»)

- Что же поразило поэта? (наутро снегом всё покрыто: поле, лес принакрылся шапкой)

- Какие картины увидели вы? (снег тихо падает на землю, поле белое….)

- Очень хорошо!


VI. Чтение слов со сложной звуко-слоговой строй.

-Сейчас вы будете читать стихотворение И. Сурикова «Зима». В нём встретятся трудные слова. Прочитаем их отдельно. Когда будете читать стихотворение, читайте слова правильно. (на доске заранее написаны слова: принакрылся, забелело, непробудно)

-Ребята, прочитайте слово про себя (принакрылся).

-Прочитаем слово по слогам, все вместе. (при-нак-рыл-ся).

-А теперь читаем хором целым словом с правильным ударением. (остальные слова разбираем аналогично).

-Молодцы!

Одело точно пеленою – точно белым туманом.

Покоен – находится в состоянии покоя.

- Ребята, в тексте встречаются слова, значения которых могут быть не понятны, поэтому предлагаю провести словарную работу. Как вы понимаете слово пелена?

Пелена- сплошной покров, то, что закрывает со всех сторон; кусок ткани, то, во что пеленают.

(Учитель объясняет значение слова с соблюдением методики проведения словарной работы).

Крестьянин -  сельский житель, основным занятием которого является обработка земли.

Изба - деревянный крестьянский дом.
Стужа - сильный холод, мороз.
Санишки – старые сани.


VII. Чтение стихотворения детьми про себя.
-Откройте учебник на стр. 76.

- Сейчас прочитайте стихотворение про себя. Обратите внимание на слова, над которыми мы работали (отметьте их карандашом). Читайте их правильно, ставя ударение.


VIII. Физминутка.

Для продуктивности нашей работы, давайте вспомним, чем можно заниматься зимой, а поможет нам с вами в этом физкультминутка.

Мы зимой в снежки играем,

По сугробам мы шагаем,

И на лыжах мы бежим,

На коньках по льду скользим

И снегурку лепим мы

Гостью зиму любим мы.


IX. Повторное чтение стихотворения и анализ содержания.

-А теперь давайте прочитаем вместе со мной. Старайтесь читать так же как я. (при чтении учитель обращает внимание на знаки препинания, выдерживает паузы, соблюдает интонацию).

- Будьте очень наблюдательны, потому что вам придётся отвечать на вопросы словами из стихотворения и делать зарисовки на доске.

- Итак, представьте: мы вышли на поляну, справа – зимний лес, слева - заснеженное поле. Погода тихая, падает снег.

  • Чтение по четверостишиям.

а) Читаем первые 4 строчки.

- Каким вы увидели снег? (снег белый, пушистый)

- Что он делает? (в воздухе кружится, на землю тихо падает, ложится)

- Какую зарисовку можно сделать? (снежинки)

- Молодцы!

б) Читаем следующее четверостишие.

-Каким вы увидели поле наутро? (наутро снегом поле забелело)

- «Точно пеленою всё его одело». Как вы понимаете это выражение? (Укрыто поле снегом)

- Какую зарисовку сделаем? (поле укрытое снегом)

в) Прочитаем третье четверостишие.

- Какой стоит лес? (тёмный)

- Почему тёмный? (листья опали, одни ветки)

- Какой шапкой он принакрылся? (чудной шапкой)

- Почему лес заснул под нею? ( потому что под снегом деревьям тепло)

- Заснул как? (крепко, непробудно, до самой весны)

- Какую зарисовку сделаем? (деревья укрыты шапками из снега)

- Молодцы!

г) Читаем четвёртое четверостишие.

- Прочитайте, что сказано о зимних днях? О солнце? (дни стали короткие, солнце светит мало)

- Какое время года пришло? (зима)

д) Читаем пятое четверостишие.

- О ком эта часть? Кто ждал наступления зимы? (Крестьянин)

- А как выдумаете здесь говорится о каком-то конкретном крестьянине или в общем обо всех крестьянах? (Обо всех крестьянах)

- Да, конечно! Все крестьяне ждали зимы, беспокоились, чтобы снег укрыл землю, и земля не замерзла бы.

–Как автор называет крестьянина? (Труженик)

- Кто такой труженик? (Тот, кто много и усердно трудится)

е) Читаем пятое и шестое четверостишие.

- Как он готовится к зиме? Почему так? (Он укрыл избу соломой, чтобы не проникал ветер сквозь щели, чтобы сохранить тепло в доме)

ж) Читаем пятое четверостишие.

- Что несет зима крестьянину – труженику? (Спокойствие. Он теперь покоен – Все кругом укрыто, и ему не страшен Злой мороз, сердитый)

- Как вы думаете, что хотел сказать ВАМ поэт этим стихотворением? (Чтобы мы любили свою землю как и он)

- Почему поэт называет сани – санишки? (Наверное, потому, что они маленькие, а может быть, потому, что они уже старенькие)

X. Чтение стихотворения целиком.

- Ребята, перед тем как мы с вами прочитаем стихотворение вслух, давайте вспомним правила выразительного чтения. Вспомните, мы с вами читали статью Я. Смоленского «Как научиться читать стихи» и эти правила проговаривали.

- Давайте попробуем прочитать выразительно.

-Молодцы!


XI. Итог урока.

- Представьте себе, какие краски вы использовали бы, чтобы нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению?

- Почему?

-Какое стихотворение читали?

-Кто автор?

- Понравилось ли вам это стихотворение?

Оценивают себя по алгоритму:

- На уроке для нас было важно …….

- На уроке для нас было сложно…..

- Теперь мы умеем……

- На уроке у нас получилось….


XII. Домашнее задание.

- Ребята домашнее задание – подготовить выразительное чтение стихотворения «Зима».

Спасибо всем за интересную, работу на уроке. Мне было приятно сотрудничать!


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!