СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.Суриков «Все темней» Образы в стихотворении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«И.Суриков «Все темней» Образы в стихотворении.»


Этапы. Задачи

Наглядность

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент

Задачи этапа:

Задачи этапа:
Организовать направленное внимание на начало урока (личн.)
Замотивировать к учебной деятельности (личн.)

 

Прозвенел звонок, а это значит, что наша встреча началась.
Релаксация.
Посмотрите в окно, как много света вокруг, но несмотря на яркое солнце, мороз сильно щиплет щеки. А в нашем классе тепло. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Вот с таким настроением мы и начнем наш урок литературного чтения.

Приветствие

2.Актуализация знаний
Задачи этапа:
Актуализировать знания обучающихся о понятии стихотворение (предм.)
Развивать навыки сотрудничества с учителем и одноклассниками (личн.)
Формировать умение работать с информацией, представленной в виде иллюстраций,  (позн.)
Развивать умение выполнять учебные действия в устной речи (регул.)
Развивать умение принимать участие в учебном диалоге (коммун.)

 

Слайд 2 – карта с форзаца учебника «Литературное чтение» В.Ю.Свиридовой или рисунок карты.


Вам знакома эта карта? Она нам снова сегодня необходима. И мы уже на дороге открытий. Дорога завела нас в область искусств.

 

 

 

 

Да

3.Выход на тему и цель урока
Задачи этапа:

Развивать речь обучающихся(предм.)

Акутализировать знания о картин А.Куинджи “Ночь на Днепре”(предм.)
Развивать навыки сотрудничества с учителем и одноклассниками (личн.)
Развивать умение формулировать тему и цель урока (регул.)
Формировать умение коллективно составлять план урока (регул.)
Формировать умение осознавать познавательную цель урока (позн.)
Развивать умение принимать участие в учебном диалоге (коммун.)
Развивать умение слушать собеседника и понимать речь других (коммун.)

 

Вопрос перед прослушиванием:

Послушайте музыку и подумайте, к какому времени суток можно её отнести?

Слайд. Звучит музыкальное произведение “Ноктюрн” Ф. Шопена. (2мин)

К какому времени суток можно её отнести?

-Почему именно ночь?

-Что помогло догадаться? 

- Положите перед собой листочки со словами. Выберите из этих прилагательных те, которые наиболее точно характеризуют это музыкальное произведение.

Радостная, грустная, печальная, таинственная, лёгкая, весёлая, спокойная, мрачная, волшебная


Назовите те прилагательные, которые наиболее точно характеризуют это музыкальное произведение.

-Эта замечательная музыка написана великим немецким композитором Фредериком Шопеном, она так и называется – “Ноктюрн”, т. е. в перевое с французского языка “ночной”.

Композитор написал ее, представляя образ «ночи»

-Как вы думаете, с помощью чего ему удалось это сделать?( 

-Какой вид искусства нам помог увидеть красоту ночи? 

- Какое настроение возникло


Слайд 

-Теперь обратимся к другому виду искусства. (На слайде известная детям картина Куинджи «Ночь на Днепре»).

- Что вы увидели? 

- Что изобразил художник? 

- Какие краски использовал художник? 

 

-Какое настроение вызывает эта картина? 

-Какой вид искусства нам помог увидеть красоту ночи? 


-И музыка, и живопись, помогли создать образ ночи и вызвать у нас спокойное настроение?

- Значит, если мы сейчас исследуем следующий вид искусства , то мы сможем понять, какой образ создает автор и почувствуем настроение от произведения.

- Что объединяет прослушанное музыкальное произведение и картину?

- Кто догадался, о чем будет произведение, с которым мы будем знакомиться на уроке?


Слайд 5 -Назовите следующий вид искусства. (Литература)

Искусство:

Музыка Живопись Литература


-Ну , тогда вперед по дороге открытий в сады поэзии. Ведь нам сегодня предстоит разгадать тайны стихотворения замечательного русского поэта.

Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, отгадайте загадки на слайде, первая буква отгаданного слова будет вам сигналом, кто догадается - поднимет руку.



1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

С

у

р

и

к

о

в

 

1Выгляну в оконце

   Лежит белое суконце.

   Всю зиму лежит,

   А весной убежит.(Снег.) 

5) В прохладной тени отдохнем от жары…

Вот только противно звенят ….(Комары.)

2) Вот проснулось в небе солнце,

Заглянуло к нам в оконце.

Петушок гарланитмудро,

Возвещая: «Это ….»(Утро.)

6) Раскудрявые овечки
Ходят в летний день
Над речкой. (Облака.)

3) ) Игривый, шаловливый,
Болтливый, говорливый.
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка (Ручей.)

7) Гуляет в поле,
   Да не конь.
   Летает на воле,

   Да не птица.  (Ветер.)

4) Не колючий, светло-синий 
По кустам развешан ... (Иней.)


– Кто узнал фамилию поэта?

- Назовите  (Суриков)

- Верно. А зовут поэта Иван Захарович.

- Кто попробует назвать тему урока?

 

 

Какую цель поставим перед собой на урок?

 

 

 

 

 

 

 

Ночь

 

Характер музыки

 

 

 

 

 

 

 

грустная, печальная ,таинственная, спокойная, мрачная, волшебна

 

 

 

 

 

С помощью нот

 

Музыка

 

Спокойное

 

 

 

 

 

 

Картину

Ночь

Краски черные. А для луны и реки – желтые

Спокойное

Живопись 

 

 

 

Да

 

 

 

 

 

 

 

Общая тема: ночь

Тоже про ночь

 

 

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Снег

Утро

Ручей

Иней

Комары

Облака

Ветер 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Суриков

 

 

Стихотворение Ивана Захаровича Сурикова о ночи

 

Научиться выразительно читать, понять смысл этого произведения, побывать в роли исследователей, исследовать образы, о которых мы узнаем в нашем произведении

4.Подготовка к первичному восприятию текста

Задачи этапа:
Способствовать проявлению чувства гордости и уважения к творчеству русских писателей, поэтов (личн.)
Развивать умение сохранять учебную задачу (регул.)
Учить работать с информацией, представленной в виде текста, иллюстраций (позн.)
Формировать умение осуществлять поиск необходимой информации в словарях (позн.)
Развивать умение слушать собеседника и понимать речь других (коммун.)
Формировать умение формулировать собственное мнение (коммун.)

 

Нам сегодня предстоит познакомиться со стихотворением замечательного русского поэта Ивана Захаровича Сурикова «В ночном», научиться выразительно читать, понять смысл этого произведения, и даже может быть извлечь какой-то урок, побываем в роли исследователей, исследуем образы, о которых мы узнаем в нашем произведении, но прежде чем познакомиться со стихотворение , расскажу о поэте.

Сообщение о жизни и творчестве Ивана Захаровича Сурикова

Иван Захарович Суриков (1841-1880) родился в глухой деревушке Новоселовке Ярославской губернии. Отец его был простым крестьянином. Восьми лет будущего поэта привезли в Москву. Maльчик помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте у соседей. Когда Сурикову было около 20 лет начитавшись Пушкина, Суриков начал писать свои стихи.  Жизнь Сурикова,  была очень тяжелой, тк ему приходилось много работать.


Более 160 лет назад Суриков свел знакомство с поэтом А. Н. Плещеевым. Плещеев оценил талант юноши и помог ему выступить со стихами в печати. В 30 лет Суриков издал первый сборник своих стихотворений. 

Основная тема его творчества- горькая доля крестьянских тружеников и городской бедноты .В стихах поэта звучал протест против бесправного положения народа. Его творчество способствовало созданию поэзии для детей, побуждающей ум и сердце ребенка для реального восприятия окружающей действительности.

На слайде изображены картины, что мы видим на них?

Давайте, порассуждаем, о чем пойдем речь в нашем стихотворении?

 

5.Первичное восприятие текста
Задачи этапа:
Познакомить сфактамибиографии И.З.Сурикова(предм.)
Познакомить с содержанием стиховтворения
Учить воспринимать на слух текст произведения (позн.)
Развивать умение ориентироваться на страницах учебника (позн.)
Развивать умение сохранять учебную задачу (регул.) 

 

- Послушайте стихотворение Ивана Сурикова, и скажите, какую картину представили?
Звучит запись произведения).

 

 

6.Проверка первичного восприятия текста
Задачи этапа:
Учить сравнивать выдвинутые предположения с содержанием стихотворения (предм.)
Развивать умение озвучивать свои мысли и чувства по поводу прослушанного произведения (коммун.)
Развивать умение сохранять учебную задачу (регул.)

 

- Что представили? 

- Какое настроение вызвало это стихотворение ?

 

Наши предположения подтвердились? 

 

 

ФИЗМИНУТКА

Давайте немного отдохнем, поднимитесь с места и встаньте рядом с партой. Теперь поднимем ручки вверх и потянемся к солнышку, все очень по нему скучают. Спустили. Теперь повернем голову влево, потом аккуратно вправо. Теперь, только очень тихо, чтобы не испугать соседние классы. Топнем ножкой правой. А потом и левой. Хлопнем в ладоши, улыбнемся и присядем на место. Спасибо, молодцы.

 

Ночь, сказочные герои 

Сначала спокойное. Потом тревожное, сказочное

Да

 

 

7.Анализ. Вторичное восприятие текста.

Задачи этапа:
Развивать умение анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника) (предм.)

Развивать навык выразительного чтения (предм.)
Развивать умение ориентироваться на страницах учебника (позн.)
Учить работать с информацией, представленной в виде текста, иллюстраций (позн.)
Развивать умение сохранять учебную задачу (регул.)
Формировать умение формулировать собственное мнение и аргументировать его (коммун.)
Развивать умение принимать участие в учебном диалоге (коммун.)

 

Это стихотворение большое, поэтому я предлагаю поработать группами. Каждой группе я предлагаю часть стихотворения. То есть, объединяемся, в пары с соседом, обсуждаем.

(1 ряд- первые 8 строк, 2 ряд – 10 строк, 3 ряд-6 строк)

 

 

Вы прочитаете, обсудите, что представили, какой образ возник. И после этого выберите их предложенных вариантов, на парте листочки со словами, то что походит вам.

На слайде появляется схема:

- Какой образ у вас на 1 рисунке? (Ночь/черная), на 2 (Сказки/цветная),на 3? (Ночь/черно-красная).

- Вы читали одно стихотворение, но получилось три разных образа в одном стихотворении. Как это может быть, давайте исследуем. Правильно ли у вас получилось?

 

1 ряд- первые 8 строк,”Всетемнее - Все смолкает в поле”

2 ряд – 10 строк, “И на ум приходят _ Тени в поле ходят”

3 ряд-6 строк “Детям боязно - и до конца.

 

 

 

А). - Прочитайте самостоятельно первые 8 строк.

- Какие слова непонятны? ( Слайд: зарницы мгновенная световая вспышка, озаряющая горизонт вечером или ночью, вроде молнии, но без грома.)


- Какое настроение у вас возникло?

- С помощью чего поэту удалось показать это настроение, найдите в тексте?


 

 

 

- Какие звуки нарушают эту тишину, подчеркните их.

-Зачитайте

- Если в тишине услышать эти звуки, можно испугаться?

- Как нужно прочитать эту часть стихотворения, чтобы представить эту пугающую тишину. 


- Кто может прочитать всему классу. А мы оценим, правильно ли получилось. (Читает один ученик. Обсуждаем: голос таинственный, паузы выдержал после многоточия).


Слайд 

У.: Давайте вернемся к нашей схеме.

-Какую область искусства исследуем? (Литература)

- Какой образ возник у нас? 

-Какое настроение? 

-С помощью чего поэт этого достиг? 

Б). – Послушайте, как я прочитаю следующие 10 строк

- Реальный ночной пейзаж в какой превращается? 

- Какое настроение возникает?

- Найдите и подчеркните, с помощью каких слов автору удалось нам передать ощущение сказки Слайд 

Зачитайте.

- Где вы встречали этих героев? 

- Почему именно эти герои приходят на ум?

- Как нужно прочитать эту часть стихотворения? 

 

 

 

- Кто сможет так прочитать? А мы с ребятами оценим. ( Один ученик зачитывает, оцениваем голос, манеру чтения).

- Теперь ночь у нас какая?

- Какое настроение?

 

ФИЗМИНУТКА. 

Перед тем, как исследовать последнюю часть стихотворения, мы отдохнем.

Все встали, представили ночь, поле, небольшой ветерок.(Ветер дует нам в лицо….) Теперь с новыми силами продолжаем исследовать стихотворение Ивана Сурикова.


В).  Подумайте, что мы будем делать наследующем этапе, какую поставим перед собой задачу?(

-Хотите узнать?

-Как узнаем?


- Что произошло, зачитайте. 

- Что это за огонек свечка? Костер? Докажите. Слайд 

- Что теперь чувствуете?

- Какое настроение? 



Зарницы

 

 

 

Очень тихая ночь, тревожно, потому что раздаются редкие звуки)

 

с помощью повтора слов темней, темней; после слова тише стоит …, значит автор хочет, чтобы мы представили тишину; даже смолкли птицы.

 

фыркнет, хрупнет, звякнет

 

 

можно

 

таинственно, почти шёпотом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литературу 

Ночь

Страшно

Повтор: Темнее, темнее…

 

 

 

В сказочный

 

Таинственное. Сказочное

С метлой несется ведьма, мчится леший, змей летит. Тени ходят

 

В сказках 

Ночь, тишина и страшно

Чуть громче, чем первую часть, но таинственно, загадочно 

 

 

 

 

Волшебная

Спокойное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Узнать что произошло дальше.

 

Да

Самостоятельно прочитаем последние 6 строк

 

Дети огонек разводят

Костер – трещат сучья, освещая далеко и ярко

Тепло, чуть спокойней

Спокойное

8.Обобщение
Задачи этапа:
Помочь выявить основную идею произведения (предм.)
Учить соотносить значение пословиц с содержанием произведения (предм.)
Учить делать выводы в результате совместной работы класса и учителя (позн.)
Формировать умение обобщать информацию (позн.)
Учить работать с информацией, представленной в виде схемы / таблицы / иллюстрации (позн.)
Развивать умение слушать собеседника и понимать речь других (коммун.)
Развивать умение принимать участие в учебном диалоге (коммун.)

 

- Посмотрите на листочки со словами, которые вы выбрали. Можем ли мы сказать, почему три разных образа?

 

 

 

-Давайте определим, как мы с вами можем создать образ каждого этапа нашего произведения?

1 этап -тихо

2этап- загадочно

3этап- спокойно


- Теперь прочитаем весь стих целиком, чтобы представить полную картину.

- Получилось ли передать настроение?

 

У каждого вида искусства свои средства. В литературе – слово, музыке – звуки, а живописи – краски, цвет. Каждый автор использует свои средства, чтобы получить тот или иной образ и передать нам разное настроение.

Так какой же образ в стихотворении Ивана Сурикова? 

Слайд 

Мы много сделали на уроке и подошли совсем сказочным дебрям. (Обращаюсь к карте).

Меняются образы и настроение. Сначала была реальная ночь и тишина, затем пейзаж становится сказочным, пугающим, и в конце появляется яркий костер и становится не страшно

 

 

 

 

 

 

Выходят 3 ученика 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

ПЕЙЗАЖ Волшебной ночи

9. Подведение итогов урока, рефлексия
Задачи этапа:
Формировать умение оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха (регул.)
Развивать умение выражать свои мысли в устной форме (коммун.)

 

Наше общение завершается.

Давайте определим легло или трудно вам было работать на сегодняшнем уроке, красный   карандашик - трудно, зеленый карандашик - легко.

Я вижу, что вам на уроке было интересно.

- И это здорово!
Желаю вам хорошего настроения! До новых встреч!

 

 

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!