СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«И много чар, и много песен …»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом году, уважаемые коллеги, я имею возможность работать на уроках с мультимедийной аппаратурой, которая, безусловно, позволяет не только сделать урок более насыщенным засчёт привлечения дополнительного материала, но и более динамичным.  Хочу предложить для обсуждения вариант урока, который является результатом синтеза старого урока (урок-мастерская) и презентационного сопровождения, созданного специально к нему.  Не буду говорить о подробном конспекте, так как обращаюсь к тем, кто не нуждается в этом. Просто расскажу об общем замысле и покажу, как у меня работала на уроке презентация.

        

Просмотр содержимого документа
««И много чар, и много песен …»»

«И много чар, и много песен …»

(Символизм как литературное направление. Урок с элементами мастерской. 11 класс).



В этом году, уважаемые коллеги, я имею возможность работать на уроках с мультимедийной аппаратурой, которая, безусловно, позволяет не только сделать урок более насыщенным засчёт привлечения дополнительного материала, но и более динамичным.

Хочу предложить для обсуждения вариант урока, который является результатом синтеза старого урока (урок-мастерская) и презентационного сопровождения, созданного специально к нему.

Не буду говорить о подробном конспекте, так как обращаюсь к тем, кто не нуждается в этом. Просто расскажу об общем замысле и покажу, как у меня работала на уроке презентация.

1 этап.


Мы записываем тему урока: «Символизм как литературное направление», а потом эпиграф: «Все преходяще, есть только символ». Гёте


Записываю на доске СИМ – ВО – ЛИЗМ и прошу ребят записать слова – ассоциации. Потом мы обмениваемся словами.

Предлагаю составить из слов определение символизма. Слушаем и записываем те, которые понравились.


2 этап.

Обращаемся к слайду № 2.

Говорим об истории термина, сравниваем свои определения с положениями символизма.

Дальше идет работа с презентацией: живопись и музыка, которые относят к возникновению символизма как направления в искусстве.

Слайды 3 и 4



Несколько слов о Клоде Моне (мой 11 класс, изучая живопись на уроках МХК, сам рассказал вкратце о художнике).

Посмотреть картины художника и записать свои впечатления, ощущения.


Слайды 5-7.



Я предлагаю послушать фрагменты двух самых известных произведений Вагнера, записать свои ощущения, определить, что объединяет их. Последнее задание трудное, но оно понадобится позже по ходу урока.

3 этап.


От символизма европейского мы обращаемся к возникновению символизма в России. Начинаем с живописи.

Слайд 8.

Посмотрев картины В. Борисова-Мусатова, ученики отвечают на вопрос: «Что сближает его произведения и картины Моне?»

Слайд 9.


Работа с этим слайдом готовит учеников к работе со стихотворными текстами: мы подходим к главной особенности символизма: изображение своего отношения к предмету, миру.


Слайд 10.


Вопросы: «Чем можно объяснить стремление художников уйти от конкретной формы?» и «Почему художники обращаются к аллегории или сюжетам вне времени?» помогают сформулировать выводы о том, в чем же состоит особенность мироощущения символистов.


Слайд 11.


Это определение символизма, которое мы сравниваем с нашими, записываем самое важное, ключевое.


4 этап.


Работаем со стихами. И на этом этапе я использую рекомендацию Л. Д. Фураевой: сравнить стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье …» и А. Блока «Я, отрок, зажигаю свечи …».

Для этого читаем, слушаем и выписываем лексический ряд слов стихотворений и строим смысловой ряд.

Выполнив задание, приходим к выводу, что в стихотворении А. Блока нет сюжета, а есть фиксация каких-то чувств, ощущений.


Слайд 12.


В конце урока слушаем «Поэму экстаза» А. Скрябина. Записываем свои ощущения от музыки. Сравниваем их с теми, что фиксировали, когда слушали Вагнера. Ученики приходят к выводу, что само понятие мелодии уходит, а значит, композитор ставит перед собой иную задачу, и этим объясняется его стремление соединить музыку и живопись, создать синтез искусств, преодолев границы каждого.


Логично закончить разговор высказыванием Н. Бердяева, которое представлено на последнем слайде.

Слайд 13.



Вот такой «синтез искусств» получился у меня. Добавлю только, что, опираясь на опыт проведения данного урока, я сократила материал, посвященный символизму в живописи и музыке, так как на уроке это заняло много времени.

Интересно узнать ваше мнение.




Успехов на уроке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!